Философия1. Аристотель. Жизнь, научная и философская деятельность
Скачать 32.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова» Факультет агрономии Реферат Тема: «Аристотель. Жизнь, научная и философская деятельность». Выполнил: студент 2 курса Группы: Б-А-22 Александров Александр Александрович Проверил: Дудникова Е.Б. Саратов – 2021 Содержание 1.Введение………….…………………………………………..…………………….3 2.Биография ….………………………………………………….…………….……..4 3.Философские взгляды ..…………………………………….……………….…….8 4.Заключение………………………………………………..…….…….………......12 5.Список использованной литературы……………….…………………………...13 Введение Данте воспевает Аристотеля, как «великого учителя сведущих, мощного мертвеца, торжественно шествующего по сумрачным чертогам невидимого мира»… Более двух тысяч лет прошло со времени рождения Аристотеля; но он все еще живет среди нас своими мыслями, и «сведущим» все еще есть чему у него поучиться. Трудно указать область знания, в которой Аристотель не оставил бы следа, уцелевшего до настоящего времени. Каковы бы ни были наши мнения о его заслугах в области отдельных наук, мы должны признать беспримерной его сильную, более или менее деспотическую власть, продолжающуюся десятки столетий, признанную в Багдаде и в Кордове, в Египте и Британии и оставившую многочисленные следы своего влияния в языке и образе мыслей каждой цивилизованной нации. Жизнь Аристотеля - это не то, что биографии даже таких ученых, как Гумбольдт и Дарвин, о которых можно думать, что-то о них будет известно через две тысячи лет, и стараться отыскать в них ту частицу, которая «тленья избежит». Имя же Аристотеля ставит нас лицом к лицу с самым величавым зрелищем, которое может представиться глазам мыслящего человека: 63 года земной жизни со всеми ее обыкновенными радостями, печатями и болезнями и две тысячи лет загробной жизни! Биография Аристотель родился в Стагире, недалеко от Афонской горы, в 384 году до Рождества Христова. Отец его, Никомах, был придворным врачом при Аминте, царе Македонском; Никомах происходил из семейства, в котором врачебное искусство переходило из рода в род. Занятие отца имело большое значение в жизни и деятельности Аристотеля. Стремление к наблюдению природы было у него в крови. Отец был его первым наставником и передал ему свои познания в естествознании и медицине. Пятнадцати лет Аристотель лишился своих родителей, и заботы о нем принял на себя опекун его, Проксен. Проксен был родом из Атарнеи, но жил в Стагире. Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были чрезвычайно дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие; таким образом, Аристотель в юности привык много читать, а это в то время было большой редкостью. Из того немногого, что нам известно о юности Аристотеля, он представляется нам юношей в высшей степени пылким, который в жизнь вошел «с неробким упованьем». Македонский двор, где провел он свое раннее детство, оказал на него большое влияние; Аристотель привык видеть людей, приобрел уменье обходиться и с низшими и с высшими. После смерти родителей Аристотель жил у своего опекуна в Стагире. В Стагире было легко и удобно заниматься естественными науками, то есть наблюдать явления природы; к этому располагала Аристотеля тихая жизнь города, мягкий климат, роскошная природа и влияние Проксена, во всех отношениях заменившего ему отца. Под руководством Проксена начал он собирать редкие растения и сравнивать между собой животных. Итак, прежде, чем окунуться в умозрительные науки, Аристотель приобрел большой навык наблюдать и записывать факты, делать разные догадки относительно законов природы и проверять их с помощью опыта. По своему образованию и языку Аристотель был грек и питал в юности симпатии к народным учреждениям, но в то же время он был подданным македонского государя. Это обстоятельство имело большое влияние на дальнейшую жизнь Аристотеля и его философскую и научную деятельность. Как ни любил Аристотель свою очаровательную, хотя полуразрушенную Стагиру, его, однако, неудержимо влекло в Афины. Афины все-таки были центром умственной жизни и сохраняли долгое время свою нравственную власть и свое величие. И в Македонии, и в Стагире Аристотель слышал рассказы об афинских мудрецах, о Сократе и Платоне. Но Аристотелю не хотелось явиться в Афины малообразованным, неподготовленным; он откладывал свой отъезд и, наконец, решился отправиться, когда Проксен передал ему всю свою мудрость. В этом поступке рано обнаружилась ты сдержанная страстность, которая составляла отличительную черту характера Аристотеля. Итак, в 367 году до Рождества Христова он отправился завершать свое образование в Афины. И прибыл туда как раз не вовремя. Платона Аристотель там не застал; он в это время на три года уезжал во второй раз на Сицилию. Это неприятное событие в жизни Аристотеля имело, однако, очень важные и хорошие последствия. В Афинах Аристотель нашел много людей, прекрасно знакомых с греческой философией вообще и с учением Платона в особенности. Не теряя времени, он принялся за изучение философии. К приезду Платона он был уже хорошо знаком с основными положениями его философии. Может быть, этим объясняется то, что Аристотель не подпал совершенно под влияние учения Платона, а мог отнестись к нему критически. Аристотель провел в обществе с Платоном семнадцать лет. Есть основание думать, что Платон любил своего гениального и непокорного ученика и не только передал ему все свои познания, но перелил в него всю свою душу. Между учителем и учеником образовалась самая тесная связь со всеми ее необходимыми последствиями - временными размолвками, горячим примирением и т.д. Крайняя живость Аристотеля возбуждала в Платоне постоянное желание его сдерживать. Аристотель же с юности своей не приучен был к лишениям и стеснениям, имел свои привычки и нравы, иногда не входившие в кодекс греческого философа. Аристотель не терпел, что ему предписывали - как есть, пить и одеваться. Он любил женщин, хотя невысоко их ценил, и, вопреки обычаю, не находил нужным скрывать первого. Всем этим Аристотель вооружил против себя афинян, не желавших признать его за истинного философа. Аристотель, не терпевший стеснений, никогда не предавался излишествам; он знал медицину и в Афинах оказывал медицинскую помощь, когда за ней к нему обращались. До смерти Платона Аристотель не открывал своей школы, хотя философские его воззрения давно были разработаны со всеми подробностями. Несмотря на это, он учил только риторике. Таким образом, около двадцати лет Аристотель жил, занимаясь «кабинетным трудом». В 348 году до Рождества Христова, в год смерти Платона, Аристотель оставил Афины для того, чтобы путешествиями дополнить свое образование. В Атарнее Аристотель женился на младшей сестре своего друга Гермия, Пифиаде; девушка осталась после смерти брата без защиты и без всяких средств к жизни. Аристотель принял в ней братское участие, а потом их сблизило общее горе. Пифиада долго жила с Аристотелем, чувствовала себя с ним вполне счастливой; умирая, она завещала, чтобы останки ее положили в могилу любимого мужа. Пережив Пифиаду, Аристотель в завещании своем упомянул об этом желании Пифиады. Союз Аристотеля и Пифиады был тихим и дружеским. От Пифиады у Аристотеля была дочь, носившая то же имя. После смерти Пифиады Аристотель женился на своей красивой рабыне Герпимиде, от которой родился у него сын Никомах. Во время пребывания на острове Лесбосе Аристотель получил приглашение от македонского царя Филиппа приехать в Македонию и сделаться воспитателем его сына Александра. Воспитанию Александра Аристотель посвятил три года. Философ занимался со своим царственным учеником всеми образовательными предметами, руководствуясь при этом тем чувством меры, которое было ему свойственно всегда и во всем. Когда Аристотелю было пятьдесят лет, он уехал в Афины и открыл там свою новую школу; прогуливаясь по тенистым аллеям, он учил два раза в день - утром и вечером; по утрам он беседовал о трудных предметах с учениками, знакомыми с началами философии, а по вечерам учил начинающих. Итак, становится видно, что Аристотель рано принялся учиться и поздно начал учить; в этом состоит его преимущество. Исключая немногие годы, отданные Александру Великому, он всю жизнь посвятил приобретению знаний и самостоятельной работе мысли. Аристотель сам утверждает, что после пятидесяти лет умственные силы слабеют; это пора, когда надо пожинать то, что раньше посеял. Так поступил и сам Аристотель; большая часть его сочинений написана в Афинах в последние тринадцать лет его жизни. Это был такой труд, который способен был поглотить все время. Следует также обратить внимание на отношение Аристотеля к своим рабам; Аристотеля принято считать ревностным защитником рабства. В сердце своем он не мог не признавать в них тех же людей; он заботился об их участи после своей смерти так же, как о членах собственной семьи. Поражают все житейские подробности, в которые входит этот великий человек, успевший сделать так изумительно много для отдаленных времен. Это тесное общение с действительностью и внимательное отношение ко всему окружающему составляло особенность Аристотеля, резко отличающую его от всех других философов. Что касается его отношения к рабам, то лучшим доказательством тому, что он не считал их низшими существами, служит то, что сам он женат был на рабыне, а лучший друг его Гермий был раб по происхождению. Из Афин Аристотель уехал в Халкиду, где вскоре и умер (в 322 году до Рождества Христова) от болезни желудка; он страдал ею более или менее всю жизнь, и она в его семье была наследственной болезнью. Аристотель прожил на земле честно, свободно и просто шестьдесят три года. В этой жизни нет никаких нравственных подвигов, никаких особенных событий, на которых мог бы остановиться всякий простой смертный. Но именно такой должна быть жизнь человека, умственная деятельность которого предназначена служить потомству и отдаленным векам. Жизнь Аристотеля служит живым выражением нравственного идеала, заключающегося в его этике. Аристотель жил среди людей настолько, что мог прекрасно их знать и понимать, но он не вмешивался в толпу, не заражался мелкими интересами дня, а стоял в стороне, почему и мог спокойно заниматься умственным трудом, который всегда зреет в тиши. Такой мирный труд требует, может быть, больше, чем всякий другой, чистой совести, поэтому жизнь ученого должна быть свободна ль всего, что влечет за собой ее упреки. В этом отношении жизнь Аристотеля была безупречна. Его непрерывный, напряженный умственный труд не мешал ему отдать должное жизни. Он был верный, нежный и постоянный друг, хороший семьянин и вообще любил людей и желал им добра, несмотря на то что клевета преследовала его всю жизнь. Однако клевета была настолько неправдоподобна, что с течением времени она неминуемо должна была отделиться от светлой личности Аристотеля и кануть в Лету. Теперь личность Аристотеля является перед нами вполне чистой, точно высеченной рукой искусного художника из куска цельного, белого мрамора. Философские взгляды В философии Аристотеля нужно различать критический разбор учений, ему предшествовавших, от развития его собственной философии. Критические разборы Аристотеля отличаются сдержанностью и справедливостью; он не искажает мыслей своих предшественников, а стремится дать о них верное понятие. Потомство оценило такое отношение Аристотеля к философии древних. Сочинения Аристотеля служили и служат лучшим источником сведений о греческих философах. Прежние учения сделались основой его собственного, вполне самобытного учения; последнему суждено было бессмертие в будущем также и потому, что оно было органически связано с прошлым. Аристотель, как и его предшественник Платон, высказывал самое возвышенное понятие о назначении философии. В первых книгах своей метафизики он говорит: философия есть наука, имеющая предметом исследование первых начал и причин вещей или сущности явлений. Многие науки нужнее философии, но она выше всех наук. Аристотель, соглашаясь с Платоном, что предмет философии - исследование сущности вещей, расходился со своим учителем в определении последней. У Платона сущность вещей отделялась от них самих и обитала в царстве вечных и неизменных идей. В глазах Аристотеля сущность вещей и явлений заключалась в них самих; исследуя эти явления, наука составляет общие понятия, устанавливает начала и чрез сочетания их образует свои теории и доказательства. Платон утверждал, что всякое явление только затемняет, портит свою идею; Аристотель же, наоборот, говорит: «Каждое явление проникнуто идеей и служит живым ее выражением». Платон, не выходя из идеального мира, не объяснял явлений; Аристотель первый поставил задачу философии: исходить из общих начал для объяснения частных явлений. Наконец Аристотель отделил в философию науку о явлениях внешнего мира от учения о нравственности. Этим он оказал величайшую услугу знанию. Указав философии новую цель, Аристотель дал ей и средства для достижения этой цели, которые заключаются в его логике. Логика Аристотеля состоит из шести трактатов, из которых некоторые в древности и в новые времена неосновательно признавались подложными; эти трактаты следующие: 1) о категориях; 2) об истолковании; 3) две книги аналитики, или так называемый трактат о силлогизме; 4) две книги второй аналитики, или трактат о доказательстве; 5) трактат о диалектике и 6) опровержение софистов. Все эти сочинения известны под общим названием аристотелевского Органона. Философию Аристотеля можно сравнить с большой рекой, которая приняла в себя, как притоки, все существовавшие до него системы философии и разносит эти воды по всему миру столько веков. В ней, как в фокусе, собраны все достоинства и недостатки прошлого умственной жизни человечества, которым, конечно, в значительной степени обуславливаются достоинства и недостатки настоящего. Существенное отличие философии Аристотеля от философии Платона следует видеть в том, что он отвергает возможность существования идей отдельно от вещей. Вся остальная разница заключается в словах. Идею Аристотель называет формой, считает чем-то присущим вещи и отделимой от нее только мысленно - логическим процессом абстракции. Он признает четыре причины всякого факта: материя, идея или форма, сила и конечная цель. Аристотель, как и Платон, допускает вечность материи. Сверх того он вводит в свою философию два новых понятия возможности (потенциальности) и действительности (актуальности). В природе яйцо - это птица в возможности. Материя по отношению к форме, к идее - то же, что возможность по отношению к действительности. Всякая вещь представляет в одно и то же время возможность и действительность, материю и форму. Юноша является сформированным по отношению к ребенку, но он представляет бесформенную материю сравнительно с взрослым человеком. Эти понятия играют очень выдающуюся роль в изложении всех воззрений Аристотеля. Именно ими объясняется многое в учении Аристотеля о природе вообще и о природе человека в особенности. В физике Аристотеля, под которой он понимал учение о мире и человеке, как мы сказали, не все служит выражением его философских воззрений. Природу Аристотель рассматривает как органическое, гармоническое целое, состоящее из последовательных, связанных между собой звеньев; она, по выражению его, не похожа на плохую трагедию. В самой большей связи с философией Аристотеля находится его учение об органической природе. Очевидно, Аристотель представляет природу самостоятельной внутренней силой, способной сообщать телам движение и удерживать их в покое. Природу он отождествляет с живой мировой силой и признает, что всю вселенную проникает оживляющая теплота. Аристотель утверждает, что природа стремится всегда к одной цели. Целесообразность он признает во всех ее проявлениях; он говорит, что только в виду цели ласточка вьет свое гнездо. То же самое замечается и в растениях, которые для своего питания пускают корни внутрь земли, а не на ее поверхности. Это кажущееся противоречие объясняется тем, что в природе два начала: материя и форма, иди действующая идея. Так как движение есть сущность природы, то физика есть собственно теория движения, ее исследования относятся к неподвижному (к божественному), подвижному нетленному (к небу) и к подвижному тленному, или к подлунной природе. Движение Аристотель отождествляет с идеей изменения. Аристотель пытался также создать механику, но относил причину движения не к силе, а старался объяснить его свойствами пространства, то есть вводил геометрические идеи вместо механических. Этим обстоятельством объясняют его неудачу. Удачнее были первые шаги Аристотеля в области метеорологии. В последней он говорил о происхождении ветров, бурь, о метеорах, землетрясениях, морских приливах и отливах и старался объяснить явление радуги. Что касается явления прилива и отлива, то оно сильно занимало мысль Аристотеля. Вообще можно сказать, что в объяснении морских и воздушных течений Аристотель близок к истине и начало метеорологии положено им. Но во всем своем блеске гений его проявился в науке об органическом мире. Здесь целесообразность казалась ему очевиднее, и это сильно его воодушевляло. Природа здесь, по его мнению, проявляет больше искусства и изобретательности, выбирая везде самые простые и лучшие средства для достижения цели. Организмы, которые производит природа (растения, животные, люди), отличаются от тел неорганических тем, что они получают свои побуждения от внутреннего начала. Аристотель видел назначение природы в создании мужчины; рождение женщины он считал некоторым уродством и объяснял это явление тем, что у зародившегося человеческого существа не было достаточно силы развиться вполне. Он признавал также ненормальным явлением, если сын не был похож на своего отца. Большая часть сочинений Аристотеля, относящихся к математике, потеряна, а в том, что до нас дошло, заслуживают особенного внимания его мысли о бесконечности. Учение Аристотеля о душе составляет как бы переход от органической природы вообще к венцу ее - к человеку. Аристотель утверждал, что душа относится к телу, как форма к материи. Но вместе со всем этим он допускал существование разума, называя его формой форм. Относительно этого разума душа представляет материю. Душа принадлежит не только человеку: каждое органическое существо одарено жизненной силой или душой, в которой заключается внутренняя причина и конечная цель всякого органического движения или развития. Что касается воззрений Аристотеля на нравственность, то он утверждает, что идея добра не дает нам возможности узнать, какое отношение имеет это добро в практической жизни и каким путем можно его достигнуть. Предметом этики Аристотель признает не добро само по себе или вообще, а то, что оказывается полезным в нашей жизни. Политика Аристотеля является венцом его этики; Аристотель вполне разделяет мнение Платона, что высшее благо может быть достигнуто только совместными усилиями отдельного лица и государства. Но он признает государственную жизнь выше индивидуальной не потому, что она преследует высшие цели, а прежде всего потому, что цели отдельных лиц лучше могут быть достигнуты с помощью государства. аристотель философия платон Заключение В чем же заключается общее значение деятельности Аристотеля? Имя Аристотеля живет уже более двух тысяч лет и можно с достоверностью сказать, что оно будет жить на земле до тех пор, пока не перестанут существовать на ней мыслящие люди. Аристотель известен главным образом как творец логики, но не в одном этом заключаются его важные услуги человечеству. Можно сказать, нет науки, в создании которой не принимал бы участие Аристотель. Но не только наука, а весь характер жизни образованного человека имеет органическую связь с жизнью Аристотеля. Аристотель всегда смотрел открытыми глазами на действительность. Даже сама внешность Аристотеля ближе к внешности современного человека. Он был небольшого роста, худощавый, с небольшими узкими, но чрезвычайно проницательными глазами; одевался всегда безукоризненно, строго подчиняясь моде, и особенно произносил букву «р», что служило в то время признаком несомненного аристократизма. Он первый из философов приобрел богатую библиотеку, и его студия была переполнена коллекциями животных, растений и минералов. Общий характер его философии вполне гармонировал с его внешностью. Швеглер говорит: «В руках Аристотеля философия потеряла свой национальный эллинский характер и сделалась общечеловеческим достоянием. Он заговорил языком более близким к современному нам языку. Диалог Платона превратил он в обыкновенную прозу, вместо мифов и поэтических метафор зазвучал точный и сжатый язык. Мы не находим у него следов платоновского вдохновения непосредственной созерцательности: философия Аристотеля - это царство наблюдения и трезвой мысли. Он оставил стремление Платона - отыскать единство бытия и с любовью стал присматриваться к бесконечному разнообразию окружающих явлений. Его занимали не идеи, а все конкретное - воплощение идей в смысле Платона. И в природе, и в истории, и во внутреннем мире человека ищет он фактических данных и всегда идет от частного к общему. Его философия заслуживает названия истинной философии, потому что она носит индуктивный характер с начала и до конца, и сам Аристотель есть истинный философ, потому что никогда не сходил с почвы живой действительности». Такая общая оценка деятельности Аристотеля встречается в современной истории философии. Лучшим доказательством ее справедливости служит то влияние, которым она пользуется до настоящего времени. Список использованной литературы Блинников А. К. «Великие философы» 2008. Аристотель Сочинения в 4-х томах. Богомолов А.С. Античная философия. 2007. Мельник В.А. Политология. Учеб. пос. -Мн.:Высшая школа,1996 Основы политологии: Курс лекций/Под ред. В.П. Пугачёва. М.,1992 |