Главная страница
Навигация по странице:

  • Балетмейстеры Григорович Юрий Николаевич

  • Мариус Петипа

  • Интеграция. Великие балетмейстеры. Балетмейстеры Григорович Юрий Николаевич


    Скачать 42.99 Kb.
    НазваниеБалетмейстеры Григорович Юрий Николаевич
    АнкорИнтеграция
    Дата01.04.2022
    Размер42.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВеликие балетмейстеры.docx
    ТипКонспект
    #434070

    Внимательно прочитать. (материал можно не конспектировать, а распечатывать.)

    Балетмейстеры



    Григорович Юрий Николаевич

    Родился 1 января 1927. В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б. В. Шавров и А. А. Писарев), в том же году был принят в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (с 1946 по 1961). Выдвинулся как одаренный гротесковый танцовщик в партиях Половчанина ("Князь Игорь"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан") и др. В 1947 выступил как балетмейстер, поставив в Ленинградском дворце культуры имени Горького балеты "Аистенок" Клебанова и "Семеро братьев" на музыку Варламова. Осуществил постановку - "Сказ о каменном цветке" Прокофьева в Театре имени Кирова (1957, где позднее исполнял партию Северьяна), Большом театре (1959), Новосибирском (1959) и Таллинском (1961) театрах оперы и балета, за рубежом - в стокгольмском Королевском театре оперы (1962). В этих спектаклях Григорович впервые обратился к философской проблематике, утвердил балетный симфонизм, сквозную танцевальность, воплотил поэтические русские образы. В 1961 поставил в Театре имени Кирова и Новосибирском театре оперы и балета "Легенду о любви" Меликова по Назыму Хикмету. Обращение к пластическим лейтмотивам, полифония кордебалетного танца, образность танцевального языка позволили Григоровичу создать народно-философский спектакль с современной проблематикой, сложными характерами. С 1964 по 1995 – главный балетмейстер Большого театра. Ныне – художественный руководитель и главный балетмейстер Краснодарского театра оперы и балета.

    В двух первых значительных работах Григоровича, осуществленных им в Ленинграде – «Каменном цветке» (музыка С.С.Прокофьева, 1957) и «Легенде о любви» (музыка А.Д.Меликова, 1961), – заявил о себе как о реформаторе, восставшем против догм советского балета 1930–1950-х годов (нередко называемого направлением «драмбалет»). Сохраняя свойственную «драмбалету» повествовательность, Григорович излагал события средствами танца (не прибегая к чистой пантомиме) и добивался более тесной связи с музыкой, стремясь воплотить ее в танце. В его спектаклях впервые за многие годы появились танцевальные ансамбли, призванные раскрывать внутреннее содержание действия, состояние души героев, не проявляющееся в прямых поступках.

    В Большом театре Григорович поставил новую редакцию балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (1966), где сказочный сюжет стал основой для серьезных размышлений, раскрывающих душевный мир девочки-подростка. Балет «Спартак» (музыка А.И.Хачатуряна, 1968), принесший Григоровичу мировую славу, – героическая трагедия о борьбе и любви. Все последующие постановки Григоровича всегда имели в основе предельный накал страстей, иногда мрачных («Иван Грозный», на музыку Прокофьева, 1975), иногда возвышенных («Ромео и Джульетта», музыка Прокофьева, 1979). Другие его спектакли в Большом театре (помимо редакций балетов классического наследия) – «Ангара» (музыка А.Я.Эшпая, 1976), «Золотой век» (музыка Д.Д.Шостаковича, 1982).

    Значение творчества Григоровича для русского балета второй половины 20 в. очень велико. На рубеже 1950–1960-х годов он первым заявил о возможностях новых форм балетного спектакля, о возврате к танцевальности, стал ключевой фигурой реформ последующих десятилетий. С Григоровичем работали и на определенном этапе были его единомышленниками все ведущие танцовщики Большого театра 1960–1970-х годов: его жена Н.И.Бессмертнова, М.М.Плисецкая, Е.С.Максимова, В.В.Васильев, М.Л.Лавровский и др.


    Мариус Петипа

    Его называют одним из родоначальников балета XIX века и отцом балетного академизма. Спектакли этого хореографа выделялись мастерством, изяществом, проработкой сольных композиций и музыкальной насыщенностью. Его имя – Мариус Петипа.

    Будущий знаменитый хореограф родился 27.02.1818 года в семье французского балетмейстера из Марселя. Можно было бы сказать, что Мариус закономерно пошел по стопам отца, но, как он сам вспоминает, в детстве у него не было никакого влечения ни к танцам, ни к балету. Отцу приходилось заставлять сына заниматься танцами практически из-под палки.

    Тем не менее уже в 13 лет Мариус дебютирует в одном из балетных спектаклей своего отца, а в 16 лет получает место одного из ведущих танцоров в театре Нанта, где и ставит свои первые небольшие балеты и номера уже как балетмейстер.

    С 1839 года следуют совместные с отцом гастроли. Нью-Йорк, Париж, Бордо, Испания, снова Париж и наконец Санкт-Петербург, где ему предложили выгодный контракт в императорском театре.

    Казалось бы, зачем ехать в далекую Россию, когда и на Родине все замечательно складывается. Широкая известность, поклонники, карьера идет в гору… Чего же не хватает? А не хватает молодому дарованию красивого балета с пластикой и грацией, а не теми бессмысленными прыжками и «клоунскими кривляньями», как отзывался Петипа о европейском балете того времени.

    В России он сразу же привлекает внимание публики и как хороший танцовщик, и как великолепный актер с прекрасными пантомимными способностями.

    Вскоре он становится учеником Жюля-Жозефа Перро, который в то время был главным балетмейстером русского балета. Но, несмотря на опыт и обширные знания, полученные от учителя, Петипа долгое время не имеет возможности поставить что-то свое. И только в 1955 году на сцене появляются его собственные постановки «Звезда Гренады», «Брак во времена регентства» и «Парижский рынок».

    В то же время в личной жизни балетмейстера складывается все далеко не так удачно, как на балетной сцене. Брак с русской балериной Марией Суровщиковой оказался непродолжителен. Супруги, как сегодня говорят, «не сошлись характерами» и разъехались.

    В 1860 году на сцену выходит балет «Голубая георгина», который, однако не завоевал расположения публики. Многие высказывались о нем как о неудачном произведении и считали его провалом Петипы как балетмейстера. Но уже в 1862 году появляется «Дочь фараона». Этот балет, поставленный по мотивам новеллы Готье, за великолепно поставленные танцевальные партии публика приняла благосклонно. Его же следующая постановка - «Царь Кандавл», была принята на ура и в Петербурге, и в Москве.

    Балет «Дон Кихот», вышедший в 1869 году, был принят публикой и критиками неоднозначно. Кто-то говорил, что постановке не хватает драматургии, кто-то, что в балете слишком мало классического танца. Петипа решил удовлетворить и тех, и других. И в 1871 году в Петербурге выходит уже новая вариация «Дон Кихота», где были учтены все пожелания публики.

    Период нескольких лет, когда балетмейстер занимался только небольшими развлекательными постановками и выслушивал критические высказывания в свой адрес, не прошел даром. И уже в 1877 года Петипа показывает всю мощь своего неиссякаемого таланта – на сцену выходит знаменитая «Баядерка».

    Драматичный и красочный сюжет, яркая хореография героев, гармоничная музыка – «Баядерка» и по сей день остается шедевром и образцом классического балета.

    В последующие годы интерес публики к балетному танцу пошел на спад и Мариус Петипа, ставивший тогда всего по одному балету в год, все чаще подумывал про завершение работы. Первая постановка «Лебединого озера» оказалась настолько неудачной и не принятой публикой, что Чайковский наотрез отказался писать еще что-либо для балета, но в конце концов согласился на еще одну попытку.

    Результатом тяжелейшей совместной работы Чайковского и Петипа стал знаменитый балет «Спящая красавица», который был прохладно принят придворной знатью, но вызвал овации у большинства других зрителей и снова подогрел интерес масс к балетному искусству.

    А впереди у Мариуса Петипа были плодотворные годы и множество новых постановок: «Лебединое озеро», «Золушка», «Щелкунчик», «Раймонда», «Четыре времени года», «Арлекинада» и др.

    В 1882 году, уже в возрасте 55 лет, Мариус Петипа снова решил связать себя узами брака. На этот раз с молодой 19-летней Любовью Леонидовой. Второй брак, подарил Мариусу не только любовь и семейное счастье, но и сделал его отцом восьмерых детей, которые все, так или иначе связали свою жизнь с театром.

    Несмотря на то, что к нему сильно благоволил император Николай II, который сделал его пожизненным главным балетмейстером императорского театра, последние годы Мариуса Петипа были наполнены постоянными конфликтами с новым директором театра Теляковским, который всячески старался «ставить палки в колеса» уже далеко не молодому, но еще по прежнему обладающему неугасающим творческим потенциалом, балетмейстеру.

    Постоянная поддержка труппы и артистов театра какое-то время давала силы старому мастеру, но его здоровье все-же пошатнулось. 01.07.1910 года выдающийся балетмейстер Мариус Петипа ушел из жизни, оставив после себя великое наследие, которым мы не перестаем восхищаться и теперь.

    Дополнительные материалы:

    Ю. Григорович

    https://youtu.be/xSi142w4Bmc

    Мариус Петипа

    https://youtu.be/vH-FDo93CDA



    написать администратору сайта