туця. Автор Лаптандер Ирина, ученица 8б класса Евдокимова О. М., учитель технологии с. Белоярск, 2016 Проектная работа Ненецкая сумка для рукоделия туця
Скачать 0.94 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с. Белоярск Автор: Лаптандер Ирина, ученица 8б класса Руководитель: Евдокимова О.М., учитель технологии. с. Белоярск, 2016 Проектная работа «Ненецкая сумка для рукоделия туця» Содержание Обоснование возникшей проблемы. Выявление исторических традиций, тенденций. Инструменты, приспособления, материалы. Технологическая последовательность изготовления сумки. Экологическая оценка. Заключение. Обоснование возникшей проблемы В нашей школе ведется большая работа по изучению, сохранению и развитию обычаев и традиций коренного населения Севера — ненцев, ханты и коми. В музее школы имеются одежда и предметы быта коренного местного населения. Меня заинтересовал быт и жизнь народов Крайнего Севера: в условиях бескрайних просторов тундры они обеспечивают себя и семью одеждой, обувью и первыми необходимыми предметами быта. Из оленьих шкур шьют зимнюю одежду – малицу, ненецкие шапки, обувь, традиционные ненецкие сумки. Во всех этих изделиях обязательно предусматривается орнамент. Меня заинтересовала сумка для рукоделия – туця. Цель: изучить особенности изготовления ненецкой сумки для рукоделия – туця. Выявление исторических традиций, тенденций В условиях кочевой жизни, с ее постоянными сборами в дорогу, упаковкой и распаковкой утвари, каждая вещь должна иметь строго определенное место. Таким местом в течение многих веков у ненцев являлась меховая сумка или, как ее еще называли, «меховой мешок». В ней хранили и перевозили одежду, предметы языческого культа, мужские орудия труда — нехитрый домашний скарб жителей тундры. Исключительная роль сумки в кочевом хозяйстве отражена в древнем обычае давать невесте в качестве приданого определенное количество сумок. Будущая жена, как правило, сама шила их до замужества. Как и все изделия из меха, они изготавливались вручную, сшивались нитками из сухожилий. Каждая девушка стремилась сделать сумку как можно красивее, проявляя при этом не только умение швеи, но и фантазию, тонкое чувство цвета и формы. Одно из ранних упоминаний о ненецких сумках относится к XVIII веку. Иван Лепехин, рассказывая о быте самоедов, отмечал, что «для поклажи запасного и хорошего своего платья, также из самых лучших в своем имени вещей» мезенские самоеды употребляли сумки, сшитые из ровдуги или птичьей кожи. Меховые сумки шились из шкурок лисицы, песца, бобра, белки, куницы, соболя, горностая. Кочевавшие на побережье шили их из шкуры тюленя, нерпы. Некоторые были эффектно украшены «копытцами новорожденных олешков», а также изготовлены «из шкурок фиолетово-зобой полярной гагары, шкурок мелких зверьков — лемминга и земляной белки (бурундука) или из налимьей кожи». Однако уже тогда появились и получили большое распространение «меховые мешки», сшитые из камуса оленя и шкуры с оленьих лбов. С возникновением в тундре крупнотабунного оленеводства, увеличением поголовья оленей этот материал стал основным в изготовлении своеобразного тундрового чемоданчика. Декоративное убранство сумок преимущественно строилось на технике сборного меха, с использованием несложных мозаичных узоров. Различают три следующих типа сумок: пад, туця' (русское название — тучейка) и падко. Типы выделены по нескольким характерным особенностям: назначению, размеру, форме, способу закрывания. Пад — большая, вытянутая горизонтально, сумка. Для закрывания ее служили парные ровдужные ремешки. В пад хранили одежду, меховую женскую и мужскую обувь, шкурки пушных зверей. Иногда в пад складывали древесные стружки, меховые лоскуты, перо птицы. Обычно пад служила долго, 40-50 лет. Туця — небольшая сумка, вытянута вертикально. Сверху затягивается ровдужной вздёржкой. В туця женщины хранили швейные принадлежности — кусочки камуса, сухожилия, ножницы. У хозяйки чума туця всегда была под рукой, постоянно использовалась, и изнашивалась быстро. Падко (уменьшительное от пад) — самая малая по размеру ненецкая сумка, ширина и высота ее почти равны. Также, как и пад, завязывется парой ровдужных завязок. Падко использовали для хранения сукна, ниток из жил, пуговиц, мелких домашних вещей. Ненецкая женская сумка имеет рациональную конструкцию. Она образована из двух частей: основы (собственно сумка, мешок) и устья. Основная часть состоит из передней и задней стенок. У туця они всегда соединены с помощью меховой или ровдужной вставки, проходящей через бока и дно, что позволяет придать сумке необходимый объем. Если основную часть сумки всегда украшали орнаментом или чередующимися полосками меха, то устье никогда не орнаментировали. Его пришивали к основной части, которую обычно присобирали. Нижние углы у сумок всех типов закругляли, вследствие чего форма сумки очень приближена к овалу. Туця всегдашняя спутница женщины, т.к. в ней хранят предметы рукоделия. Где хозяйка — там и ее туця. Продолжательница рода постоянно что-то шьет, ремонтирует, и для удобства сумка часто находится возле женской постели в чуме. Для изготовления туця' брали две шкурки, снятые с головы оленя, так называемые оленьи лбы. Их сшивали при помощи полоски ровдуги или меха. Устье сумки, как правило, делали из ровдуги, а для закрывания вставляли ровдужную вздёржку. В отличие от пад, у туця' украшали и переднюю, и заднюю стенки. Традиционно передняя сторона светлая, задняя темная. Орнамент вставляли, как правило, одинаковый с обеих сторон, но в контрастном цвете. Наиболее распространенный для всех туця орнамент — геометрический, из белого и темного меха: головки, оленьи рога, чумообразный, с полосками цветного сукна в швах. Нередко орнаментировали верхнюю часть сумок над глазными отверстиями, а иногда и соединяющую обе стенки полосу. Глазные отверстия на сумке всегда зашиты полосками меха и цветного (красного, желтого, зеленого) сукна в качестве канта. Кроме этого, на место глазниц могли вставить треугольники меха с полосками сукна. По краям сумки пришиваются кисточки - это оберег от слепоты и глухоты. Вдоль полуовала основной части сумки вставляли несколько, чаще всего три, полоски темного и светлого меха, а в крайний шов — бахрому из ровдуги. Бахрому прикрепляли пучками по несколько полосок или равномерно по всему овалу. Встречаются сумки и без ровдужной бахромы. К концам полосок бахромы (дл. 5—7см) иногда прикрепляли копытца новорожденных телят, которые при пользовании сумочкой издавали своеобразный звук. С одного бока на ровдужную петельку или металлическую цепочку к туця' привешивали маленькую сумочку падко (размером около 8x10 см) для хранения ниток из сухожилий, кусочков сукна, с другого — игольницу, украшенную сукном. Игольницей, как правило, служил овальный кусок шкуры оленя, сложенный вдоль пополам, обшитый со стороны мездры цветным сукном. Ею мог быть и просто лоскут сукна для вкалывания игл, свернутый пополам. К нижнему краю игольницы пришивали один или два мешочка (футляр) для хранения наперстков — своего рода миниатюрную сумочку, копирующую тучейку, изготовленную точно по размеру наперстка. Её так же украшали цветным сукном, вставленным в шов, либо суконной или ровдужной бахромой, с чередованием темных и светлых полос меха. Футляр для наперстка, видимо, появился на тучейке одновременно с самим наперстком, в конце XIX—начале XX века. До этой поры мастерицы защищали пальцы от укола иглы кусочком ровдуги, сложенным в несколько слоев. Сумки третьего типа — падко, самые малые по размеру. Передняя и задняя стенки пришиты непосредственно друг к другу, без соединительной вставки. Высота падко обычно 17 см — 25 см, ширина 15 см — 32 см. При этом у каждой сумки ширина практически равна высоте. Когда ненецкая девочка достигала трехлетнего возраста, мать давала ей в руки иглу, и будущая тундровая женщина начинала осваивать искусство шитья по меху. Обучение проходило в том числе и в процессе изготовления падко. Так падко становилось первой сумкой в жизни девочки, в ней она хранила игрушки и кукольную одежду. Падко чаще всего пришивали к тучейке, но могли использовать и как самостоятельную вещь. Во время перекочевки падко с жильными нитками, сукном убирали в тучейку или пад, либо перевозили вместе с ними на одних нартах. Также, как пад, у падко традиционно украшена только передняя стенка. Орнамент незамысловатый — в виде чумиков, простых чередующихся горизонтальных или вертикальных полосок темного и светлого меха. Применяли шахматное чередование меха, вставляли в швы разноцветное сукно или ровдужную бахрому. Мы не сможем с точностью установить, в какие времена сумка появилась в обиходе кочевников. Однако почти с полной уверенностью можно сказать, что ее, конечно, изобрела женщина. Когда ненцы произносят мудрую пословицу: «Правый указательный палец женщины держит всю тундру», они вспоминают неустанно работающие руки хозяйки чума и быстрое мелькание наперстка. Обшивая свою семью, ремонтируя для мужа и детей одежду и обувь, великая труженица обеспечивала благополучие всего рода и поддерживала вековой порядок бытия. А без вечной спутницы — сумки, сделать это было трудно. К инновационным образованиям последних лет можно отнести сумочки, сшитые из сукна с контрастными аппликативными орнаментами и выполненные путем нанизывания бисера. Сукно, заменив собой налобные шкурки, скопировало на туця все характерные черты предшествующего декора, существенно расцветив палитру изделия. В настоящее время интерьер и убранство квартир ненцев, живущих оседло, практически не отличается от убранства квартир русского или коми населения. Однако, в некоторых ненецких семьях имеются традиционные пад, туця, падко. В них по-прежнему хранят меховые вещи, принадлежности для шитья, но с преобразованием хозяйства и быта традиционная утварь в целом утрачивает свое значение. Поэтому музейные коллекции меховых сумок имеют особую ценность и должны являться предметом изучения. Инструменты, приспособления материалы Для изготовления сумки для рукоделия туця необходимы: Сукно разных цветов. Искусственный или натуральный мех. Швейные нитки. Бисер. Ножницы, наперсток, иголки для шитья и бисера. Технологическая последовательность изготовления сумки Изготовление шаблона сумки. Отбор орнамента. Изготовление шаблона орнамента, вырезание орнамента. Прикрепление орнамента на основу сумки. Пришивание по бокам орнамента цветных полосок. Изготовление полоски из меха. Изготовление уголков. Изготовление кисточек. Изготовление игольницы. Изготовление мешочка для наперстка. Соединение деталей. Экологическая оценка Изготовление традиционной меховой сумки для рукоделия уходит своими корнями в глубь веков. Ненцы всегда жили в гармонии с природой, поэтому особых экологических проблем и нарушений экосистемы тундры, как правило, не наблюдается. Заключение Меховые сумки (туця) – очень важные предметы быта ненцев, без которых не обойтись при кочевом образе жизни. Сумки для швейных принадлежностей туця небольшие по размеру, но вытянуты вертикально. В ней хранятся заготовки для шитья, начатое рукоделие, шкурки, жильные нити, ножницы в чехле, кроильный нож в чехле, нитки, кусочки меха, сукно, бисер, бусы. Иголки же хранятся в прикрепленном к сумке сбоку специальном маленьком мешочке – игольнике. А к игольнику пришивается мешочек для наперстка. Меховые сумки шились из мелких шкурок зверьков: лисицы, песцов, тюленя, нерпа. Эту стадию их декоративного оформления отражает загадка о туце – сумочке для рукоделия – «старуха из ста заплат». Помимо цветового решения, туця украшались копытцами новорожденных оленят. Копытца крепились к ровдужной бахроме и представали в виде миниатюрных костяных подвесок. На рубеже XIX – XX веков особое распространение получили меховые сумки, которые изготавливались из оленьего камуса и из налобных шкурок оленя. На широкой стенке сумки симметрично располагались два треугольника или наклонные полоски. Эти фигуры возникали вследствие необходимости зашить глазные отверстия на шкурке и подчеркивались декоративным кантом из контрастного меха. Литература Аверьянова К.Н. Методика обучения школьников выполнению творческих проектов. – СПб.: ООО «Мирал», 2006. – 56 с. Бобрикова Е.Н. Технология обработки материалов, изготовления и художественной отделки традиционных изделий ненцев: Пособие для учителя. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 128с.: ил. Интернет-ресурсы. Узоры северного сияния. Финно-угорские народы. I том. Салехард, «Артвид». Санкт-Петербург, «Русская коллекция», 2003 г. Узоры северного сияния. Самодийские народы. II том. Салехард, «Артвид». Санкт-Петербург, «Русская коллекция», 2005 г. |