Аристотель. Аристотель, как основоположник современной психологии. Аристотель, как основоположник современной психологии Содержание
Скачать 107.5 Kb.
|
Аристотель, как основоположник современной психологии Содержание Введение 3 Глава 1. Учение Аристотеля о душе и характере 5 Глава 2. Учение о процессах познания 11 Глава 3. Учение о чувствах 15 Глава 4. Учение о воле 17 Заключение 18 Список используемой литературы 21 ВведениеПоявление психологических учений в Древней Греции в VII – VI вв. до нашей эры связано с возникшей необходимостью становления науки о человеке и рассмотрением души не на основе сказок, мифов, легенд, а на основе использования объективных знаний математики, медицины, философии. Психологические знания были областью науки, изучавшей закономерности общества, природы и человека, – натурфилософии. В течение 20 веков психология оставалась в рамках философии. В основу первых психологических исследований легли выделенные в мифологических и религиозных представлениях функции души: энергетическая, побуждающая человека к активности, регулятивная и познавательная. Выделение трёх периодов в развитии античной психологии связано с именами великих древнегреческих философов – Аристотелем и Платоном. Первый период относят ко времени с VII – VI вв. до н.э. по III в. до н.э. Второй период, называемый классическим, связан с расцветом античной психологии и созданием классических теорий Античности – теорий Платона и Аристотеля. Третий период – период эллинизма, когда греческая культура и наука распространялись по всему миру с походами Александра Македонского, – отличается преобладанием практических интересов1. Аристотель (Aristoteles, 384 – 322 гг. до н.э.), величайший древнегреческий учёный. Его перу принадлежит известнейшее во все века сочинение «О душе» - первый курс общей психологии, где впервые систематизированы все знания о природе человека: изложена история вопроса, мнения предшественников, объяснение отношения к ним и, наконец, предложены свои решения и точки зрения на предмет через использование достижений и просчётов своих предшественников2. Тема работы: «Аристотель, как основоположник современной психологии». Цель данной работы – провести анализ литературы, монографий, статей, словарей-справочников, лекций, учебных и учебно-методических пособий, Интернет источников, посвящённых Аристотелю. Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи, позволяющие последовательно осуществить решение всех интересующих вопросов: проанализировать учение Аристотеля о душе; представить учение Аристотеля о чувствах; показать проблему воли у Аристотеля; рассмотреть учение Аристотеля о процессах познания и о характере; обобщить и систематизировать полученный материал в данной работе; сформулировать основные выводы. Сформулированные выше задачи предопределили структуру настоящей работы, которая состоит из Введения, 4-х глав, Заключения, Списка используемой литературы. Предметом исследования являются психологические взгляды Аристотеля. В ходе написания работы автор использовал различную литературу, тем не менее, достаточно сложно сказать, какое именно издание оказало наиболее сильное влияние на данную работу. При написании работы были использованы работы, следующих авторов: Аристотеля, А.Н. Ждан, Р.А. Абдурахманова и др. Глава 1. Учение Аристотеля о душе и характереАристотель учился в Афинах у Платона. Уроженец Стагиры (Северная Греция), сын медика при македонском царе. Создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли. Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», а также в сочинениях: «О возникновении животных», «Этика», «Риторика», «Метафизика», «Органон» и др. Воспитатель Александра Македонского. В 335 г. им был основан Ликей или Перипатетическая школа3. В трактате «О душе» впервые дан исторический обзор мнений о душе предшественников, произведён их критический анализ. Историзм, свойственный концепции Аристотеля в целом, прекрасно отражает сделанное им проницательное замечание: «Не однажды и не дважды, но бесконечно возвращаются к нам одни и те же мнения»4. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение об отделенности идей от вещей: «... покажется, пожалуй, невозможным, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность; поэтому, как могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них?»5 По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Вся природа – это совокупность форм, связанных с материей. Например, применительно к дому материей являются кирпичи, бревна, из которых он сделан, а формой – назначение дома – быть укрытием от дождя и жары. Впрочем, Аристотель допускает существование форм без материи – это нематериальный энергийный ум, верховный разум. Он – форма форм. Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о форме он остаётся на позициях объективного идеализма. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Это положение разъясняется следующими метафорами. «Подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например, топор, а именно сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если её отделить, то топор уже перестал бы быть топором... Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма; с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу... но живое в возможности – это не то, что лишено души, а то, что ею обладает»6. Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе причина – основа – всех проявлений живого тела; рост, дыхание, а также чувствование, мышление обусловлены ею. В душе заложена цель активности живого тела, всех его согласно работающих жизненных сил. Душа под воздействием внешней причины властно заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – быть животным. Тело и все его органы и части являются инструментом на службе у души. «Ведь все естественные тела суть орудия души – как у животных, так и у растений, и существуют они ради души»7. Учение Аристотеля о душе как цели проникнуто телеологизмом. Его гносеологическими корнями является перенесение специфических особенностей человеческой деятельности и сознания, которые носят целенаправленный характер, на низшие уровни психической организации и вообще на природу. «Как ум действует ради чего-нибудь, так и природа, а то, ради чего она действует, есть её цель»8. Таким образом, душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики души Аристотель объединяет и обобщает в специальном понятии энтелехия (от греч. entelecheia – осуществленность), которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность его жизненных функций, т.е. существующую и тогда, когда душа не проявляет себя активно (например, во время сна). Душа неразрывно связана с телом: ведь она есть состояние активности тела. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное. «Лучше, пожалуй, не говорить, что душа сочувствует, или учится, или размышляет, а говорить, что человек делает это душою, сочувствует, учится или размышляет... Размышление, любовь или отвращение – это состояния не ума, а того существа, которое им обладает... Вот почему, когда это существо повреждается, оно и не помнит, и не любит: ведь память и любовь относились не к уму, а к связи души и тела, которая исчезла»9. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Поэтому изучение души есть дело двух исследователей – естествоиспытателя и диалектика. Например, «диалектик определил бы гнев как стремление отомстить за оскорбление или что-нибудь в этом роде; рассуждающий же о природе – как кипение крови или жара около сердца»10. Хотя душа бестелесна, её носителем является особое органическое вещество – пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души – сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нём кровь охлаждается до нужной нормы. Аристотель критиковал Платона за деление души на части, раздельные по их локализации в теле, и, доказывая единство души, говорил не о частях, а об отдельных способностях, силах (дюнамис) души, которые только в переносном смысле называл частями. В то же время Аристотель признавал самостоятельность и раздельность по крайней мере двух начал – души как энтелехии тела, уничтожающейся при его разрушении, и души как проявления божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти: «...каждая из частей обладает ощущением и способностью двигаться в пространстве, а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь, где есть ощущение, там есть печаль и радость, а где они, там необходимо есть и желание. Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они – иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное – отдельно от преходящего. А относительно прочих частей души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга вопреки утверждению некоторых»11. У Аристотеля встречаются разноречивые указания относительно частей души. В основе его классификации лежит выделение трёх ступеней жизни: растительной, животной, человеческой, при этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них. «И у фигур, и у одушевленных существ в последующем всегда содержится в возможности предшествующее, например, в четырехугольнике – треугольник, в способности ощущения – растительная способность»12. Растительная и животная душа понимались материалистически. «Ясно, что наиболее важные психические способности, психические факты, будут ли они принадлежать всем животным или будут представлять собою специальное достояние только некоторых, принадлежат у этих животных как душе, так и телу – таковы, например, способность чувственного познания, память, стремление, влечение и вообще воля, желание, сюда же можно отнести еще удовольствие и страдание, почти всем животным присущи эти способности»13. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделима от тела, её сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Аристотель, верно чувствуя качественное отличие человека от животных и тем более от растений, идеалистически объясняет его источник. Обсуждая общие вопросы исследования души, Аристотель отмечал трудности её познания. «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего»14. Описание видов её деятельностей (способностей) он выбирает в качестве способа изложения всего известного о душе. Аристотель выделяет познавательные способности, движущие способности, чувства и аффекты, а также описывает общий склад души (характер). Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Характер выражает сущность человека. Аристотель дал описание душевных качеств – нравов – людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. Описываются с присущей Аристотелю конкретностью характерные черты, свойственные людям благородного происхождения, а также юности, старости, зрелому возрасту. Аристотель придавал важное значение воспитанию. «Очень много, пожалуй, даже все зависит оттого, к чему именно приучаться с самого детства»,– писал он в «Никомаховой этике»15. Воспитание не должно быть частным делом, но заботой государства. Оно должно оказывать влияние на нравственный склад человека, развивая в нем то, чего недостает от природы. Аристотель изложил свои представления по конкретным вопросам обучения и воспитания (о предметах обучения, о соотношении физического и умственного воспитания, о роли музыки в воспитании и др.). Учение Аристотеля о душе, основанное на анализе огромного эмпирического материала, характеристика ощущения, мышления, чувств, аффектов, воли указывали на качественное отличие человека от животных – человека Аристотель определял как «существо общественное»16. Это учение преодолевало ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «...душа ...движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью»17. С некоторыми изменениями учение Аристотеля о душе господствовало до 17 века. Глава 2. Учение о процессах познанияНачало познания образует способность ощущения. Познавательные способности «... ведут своё начало от чувственного восприятия»18. Ощущение вызывается воздействием извне и поэтому является состоянием страдательным. «Сила, производящая его, идёт извне от видимого, от слышимого и др. ощущаемого»19. Уподобление ощущения воспринимаемому объекту происходит через посредство пяти внешних чувств и осуществляется как душой, так и телом. «А что чувственное познание бывает для души, но через тело – это ясно и по рассуждении и без рассуждения, на первый взгляд»20. Орган чувств может отражать воздействие потому, что обладает ощущающей способностью в возможности. В акте ощущения эта возможность превращается в действительность. «...Ощущающая способность в потенции такова, каково ощущение в действительности ...но только испытав воздействие, она уподобляется ощущаемому и становится такой же, как и оно»21. Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. «Ощущение есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи, подобно тому, как воск принимает отпечаток перстня без железа или золота»22. Уподобление, по Аристотелю, как и познание в целом, включает активность познающего субъекта. В разумном познании действительным деятелем является только разум. На примере ощущения цвета Аристотель описывает процесс ощущения. Цвет приводит в движение прозрачную промежуточную среду (воздух), а под действием этого непрерывного движения приходит в состояние движения и ощущающий орган. Промежуточной средой для слуха, зрения и обоняния являются воздух и вода, для осязания – язык и тело. Органом осязания является сама душа. Единые по механизму, ощущения различаются по биологической значимости: ощущение при соприкосновении абсолютно необходимо для жизни (чтобы питаться, надо прикоснуться). Поэтому осязание является главнейшим ощущением, ощущения на расстоянии нужны для удобства. Кроме пяти ощущений, соответствующих разным органам чувств, Аристотель выделял общее чувство и приписывал ему ряд функций: восприятие общих качеств (движение, фигура, покой, число, величина, единство), сознание того, что мы имеем ощущение; восприятие, сравнение и объединение ощущений в образ предмета. Для общего чувства нет соответствующего органа, им является сама душа. Ощущение обладает непосредственной истинностью. Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти. Различается три вида памяти: низшая – заключается в сохранении полученных ощущений в виде представлений как копий предметов, ею обладают все животные; память в собственном смысле – отличается тем, что к образу присоединяется временная характеристика, т. е. отношение к нему как к чему-то бывшему в прошлом, она есть не у всех, а только у животных, обладающих способностью восприятия времени; высшая память как процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Последняя есть только у человека. Причина этого в том, что воспоминание есть некоторый силлогизм: если кто-либо вспоминает что-нибудь или виденное, или слышанное, или испытанное прежде, тот умозаключает – и это есть некоторого рода познание. Эта способность есть только у тех, кому присуща способность произвольного хотения, ибо хотение (свободный выбор) есть некоторого рода умозаключение. Воспоминание есть активный поиск прошлого и происходит путем установления каких-либо отношений (по сходству, по контрасту, и др.) настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет о механизме ассоциаций, хотя Аристотель не дает этого термина. Из воспоминаний складывается опыт, из опытности же берут начало искусства и наука. Но сама опытность еще не выходит за пределы единичного. Следующая познавательная способность – воображение, или фантазия, - заключается в образовании представления. Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. Воображение берет начало в ощущении, но оно не есть ощущение: в представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Аристотель придавал воображению чрезвычайное значение: животным оно заменяет мышление; люди также во многих случаях действуют на основе этих образов вследствие того, что их ум как бы затемняется иногда страстью, или болезнями, или сном. В связи с воображением Аристотель развивает учение о сновидениях, объясняя их материалистически. Обобщённый образ воображения составляет фундамент мышления. «Без воображения невозможно никакое составление суждений»23. Мышление характеризуется составлением суждений. Протекает в понятиях, постигает общее. «Посредством ощущающей способности судят о теплом и холодном и о том, сочетанием чего является плоть; а посредством иной способности, которая либо отделена от первой, либо относится к ней так, как ломаная линия относится к прямой, судят о том, что есть сущность мяса (плоти)»24. Посредством ощущения воспринимается «нечто где-то и теперь». Понятие дает знание об общем, «общее же воспринимать чувствами невозможно, ибо оно не определенное нечто и существует не только теперь, иначе оно не было бы общим. А общим мы называем то, что есть всегда и везде»25. Органом мышления является нус – часть души, свойственная только человеку и не прикрепленная ни к какому телесному органу. Аристотель различает низшее и высшее мышление. Низшее мышление – это мнение или предположение; не содержит категорического утверждения о чем-то, ничего не исследует; в нем нет внутренней необходимости, не отвечает на вопрос «почему? ». Однако в определенных ситуациях оно необходимо. В отличие от низшего, высшее мышление всегда содержит в себе необходимость, т. е. открытие последнего основания истины. Его объектом являются основы вещей, высшие принципы науки. Существуют три вида высшего мышления: рассуждающее, логическое, дискурсивное мышление, т.е. умение делать заключение из имеющихся посылок; интуитивное – умение находить основания (посылки) и мудрость, наивысший тип наивысшего мышления. В зависимости от того, на что направляется мышление, различаются два вида ума: теоретический и практический. Теоретический разум познаёт сущее как оно есть. Это наука. Её предмет – необходимое и всеобщее. Здесь не ставятся практические вопросы – для чего, с какой целью. Его задача – создание истины о вещах. Практический ум направлен на деятельность. С его помощью познаются нормы и принципы действия, а также средства их осуществления. Практический ум обусловливает принятие решения в конкретных условиях, на основе которого совершаются поступки. Он всегда касается частного. В разграничении двух типов мышления – теоретического и практического – проявляется противопоставление теоретического знания – практической активности. Однако данная Аристотелем психологическая характеристика особенностей практического мышления, по оценке Б.М. Теплова, «не потеряла своего значения и в настоящее время»26. Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга и не обусловлены какими-либо высшими способностями: свое начало они ведут от ощущения: «...существо, не имеющее ощущений, ничему не научается и ничего не поймет»27. Душа новорожденного представляет как бы чистую дощечку для письма, на которой еще ничего не написано. Все учение Аристотеля о познании пронизано верой в возможности познания человеком природы. Идея Аристотеля об уподоблении и др. относится к тем немногим приобретениям человеческого разума, которые современны и сегодня. Глава 3. Учение о чувствахУ Аристотеля чувства делятся на: а) удовольствия, характеризующиеся беспрепятственным протеканием душевных и телесных функций, и б) неудовольствия, характеризующиеся нарушением этих функций; • чувства находятся в тесной связи с деятельностью и поведением, которые они сопровождают, и являются их источниками; • организм стремится повторить действия, вызвавшие удовольствие, в силу чего чувство выступает как фактор научения; • каждой ситуации соответствует определённая (правильная) аффективная реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция избыточна или недостаточна. Оптимальный способ поведения (и аффективного реагирования) вырабатывается опытом. Благодаря поступкам формируется характер; • исследуя проблему борьбы с аффектом (что необходимо для обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришёл к важному выводу о роли катарсиса (очищения). Он писал, что аффект нельзя победить в том случае, если он уже наступил, но можно предупредить его, очиститься от аффекта, т.е. накопившегося эмоционального напряжения. Это очищение, разрядку можно вызвать специально, и роль искусства как раз и заключается в подобном катарсисе28. Аффекты, по Аристотелю, сами по себе не есть ни добродетели, ни пороки. О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения: «...и ведь нас не хвалят и не порицают за наши аффекты; ведь не хвалят же человека, испытывающего страх, и не безусловно порицают гневающегося, а лишь известным образом гневающегося, а за добродетели нас хвалят или порицают»29. Аристотель не считал ни возможным, ни нормальным, ни желательным с точки зрения нравственности подавление аффектов. Без них невозможны героические поступки, наслаждение искусством. В низших телесных удовольствиях нужно соблюдать умеренность, середину. Во всех остальных случаях должна быть соразмерность аффекта своей причине. Глава 4. Учение о волеУчение о воле развивается Аристотелем в связи с характеристикой действия. Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нём самом. Действия произвольные и действия волевые – понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению. Оно называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов – делиберации. Волевые действия направлены на будущее. В них есть разумный расчет. Поэтому Аристотель говорит: «Движут по крайней мере две способности – стремление и ум»30. Ум размышляет о цели – достижима она для человека или нет, и о последствиях в случае осуществления действия. Поэтому, где нет разума, там нет воли (у животных, малых детей, умалишенных). Волевое действие, столь тщательно рассчитанное, является свободным и ответственным. Поэтому в нашей власти как прекрасные действия, так и постыдные: порок и добродетель одинаково свободны, их психологический механизм одинаков. По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу: принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей31. Идеи Аристотеля в течение многих столетий оказывали огромное влияние на развитие мировой психологической мысли, получая различную трактовку как естественнонаучную, так и религиозно-философскую32. ЗаключениеНаибольшего расцвета древнегреческая философия достигла в учениях Сократа, Платона и Аристотеля. Эти учения имеют большое значение для развития мировой психологической мысли. Аристотель заложил первые камни в основание многих дисциплин. Его по праву следует считать также отцом психологии как науки. Основные психологически значимые идеи учения Аристотеля: О душе: • доказывал мысль о единстве души и ее неразделимости с телом; • душу считал формой живого тела, целью его существования и причиной всех его действий. По словам Аристотеля, если бы глаз был живым существом, душой его было бы зрение; • носителем души является особое органическое вещество – пневма, которая вырабатывается в крови; • орган души – сердце; мозг выполняет вспомогательную функцию: в нем кровь лишь охлаждается до нужной нормы; • существуют два начала души: 1) душа как энтелехия тела, т.е. суть и причина всех его действий, 2) душа как проявление божественной сущности, привносимой в тело извне; первая – смертна, вторая – бессмертна; • выделял три ступени развития души – растительную, животную и человеческую, обладающие преемственностью. У растений душа выполняет только вегетативные (растительные), собственно метаболические функции; чувственно-двигательные функции души присущи и человеку, и животным, но не растениям; функции разумной души, которой обладает лишь человек, позволяют строить умозаключения, лежащие в основе высшей памяти, произвольного, свободного выбора и т.д. Таким образом, Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительных принципов психологии – развития, детерминизма, целостности, активности. О познании: • начало познания образует способность ощущения; • для актуализации чувственных образов вещей необходимо, чтобы тело обладало двумя специальными устройствами: органами чувств и центральным органом – «чувствилищем»; • благодаря «чувствилищу»: а) познаются качества, которые косвенно воспринимаются нами при каждом ощущении: движение, покой, фигура, величина, число, единство; б) происходит различение ощущений и их объединение в образ предмета; • процесс ощущения – это процесс уподобления воспринимаемому объекту. Первичен предмет, вторично его ощущений, сравниваемое Аристотелем с оттиском; но оттиск возможен благодаря деятельности сенсорной души; • объясняя процессы памяти, воображения, он развил идею о механизме, который позднее получил название «ассоциация». Так, Аристотель описал соединения (или ассоциации) телесных процессов по сходству, смежности и контрасту; • физиологический механизм этих соединений (или ассоциаций) представляется так: душа обладает способностью восстанавливать в органах чувств в том же порядке в уменьшенном объеме следы прежних движений, впечатлений. О мышлении: • характеризуя процесс мышления, Аристотель вводит понятие «нус» как особую форму интеллектуальной активности, привносимой в психофизическую организацию человека извне в виде «божественного разума»; • разграничивал теоретический и практический разум; принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Если результатом теоретического мышления является накопление знаний, то практическое мышление направлено на руководство поведением. О воле: • все действия человека Аристотель делит на произвольные и непроизвольные, т.е. осуществляемые по желанию человека и без учета его желания; • волевые действия – это произвольные действия по разумному стремлению, являющиеся результатом тщательного взвешивания мотивов («делиберация»); • по существу воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу: принятие решения человеком связано с пониманием им своих общественных обязанностей. Список используемой литературыАбдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с. Аристотель. Никомахова этика. Соч.: В 4 т. Т. 4. – М., 1984. Аристотель. О душе. Соч.: В 4 т. Т. 1. – М., 1974. Аристотель. Риторика // Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М., 1978. Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 216 с. Ждан А.Н. История психология: От Античности до наших дней. – М.: Академический проект; Трикста, 2008. – 576 с. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 784 с. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. – М.: Гардарики, 2008. – 413 с. Фролова С.В., Карелин А.А. История психологии: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 183 с. 1 Фролова С.В., Карелин А.А. История психологии. – С. 19. 2 Галустова О.В. История психологии в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 14 – 15. 3 Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 29. 4 Ждан А.Н. История психология: От Античности до наших дней. – М.: Академический проект; Трикста, 2008. С. 58. 5 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1.– М, 1975. С. 330. 6 Аристотель... Т. 1. С. 395. 7 Там же. С. 395. 8 Там же. С. 402. 9 Аристотель... Т. 1. С. 402. 10 Там же. С. 374. 11 Аристотель... Т. 1. С. 397-398. 12 Там же. С. 400. 13 Ждан А.Н. История психология: От Античности до наших дней. – М.: Академический проект; Трикста, 2008. С. 60 – 61. 14 Аристотель... Т.1.С. 371. 15 Аристотель... Т. 4. С. 79. 16 Там же. С. 379. 17 Аристотель... Т. 4. С. 381. 18 Аристотель... Т.2. С. 346. 19 Аристотель... Т.1. С. 407. 20 Ждан А.Н. История психология: От Античности до наших дней. – М.: Академический проект; Трикста, 2008. – С. 62. 21 Аристотель... Т. 1. С. 407. 22 Там же. С. 421. 23 Аристотель... Т. 1. С. 430. 24 Там же. Т. 1. С. 434. 25 Там же. Т. 2. С. 309. 26 Ждан А.Н. История психология: От Античности до наших дней. – М.: Академический проект; Трикста, 2008. С. 63. – 54. 27 Аристотель... Т. 1. С. 440. 28 Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 31. 29 Аристотель... Т. 4. С. 84. 30 Аристотель... Т. 1. С. 441. 31 Ждан А.Н. История психология: От Античности до наших дней. – М.: Академический проект; Трикста, 2008. – С. 68 – 69. 32 История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 25 – 26. |