Балет Башкортостана. Балет Башкортостана
![]()
|
Балет Башкортостана берёт начало со становления национальной башкирской балетной школы в 1938 году,с создания национального репертуара. Балет Башкортостана прошёл через период становления, создания своей балетной школы, национальных балетных спектаклей, сотрудничеством с выдающимся мастерами балетного искусства, включая хореографа Юрия Григоровича. Балет Башкортостана впитал в себя танцевальную культуру башкир, обогатил её новыми образами и формами. Многие танцевальные движения башкир, связанные с трудовым ассоциациям, использовались в башкирских плясках как традиционные элементы народной хореографии. Будучи устойчивыми пластическими деталями народного танца, эти движения в сочетании с манерой исполнения составили уникальную и неповторимую лексику башкирского танца[1]. Накопленный творческий опыт в балетном искусстве Башкортостана позволил его мастерам развивать балетное искусство России, Франции, США, создать в США балетный театр[2] и балетную школу, обучающую молодых американцев на основе российских методик[3]. В ![]() ![]() Развитие балета Башкиртостана условно можно разделить на несколько этапов: Период с 1938 по 1955 года начала выступлений балетной труппы, первых постановок классических балетов, создания первых национальных балетов ("Журавлиная песнь", "Зюгра"). В 1955 году в спектакле "Журавлиная песнь" выступал танцовщик Р. Х. Нуреев. Период с 1955 по 1986 год утверждения творческих позиций, развитие самостоятельных творческих коллективов. В эти годы в театр влились новые выпускники Ленинградского хореографического училища им. Вагановой - Зухра Ильясова и Леонора Куватова, выпускники Пермского хореографического училища Юлай Ушанов и Шамиль Терегулов. ![]() В театрах РБ ставились балетные спектакли для детей и юношества: балеты-сказки “Буратино” (1960, хореография Сафиуллина) и “Мурзилка-космонавт” Н. Г. Сабитова (1964; хореография Г. И. Язвинского), “Маугли” М. Х. Ахметова (1975; хореография Н. А. Хасан-Ахунова), “Легенда о курае” Р. М. Хасанова (1979; хореография Э. Х. Танна) и др. Период с 1986 года — период кризиса, связанного с ремонтом театра Оперы и балета, отсутствием сценической площадки, творческим подъёмом, связанным с работой в театре Ю. Н. Григоровича, открытием Башкирского хореографического училища (ныне Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева). 8 февраля 1940 года на сцене театра состоялась премьера первой башкирской оперы — «Хакмар» М. Валеева, а через несколько месяцев, в декабре, поставлена опера «Мергэн» А. Эйхенвальда. режиссер-постановщик этих опер -Т.Имашев. В годы войны Т.Имашев оставался директором и главным режиссером башкирского театра оперы и балета, после постановок оперы "Хакмар" и балета "Журавлиная песнь" за выдающиеся заслуги был отмечен званиями и наградами. В балетной труппе театра в первые годы работали выпускники башкирского отделения при Ленинградском хореографическом училище, балетного отделения Башкирского театрального училища и группа танцовщиков ансамбля народного танца. В числе первых выпускников прославленного Вагановского училища З. Насретдинова, Х. Сафиуллин, Т. Худайбердина, Ф. Саттаров, Ф. Юсупов, Г. Хафизова, Р. Дербишева. Первая балетная премьера театра — «Коппелия» Л. Делиба состоялась в 1940 году. Директор Театра оперы и балета Т.Имашев приложил много сил для успешного осуществления балетной постановки, добился возвращения с фронта танцовщиков Ф.Гаскарова,Х.Сафиуллина и Х.Мустаева, отвез на самолете балетную труппу для репетиций к педагогам в Пермь. В годы Великой Отечественной войны в Уфу был эвакуирован Киевский государственный театр оперы и балета им. Т. Шевченко, оказавший большое влияние на процесс становления башкирской оперы. В составе труппы, приехавшей в Уфу, были известный оперный дирижёр В. Йориш, режиссёры Н. Смолич и его сын Д. Смолич, прославленные певцы М. Литвиненко-Вольгемут, И. Паторжинский, З. Гайдай, К. Лаптев, А. Иванов, молодые Л. Руденко, И. Масленникова. В марте 1944 года состоялась премьера первого башкирского балета «Журавлиная песнь», музыка Л. Степанова и З. Исмагилова[3], балетмейстер Анисимова, Нина Александровна Одновременно со становлением балета Башкортостана в республике формируется и развивается наука о балете, балетная критика. Этому способствует открытие и функционирование Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, готовящего соответствую кадры. Первые рецензии на спектакли Театра оперы и балета печатались в республиканской прессе башкирскими писателями Г. Амири, Б. Бикбаем, А. Г. Бикчентаевым и др. К. Мэргэном и др. В годы Великой Отечественной войны в Уфе работали музыкальные критики С. А. Андреев-Кривич, К. Н. Державин, М. Г. Пизов, Г. А. Поляновский и др. Балетные спектакли Башкирского государственного театра оперы и балета сопровождались критическими статьями с оценкой их художественных особенностей, игрой артистов. В мае 1944 года в той же газете проф. К.Державин написал развёрнутую статью. Здесь дана положительная оценка композиторам, балетмейстеру, исполнителям главных героев Зайтунгуль (З.Насретдиновой), Юмагула (Х.Сафиуллину), Арсланбая (Х.Мустаеву), кордебалету, оформлению спектакля. «Пантомима всюду неразрывно связана с танцовальным действием, национальный танец умело и со вкусом слит в единое художественное целое с танцем классическим, продолжающим лучшие традиции русской балетной классики. …Особо ответственное место в спектакле занимает кордебалет. Его молодые силы проявили себя и в классических танцах журавлей и в ряде национальных и характерных плясок с наилучшей стороны» . Автор пишет, что в работе над постановкой помогали педагоги Ленинградского хореографического училища Е. Ширипина и А. Писарев. Важнейшими источниками критических отзывов о балете «Журавлиная песнь» показанном на декаде Башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году служат статьи Р. Захарова, А. Мессерера, М. Габовича. «Хочется с особенным удовлетворением отметить высокое профессиональное искусство исполнителей центральных партий и участников массовых сцен балета. Это определяется не только неустанной работой артистов, но и основательной подготовкой, полученной ими в своё время: балетная труппа оперного театра в Уфе была создана на базе первого выпуска национального отделения Ленинградского хореографического училища. Это позволяет судить об исполнительском мастерстве башкирских гостей без всяких скидок, предъявляя к ним те же требования, что и к артистам наших лучших балетных театров. Тем более радостно признать, что участники спектакля соответствуют этим высоким требованиям» - пишет А. Мессерер в статье «Народная легенда в балете». Заметки такого рода дают первые сведения о начале становления Башкирского балета, его успешной деятельности. Для диссертанта они оказались очень ценными, ибо в них содержатся основные сведения об авторах и исполнителях спектакля, многие факты работы над постановками, оценивается профессиональный уровень труппы, и освещаются недостатки балета. В очерке С.И. Махней «Балет Л.Б. Степанова «Журавлиная песнь»» проведён подробный анализ музыки спектакля с кратким обзором музыкально-танцевальных форм. Однако специального исследования этого балета в контексте истории отечественного хореографического искусства проведено не было. Балетные спектакли, представленные в 1955 году на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве освещались статьями мастеров хореографического искусства: Р. В. Захаровым, Л. М. Лавровским, Л. Н. Лебединским, А. М. Мессерером и др. В республики изданы монографии об искусстве артистов башкирского балета — "Мастера балетного искусства Башкирии" Хайруллина (1963; "Танец ликующий" Саитова (1968; посвящена творчеству артистов Г. Г. Сулеймановой и Ф. М. Саттарова). БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ 60-70-х ГОДОВ В 60-е годы начали появляться работы, посвящённые творчеству отдельных танцовщиков. В небольшой брошюре Р. Хайруллина, посвящённой деятельности выдающихся артистов первого поколения Зайтуне Насретдиновой и Халяфу Сафиуллину, впервые коротко рассказывается о начале формирования балетной труппы в Башкирском театре. Хорошо иллюстрированная книга С.С.Саитова «Танец ликующий» широко освещает жизнь и творчество другой талантливой пары Г.Сулеймановой и Ф.Саттарова. В 1996 году вышла монография Г.С.Галиной «Тамара Худайбердина», посвящённая замечательной балерине. Обзорные критические статьи были написаны балериной Майей Тагировой. В своих статьях и заметках она представила более обширную картину о творческой эволюции Башкирского балета. В 1958 году вышла книга Ф.А. Гаскарова, в которой даны описания восьми сценических башкирских танца, сочинённых самим автором. Сюжеты национальных балетов: «Журавлиная песнь», «Черноликие», «Гюльназира», «Люблю тебя жизнь», «Страна Айгуль»; творческие портреты мастеров, как зачинателей, так и последователей балетного искусства включены Г.С. Галиной в пособие по культуре Башкортостана. Анализ литературы, посвящённой исследуемой диссертантом темы и осуществлённой автором диссертации, подводит к следующему выводу: авторы рецензий, статей, немногочисленных монографий посвящены, в основном, отдельно взятым танцовщикам и спектаклям. Однако, эти работы не ставили перед собой цели – проведение системного анализа становления и последующего развития творческой деятельности балета Башкирского театра, обогащения его репертуара, роста исполнительского искусства. В 60-70-е годы свежую струю в башкирский балет вносит композитор Нариман Гилязевич Сабитов (1925-1971). Наряду с композиторской деятельностью вошел в историю национальной культуры как поэт, драматург (автор стихотворных текстов песен, романсов, автор либретто), составитель и редактор сборников вокальных произведений, художественный руководитель массовых представлений и праздничных концертов, прекрасный постановщик, выдающийся дирижер и педагог. Н. Сабитовым создано 6 балетов, 3 скрипичных концерта, фортепианный концерт, симфонические и хоровые сочинения, музыка к драматическим спектаклям, вокальные циклы, более 200 романсов и песен, большое количество инструментальных пьес, обработки народных песен. Родился в Казани 11 января 1925 года в театральной семье. Закончил детскую музыкальную школу№1 в г. Уфе. В 12-13 лет появляются первые сочинения – фортепианные пьесы «Восточный романс», «Песнь птички», «Этюд», «Вечное движение», 2 мазурки, песни, романсы. С 1944-1948 годы Н. Сабитов обучался на башкирском отделении Московской консерватории, в 1948 поступил в московскую консерваторию по классу композиции и симфонического дирижирования. Еще в годы учебы был принят в Союз композиторов. Нариман Гилязевич Сабитов создает балеты на современные темы, используя новые приемы композиции и драмы. Первый башкирский балет на современную тему – «Гульназира» был поставлен в 1963 году. Жанр балета – лирико-психологическая драма. Впервые в центре действия - героический образ башкирской женщины. Музыка балета основана на контрастном противопоставлении положительных и отрицательных образов. Важным средством музыкального развития служат лейтмотивы. Высокую оценку этому балету дал Дмитрий Шостакович, рекомендовав его для постановки в других республиках. Событиям Крестьянской войны 1773-75 гг. и подвигу Салавата Юлаева был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ", 1959; либретто и музыка Х.Ф.Ахметова и Н.Г.Сабитова, хореография К.Д.Карпинской, декорации Арсланова). Глубокую психологическую драму о судьбах поколений, разъединенных классовой борьбой, представлял балет "Гюльназира" ("Гэлнэзирэ", 1963; комп. Сабитов, балетм. С.В.Дречин, худ. В.И.Плекунов). Социальные и нравственные коллизии старой башкирской деревни нашли воплощение в балете "Черноликие", созданном по мотивам одноименной повести М.Гафури ("Кара йэззэр", 1965; композиторы Х.Ш.Заимов и А.Г.Чугаев, балетм. Х.Ф.Мустаев, худ. Арсланов). Трагедия "черноликих" находила свое выражение в контрасте лирики и гротеска. В спектакле о Салавате культивировался героический образ. Балет "Гюльназира", воплощавший дух восставшего народа, развертывал, прежде всего массовые ансамбли, вобравшие в себя все многообразие театральной пластики. Подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., жестоким жизненным испытаниям послевоенной действительности были посвящены два балета композитора Сабитова "Люблю тебя, жизнь" ("Яратам hине, тормош!", 1967; хореография Л.С.Бородулина, сценография Арсланова) и "Страна Айгуль" ("Айгэл иле", 1971; либретто И.М.Каримова и Сабитова по одноим. драме М.Карима, хореография И.Х.Хабирова, худ. Арсланов). В обоих произведениях поэтика академического балета соединена с драматически наполненным танцем, пантомимой и выразительной мимикой. Историческое прошлое, полулегендарный быт древних башкир и их родоплеменная организация, мифологическое мышление народа и исламский провиденциализм явились источником поэтических идей и образов балета "В ночь лунного затмения" ("Ай тотолган тэндэ", 1982; либретто Э.С.Ахметовой по одноим. трагедии Карима, музыка М.Х.Ахметова, хореография Б.В.Танина, сценография Б.Е.Ефима). Многозначная трагедийная метафора объединяла литературную тему, музыку и хореографию произведения, олицетворяла диалектику нравственного сознания, обнажая тем самым противоречивость моральных принципов современного человека. Пластическая ткань спектакля соединяла различные хореографические системы - от классического танца до авангарда. Поисками новых поэтических и стилевых решений отмечены хореографические спектакли для детей и юношества. Это балеты-сказки композитора Сабитова - "Буратино" (1960; балетм. Сафиуллин) и "Мурзилка-космонавт" (1964; балетм. Г.И.Язвинский), композитора М.Ахметова - "Маугли" (1975; балетм. Н.А.Хасан-Ахунов), композитора Р.М.Хасанова - "Легенда о курае" ("Kурай тураhында легенда", 1979; балетм. Э.Х.Танн) и др. О профессиональном мастерстве, богатом творческом потенциале свидетельствовал репертуар ТОБ 1955-75 гг., на которые пришелся пик художественного развития башкирского балета. Лучшими спектаклями классического и современного репертуара стали "Спящая красавица" и цикл одноактных произведений Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана, "Баядерка" и "Дон Кихот" Минкуса, "Золушка" С.С.Прокофьева, "Болеро" М.Равеля, "Тропою грома" К.А.Караева, "Берег надежды" А.П.Петрова, "Шурале" Ф.З.Яруллина и др. Яркими страницами башкирского балета являются собственные редакции спектаклей на классические темы. Это "Ромео и Джульетта" Прокофьева в постановке Л.Лавровского и Ю.Дружинина, "Орфей" Е.И.Фомина и "Пер Гюнт" Э.Грига в постановке В.Могильды, "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина в постановке А.Плисецкого, "Барышня и хулиган" Д.Д.Шостаковича, сюиты из балетов "Пахита" Э.Дельдевеза и Минкуса, "Спартак" А.И.Хачатуряна в постановке Н.Маркарьянца, "Сеньора из Валенсии" Ю.С.Саульского в пост. Г.Гусева и другие. Становление и художественно-эстетическое развитие башкирского балета воплотились в творчестве 3-4-х поколений танцовщиков. На рубеже 1950-60-х в труппу влились и заняли в ней ведущее место воспитанники ЛХУ Ф.Нафикова, Э.Тимергазина, И.Хабиров, В.Галимова, А.Бикчурин, Э.Сулейманова, С.Саттарова и др.; в 1960-70-е гг. пришли в башкирских балет Л.Куватова, Ш.Терегулов, Ю.Ушанов, Р.Изгина, Л. и В. Шапкины, З.Ильясова, Ф.Мустаева, А.Валеев и др. воспитанники Ленинградского и Пермского хореографического училищащ; в 1970-80-е - Р.Зарипов, М.Даукаев, Ф.Рахмангулова, Л.Лугина, Э.Валеев, Г.Сабирова, Б.Юлдашев, Х.Мухаметшин, Г.Зараменская, К.Исмагилова и др. БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ 80-90-х ГОДОВ ![]() |