Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат на тему: «Архитектура Древней Руси X - XIII веках»

  • ВведениеАктуальность темы

  • Основные черты архитектуры Новгорода

  • церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195).

  • церковь Спаса на Нередице (1198).

  • Особенности Софийского собора в Новгороде

  • Новгородская церковь Спаса — на реке — Нередице

  • Церковь Николы Белого

  • Появление византийских и сербских мастеров

  • Строительная техника, градостроительство и монументальное строительство Северо-Восточной архитектуры

  • Градостроительство

  • Монументальная архитектура

  • Обзор источников и литературы

  • Архитектура Древней Руси xxiii веках


    Скачать 37.9 Kb.
    НазваниеАрхитектура Древней Руси xxiii веках
    Дата02.03.2023
    Размер37.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreferat.docx
    ТипРеферат
    #965666

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации

    Кафедра Истории Отечества, медицины и социальных наук

    Реферат на тему:

    «Архитектура Древней Руси X-XIII веках»

    Выполнил:

    студент группы

    № 119

    1 курса лечебного факультета

    Алламырадов Руслан Нурмыратович

    Проверил:

    Преподаватель

    Мистрюгов Павел Алексеевич

    Самара, 2020

    Оглавление
    Введение………………………...……………….……………………………...……3
    Основные черты архитектуры Новгорода………………………………………….4
    Особенности Софийского собора в Новгороде…………………………………………..………………………..……….5
    Новгородская церковь Спаса — на реке — Нередице………….…………………6
    Церковь Николы Белого (Николая Чудотворца)……………………....……….….7
    Появление византийских и сербских мастеров……………………………..……..8
    Строительная техника, градостроительство и монументальное строительство архитектуры Северо-Восточной Руси………..…………………………………..…………………………………….10
    Заключение…………………………………………………………………….…....14
    Обзор источников и литературы…………………………………………………..15







    Введение
    Актуальность темы
    Актуальность в данной тематике достаточно очевидна, знать свою культуру и ее корни необходимо каждому человеку. На мой взгляд, без нашего прошлого нет и будущего развития не только человека, но и общества в целом. Эта проблема всегда актуальна, ведь Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также техническими возможностями и эстетическими взглядами. поэтому изучение представленной темы актуально в наше время.

    Цель
    Рассмотреть архитектуру Древней Руси Х-ХIII в.

    Задачи
    1. Выделить отличительные черты и особенности архитектуры Новгорода.
    2. Рассмотреть и проанализировать архитектуру Северо-Восточной Руси.

    Основные черты архитектуры Новгорода
    «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки... но себе на уме... В его зодчестве такие же... простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силу­эты, энергичные массы».

    *Грабарь Э.И., художник-живописец, реставратор, искусствовед. теоретик искусства.
    Для понимания причин становления особой отличной от других архитектурных традиций необходимо понимание социального и политического положения Новгорода как обособленной области. В XII веке Новгород становится республикой, свободной от княжеской власти. Возглавляют область бояре и архиепископ, но большую роль также играют ремесленники и торговцы. Те же сословия определяли принципы монументального зодчества: зодчие возводят небольшие домовые (боярские) четырехстолпные храмы или же приходские церкви.

    Храмы Новгорода эпохи политической раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как 
    церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195). Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Как и многие новгородские храмы церковь Спаса Нередицы отличается строгостью и простотой, как и вся северная новгородская земля. Благодаря этой земной простоте она кажется живой формой самой природы. Мужественный, суровый характер носят и росписи Спаса Нередицы. В тесном пространстве церкви изображения святых как бы обступают вошедшего и смотрят на него широко раскрытыми глазами. Фигуры их грубоваты, лики святых напоминают лица обыкновенных стариков. Во всем облике чувствуется какая — то могучая сила.

    Нередко к храму примыкает дополнительный объем – придел, посвященный покровителю заказчика. Отличается также техника кладки: вместо плинфы (плоского кирпича) используют известняковые плиты, затираемые с фасада раствором, во избежание выветривания. Ряды плит прокладывают рядами
    кирпичей (в целях выравнивания фасада). В рамках описанной техники мастера отказались от сложных декоративных элементов фасадов, оставив наиболее простые в исполнении.
    Особенности Софийского собора в Новгороде
    Софийский собор в Новгороде был возведен в 1045 — 1050 гг. «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Луки» Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и значительных живописных ансамблей России. Упрощается не только общая композиция и масштаб сооружения, но также внутреннее пространство: оно становится более лаконичным и просторным, столбы не крестообразные, а квадратные в плане, упрощаются хоры Новгород начинается с Кремля, он выстоял почти десять веков, сохранил первоначальный вид многих построек и до сих пор остается символом древнего Новгорода. Красные кирпичные стены новгородского Кремля бесконечно живописны и выразительны

    Каменное строительство в Новгороде в первой половине XI в. отсутствовало. Для возведения собора строительная артель должна была прийти со стороны, и почти наверняка она пришла из Киева. Об этом нам скажет сама архитектурная композиция собора, но об этом же свидетельствуют и обстоятельства его возведения. Заказчиками нового здания выступили не только епископ и князь Новгорода Владимир, но и отец последнего великий князь киевский Ярослав Мудрый. В какой-то мере повторяется даже логика киевского градостроительства. Ведь Ярославом закладывается в Киеве рядом с городом Владимира новый, больший по размерам, в последнем возводится каменный Софийский собор (до этого деревянный Софийский собор располагался в другом месте и не имел такой значимости). В Новгороде после пожара деревянной Софии новая ставится в расширенном и обновленном князем детинце, она сразу берет на себя роль архитектурной доминанты всего города, сохраняя ее на протяжении всех последующих столетий.

    Материалы, примененные при строительстве, и строительная техника принципиально аналогичны киевским. Смешанная кладка из камня и плинфы на цемяночном растворе стала в Новгороде только упрощеннее и грубее: больше применяется булыжный камень, из него почти сплошь выложены стены и столбы. Однако все арки и своды сложены в классическом для Киева и Константинополя технике кладки с утопленным рядом. Как и в последних, широко используются расчерчивание и раскраска лицевых поверхностей стен
    целью создания иллюзии регулярной кладки из плинфы или из камня. Среди
    плинф в нижних частях центральной апсиды встречаются светлоглиняные, привезенные, очевидно, из Киева, ибо такой глины нет в Новгороде.

    Главным аргументом в пользу киевского генезиса новгородского собора является сходство общей композиции обоих памятников. Оба храма — пятинефные с галереями и лестничными башнями, с обширными хорами, в углах которых устроены как бы одностолпные палаты, оба имеют многоглавые завершения.
    Новгородская церковь Спаса — на реке — Нередице
    Одним из замечательных памятников Древней Руси является новгородская церковь Спаса — на реке — Нередице Церковь Спаса на Нередице была построена в 1198 году на правом берегу ручья Малый Волховец, неподалеку от Новгородского городища, по заказу князя Ярослава Владимировича. Храм, ставший собором Спасо-Нередицкого монастыря, был возведен в память об умерших сыновьях князя. Спасская церковь — это яркий пример новгородского зодчества второй половины XII века, отличающийся особенностями. Как и другие памятники Новгорода этого периода, она представляет собой четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием. К западному фасаду церкви Спаса на Нередице ранее примыкал притвор. Фасады церкви расчленены лопатками на прясла. Окна в соответствии с традицией того времени располагаются пирамидально. Верхняя часть барабана украшена традиционным новгородским аркатурным фризом, который по нижнему краю декорирован поребриком. На хоры, располагающиеся в западной части храма, ведет лестница, расположенная в западной стене. Боковые части деревянных хоров отделены от трансепта стеной, образуя традиционные для новгородского зодчества этого времени угловые каморы. В юго-западной части хоров располагался придел Никиты Халкидонского, алтарная ниша которого находилась в восточной стене. Особенностью интерьера храма являются ниши полукруглой формы, расположенные в нижней части стен в алтарной части и в западном пространстве под хорами. В центральной апсиде они заменили синтрон (скамья для духовенства), в западной части храма, вероятно, указывают на погребальную функцию. Как и многие новгородские храмы церковь Спаса Нередицы
    отличается строгостью и простотой, как и вся северная новгородская земля. Благодаря этой земной простоте она кажется живой формой самой природы. Она, словно белый гриб, сочный и крепкий, выросла из — под земли и слилась с окружающими ее полями и лесами. Мужественный, суровый характер носят и росписи Спаса Нередицы. В тесном пространстве церкви изображения святых
    как бы обступают вошедшего и смотрят на него широко раскрытыми глазами.
    Фигуры их грубоваты, лики святых напоминают лица обыкновенных стариков.



    Церковь Николы Белого
     (Николая Чудотворца) — недействующая православная церковь в Великом Новгороде, бывший храм упразднённого Николо-Бельского монастыря. Основной объём храма XIV века — кубический, четырёхстолпный, имеет одну полукруглую апсиду, восьмискатное покрытие и одну главу со световым барабаном. Стены имеют сильный наклон внутрь и утолщены в основании. Фасады вертикально разделяются лопатками, которые в верхней части соединены ползучими арками — трёхлопастной в центральном прясле и двухлопастными в боковых пряслах. Среди восстановленных оконных проёмов есть проёмы трёх типов: 1) со скошенными гранями, перемычками полуциркульной формы и деревянными окончинами, 2) аналогично предыдущему, но с уступом с наружной стороны, стрельчатой перемычкой и кирпичной окончиной; 3) небольшие щелевидные проёмы с треугольной перемычкой. Три входа в храм оформлены перспективными порталами со стрельчатыми очертаниями завершений. Столбы смещены от середины храма к востоку. От перекрытий XIV века сохранились только триумфальная арка апсиды и две арки между восточными столбами и южной и северной стенами соответственно. На восточной стене имеются два аркосолия XIV в. со стрельчатыми завершениями. Кладка XIV века имеет смешанный характер, в основном кирпичная



    Появление византийских и сербских мастеров

    Появление мастеров из Византии и Сербии способствовала не просто активная, а «лихорадочная» строительная деятельность новгородского боярства. Его возможности были уже так велики, что оно возводит и украшает храмы само, без помощи архиепископа: за период с 1380 года по 20-е годы XV века в Новгороде было построено более пятидесяти каменных храмов и примерно столько же деревянных. Вкусы боярской верхушки теперь не столь скромны, чтобы довольствоваться произведениями собственных новгородских художников. Они пользуются любой возможностью для привлечения к росписи храмов приезжих мастеров, число которых на Руси к концу XIV века постоянно увеличивается. В программном синтетическом стиле, культивировавшемся в Моравской Сербии, видимо все импонировало вкусам новгородских посадских и, прежде всего,
    боярских кругов: и своеобразный «классицизирующий» ретроспективизм, и
    «ученость», сочетающаяся с силой непосредственного, часто резко акцентированного выражения, и украшенность, соответствующая представлению о «большом стиле». Искусство Феофана, отражая сущность новгородской действительности, было слишком индивидуально и слишком «духовно», чтобы иметь успех у новгородцев. Лишенные интеллектуальной утонченности, но непринужденные и независимые в своем индивидуальном отношении к миру, образы фресок Ковалева значительно больше отвечали представлениям новгородцев об идеальном типе святого.
    Фрески церкви Рождества Христова «на поле» имеют несомненную генетическую связь с «ковалевским» циклом. Но при этом рождественские фрески представляют собой новую фазу в развитии «балканского» стиля на почве Новгорода. В синодике Рождественской церкви, выстроенной в 1381–1382 годах, ее создателями названы князь Дмитрий Иванович Донской и целая группа новгородских бояр. Храм был монастырским, при скудельне, существовавшей здесь издавна. Монастырский характер храма, очевидно, наложил отпечаток на состав росписи. В западной люнете изображен ангел, вручающий общежительный монастырский устав Пахомию. Кругообразное расположение сцен в подкупольном пространстве храма имеет ближайшие аналогии в памятниках монументальной живописи Моравской Сербии. Создатели фресок церкви Рождества, видимо, хорошо знали подобного рода памятники.
    Учитывая небольшие размеры храма, художники отказываются от развернутых повествовательных циклов, сокращают количество изображений, одновременно укрупняя их масштаб. Топографическое расположение и взаимодействие композиций, согласованное с традицией и характером программы, сам стиль живописи раскрывают замыслы создателей росписи. На южном склоне западного свода как предвестие будущего всеобщего воскресения представлена сцена Воскрешения Лазаря. Поскольку Рождественская церковь была кладбищенской, помещение подобной сцены над входом в храм делало этот смысл особенно ощутимым.
    Традиционные для палитры новгородских иконописцев открытые зеленые и красные цвета полностью отсутствуют во фресках Рождественского храма. В живописи нет и следа экспрессии, еще хорошо ощутимой в росписи Ковалева.

    Новгород был связан культурными традициями с Западной Европой и подвергался тем самым влиянию романской архитектуры, поэтому для архитектуры Новгорода характерны художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка
    стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане, отсутствие пышного скульптурного убранства стен.



    Строительная техника, градостроительство и монументальное строительство Северо-Восточной архитектуры

    Строительная техника.
    Быстрое развитие ремесленного производства в древнерусских городах XII в. способствовало развитию строительной техники. Строительные ремесла продолжали выделяться в отдельные отрасли. Артельная форма труда строителей становилась все более распространенной. Одновременно со свободными городскими ремесленниками на строительстве работали и мастера,
    находившиеся в феодальной зависимости от князя, боярина, церкви. Характерной особенностью древнерусской строительной техники в XII в. был переход на местные строительные материалы. В Преднепровье, где вблизи крупных городов не было месторождений камня, основным материалом каменного строительства стал кирпич. В связи с этим здесь повсеместно развивалась техника кирпичной кладки; смешанный способ кладки, характерный для строительства эпохи древнерусского государства, исчезает. Кирпичная, так называемая равнослойная, порядовая, кладка («opus isodos») велась рядами кирпича-плинфы на известковом с примесью цемянки растворе. Швы раствора достигали 2—3 см при толщине кирпича 4—5 см. Стены зданий не штукатурились (иногда местами затирались тонким слоем раствора), швы раствора подрезались кантами, подчеркивавшими фактуру кирпичных стен и создававшими определенный художественный эффект.

    Переход на новую технику строительства повлек за собой интенсивное развитие керамического производства, а в области архитектурного творчества — применение разнообразных конструктивных и декоративных керамических деталей и украшений: кронштейнов, лекальных частей аркатуры, фигурных кирпичей для поребрика, полуколонн и профилированных пилястр, керамических поливных плиток различной формы и размеров для полов и др.

    С развитием техники кирпичной кладки появляются и новые связанные с ней конструкции. К этому времени относится ряд достижений киевских мастеров в технике строительства: введение определенных правил перевязки швов кладки и употребление кирпича различных размеров, освоение техники кладки крестовых сводов, применение многочисленных типов керамических деталей. Вместе с тем качество кирпича киевских построек несколько ухудшается, равно как ухудшается и тщательность их кладки, в отличие от исключительно
    мастерской кладки черниговских построек этого времени.

    Техника кладки и строительные приемы (крестовые своды, кладка лекальных деталей и др.) древнерусских мастеров Приднепровья несомненно обнаруживают их знакомство со строительной техникой романского, а позднее и готического зодчества Центральной Европы. Постепенно забываются византийские традиции, как, например, смешанная кладка, которая в Приднепровье после первой четверти XII в. известна как декоративный прием лишь в одном памятнике — Михаило-Архангельской (Свирской) церкви в Смоленске.
     
    Градостроительство
    В застройке древнерусских городов Приднепровья XII в. развиваются традиции градостроительства древнерусского государства, но вместе с тем наблюдается и ряд новых отличительных черт. Жилища горожан и городская застройка Киева мало изменились по сравнению с предшествующим временем. По-прежнему массовым типом жилища ремесленного люда остается однокомнатная полуземлянка с глинобитными стенами и двускатной крышей. Правда, здесь следует оговориться, что полуземляночные-жилища лучше изучены в связи с тем, что они после пожара дают достаточно данных для их исследования, в то время как наземные деревянные постройки сгорали почти без следа. Как можно предполагать, жилища более зажиточных ремесленников, купцов, дружинников были многокомнатными и, возможно, двух- и трехэтажными. Остатки многокомнатного жилого дома XII—XIII вв. были найдены на Подоле. В двух полуземляночных жилищах, разрушенных во время татаро-монгольского нашествия в 1240 г., были обнаружены печи, сложенные из брускового кирпича с желобками. Это самый ранний известный случай применения нового типа кирпичей, который стал характерным для зодчества Украины, Белоруссии и Литвы XIV—XVII столетий.

    Интенсивно застраивался второй крупнейший город Приднепровья — Чернигов. В XII в. он значительно разросся, застроились Окольный город, Третяк и Предградье. На окраинах Чернигова, как и в Киеве, велось строительство в монастырях, — Елецком на западной окраине города, Ильинском — на Болдиных горах. Черниговские князья продолжали строительство храмов и дворцов в детинце. О черниговских дворцах нередко
    упоминают летописи. Неподалеку от Спасского собора были обнаружены раскопками остатки дворцовых сооружений XII в.
    Основная застройка города состояла из наземных срубных домов или каркасных (с плетневым с глиняной обмазкой либо деревянным заполнением) полуземлянок.

    Дома Старой Рязани имели деревянные полы и глинобитные печи, в большинстве четырехгранной формы, поставленные на бревенчатых платформах. Обычно печи располагались по середине избы.

    Монументальная архитектура
    В монументальной каменной архитектуре Киевской, Черниговской и Смоленской земель в XII и XIII вв. прослеживаются два стилистических этапа. Первый охватывает период с 30-х до 80-х годов XII в. Второй этап, начавшийся в конце XII в., был прерван татаро-монгольским нашествием 1238—1240 гг. Стилистическое направление первого этапа сложилось в Приднепровье в 30-х
    годах XII в. Для всех земель Приднепровья оно характеризуется общими типами зданий, едиными методами строительства и очень близкимиархитектурными формами. Локальные различия в этот период выражаются лишь в частных особенностях типа, форм и композиционных приемов. Во всех землях Приднепровья (а также в XII в. и Волыни) для первого этапа характерен тип шестистолпного (а с середины XII в. и четырехстолпного) крестовокупольного храма, восходящего к типу собора Печерского монастыря в Киеве. Общей для всего Приднепровья чертой архитектуры этого времени является кирпичная техника строительства (равнослойная кладка). При разбивке плана здания на местности зодчие Приднепровья применяли одинаковый метод, в основе которого лежали определенные пропорциональные зависимости, выработанные еще в предшествующее время. Особенное распространение получила схема пропорциональных зависимостей шестистолпного крестовокупольного храма типа Успенского собора Печерского монастыря. Архитектура приднепровских храмов этого времени проста и монументальна. Параллелепипед центрального объема завершается цилиндрическим барабаном с полусферическим куполом. Фасады зданий расчленены пилястрами с мощными полуколоннами, составляющими характерную черту всех этих сооружений. Глади стен членятся узкими окнами с полуциркульным завершением. Фасады скупо декорированы орнаментальными полосами аркатуры и поребрика.

    Для архитектуры Приднепровья этого периода характерен также ряд черт, сближающих ее с романским зодчеством. Эти черты свойственны не только некоторым элементам архитектурных украшений (поребрик, аркатура, полуколонны на фасадах) и конструктивным приемам (крестовый свод), но и самому характеру зодчества этого этапа. Суровые монастырские соборы, княжеские дворцовые церкви феодальной Руси XII в. имеют много общего с феодальной архитектурой европейских стран, Византии, Балкан. Вместе с тем архитектура древней Руси XII в. и в типах зданий, и в строительной технике, и в композиционных приемах, развивающих традиции предшествующего периода, отличается глубокой самобытностью. Черты сходства древнерусского зодчества этого этапа с романской архитектурой можно объяснить не только тесными культурными связями с Западом, которые к этому времени установила древняя Русь, но и общностью исторических и социально-экономических условий.

     Как следует предположить, новое стилистическое направление ранее всего
    сложилось в архитектуре Киева.
    Строительство каменных церквей велось в XII в. в Киеве не менее интенсивно, чем в предыдущее время. Летописи неоднократно упоминают об этом строительстве. Так, в 1121 г. была построена церковь Иоанна на Копыревом конце, в 1129 г. — Феодоров «вотчь» монастырь и др. Каменные церкви и соборы строились в это время в Каневе, Белгороде и других городах Киевской земли.

    Первым известным нам памятником рассматриваемого стилистического направления была церковь Богородицы Пирогощи на Подоле. Церковь была заложена в 1132 г. князем Мстиславом Владимировичем; строительство ее было закончено в 1136 г. Сведения летописи о начале и конце постройки храма дают возможность сделать вывод о том, что здания подобного типа строили на Руси за 3—4 строительных сезона. Размеры церкви Богородицы Пирогощи сравнительно невелики. По типу — это шестистолпный крестовокупольный трехапсидный храм с одной главой и узким нартексом. Фасады были расчленены пилястрами с полуколоннами. Никаких элементов декорации фасадов во время исследований памятника выявлено не было (церковь до наших дней не сохранилась). Фактура кирпичной кладки была подчеркнута аккуратной подрезкой швов. План здания несколько перекошен, что свидетельствует о несовершенных методах разбивки. Богородица Пирогоща — типичный храм торгово-ремесленного посада, не претендующий на большое
    значение в общем ансамбле города.


    Самым известным памятником киевской архитектуры XII в. является собор Кирилловского монастыря. Он очень удачно поставлен на холме, возвышающемся над северной окраиной Киева. Кирилловский монастырь был рядовым «вотчим» монастырем черниговских князей Ольговичей, а собор служил их усыпальницей. По своему типу это также шестистолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой, несколько больший, чем церковь Богородицы Пирогощи. Как и там, плоскости стен расчленены пилястрами с мощными полуколоннами. Гладь стены украшали лишь вверху аркатурный пояс из лекального кирпича да мелкий орнамент поребрика. Тоненькие полуколонки членили мощные полуцилиндры апсид. Входы в церковь обрамляли двуступенчатые порталы. В нар-

    тексе расположены аркосолии для княжеских погребений, а в южной части нартекса была устроена небольшая крещальня. Из нартекса узкая лестница в толще северной стены ведет на хоры. Над нартексом расположены широкие и светлые хоры, простирающиеся над боковыми нефами до западных подкупольных столбов. В южной части хор — небольшая каплица. Столбы, отделяющие хоры от внутреннего пространства храма, украшены тонкими полуколоннами.

    Заключение
    В данной работе была рассмотрена архитектура Древней Руси, в особенностях архитектура Новгорода и Северо-Восточной Руси. На протяжении столетий у славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как главный строительний материал использовалась древесина. Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичного строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, которые являют собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. Нигде в Европе в это время искусство не было столь развито и усовершенствовано, как в Византии, поэтому могучее воздействие художественной культуры Византии сказывалось в искусстве многих областей средневековой Европы. Обширное и открытое на всю высоту внутреннее пространство греческого каменного храма, сверкавшее утонченной декоративной отделкой, резко отличалось от первых храмов, рубившихся в Киеве в X-XI веках. Таким образом, вместе с принятием православия Русь примыкала к передовой архитектурной традиции в Европе – византийской строительной культуре. На Руси было положено основание развитию монументальной каменной архитектуры. Темп и своеобразие этого процесса с самых первых шагов его показывают, что русская культура той поры смогла не только быстро воспринять высокую и сложную традицию строительного искусства греков, но и творчески ее переработать и переосмыслить.Византийские мастера принесли на Русь вполне сложившиеся принципы культового зодчества. Его главным типом был крестово-купольный храм – рожденная несколькими веками византийского творчества архитектурная система, наиболее точно и полно отвечающая православному пониманию Церкви и мироздания, подчиненная литургическому назначению здания.Таким образом мы рассотрели архитектуру Новгорода и Северо-Восточной Руси X-XIII в. Нужно сказать,что благодаря ей мы сейчас имеем представление об этих архитектурных памятниках,а некотрые из них можем видеть.

    Обзор источников и литературы
    1. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.  М.: 1981. – 336 с
    2. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры (с древнейших времен до наших дней). Долгов В.В. 2001. – 192 с.
    3. Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих – Северо-Восточная Русь XII-XIII в./М.: Стройиздат, 1975, 236 с.
    4. Т. В. Володина – Культура региона : Культура Великого Новгорода/ Великий Новгород 2002, 91 с.
    5. Новгородские древности. Вып. IV. Сборник статей. -М.: Общество историков архитектуры. Архив архитектуры. 1993 г.- 296 с.
    6. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/novgorodskoe-hramovoe-zodchestvo-kontsa-xi-nachala-xii-v-v-kontekste-sotsialnyh-otnosheniy - Гордиенко 7. Э.А. Новгородское храмовое зодчество конца XI - начала xii Текст научной статьи по специальности «История и археология».
    8. Заграевский С.В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. М., 2003. – 32 с.


    написать администратору сайта