Борис Кустодиев. Борис Михайлович Кустодиев. Б. М. Кустодиев один из самых национальных наших художников, проникнутый любовью ко всему характерно русскому
Скачать 29.61 Kb.
|
Борис Михайлович Кустодиев 2 cлайд Несколько вступительных слов…Борис Михайлович Кустодиев — яркая, своеобразная фигура в нашем искусстве. Его искусству не страшно время; оно имеет свой определенный стиль. Имя Кустодиева прочно вошло в историю русского искусства. Мы говорим о «кустодиевских типах», о «кустодиевской женщине». Б. М. Кустодиев — один из самых национальных наших художников, проникнутый любовью ко всему характерно русскому.( Воспоминания Г. С. Верейского опубликованы под названием «Борис Михайлович Кустодиев в последние годы жизни» в газете «Московский художник» 15 августа 1958 года.) Рассматривая происхождение фамилии Кустодиев, некоторые склонны видеть в ней старославянские корни; значения слово «кустод» — сторож, привратник в церкви. Это позволяет предположить, что предки художника по мужской линии издавна были связаны с церковной жизнью. 3 слайд автобиография «Огонек», 1908, № 1 Я родился 23-го февраля 1878 года в городе Астрахани. Учился в семинарии и брал уроки рисования у художника П. А. Власова. В 1896 г. поехал в Петербург и выдержал вступительный экзамен в Академию художеств, где работал у И. Е. Репина. Участвовал на выставках в Академии художеств. За границей экспонировал в Мюнхене, Карлсруэ, Вене, Венеции и Париже; на международных выставках в Мюнхене (1901) и Венеции (1907) получил золотые медали. Пишу охотно как жанры, так и пейзажи, но больше всего влечет меня к портретной живописи. Кустодиев Состоял в художественных объединениях «Союз русских художников» (с 1907 г.), «Мир искусства» (с 1911 г.), АХРР( Ассоциация художников революционной России) (с 1923 г.). Описание автопортрета Этот портрет находится в Галерее Уффици. Б. Кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского). Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия. Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. М.Г. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в.: «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста; сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей, гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество. 4 слайд В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. В силу болезни работы он был вынужден писать лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. В 1927 году 26 мая в возрасте 49 лет Борис Михайлович умирает буквально за работой над эскизом задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха». Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 5 слайд Кустодиев и костромской край Творчество Бориса Михайловича Кустодиева, тесно связано с Костромским краем. Долгие годы он жил в небольшом селе Семеновское-Лапотное (ныне п. Островское). На протяжении всего времени своего пребывания на Костромской земле Кустодиев находился под большим впечатлением от красивейших волжских видов провинциального купеческого города. На многих его работах можно узнать Пожарную каланчу, Торговые ряды, купеческие особняки, городские ландшафты и виды на Волгу, например, в картинах представленных на слайде «Провинция» 1906 г., «Зима. Масленичное гуляние» 1919 сам Б.М. Кустодиев однажды написал своему другу сельскому учителю Н.И. Адельфинскому «Я прожил в тех местах десять лет и считаю эти годы одними из лучших в своей жизни». Сегодня с творчеством Б.М. Кустодиева можно познакомиться в Историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в г. Костроме (здание Романовского музея), где с августа 2010 года открыт музей работ художника. В музее находится 45 работ мастера. В п. Островское Костромской области работает Историко-культурный центр им. Б.М. Кустодиева. 6 слайд Особое внимание хочется уделить картине ярмарка, которую кустодиев написал на основе ярмарки, проходящей в костроме. ярмарка Описание ярмарки 1927 года Михаила Огороднова Ясный солнечный день. Я выхожу на улицу и направляюсь на ярмарку. Гул, подобный рою жужжащих пчел, доносился до моего уха. Вот я прохожу улицу и предо мною черная живая масса, похожая на кучу кишащих взад и вперед муравьев в муравейнике. Посреди площади тянутся тесовые ларьки, покрытые холстом. Везде гремит музыка, но сливаясь с общим шумом, превращается в безобразный, душу раздирающий стон. Ну, вот, наконец, я и сам попадаю в этот кишащий муравейник. я направился в торговые ряды. Парами гулявшая веселая публика, одетая в праздничные наряды, чинно расхаживалась и вертелась около «сластных» и игрушечных рядов, из которых слышались приказчичьи слащавые голосишки: «Вам чево-с?», «Сколько-с?», «Благодарю Вас-с». Тут и там слышалось «Только здесь лучше всех! Только здесь дешевле всех!». Детские вымаливающие и плачущие голосишки, просящие у своих родных игрушки, не отходят от игрушечных балаганов: «Мне куклу, коня, коляску!». Громкие крики из пышечных заглушают гул и крики детишек. «Сюда, граждане, сюда! Только здесь вы можете получить сдобные, горячие, с сахарным песком, пышки». Описание картины ярмарка: Ярмарка на Руси — это всегда праздник для всех деревенских жителей. На ярмарках покупали и продавали, общались, играли, веселились. Такую ярмарку и изобразил на своей картине Борис Кустодиев. Художник не показал лиц участников ярмарки: они воспринимаются одним целым. В глазах пестрит от мелькающих праздничных одежд: нарядные платья женщин, яркие платки, новые лапти и кафтаны мужчин. На переднем плане Кустодиев изобразил двух пожилых мужчин, которые что-то яростно спорят: может, о чем-то торгуются, может, обсуждают предыдущие ярмарки. Неподалёку мальчик, который жует сахар, и девочка, держащая в руках новую куклу. Две женщины стоят возле прилавка и обсуждают товар, другие примеряют узорные платки. В другой части картины покупатели выбирают необходимые в хозяйстве вещи: лопаты, грабли, ведра. Заметно, как женщина торгуется с продавцом. Рядом молодые парни хотят приобрести какой-нибудь музыкальный инструмент. Больше всего привлекает их губная гармоника — они испытывают её звучание. Яркие краски, бурная деятельность — ярмарка кипит, веселится, советуется, торгуется, обсуждает товары и последние новости. На заднем плане картины Борис Кустодиев изобразил деревню. Она исполнена совершенно в иных тонах — серые дома, серое низкое небо. После окончания ярмарочного дня людям придётся вернуться к повседневной серой жизни и с нетерпением ожидать новой яркой ярмарки. 7 слайд Россия на полотнах Кустодиева В феврале 1917 г живописец в инвалидной коляске, может наблюдать меняющуюся жизнь России только из своего окошка. Он записывает в дневнике: «Все кипит, на улицах толпы народа… Я сижу дома, зная, что «такой» улицы и в сто лет не дождешься». Кустодиев известен, прежде всего, как художник, изображающий жизнь купечества и российской провинции. Однако в советские годы он обращается к революционной теме. По его словам, именно так он выражает «чувство стихийности» революционных событий. Кустодиев воспринимает революцию как бунт народа. Живописец чувствует грандиозность масштабов происходящего и эту стихийность он решает выразить в образе большевика. Картина напоминает плакат, изображающий революционный пафос. Мир добрых, живущих весело и счастливо людей, которых любил живописать Кустодиев, сменился в «Большевике» образом человека очень разгневанного, с душой, переполненной яростью, который не то что церковь, но и многое другое способен растоптать на своем пути. Праздник В Честь Открытия II Конгресса Коминтерна 19 Июля 1920 Года. Демонстрация На Площади Урицкого, 1921 год. Картина изображает праздничную пеструю толпу на Дворцовой площади в Петербурге (площади Урицкого). Над разномастной толпой развеваются красные флаги. Большевик 8 слайд Русь! Встречай роковые годины: Разверзаются снова пучины Неизжитых тобою страстей, И старинное пламя усобиц Лижет ризы твоих Богородиц На оградах Печерских церквей. Все, что было - повторится ныне, И опять затуманится ширь, И останутся двое в пустыне: В небе Бог, на земле - Богатырь. М. Волошин, 1920 г. В центре полотна — размашисто шагающий по городу русский мужик, гигант с огромным красным знаменем в руках. Он в рабочем ватнике, в шапке и сапогах. И смотрит прямо перед собой «горящим» взглядом фанатика. Люди, заполонившие улицы города между его ног, малы и ничтожны, будто муравьи. Прямо по ходу движения гиганта — маленькая церквушка. И это — чисто «кустодиевская» деталь. Сам кустодиев по этому поводу говорил: «Церковь на моей картине — моя подпись». Действительно, церкви на картинах Кустодиева придают пейзажу чисто русскую окраску, они уютны и одновременно величественны. Но в картине «Большевик» церковь умалена и унижена — из-за того, что зритель видит ее с верхней точки зрения, с Уровня головы возвышающегося над ней гиганта-рабочего. Впервые увидевший это полотно в мастерской художника Воинов записал в дневнике: «Картина производит огромное впечатление, и я совсем не согласен с отрицательными отзывами некоторых лиц. Здесь, по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное, интуитивное». У нас непроизвольно возникает тягостное ощущение, что этот человек своими огромными шагами скоро растопчет все, что встретится у него на пути. Кустодиев пишет картину, уверенный, что тихой провинциальной России не выстоять перед этой все разрушающей стихией. Нам трудно понять, насколько близки были Борису Михайловичу большевистские идеи. Но общество в эти годы жило "ожиданием перемен" и многие с искренним восторгом встретили Февральскую революцию. Картина "Большевик" - обобщение образа, который выражает грандиозные преобразования в России. Это символизм, который заменил реалистичность жизни символами. Отсюда в этой картине-плакате – такая композиция и гиперболизм образа. Однако она содержит и красоту русского лубка, которая была близка и доступна революционному искусству. О взыскательности, которую проявляет художник при создании этого полотна, говорит то, что, создавая его Кустодиев отказывается от характерной для его произведений декоративности. 9 слайд.Роль россии, власти в жизни кустодиева Пока Кустодиев в поте лица трудился над своими полотнами, его имя, как и имя сподвижника по «Миру искусства» Александра Бенуа, привлекло внимание высоких государственных деятелей. В начале марта 1921 года нарком просвещения А. В. Луначарский срочно отвечает на запрос Ленина, предложившего дать характеристику группе известных ученых и деятелей культуры и искусства. В список интересовавших Ленина лиц попали академики Иоффе, Кони, Платонов, Щербатской, Бехтерев, а также Бенуа, Кустодиев. Мнение Луначарского о Кустодиеве весьма неоднозначно, «Кустодиев — весьма демократически настроений и по-своему великий художник, думается — крупнейший из мастеров живописи, имеющихся сейчас в России. Знаю, что в последнее время страшно бедствовал. Когда это было доведено до моего сведения, я принял все меры к улучшению его положения, не знаю, достаточны ли они. Всегда был демократом с эсеровским налетом, как теперь — не знаю». В мае Кустодиеву, на протяжении четырех лет безвыездно жившему в Петрограде, представилась возможность выбраться в Москву. Там, в студии имени Горького, ставили пьесу Гусева-Оренбургского «Страна отцов», и Кустодиеву предложили оформить спектакль. Однажды, в воскресный день, когда артистов в студии не было, Кустодиеву сообщили, что с ним хочет увидеться А. В. Луначарский и, если художник не возражает, нарком может прибыть к трем часам. Борис Михайлович, конечно ответил, что будет рад встрече с наркомом. Сам же ломал голову, чем же объяснить такое внимание к своей персоне. Наркома чем-то надо угощать, и Юлия Евстафьевна срочно принялась лепить пельмени. Луначарский приехал в намеченное время в открытом автомобиле «рено». Отведал пельменей и похвалил, посетовав, что уже забыл их вкус. Визит продлился часа три. Луначарский признался, что давно является почитателем творчества Кустодиева и высоко ценит его талант. Затем умело направил разговор в сторону происходящих в России социальных перемен и целей осуществляемой в стране культурной политики. Беседа приобрела более живой характер, когда нарком начал вспоминать художественные музеи в европейских странах и высказывать свои предпочтения в живописи. Тут и Кустодиеву было о чем поговорить. В заключение визита Луначарский предложил Борису Михайловичу, а также Юлии Евстафьевне с сыном совершить вместе с ним прогулку по Москве. 10 слайд мое отношение. В первую очередь творчество кустодиева привлекает меня тем, что в нем отражена и история нашего края, а в частности и моего – поселка островское. У бориса михайловича достаточно тяжелая судьба, ведь еще достаточно молодым он оказался в инвалидном кресле, не случись этого, мне кажется, мы бы могли намного больше могли наслаждаться его искусством. Его работы в свовем большинстве наполнены яркими красками, жизнерадостные. Они придутся по душе многим, ведь в них отражена жизнь простого русского народа. А с самого начала Великой Октябрьской социалистической революции Кустодиев идет в первых рядах советских художников, принимая активное участие во всех выступлениях советского искусства у нас, а впоследствии и за рубежом. Эта жизнь — редкий пример победы творческого горения над немощной плотью, пример того, как искусство, безраздельно владея художником, помогало ему преодолевать тяжелые физические страдания. |