Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АВТОРСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

  • 13.03.2020 Курсовая Марина Пешкина. Авторские развивающие игры для дошкольников


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеАвторские развивающие игры для дошкольников
    Дата12.06.2020
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла13.03.2020 Курсовая Марина Пешкина.doc
    ТипКурсовая
    #129704
    страница2 из 3
    1   2   3

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
    Н. Вуарен считает, что дидактические и развивающие игры специально создаются взрослым в обучающих и развивающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Их особенная педагогическая ценность состоит в том, что они одновременно служат и средством организации игрового досуга детей и средством обучения, поскольку в структуру почти каждого занятия в детском саду входит либо дидактическая игра, либо развивающая игра. В дидактических играх ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности [8].

    А.И. Дубнякова определяет цель дидактических и развивающих игр – реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и практической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя. Дидактическая задача определяется взрослым. Для детей цель игры выступает в виде игровой задачи, которая иногда заложена в названии игры – «Угадай, кто позвал?», «Узнаем, что в чудесном мешочке?» и побуждает к активным действиям [12, c. 178-179].

    Д.Б. Эльконин приводит следующие определения: дидактические игры (от слова «дидактика» - обучение) - это обучающие игры. Они направлены на закрепление определенных знаний и представлений детей. Например, на закрепление названий предметов и явлений, узнавание их по отдельным частям, классификацию предметов. Развивающие игры (от понятия «развитие») – это игры, направленные на развитие познавательных психических процессов ребенка (памяти, мышления, внимания, воображения, речи), а также органов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния) [26].

    А.В. Печорга отмечает, что отличие развивающих и дидактических игр состоит в том, что дидактическая игра всегда несёт в себе две функции (1ая и главная – обучающая, 2ая – развивающая), а развивающая игра почти всегда имеет только одну функцию – развития (познавательные психические процессы и разные анализаторы). Поэтому дидактическая игра всегда являются одновременно и развивающей, а развивающая игра далеко не всегда может быть дидактической [18].

    Н.К. Ахметов пишет о том, что развивающая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающая игра – это весьма эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Её правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а после осознает и свои собственные ошибки. Тогда правила становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников [2, c. 8-10].

    З.М. Богуславская пишет о том, что развивающая игра - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом [4].

    А.К. Бондаренко считает, что технологию развивающей игры, таким образом, можно определить как совокупность методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса игры в соответствии с установленными игровыми этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата – повышение уровня интеллектуальной воспитанности старшего дошкольника [6].

    Ю.М. Горвиц пишет, что в той или иной степени отвечают требованиям данной технологии уже отмеченные в истории педагогики примеры развивающих игр. Отметим некоторые из них. В качестве наиболее ранней и известной из таких, ориентированной на широкую возрастную аудиторию, можно выделить «логическую игру», разработанную и описанную в одноименном произведении Л. Кэрроллом в 1887 году. В основу этой технологии были положены правила, так называемого, логического квадрата – диаграммы, отображающей логические соотношения между общеутвердительными (A), общеотрицательными (Е), частноутвердительными (I) и частноотрицательными суждениями (О). Непосредственно в самой игре предусматривалось посредством использования девяти фишек (четырех – одного цвета и пяти – другого) графически решать предлагаемые силлогизмы, что имело своей конечной целью развитие логического мышления у игроков [10, c. 100-106].

    Н.В. Комарова пишет, что позднее, в 50-е годы прошлого столетия, для развития познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, творчества и воображения у детей в возрасте от года до 7 лет стали применятся разноцветные счетные палочки Дж. Кюизенера. Игровой технологией были предусмотрены поэтапные двухуровневые занятия, согласно которой сначала дети играют с палочками как с конструктором (изучение цвета, формы), а затем как с дидактическим материалом для обучения элементарным арифметическим операциям [13, c. 190-192].

    П.И. Пидкасистый характеризует таким образом логические блоки З.П. Дьенеша (набор из 48 геометрических фигур разного цвета, размера, формы и объема и карточек с описанием признаков этих фигур): блоки имеют своей целью постепенное знакомство детей от 3 лет с понятием размера, формы и цвета на наглядной основе. Настоящая игра в результате способствует формированию у детей элементарных знаний в области математики, а также информатики; получает развитие их восприятие, память, внимание и воображение, словесно-логическое и аналитическое мышление, творческие способности [19].

    В отечественной практике, как уже отмечалось выше, получила широкое распространение, прежде всего, комплексная технология развивающих игр Б.П. Никитина, объединенных важными дидактическими принципами: «от простого к сложному», предполагающему постепенное усложнение уровня обозначаемых перед ребенком задач, и максимального раскрытия его способностей, творческого потенциала. Так, к примеру, его игра «Сложи узор» состоящая из 16 разноцветных одинаковых по размеру кубиков, предполагает последовательное выполнение ребенком заданий трех видов: 1) складывание из кубиков узора по аналогии с имеющимся примером, 2) наоборот: рисование узора, такого же, что образуют кубики, 3) придумать свои узоры и выложить их из кубиков. В результате в процессе этой игры у ребенка развиваются способности анализировать и синтезировать, на этой основе самостоятельно генерировать новые идеи. Другая игра Б.П. Никитина – «Уникуб», – включающая 27 небольших одинаковых по размеру кубиков, позволяет посредством оперирования последними сформировать у ребенка раннее пространственное мышление, способствующее впоследствии успешному освоению им математики в целом и тригонометрии, в частности [17].

    Е.О. Смирнова утверждает, что представляется весьма эффективным дидактическим средством набор кубиков Н.А. Зайцева – игровая разработка, предназначенная для опережающего обучения детей от 2 лет чтению посредством использования ими «складовых блоков» (разноцветных кубиков с нарисованными буквами, разбитыми на склады). Игра естественным образом также сопряжена с развитием у детей словесно-логического мышления и запоминания, формированием у них навыков грамотного письма, значительным увеличением лексикона, выправлением логопедических недостатков (следствие постоянного проговаривания и пропевания складов) [23, c. 76-86].

    Е.О. Смирнова пишет, что на основе технологических разработок Б.П. Никитина и Н.А. Зайцева была предложена их фактически синтезированная и модернизированная версия В.В Воскобовичем. Его игры направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка: его «Сказочные лабиринты игры», а затем «Сказки Фиолетового леса» представляют собой гармоничную игровую среду, сочетающую конкретные упражнения (математические игры: «Геоконт-конструктор», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики» и другие; игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Складушки», «Теремки Воскобовича», «Тысяче-слов» и другие) с методической сказкой, сюжетно объединяющей последние. Технология игры в целом ориентирована на последовательное вовлечение, погружение детей в возрасте от 3 до 7 лет в игровую деятельность (как в совместную со взрослым, так и в самостоятельную) с постепенно усложняющимся дидактическим материалом, в процессе освоения которого у последних отмечалось развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, мелкой моторики; запоминание цвета и формы, букв и цифр; формирование навыков чтения [23, c. 76-86].

    Развивающий материал М. Монтессори привлекает ребенка, усиливает внутреннюю мотивацию к обучению, стимулирует интерес к занятиям и заключает в себе механизм самоконтроля, в отличии от дидактического материала, используемого в традиционной системе образования. Посредством самоконтроля ребенок может сам оценивать результат своей работы, определять дальнейшие шаги в учебной деятельности. По словам М. Монтессори, исправление ошибок педагогом не приносит желаемой пользы и не дает ребенку возможности замечать их самому, лишая его «психической свободы», достижением которой является «понимание, что мы можем совершить ошибку, видеть её и контролировать без помощи» [15].

    Таким образом, приведенные игры, воздействуя на зоны как актуального, так и ближайшего развития, дидактически содержательны и в основном системны в процессе формирования психических функций, интеллекта, конкретных умений и навыков ребенка. Тем не менее, они не учитывают потенциал гуманитарных знаний, последовательное усвоение которых (как минимум первичное с ними знакомство) как способствует расширению кругозора и приобщению, в той или иной степени, к мировой и отечественной культуре, что уже само по себе ценно для становления личности, так может и должно являться проводником для системного развития ребенка по направлениям, уже отмеченным выше.

    3. ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АВТОРСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, что воспитательно-образовательном процессе ДОУ должен использовать максимально широкий спектр средств и методов, к таким средствам развития ребенка дошкольного возраста можно отнести и авторские развивающие игры [1].

    Рассмотрим опыт работы Семенюк Любовь Леонтьевны, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 14 г. Сосногорска [21]. Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Особую роль на современном этапе обучения отводят нестандартным дидактическим пособиям: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера, умным играм В. В. Воскобовича.

    Развивающие игры В. В. Воскобовича имеют ряд особенностей:

    1. Широкий возрастной диапазон участников игр.

    2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

    3. Вариативность игровых заданий и упражнений.

    4. Творческий потенциал каждой игры.

    К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, «Волшебная восьмерка» - это арена Цифроцирка. «Чудо – соты» - это Чудо- острова, Пчелка Жужжа и её друзья, «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, Малыш Гео, Ворон Метр и Паук Юкк. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные приключения, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.

    Педагог разработала систему работы с пособиями умных игр В. В. Воскобовича. Для работы со старшими дошкольниками автор выбрала, представленную В. В. Воскобовичем методическую сказку на тему: «Нет царской дороги к геометрии, а сказочная - есть» В данном пособии представлен цикл историй под названием «Легенды Фиолетового Леса». Структура образовательной методики В. В. Воскобовича использование авторских дидактических игр в педагогическом процессе соответствует педагогической технологии подачи учебного материала программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой.

    Дети стали более любознательными, интеллектуально развитыми стали проявлять активный интерес к развивающим играм В. В. Воскобовича. самостоятельно решают с помощью схем-картинок геометрического конструктора геометрические задачи, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх. Таким образом, можно сделать вывод, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.

    Перейдем к рассмотрению опыта Насибуллиной Светланы Леонидовны, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранска [16]. Автор использовала систему развивающих игр, разработанных Венгером Л.А. Работа проводилась как во время НОД, так и в самостоятельной деятельности детей. Также были даны рекомендации для родителей по организации игр с детьми. В рамках реализации непосредственно- образовательной деятельности, дополнительной общеобразовательной программы «Мир сенсорики» во второй младшей группе с детьми проводились следующие развивающие игры: «Спрячь мышку», «В царстве фигурок-человечков», лото «Цвет», «Гости», «Найди предмет такой же формы», «Три квадрата», «В царстве царя-Разноцвета», «Магазин», «Радуга», «Чудесный мешочек», «Составные картинки», «Какой формы предметы в нашей группе» и другие.Проводимые игры способствовали интеллектуальному развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей.

    При отборе содержания игры необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал образовательной деятельности обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков контингент, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно- климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. При проведении организационной образовательной деятельности всегда важно помнить, что нельзя переутомлять детей играми, необходимо следить за правильной позой ребенка.

    Результатом работы по интеллектуальному развитию дошкольников посредством дидактической игры автор считает позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей.

    Также рассмотрим опыт Поляковой Марии Сергеевны, воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Березка» г. Губкина Белгородской области [20]. Автор в качестве главного средства развития познавательной сферы детей выбрала технологию развивающих игр Б.П. Никитина «Логические кубики для всех» (приложение 1) с использованием ИКТ. Педагог включала игры с кубиками в различные виды деятельности в  течение всего времени пребывания детей в детском саду со средней группы. Структура игровых занятий состоит из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.

     Вводная часть - организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе было применено включение информационно – коммуникационных технологий. С помощью мультимедийной аппаратуры и веб–камеры производилось знакомство детей с элементами кубика. Благодаря информационно коммуникационным технологиям, дети видели трехмерное изображение деталей на большом экране. На первом этапе дети знакомились с новыми деталями кубика, повторяли предыдущие задания. Во второй части игровых занятий происходило объяснение нового задания, демонстрация последовательности складывания заданных конструкций  так же выводилась на экран, что позволяло работать одновременно со всеми детьми подгруппы. Затем дети самостоятельно воспроизводили данную конструкцию из элементов кубика. В третьей части дети оценивали свои работы и сравнивали результат с предложенной постройкой.  Если у ребенка не получалось сконструировать данную конструкцию, то он просто описывал, что он создал и из каких элементов. Заключающей частью игровых занятий была коллективная игра «Наведем порядок сами». Дети складывали из элементов готовый кубик с помощью взрослого наставника. В конце каждого занятия  с детьми разучивалась речевка, а затем она становилась традиционным прощанием с педагогом.

    Результативность деятельности по развитию логического мышления и совершенствованию творческих способностей детей с  применением развивающих игр характеризуется позитивной динамикой изменения показателей. 

    Рассмотрим опыт Анастасии Сергеевны Щербаковой, воспитателя МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок» с. Знаменское, Знаменского района Омской области по теме Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста [25]. Автор считает, что каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребёнка. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

    Педагог считает наиболее эффективным пособием логически блоки Дьенеша. Воспитатель определила тему своей работы «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста». Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические игры с использованием блоков способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам.  Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

    При решении поставленный в рамках опыта задач автор изучала и анализировала методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме логического развития, приняла участие в вебинарах «Организация образовательной деятельности с развивающими играми в ДОО в соответствии с ФГОС»; разработала перспективный план работы кружка «Играем, размышляем, познаем» в средней группе «Улыбка»; создала предметно-развивающую среду, которая включает в себя дидактические средства, наглядный материал: блоки Дьенеша, модели; схемы. На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали  уровню сложности заданий.

    Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, автор делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд. Был составлен перспективный план на среднюю группу с постепенным усложнением материала и игровых заданий. Вся работа планировалась в игровой форме. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость.

    Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются  мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.

    Таким образом, включение в процесс образовательной деятельности системы развивающих игр с использованием информационно коммуникационных технологий  плодотворно влияет не только на  развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка.
    1   2   3


    написать администратору сайта