13.03.2020 Курсовая Марина Пешкина. Авторские развивающие игры для дошкольников
Скачать 0.65 Mb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Курсовая работа посвящена изучению возможностей авторских развивающих игр в психическом развитии детей дошкольного возраста. Для достижения цели были поставлены задачи: 1. Рассмотреть особенности психического развития детей дошкольного возраста 2. Дать характеристику развивающих игр для дошкольников 3. Ознакомиться с опытом работы воспитателей по использованию авторских развивающих игр. В первом вопросе мы определили, что психическое развитие дошкольников имеет особенности. Дошкольный возраст характеризуется активным развитием и совершенствованием познавательных процессов ребенка, особенно памяти, они приобретают все более произвольный характер в связи с возникновением у него новых социальных отношений и новой ситуации развития. Активно развивается самооценка ребенка, на которую теперь значительным образом влияют успехи и новые взаимоотношения. У старшего дошкольника меняется ведущий вид деятельности, полностью меняется общение со сверстниками и взрослыми. Они становятся для него равными в области получения информации, складывается тенденция к построению партнерских отношений, тем не менее, родительский контроль все еще остается достаточно сильным. Также меняется мировоззрение ребенка, перестраивается под учебную деятельность вся психическая активность ребенка. Во втором вопросе мы познакомились со следующими развивающими играми. Мы рассмотрели такие игры как, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Б.П. Никитина: «Сложи узор», «Уникуб», «Логические кубики для всех», кубики Зайцева и т.д. Уточнена сущность технологии развивающей игры как совокупности методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса игры в соответствии с установленными игровыми этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата – повышение уровня интеллектуальной воспитанности старшего дошкольника. Представлена технология развивающей игры, сфокусированная главным образом через работу в зоне ближайшего развития ребенка и с учетом его возрастных сензитивных и индивидуальных особенностей, прежде всего. В третьем вопросе мы обобщили опыт работы педагогов по использованию развивающих игр и пришли к следующему выводу. При использовании развивающих игр в процессе развития дошкольника важно не брать слишком большой объем материала. Логичнее остановиться на разработках одного автора, так как чаще всего они отвечают всем требованиям развития ребенка. Также важно работу вести последовательно и систематично. Материал давать по степени усложнения. Учитывать готовность детей перейти к следующему уровню сложности игры. Был изучен опыт С.Л. Насибуллиной, М.С. Поляковой, Л.Л. Семенюк. А.С. Щербаковой. Особо интересен опыт М.С. Поляковой, которая предложила систему работы с развивающими играми Б.П. Никитина. Интересен данный опыт тем, что на основе ее опыта работы можно составить собственную систему работы с играми Б.П. Никитина, что поможет в дальнейшем в работе над дипломной работой. Таким образом, мы достигли поставленной цели и решили задачи. Дипломная работа будет посвящена практическому применению авторских развивающих игр в работе с дошкольниками. Планирую выполнить работу на основании игр Б.П. Никитина. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 6–7 лет, характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра (детская) - вид активности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на воссоздание, познание и усвоение общественного опыта и окружающей действительности Игра дидактическая - [греч. didaktikos - поучительный] - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями Игра развивающая - игра, в процессе которой происходит развитие или усовершенствование различных умений и навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых. Игровая технология – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Психическое развитие – процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности. Технология образовательная - продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием комфортных условий для учащихся и учителя. Умение - освоенный индивидом способ решения определенного класса задач, подготовленность к практическим и теоретическим, позволяющая выполнять их быстро и точно СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155. 2. Ахметов, Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов // Вестник научно-педагогического центра. – Алма-Ата: Научно-педагогический центр, 1995. – № 22. – С. 8 – 10. 3. Баллон, А. Психическое развитие ребенка / А. Баллон. – М.: Просвещение, 1967. – 197 с. 4. Богуславская, 3.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с. 6. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с. 7. Вераксы, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учеб. пособие. / Н.Е. Вераксы, Н.Н. Вераксы. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 336 с. 8. Вуарен, Н. Что такое игра? / Н. Вуарен // Культура. - 1982. - № 4. 9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1966. – № 6. – С. 74-75. 10. Горвиц, Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников / Ю.М. Горвиц // Информатика и образование. – М.: ИНФО, 1990. – № 4. – С. 100-106. 11. Давыдов, В.В. Как ребенок становится личностью / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2008. – 368 с. 12. Дубнякова, А.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников / А.И. Дубнякова // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – Псков: ПГУ, 2009. – Вып. № 7. – С. 178-179. 13. Комарова, Н.В. Развивающие игры как средство развития личности / Н.В. Комарова, Л.А. Рыбакина, С.Ф. Фаткулина // Теория и практика образо-вания в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февр. 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 190-192. 14. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Сов. Педагогика. – М.: Педагогика, 1944. – № 8-9. – С. 37-47. 15. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. – М.: Карапуз, 2000. – 272 с. 16. Насибуллина, С.Л. Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников (из опыта работы) [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/obobschenie-pedagogicheskogo-opita-vospitatelya-po-temevliyanie-razvivayuschih-igr-na-intellektualnoe-razvitie-doshkolnikov-2124131.html 17. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с. 18. Печерога, А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В. Печегора. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с. 19. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 1992. – 269 с. 20. Полякова, М.С. Использование технологии развивающих игр Б.П.Никитина «Логические кубики» и потенциала информационно коммуникационных технологий в процессе формирования логического мышления ребенка дошкольника (из опыта работы) [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/20/ispolzovanie-tehnologii-razvivayushchih-igr-b-p-nikitina-logicheskie 21. Семенюк, Л.Л. Авторские игры математического содержания – средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/opisanie-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-avtorskie-igry-matematicheskogo-soderzhanija-sredstvo-razvitija-myshlenija-detei.html 22. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. для вузов / Е.О. Смирнова – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. 23. Смирнова, Е.О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Психологическая наука и образование. – М.: МГППУ, 2005. – № 2. – С. 76–86. 24. Фельдштейн, Д.И. Современное детство: проблемы и пути их решения / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – М: МГППУ, 2009 – №2 (19). – С. 32. 25. Щербакова, А.С. Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы) [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/12/02/opyt-raboty-na-temu-ispolzovanie-blokov-denesha-dlya 26. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с. 27. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с. 28. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Г. Яковлева. – М: Т.Ц. Сфера, 2002. – 112 с. Приложения Приложение 1 ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ (КВ) (Б.П. Никитин) Описание игры Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но... не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить только одно – сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшие – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7. Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с кубиками. Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее, зарисовывали. Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной модели? Где, какая и как поставлена фигура? Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета. Шесть в основные, а седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не надо было красить. Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом. Модель, таким образом, сохранялась. Модели получались разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины, фигуры животных и людей или просто представляли собою интересные симметричные сооружения. Так возникла идея сделать новую игру. Через несколько месяцев накопилось несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70. Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники. Как изготовить игру Для изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают 7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая (рис. 45). Рис. 45 При склеивании обратите внимание на точность подгонки граней. После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно прилегали одна к другой при складывании, и чуть-чуть скруглите шкуркой ребра (0,5 – 1 мм). Фигуру 1 окрасьте в зеленый цвет, 2 – в синий, 3 – в желтый, 4 – в черный, 5 – в красный, 6 – в белый и 7 – в коричневый. Для хранения фигурок изготовьте картонную коробку с крышкой размером 3x5x2 кубика, т. е. если ребро кубиков 30 мм, то коробка 95x155 мм и глубиною 60 мм. В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков, поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и пустое место для 3 кубиков. Внимательно рассмотрите задания к игре (рис. 46). Рис. 46 Рис. 47 Рис. 48 Рис. 49 Рис. 50 Рис. 51 Если ваш ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать по своим сериям, например, КВ-1, КВ-2. Для удобства каждую изготовленную серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на нем наименование игры и название серии. Серия КВ-1 – самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а позже и по номерам. Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок, только поставлены иначе, чем на рис. 45. Это сделано для того, чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как надо ее поставить на стол. Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок модели – копии нарисованных. Сначала, конечно, самые простые, а потом, подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже серию КВ-7. И для малыша будут нужны только рисунки-задания. Если он не может справиться с каким-нибудь заданием, то отложит его и примется за другое, третье или отложит вообще игру на некоторое время. Как играть Правила игры в “KB” похожи на правила игры “Уникуб”. Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д. По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель. Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума. Но построение моделей по рисункам-заданиям является сравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять. Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов. Малышу можно предложить сначала составлять модели только из 2 фигур, например из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа и т. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать. Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: “Для новых моделей Вани...” Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок), следующие – для моделей серии КВ-3 и т. д. для каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко. Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять правила игры, о которых говорится в начале книги, и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых. Пусть сам малыш зарисует новую модель, а потом сделает только ее контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой “новое задание” и попробуют сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием. |