Главная страница

Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


Скачать 4.63 Mb.
Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
АнкорСборник статей
Дата12.04.2022
Размер4.63 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
ТипДокументы
#467265
страница9 из 121
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   121

БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ КЛАССИЦИЗМА



Ю.А. Легеза, С.И. Пасечник

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: ualegeza@gmail.com

e-mail: fotinia-31@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются малые архитектурные формы ХVIII-XIX века (декоративные башни, въездные ворота со скульптурными формами), которые сохранились в небольшой количестве разрушенных усадьбах. Реставрация и сохранение этих объектов.

Ключевые слова: московские усадьбы, ворота въездные с грифонами, классический стиль. башни и башенки с декоративными элементами.



Belgorod State University of Arts and Culture

e-mail: ualegeza@gmail.com e-mail: fotinia-31@mail.ru



Бурный расцвет классической архитектуры московских усадеб и особняков в конце ХVIII-XIX повлек за собой развитие декоративных сооружений в форме башен, башенок, оград и фигурных ворот. Часто эти сооружения представляют причудливую смесь разных стилей. От готического до древнерусского, не совместимые с классической архитектурой главного дома усадьбы.

От бывшей усадьбы Михалково полностью сохранились парк и башни парадных и двух боковых входов в современный детский парк. Тимирязевкого района Москвы. Громадные, суровые башни парадного входа, похожие на триумфальные ворота, весьма отличаются от двух пар мощных башен боковых входов. И те и другие далеки от стиля, форм классической архитектуры, своим суровым видом, более соответствующим крепостям, чем усадьбам. Тут же около Головинского водохранилища стоит еще одна башня, более изящная круглая башенка, называемая, почему то «беседкой», прекрасно вписана в окружающий пейзаж.

В этих милых декоративных сооружениях очень важен масштаб (конечно еще и форма!), соразмерный с оградой или отдельной стеной, где они венчают углы или отделяют различные формы оград друг от друга. Башни въездных ворот с пристройками Воронцовского парка (усадьба ХVIII века) в Москве наиболее впечатляющие. Сложены они из красного кирпича, очень качественно. Цоколь белокаменный. Оконные проемы выложены белым известняком. Цилиндрические башенки меньшего диаметра, чем сама башня, венчают сооружение, дают благопристойный вид, благоприятное эстетическое впечатление. У ворот часто возводились простые башенки прямоугольной формы.

В конце ХVIII века и вначале XIX века особое внимание придавали конным дворам, куда доставлялись экипажи именитых гостей. Кирпичные башни с декором из лепнины, имитирующий белый камень, в хорошем состоянии сохранились в бывшей усадьбе Марьинка.

В конце XIX века в московской архитектуре появился интерес к имитированию декоративного зодчества. В подмосковной усадьбе Покровское- Стрешнево были возведены зубчатые стены, подобны кремлевским, с остроконечными башенками по углам, сложенными из кирпича, производящие впечатление крепостного сооружения. Вместе с классической архитектурой зданий, в Москву пришла мода на выездные ворота с пилонами, арки которых венчались белокаменными фигурами львов. Цокали пилонов ворот в входных арок выкладывались из ровных блоков, подмосковного известняка. Особенно важная роль въездным воротам придавалась в подмосковных усадьбах. Делалась ограда, чаще из всего из белокаменных ворот с металлической решеткой. По углам ставились круглые башенки в псевдоготическом стиле, с белокаменным декором либо из лепнины, а чаще всего окрашивались полосами известнякового раствора. Когда после пожаров Москва отстраивалась вновь, по указанию комиссии по строению были даны типовые формы пилонов въездных ворот. Они состояли из арочного свода, опиравшегося на пилоны из белокаменных блоков или кирпичной кладки. Иногда арку венчала

белокаменная фигура льва, что было как бы обязательным на парадных входах и въездах учебно-воспитательных учреждениях, административных зданий и богатых особняков.

Фигуры львов, изваянных из белого камня-известняка на старинных пилонах, становятся бетонными XIX-ХХ веках. Если в самой Москве форма оград и пилонов ворот особняков регламентировалась городской властью, то для частных владельцев подмосковных усадеб единственным законом было их желание, которое реализовывал архитектор и крепостные. Несколько оград с великолепными воротами сохранились до наших дней.

Металлические грифоны на белокаменных постаментах у ворот и львы на столбах ограды в Кузьминках подчеркивают богатство владельцев, для которых были отлиты эти фигуры на уральских заводах. Что же происходит сейчас с этими «бедными родственниками классицизма», которые сохранились, около разрушенных усадеб, которые в свое время не вписывались в ансамбль особняка и пейзажа? Вставал вопрос о целесообразности их восстановления. Сохранение декоративных башен и башенок оград весьма проблематично. Они теперь используются как складские помещения и для хозяйственных нужд и, будучи непосредственно связаны с комплексом памятника архитектуры, обычно не реставрируются или даже сносятся.

Примером сохранения усадьбы и всех построек, а также малых архитектурных форм, входной части, башни, ворот- является усадьба Валуево. Сейчас это санаторий Главмосстроя. Еще в 1964 году был проведен реставрационный ремонт зданий усадьбы, на территории расположен также детский санаторий, база отдыха, гостиница. Во входной зоне, как и раньше, башенки украшены фигурками бегущих оленей из металла. Эти ворота, декоративная ограда из металла являются уникальными.




Ворота в усадьбу Валуево


Башня усадьбы Мусмных-Пушкиных в Валуево.




Усадьба Отрада Семеновская
Список литературы

  1. По материалам журнала «Декоративное искусство» 1987г. 9 А. Викторов « Памятники Москвы»

  2. М.С. Александрова, П.И. Лапин, и др. «Древестные растения парков Подмосковья»
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   121


написать администратору сайта