Главная страница

Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


Скачать 4.63 Mb.
Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
АнкорСборник статей
Дата12.04.2022
Размер4.63 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
ТипДокументы
#467265
страница13 из 121
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   121

ГРУППА «13»



С.И. Пасечник, Ю.А. Легеза

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: fotinia-31@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются новые поиски и тенденции в русском искусстве в начале ХХ века. Появление группы «Тринадцать» Художникам группы присуще чувство красоты и неповторимости каждого мига жизни. Проведя всего две выставки они смогли отстояли свой артистичный, мастерский рисунок, как самостоятельное направление ис кусства

Ключевые слова: советское послереволицонное искусство, рисунок, новые пластические решения рисунка, искусство книжной графики.

GROUP «13»



S.I. Pasechnik, Yu.A. Legesa Belgorod State University of Arts and Culture

e-mail: fotinia-31@mail.ru


Abstract. The article examines new searches and trends in Russian art at the beginning of the twentieth century. The emergence of the "Thirteen" group The artists of the group have a sense of beauty and uniqueness in every moment of their lives. After holding only two exhibitions, they were able to defend their artistic, masterful drawing as an independent direction of art

Keywords: soviet post-revolutionary art, drawing, new plastic design solutions, art of book graphics.




В 20-30 годы художественная жизнь Советской России была

необыкновенно богата событиями, сложна и многообразна. Возникло множество обществ и объединений самых разных направлений, со своими программами и задачами. Одним из них была группа «Тринадцать», включавшая в основном художников графиков. Группа просуществовала всего три года. Состоялось две ее выставки: 1929 и 1931 годов. Она не принадлежала к числу самым крупным и широко известных сообществ тех лет. Большинство их, такие как ОСТ (Общество Станковистов) АХРР (Ассоциация художников советской России), «4» искусства», возникли раньше, существовали более долгое время и имели значительное количество выставок, но короткая история «Тринадцати» тоже достаточно интересна. Хотя долгие годы в литературе встречались лишь редкие упоминания о ней, ряд художников, входившие в группу, до сих пор малоизвестны. Группа названа

«Тринадцать» по числу участников первой выставки, потом состав ее несколько менялся. В действительности объединение насчитывало большое количество участников. Не было опубликовано ни манифеста, ни программы, как у других художественных объединений тех лет. Первая выставка была организована тремя друзьями, сотрудниками газеты «Гудок» - Н. Кузьминым, В. Милашевским и Д. Дараном. Они пригласили талантливую молодежь из группы «Рост» - сестер Кашиных, Т. Маврину, Л. Зевина, М. Недбайло, Б. Рыбченковаа также одаренных ленинградских художников любителей - актрису

О. Гильдебарадт и литератора Ю. Юркуна, С. Расторгуева. Случайно набралась чертова дюжина, и в Доме печати 1929года открылась выставка рисунков

«Тринадцати». Состав получился пестрый и неоднородный Милашевский, Кузмин, Даран-художники старшего возраста, уже сформировашиеся. Кузьмин и Милошевский уже тогда крупные мастера книжной и станковой графики. Именно они определили цели и задачи объединения. Входила в группу и молодежь-выпустники ВХУТЕМАСА, и талантливые дилетанты - словом, художники разные по творческой манере, пристрастием, масштабу дарования, степени живописной культуры. Они были единодушны в одном: в отношении к рисунку. Наметилась определенная стилистическая линия, после выставки появился специальный термин – «стиль Тринадцати». Это манера свободного, быстрого рисунка, основанного на непосредственном впечатлении от натуры, невымученного, закоченного, отшлифованного.

В. Милашенко пишет: «Мы заставляем любоваться темпом изображения. В неподвижное пластическое искусство мы вносим новый фактор эстетического воздействия - время. Ясно ощущаемое время исполнения художественного произведения является качеством его». Кузьмин продолжает: эту мысль: «Рисовать без поправок, ретуши. Чтобы в работе рисовальщика, как в работе акробата, чуствовался темп. Чтобы рисунок не только казался выполненным с величайшей поспешностью, но чтобы действительнобыл выполнен в быстром темпе». Здесь предпочтительнее «ошибаться, чем сбиться с ритма. Кажется, только ХХ век научился ценить в рисунке эту непосредственность первой мысли, брошенной на бумагу, прелесть намека… Всего лишь недавно мы научились понимать ценность графики Пушкина, очарование его «небрежности»». Истоки стиля «Тринадцати» очень разнообразны. На его формирование влияли традиции разных мастеров прошлого. Проявление темпа работы, которые чувствуются в рисунках многих художников-Калло, Дмье, Рембранта, Делакруа, составляют одну из прелестей их творчества. В рисунках процесс творчества не засекречен, в них бьется пульс самой жизни. Это было объединением единомышленников, свободно воспринимающих творчество французких художников. Сам подход к натуре, стремление передать мгновенное впечатление от нее отчасти роднит их с импрессионистами. Будучи неутомимым импровизатором В. Милашевский постоянно искал новые приемы, материалы: пробовал работать палочкой или спичкой, обмакнутой в тушь, писал акварелью по «живому», без предварительного наброска карандашом. Прекрасный рисовальщик, он пытался передать прелесть и неповторимость каждого мгновения в быстро меняющемся мире.

Н. Кузьмин, старший из «Тринадцати, сформировался как художник еще до революции. Учился в Обществе поощрения Художеств у И. Билибина. Его ранние произведения увидели свет лучших журналах того времени - «Весы» и

«Аполлон». Кузьмин участвовал в гражданской войне, потом работал в

«Гудке», где собирался коллектив талантливых писателей и художников. На первой выставке группы были выставлены рисунки тушью «пушкинской серии» - ставшеей впоследствии темой творчества Кузьмина. Его иллюстрации к литературным произведениям создают ощущение импровизационной

легкости, но за ней стоят бесконечные поиски, долгая упорная работа. Милашевский и Кузьмин оставили нам интереснейшие воспоминания о своем времени, о людях, размышления об искусстве. Оба - талантливые рассказчики, они мастерски владели пером как графики и как литераторы.

В творчестве Д. Дарана принципы «Тринадцати» воплотились во всей полноте. Постояные его темы - цирк, балет и спорт. Б. Рыбченков до то как был приглашен в группу «Тринадцать», открыл для себя стиль свободного, быстрого рисунка. Поэтому его прибывание в группе было естественно и органично. Художник известен как мастер прочувствованных городских пейзажей - лирических и поэтичных и в тоже время остро эмоциональных. Работал Рыбников в области книжной иллюстрации - им оформлено 10 книг. Его манера ни на кого не похожа. Рыбченкова можно назвать хранителем творчества традиций группы. Спустя почти 50 лет в гуашах и акварелях 80-х годов, принципы стиля «Тринадцати» были воплощены с новой силой. Работы Т. Мавриной отмечены раскованной, смелой и широкой манерой письма, острой наблюдательностью, тонким юмором, артистичным владением техникой. Интерес к традициям народного искусства и свободная импровизация органично сочетаются в иллюстрациях к сказкам.

Эти пять художников - участники всех экспозиций группы - были более верны ее программе. Все они оставили заметный след в истории современного искусства-живописи, книжной графики. В выставках участвовали также начинающие, молодые художники из других городов страны. Отзывы о первой выставке весьма благожелательны. Вступительную статью к каталогу написал известный критик Б. Терновец. «В чем можно искать оправдания возникновению новой художественной группировки? Не в новом ли восприятии мира, не в желании его, произнести не высказанное другими слово? Если так, то не заслуживает ли внимания эта молодая группировка. Ибо в богатую, сложную многобразную ткань искусства русского рисунка оно вносит свою свежую и красочную струю… Еще другое наблюдение родилось во мне: ощущение общей культурности этой молодежи, тонкого, порой уверенного вкуса, воспитанного на знакомстве с мастерами Запада, в частности, Парижа». Работы почти всех участников были раскуплены для музеев страны.

Но не все было гладко в самой группе, между ее членами возникали разногласия. Вторая выставка, уже собранная, сотпечатанными афишами, каталогами, не состоялась. Сказались различия в творческих задачах художников, конфликты в личных взаимоотношениях.

Состав «Тринадцати» немного изменился. Третья выставка открылась в апреле 1931 году в актовом зале МГУ. Давид Бурлюк, поэт, художник, общественный деятель, друг Маяковского, один из лидеров футуризма, живший в то время в Америке. Хорошо известен. Он прислал на выставку несколько своих работ. А. Древин и Н. Удальцова, преподаватели ВХУТЕМАСа, выставлялись вместе со всеми недавними учениками. Их близость к

«Тринадцати» внутренняя, глубокая - сгруппой их объединяли поиски нового пластического языка.

На выставку 1931года появились совсем другие отзывы. Вульгарно- социалогическая критика грубо и не справедливо обвинила группу в

формализме. Суровая оценка сыграла свою негативную роль. Конечно не все работы, показанные на выставке, заслуживали внимания - можно отметить их промахи и неудачи. Но в целом уровень мастерства «Тринадцати» довольно высок, они восприняли лучшие традиции русского и французского искусства. Художникам группы присуще чувство красоты и неповторимости каждого мига жизни. Они отстояли свой артистичный, мастерский рисунок, как самостоятельное направление искусства.
Список литературы

  1. https://ru.wikipedia.

  2. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы- составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013.— Т. 1

  3. Тренихин М. М. Поэтика одухотворѐнной артистической личности: портреты кисти Льва Зевина. В: Вестник славянских культур//Государственная академия славянской культуры :

  4. Шелудченко А. Г.Москва в творчестве Татьяны Мавриной.— Московские учебники, 2006.DF.—М., 2011.— Т.XXI, №3.— С.111–118.


1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   121


написать администратору сайта