Главная страница
Навигация по странице:

  • Годы учёбы в Академии художеств и начало архитектурной деятельности

  • Творчество в Вятской губернии.

  • Работы по заказам Вятской епархии

  • Строительство храмов

  • Учебные заведения

  • 1900 – 1917 годы

  • Советский период творчества архитектора

  • Архитектор Иван Чарушин. Архитектор Иван Чарушин Вятка второй половины XIX века и семья Чарушиных


    Скачать 65.5 Kb.
    НазваниеАрхитектор Иван Чарушин Вятка второй половины XIX века и семья Чарушиных
    АнкорАрхитектор Иван Чарушин.doc
    Дата14.08.2018
    Размер65.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАрхитектор Иван Чарушин.doc
    ТипДокументы
    #22929


    Архитектор Иван Чарушин
    Вятка второй половины XIX века и семья Чарушиных

    Иван Аполлонович Чарушин родился 24 февраля (9 марта) 1862 г. в семье служащего в уездном городе Орлове Вятской губернии. Места эти издавна славились живописной природой, поэтической красотой русской провинциальной архитектуры. Гармония линий и форм жилых и общественных построек, древних храмов в сочетании с величественными картинами природы уже в раннем возрасте привили Чарушину любовь к живописи и зодчеству, способствовали.развитию его вкуса и художественного чутья.

    Рано проявилась у Чарушина заинтересованность изобразительным искусством. Уже в зрелом возрасте Иван Аполлонович признался, что архитектором он почувствовал себя ещё будучи подростком: любил рисовать с натуры городские здания, возводить из песка, досок и стекол различные сооружения. Но для того чтобы мечта осуществилась, нужно было хорошо подготовиться в высшее учебное заведение. В 1877 г. он поступает в «Вятское земское училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей». Помимо общеобразовательных дисциплин – истории, географии, русского и немецкого языков, химии, математики, педагогики – в училище был сильно развит практический уклон. Занятия по техническим дисциплинам, черчению, машиноведению составляли большую часть учебной программы. Обязательными были посещения мастерских для овладения каким-либо из ремёсел: столярным, токарным, слесарным или кузнечным. Здесь учились многие талантливые юноши, оставившие заметный след в науке, культуре и политической деятельности России. Среди них писатель А. С. Грин, художник Н. Н. Хохряков, революционер С. Н. Халтурин, искусствовед Н. Г. Машковцев. Чарушин легко и успешно окончил в 1883 г. училище, включая и дополнительный, седьмой, механико-технический класс.

    Годы учёбы в Академии художеств и начало архитектурной деятельности
    Летом 1883 г. Иван приезжает в Петербург с несколькими товарищами по училищу, которые собирались поступать в различные высшие учебные заведения столицы. Чарушин давно решил посвятить себя архитектуре, поэтому подаёт прошение в архитектурный класс Академии художеств. Он благоговел перед академией, стремился именно здесь получить образование. Из черновых записей архитектора: «В другой вуз я не хотел поступать. Академия с её тремя громадными музеями архитектуры, живописи и скульптуры приковала меня. Произведения больших мастеров, питомцев той же академии, наполнявших эти музеи, окончательно очаровали меня, и я решил во что бы то ни стало добиться поступления»Однако учиться в её стенах могли в основном представители состоятельных слоёв населения и лишь немногие одарённые молодые люди, выходцы из разночинской среды, недостаток средств которых восполнялся природным талантом, редким упорством и целеустремлённостью в достижении цели. Одним из них был Иван Чарушин, дальнейшими своими успехами обязанный исключительно личным качествам.

    Желанная цель была достигнута – в 1884 г. его приняли на архитектурное отделение.

    В систему обучения постепенно вводились курсы технических дисциплин, отвечавших требованиям строительной практики тех лет. Академия давала серьёзное профессиональное образование. Впоследствии это очень пригодилось Ивану Аполлоновичу, поскольку он исполнял должность губернского инженера и вынужден был заниматься всей гаммой инженерно-технических вопросов.

    Немаловажное значение для приобретения архитектурных навыков имела и окружающая его академическая среда, атмосфера творческого соревнования. Начальные шаги в архитектурных конкурсах были весьма плодотворны. Свою первую награду – Малую серебряную медаль – он получил в 1887 г. за проект римско-католической церкви для столичного города. Медаль давала звание свободного художника и право самостоятельного производства строительных работ.

    Летнюю строительную практику в течение двух лет (1887 – 1888 гг.) Чарушин проходил в городе Вятке, назначенном академией как место, хорошо ему знакомое и обжитое. Должность губернского инженера-архитектора в те годы занимал А. С. Андреев, (ему дали)он и дал первую аттестацию молодому зодчему, работавшему на перестройке двух корпусов присутственных мест, тюремного замка и частного дома. «Во время работы Чарушин относился к делу с полнейшим усердием и выказал вполне достаточные знания в архитектуре и строительном искусстве».

    После окончания учёбы практические и теоретические навыки были закреплены двухлетней стажировкой в Петербурге.
    Творчество в Вятской губернии.
    С августа 1893 года он получает назначение от Министерства внутренних дел на службу «исправляющего должность губернского архитектора строительного отделения» - учреждения, фактически ведавшего в то время всей застройкой Вятского края. Бесспорно, огромная губерния нуждалась в квалифицированных строительных кадрах, крайне редко в Вятке работали выпускники Академии художеств.

    Должность губернского архитектора, которую И. А. Чарушин получил три года спустя, была хлопотной, требовала много времени и сил. Он следил за возведением сооружений, объезжая территориально удалённые от г. Вятки объекты.

    Таким образом, заняв должность губернского архитектора, Чарушин превратился в главного зодчего Вятского края с широкими полномочиями. В его руках сосредоточивалось всё строительство. Всё, что ни делал этот человек, он выполнял старательно и добросовестно.

    В начале творческого пути Чарушин выполняет самые разнообразные работы: от участия в ремонте Успенского собора Вятского Трифонова монастыря, проектирования небольших сельских школ и волостных правлений, выстроенных из дерева, ремонта домов, до строительства полукаменного доходного дома Вятского Успенского монастыря, промышленных сооружений.

    В 1897 – 1899 годах И. А. Чарушин проектирует расширение здания Мариинской женской гимназии на Московской улице, построенного ещё в 1799 году по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова. В стилистике этого предельно простого безордерного здания чётко прослеживаются черты декора, характерные для раннего классицизма 60 – 70-х годов XVIII века. Он, несомненно, был удобен в строительстве и потому продержался в провинции длительное время.
    Работы по заказам Вятской епархии
    Особую страницу в творчестве архитектора открывает строительство сооружений по заказам Вятской епархии – церковно-административной и территориальной единицы деления в православной церкви. Основанная в 1657 году Вятская епархия занимала большую территорию, совпадающую с границами губернии. Поскольку специального архитектора она не имела, именно Чарушин выполнил много проектов, связанных с нуждами и потребностями церковного строительства. Кроме храмов, по её заказам возводились многочисленные церковно-приходские школы, епархиальные училища и богадельни.

    В конце 90-х годов Чарушин много работает над перестройкой зданий, включая свои сооружения в уже сложившиеся комплексы. Удачным примером этой деятельности является достройка каменного здания церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке. Художественный такт проявился в умении Чарушина соединить тёплый храм с холодным путём расширения прохода и устройства арки между ними. Холодная Иоанно-Предтеченская церковь построена в 1717 году и является одним из редких памятников русской архитектуры. В 20 – 30-х годах XIX столетия с западной стороны церкви пристроили трапезную, два придела и колокольню. Характер пристроек, выполненных в формах позднего классицизма, не соответствовал архитектуре храма, почти полностью покрытого каменным кружевом.
    И. А. Чарушин разработал проект надстройки трапезной. Центральный неф тёплой церкви получил верхнее освещение в виде окон, обрамлённых килевидными полуарками. Благодаря введению этого элемента смягчилось стилистическое отличие тёплой и холодной церквей.
    Как свидетельствуют архивные данные, архитектор имел большую практику. Во многих сёлах Вятской губернии он строит различные церковно-приходские школы, каждый раз учитывая возможности и условия доставки строительных материалов. Чарушин проектирует здания из дерева, кирпича , бутового камня. Облик этих небольших компактных школ разнообразен и тоже учитывает местные особенности. Они представляют интерес как в художественном отношении, так и по манере исполнения. Почерк зодчего ощущается в самых, казалось бы, незначительных деталях: в рисунке несложного декора, узоре оград, фонарях освещения, дверных ручках. Небольшие по размерам, хорошо скомпонованные, эти постройки удачно вписаны в окружающую среду.
    Его мастерство получает всё большее признание. Имея превосходную теоретическую подготовку, полученную в стенах академии, и солидный стаж самостоятельной проектной и практической работы, приобретённый на Сахалине, он по праву становится ведущим архитектором губернии. К тому же, как уроженец этого края, Чарушин, хорошо знакомый с местными условиями, добился максимальной эффективности в работе. Именно И. А. Чарушину поручают строительство наиболее крупных и важных сооружений. Постройки, созданные им в период его деятельности в Вятской губернии, и в настоящее время в значительной степени определяют облик города и других населённых пунктов, органично вписываясь в исторически сложившуюся городскую застройку.
    Строительство храмов
    В обширной и разнообразной проектной деятельности И. А. Чарушина, как и в практике любого архитектора тех лет, видное место занимали здания церквей. По сравнению с другими центральными губерниями России их в Вятском крае явно не хватало, что и вызвало усиленное строительство храмов в конце XIX – начале XX века. Подход зодчего к данной теме отличался редким разнообразием. Среди них имеются грандиозные соборы, домовые и приходские церкви, часовни, деревянные сельские церквушки. Проекты храмов Чарушина интересны для нас приёмами композиции, декоративным решением фасадов, что позволяет оценить их как оригинальные, заслуживающие внимания произведения в истории архитектуры этого времени.

    Значительную веху в творчестве Чарушина в области культового зодчества представляет единоверческая церковь св. Серафима Саровского в Вятке, спроектированная в 1904 году и осуществлённая к 1907 году. Церковь сохранилась до нашего времени и используется по своему прямому назначению.

    Культовое строительство занимало важную часть в творческом наследии архитектора. При проектировании подобных зданий Чарушин демонстрирует прекрасное знание традиций византийской и древнерусской архитектуры, позволяющее создать выразительный образ сооружения. Архитектор создавал свои храмы в подчёркнуто мажорном жизнеутверждающем ключе, каждый раз учитывая масштаб окружающей застройки, характер материала, возможности строительной техники.
    Учебные заведения

    В начале XX века в русской архитектуре ведётся усиленный поиск новых типов общественных сооружений. Примером тому явились проекты учебных заведений для Вятской губернии, разработанные Чарушиным. Близкие по стилистике, они образуют целостный период его творчества в первое десятилетие XX века. Большинство школьных зданий зодчий проектирует в «кирпичном стиле», вполне оправдавшем себя экономически.

    Профессиональным качеством И. Чарушина является умение чётко дифференцировать здания по назначению и решать фасад соответственно функции. Монументальность и в то же время отсутствие каких бы то ни было излишеств отличают учебные заведения.

    Разработанный тип учебных зданий оказался необычайно плодотворным в творчестве архитектора, который не уставал повторять, что они должны быть удобными, прочными, хорошо спланированными. Одним из них является учебный корпус Второй мужской гимназии в Вятке, возведённый в 1904 – 1906 годах на углу Копанской и Царёвской улиц. Первоначально он был задуман как общежитие при гимназии, построенное на средства её почётного попечителя купца Т. Ф. Булычёва. В дальнейшем из-за нехватки помещений здание использовалось для учебных целей. Местная пресса оживлённо комментировала его сооружение: «Во второй половине 1905 года была закончена постройка громаднейшего, красивой архитектуры, трёхэтажного с мезонином здания, предполагавшегося на помещение в нём от 79 до 100 учеников».
    1900 – 1917 годы
    Наиболее успешным и насыщенным в творчестве И. А. Чарушина явился период с 1900 по 1917 годы, когда он проявил себя как вполне сложившийся мастер. Архитектор нашёл свой почерк, и каждая из его построек становится событием в жизни губернии. Им были созданы новые культовые, жилые, общественные здания, существенным образом обогатившие архитектуру Вятского края.

    Среди общественных сооружений тех лет следует выделить первый в Вятке универсальный магазин купца П. П. Клобукова, построенный в 1909 – 1911 годах. Развитие торговли привело к градостроительному преобразованию центра города, в котором появились торговые дома нового типа, отличные от старых патриархальных гостиных дворов, представляющих собой универсальные магазины.

    Жилые дома

    В творчестве любого зодчего строительство жилых домов занимает особую страницу. Дома И. А. Чарушина отражали его творческие устремления. Они были просты, удобны, функционально отвечали всем разнообразным потребностям и имели выразительный облик.

    Особого внимания заслуживает особняк потомственного почётного гражданина Т. Ф. Булычёва в Вятке. Тихон Филиппович Булычёв – богатый пароходовладелец, крупный промышленник, известный своей благотворительной и общественной деятельностью, просвещенностью, был одним из основных заказчиков архитектора. По его просьбе Чарушин построил в 1908 – 1911 годах личный дом в духе лучших столичных особняков. В этом здании архитектор обращается к использованию той модификации готического стиля, которая была ему хорошо знакома и по годам учёбы в Академии художеств, и, особенно во время архитектурной практики в Москве. «Родовые замки», строившиеся для разбогатевшей буржуазии, поражали воображение, подчёркивали колоссальные состояния их владельцев. Не случайно Тихон Булычёв затеял создание дорогостоящего дома. По преданию, он хотел поразить им воображение невесты, часто жившей за границей, привлечь её в родные края и дать почувствовать, что и в такой глухой стороне могут создаваться истинно художественные произведения. Поэтому архитектор, пожалуй, единственный раз в жизни получил возможность полностью проявить свой незаурядный талант, поскольку ассигнования епархиального ведомства или скудость земских средств не давали возможности осуществить наиболее смелые замыслы. Любопытно отметить, что Чарушин несколько раз возвращался к работе над своим любимым произведением, видоизменяя многие декоративные детали. Так, например, грифоны добавлены позже, в 1914 году, когда Т. Булычёв передал это здание в дар городу для дома инвалидов и сирот Первой мировой войны. Этот особняк сохранился и является памятником истории. блик.

    Советский период творчества архитектора

    Новый этап деятельности Чарушина начался после революции. В сложной ситуации первых революционных лет, когда многие архитекторы уезжали в столицы, Чарушин остался верен родному городу и продолжал работать в Вятке.

    Своё отношение к новой тематике архитектор выразил в сооружении памятников-монументов. Согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, по всей стране воздвигались памятники героям революции. Они должны были способствовать обновлению советских городов, художественно оформлять новый общественный быт. В 1919 году на Советской площади (ныне стадион «Динамо») по проекту Чарушина был возведён первый в Вятке обелиск, посвящённый жертвам революции. Этот памятник, сооружённый из дерева, до наших дней не сохранился.

    В 1923 году совместно со скульптором Н. И. Шильниковым И. А. Чарушин создаёт памятник-монумент Степану Халтурину. Памятник прост, но в этой простоте и заключался источник силы композиции. На прямоугольном многоступенчатом постаменте стоит, держа в левой руке знамя, С. Н. Халтурин. Авторы нашли удачное соотношение объёмов и форм пьедестала с бетонной фигурой революционера. В настоящее время он является одним из немногих сохранившихся монументов, воздвигнутых по ленинскому плану монументальной пропаганды.

    Большое значение Чарушин придавал распространению сведений по истории отечественного искусства и воспитанию бережного отношения к памятникам. Он был энтузиастом изучения художественного наследия края. Занявшись научной работой, бережно собирал и хранил материалы по архитектуре, живописи и прикладному искусству.

    Глубокий знаток зодчества, Чарушин увлечённо изучал творчество архитектора А. Л. Витберга. Особенно Иван Аполлонович восторгался его Александро-Невским собором. Ещё в студенческое время он выполнил обмеры этого здания, а в тридцатые годы, когда по всей стране шёл процесс тотального уничтожения храмов, Чарушин, предвидя судьбу витбергского собора, сделал проект его реконструкции. Пытаясь любым способом сохранить для потомков этот бесценный памятник архитектуры, Иван Аполлонович решил приспособить его под нужды города – создать в нём дворец спорта и, тем самым, спасти от гибели.

    1935 – 1937 года являются последними годами творчества Чарушина в Кирове. Несмотря на преклонный возраст, он работает с большим подъёмом, почти взахлёб, словно предчувствуя ограниченность отпущенного судьбой срока. В этот относительно короткий период в Кировском крае им возводится около десяти крупных зданий.

    Одной из последних значительных работ Чарушина стала перестройка и реконструкция здания Киро вского педагогического института им. В. И. Ленина.

    В 1937 году по проекту Чарушина в г. Кирове была построена гостиница, ставшая в те годы одной из лучших в крае. В 1935 году архитектор выдерживает представительный конкурс на её устройство в г. Кирове, проводившийся среди местных архитекторов и инженеров. «Первую премию получил проект Чарушина, который более всех отвечал требованиям, предъявляемым условиями конкурса», - сообщала «Кировская правда». Спустя два года над городом поднялось одно из лучших зданий, которое и сейчас играет немаловажную роль в формировании центральной части Кирова и включено в список памятников советской архитектуры, охраняемых государством.

    Главный акцент во всём здании был сделан на полуциркульное скругление угловой части, в центре которой расположен главный вход.

    В 1937 году Чарушин был избран делегатом от Вятского края на I Всесоюзный съезд советских архитекторов. Год спустя, в 1938 году, общественность г. Кирова торжественно отметила 75-летний юбилей и 50-летие его архитектурной деятельности. В Кировском областном художественном музее была развёрнута выставка произведений Ивана Аполлоновича. Она стала событием культурной жизни города, о не й писала «Архитектурная газета». В последние годы жизни Чарушин отошёл от архитектурной деятельности. В 1939 году он по предложению сыновей переехал к ним в Ленинград. В начале Великой Отечественной войны Иван Аполлонович с семьей своего старшего сына Евгения эвакуируется в Вятку. 29 июля 1945 года архитектор скончался. Иван Аполлонович Чарушин погребён на Лобановском кладбище, на могиле установлен бюст работы вятского скульптора М. М. Кошкина.


    написать администратору сайта