Главная страница

Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


Скачать 4.63 Mb.
Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
АнкорСборник статей
Дата12.04.2022
Размер4.63 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
ТипДокументы
#467265
страница6 из 121
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   121

КУКЛА В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА



А.В. Балычевская

Самарский государственный институт культуры e-mail: balichevsckaya.arina@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема преображения и эстетизации жилого пространства средствами кукольной тематики. Кукла исследуется как феномен культуры, арт-объект, предмет дизайна интерьера, источник вдохновения и креативной творческой деятельности. Анализируется современное бытование куклы в интерьерном пространстве, а также специфические особенности куклы, как уникального вида искусства.

Ключевые слова: кукла, дизайн интерьера, эстетика пространства, жилое помещение, декор, художественно-образное решение.

DOLL IN INTERIOR DESIGN



A.V. Nalychevskaya Samara State Institute of Culture

e-mail: balichevsckaya.arina@yandex.ru
Abstract. The article deals with the problem of transformation and aestheticization of living space by means of puppet themes. The doll is studied as a cultural phenomenon, an art object, an object of interior design, a source of inspiration and creative creative activity. The article analyzes the modern existence of the doll in the interior space, as well as the specific features of the doll as a unique art form.

Keywords: doll, interior design, aesthetics of space, living space, decor, artistic and figurative solution.
Человек всегда стремился облагородить ту среду, в которой он пребывал. Можно с уверенностью говорить о том, что эстетизация жилого пространства – одна из актуальных проблем человечества. Люди во все времена стремились

украсить своѐ жилище всеми доступными способами, создавая неповторимую атмосферу уюта своих квартир и домов. В этом процессе особое внимание уделялось вещам и предметам быта, с помощью которых можно было создать выразительную обстановку своего места обитания [9, с. 46]. Очень необычно выглядят интерьеры жилищ, в оформлении которых используется кукла.

Как известно, куклы появились несколько тысячелетий назад и использовались человеком в самых различных целях: в качестве игрушки, оберега, талисмана, ритуального предмета или магической вещи. Первые куклы, созданные человеком, были достаточно просты в изготовлении и непривлекательны внешне [11, с. 433]. Как правило они изготавливались из природных материалов (золы, дерева, кости, ткани) и олицетворяли женщину или животное. Стоит отметить, что с момента своего возникновения, кукла вмещала в себя как бы два мира: реальный и ирреальный, являясь одновременно плодом фантазии и вымысла человека [4]. Поэтому в нашем сознании сложилось как бы два лица куклы: с одной стороны, кукла из мира детства, сказки, игры, с другой – она из ирреального мира магии, религии и мистики [10, с.11].

С веками кукла преображалась, совершенствовалась, усложнялась; расширялся круг ее использования. В настоящее время можно встретить куклы самых различных форм и назначений: детские игровые куклы, куклы для украшения и преображения интерьера, сувенирные, рекламные, театральные куклы и многие другие. Кукла все чаще оказывается включенной в различные современные культурные практики, среди которых особенно актуальной и значимой является дизайн интерьера средствами кукольной тематики. Также следует отметить, что при всем разнообразии кукол мастерам при их изготовлении необходимо было учитывать одно условие: кукла должна быть привлекательной, эстетичной, обаятельной, милой, даже если она изображает отрицательный персонаж. Таким образом, кукла не должна отталкивать, а наоборот, быть притягательной и интересной, со своим индивидуальным внешним обликом [1, с. 5].

Во все времена кукла выполняла ценностно-ориентированные для конкретной эпохи функции: первичную для нее игровую, познавательную, коммуникативную, знаково-символическую, арт-терапевтическую и этнодифференцирующую. Эти функции подвергались изменениям, трансформировались или просто исчезали в ходе истории. Остановимся на них более подробно.

Игровая функция. Игра и игрушка – обязательные спутники детства. У каждого ребенка есть потребность в игре. Игра учит подражать взрослым, знакомиться с окружающим миром, побуждает к активности. Игры ребенка

«служат отголоском того, что он видел и слышал от взрослого…огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [2, с. 4]. Игра в этом случае становится деятельностью «понарошку»; она не имеет конечной цели и не

предполагает законченного конца, тем самым побуждает ребенка к творчеству, развивает фантазию, предоставляет пищу для ума и воображения. В игре происходит развитие всех сторон личности умственных способностей, моральных качеств, творчества. От сценария, замысла коллективной игры зависит эмоциональная организованность каждого участника игры, ее успешное развитие.

Особое место в игре занимает игрушка. Она необходима для того, чтобы сделать действия маленького человека реальными, чему-то его научить. Отсюда основное назначение игрушки дать возможность активно действовать, выражать свои мысли. Кукла, как вещь, наделенная игровым статусом, включается в отношения между индивидуумами, группами. Через правила, нормы игры проявляется творчество, способности маленьких личностей. Меняется образ куклы, меняется пространство для игры, но остаются воспитывающие игрушкой ценности добро, любовь к детям, уважение к старшим, межличностные отношения.

Познавательнаяфункция. Кукла как «вещь» (от понятий «вещать, говорить, информировать») обеспечивает связь между поколениями, концентрирует в себе культурный опыт народа и его самобытность. Кукла выступает как средство диалога между культурами, транслируя общечеловеческие и этнические ценности, этические нормы и правила поведения. В русской крестьянской среде кукла была средством развития ребенка, с помощью которого он познавал мир, включался в «инициационные» события в жизни человека, в обряды жизненного и календарного цикла.

Первую тряпичную куклу обычно шили мать, бабушка или старшая сестра. Девочки постарше шили себе сами, и такая кукла-самоделка служила эталоном рукоделия, поэтому часто на посиделки вместе с прялкой девочки- подростки брали корзинку с куклами. По ним судили о вкусе и мастерстве их владелицы. Изготовление кукол поощрялось в крестьянской семье, так как в процессе этих занятий девочка не только осваивала женские ремесла – училась ткать, вышивать, прясть, но и постигала законы традиции в одежде. Четкое разделение народного костюма по половозрастному признаку просматривается и в одежде кукол, представляющих собой «девку», «молодуху», «мамку». Социально-дифференцирующие свойства одежды отличали крестьянку, горожанку, «барыню», «кавалера» и т.д. Несмотря на примитивность кукольных костюмов, с помощью цвета и деталей одежды, украшений и головных уборов в процессе изготовления куклы познавали важнейшую

«визитную карточку» народа народный костюм.

Сегодня кукольное «ремесло» из сферы домашнего воспитания и обучения для ребенка перешло в систему дополнительного внешкольного образования. Современный ребенок через традиционную куклу приобщается к истории и культуре народа, посредством декоративно-прикладного творчества познает эпоху, традиции и новации в культуре.

Коммуникативная функция. В пространстве досуга кукла выступает как средство социализации. Кукла, как правило, замещает человека в игре. Ролевые игры позволяют ассоциировать куклу с разными людьми с их характером,

социальным и половозрастным статусом. Играя в куклу, ребенок учится семейным отношениям и общению со сверстниками. С расширением круга участников увеличивается количество ролей для куклы, тем самым раздвигаются границы коммуникации для детей. Игра развивается по сценарию, который с включением новых участников может существенно меняться и варьироваться. Исходя из этого, игры учат внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, рождают чувство сострадания и братства, способность к сотрудничеству.

Знаково-символическая функция. Сам процесс создания куклы включает в себя такие понятия, как «скручивать, закручивать, вертеть, сворачивать, пеленать это семантически связывает куклу с понятием «сверток, вместилище, дитя», а также с идеей кругового вращения солнца …и имеет определенный семиотический статус» [5, с. 113]. Кукла способна хранить и передавать информацию в виде системы знаков и символов. Исследователи обратили внимание, что куклы разных регионов при внешних этнографических различиях имеют одну общую черту – они являют собой «мифологическую формулу мироустройства, отражая собой самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека». Перетянутая ниткой в двух местах фигурка куклы представляет собой схему триединого мира небесного, земного и подземного; крестовина в основе указывает на четырѐхстороннее мироздание, а

«животворящий» косой крест, перетягивающий грудь, определяет место куклы в этой системе. Таким образом простейшая кукла передавала из поколения в поколение код древнего мироустройства. Бережливое отношение к кукле и стремление передать ее своим детям – в этих фактах, по мнению Е.Л. Галкиной, прослеживается связь тряпичной куклы «с магическими действиями, с отголосками почитания женскому божеству» [3, с. 143]. Безликость народной куклы след древних анимистических представлений. Отсутствие лица говорило о кукле как о неодушевленном предмете, а значит недоступном для вселения злых сил и, значит, безвредном для ребенка. Сильно подчеркнутая грудь куклы, часто не только размерами, но и красной тканью еще один знак, в котором «прослеживается генетическая связь игрушки с материнским культом, с культом плодородия».

Арт-терапевтическаяфункция. Процесс создания куклы способствует расслаблению, получению удовольствия от создания рукотворной игрушки, активизации творческого мышления, развитию воображения. Кукла требует аккуратности, а это развивает усидчивость, терпеливость, концентрацию внимания. Играя с куклой, ассоциируя ее с собой, ребенок приписывает кукле свои собственные мысли и чувства; проигрывая различные ситуации, радуется или переживает, открывает новые возможности в сценарных программах реальной жизни. Во время игры происходит выплеск накопившихся эмоций, своеобразная проработка чувств, раскрывается творческий потенциал и способности ребенка к образному мышлению. Играющий легко может рассказать то, что стесняется или смущается рассказать другим. К примеру, именно «Зайчику-на-пальчик» доверялись все самые важные секреты и тайны.

Выполнение и сотворение мелких деталей, завязывание узелков ниткой развивает мелкую моторику, «мануальный интеллект», пластику рук. Доказано, что именно игрушка быстрее всего нейтрализует беспокойство ребенка. Сделанные из платка и хранящие запах матери «Сонница» и «Дрѐма Ерѐма» в младенческом возрасте успокаивали; боли в животе от колик утихали от теплой, согретой на печи куколки. Делал свои первые шаги ребенок с куклой

«Нянюшкой». Вешая ему на шею ожерелье с такими куколками, мать говорила:

«Не бойся, ты не один, за тобой «Нянюшка» присматривает». Кукла

«Утешница», вся увешанная конфетами и орешками, доставалась из сундука или коробки в самых крайних случаях; после успокоения ребенка, опять убиралась. В современную жизнь прочно вошло понятие «кукла-терапия», разрабатываются арт-терапевтические программы для женщин, детей с проблемами психики и физического здоровья.

Этнодифференцирующая функция проявляется в том, что народная кукла способствует трансляции этнической культуры через художественные образы, формированию этнокультурной идентичности изготавливающего ее или играющего с ней человека. Сам облик народной куклы, одетой в традиционную одежду, предстаѐт как маркер определѐнной и узнаваемой этнокультурной традиции. Благодаря этому создается основа для диалога и сопоставления культур в визуальном восприятии народных традиций. Включив игрушку в культурную практику межэтнического взаимодействия, становится возможным осуществить связь времѐн, преемственность в передаче культурного опыта народа от старшего поколения младшему. Этнодифференцирущая функция куклы способствует созданию благоприятных условий для взаимодействия и этнокультурной интеграции народов региона.

Таким образом, кукла как феномен культуры, «имеет глубокие и прочные корни», обладает семиотическим статусом, отражает взгляд на мироустройство и концентрирует в себе социально-культурный опыт народа. В современном обществе, обладая множеством функций, кукла активнее других видов прикладного искусства воздействует на современного человека на психологическом и эмоциональном уровне; является одним из способов художественно-эстетического самовыражения взрослых и детей, средством украшения интерьера, источником позитивных эмоций и впечатлений.

Остановимся более подробно на куклах, предназначенных для декорирования интерьера. Для этой цели, как правило, используются куклы- грелки, куклы-карманы, куклы-подушки, мягкие куклы-игрушки для оформления интерьера, куклы-сувениры, авторские коллекционные куклы.

Кукла-грелка. История этой вещи уходит своими корнями вглубь веков, в те времена, когда на Руси оформились традиции чаепития. Чтобы чай в чайнике лучше заварился, настоялся, был «крепким» и ароматным использовали подобные грелки-игрушки, которые выполняли свою непосредственную функцию продлевали тепло напитка, а также являлись привлекательным элементом кухонного интерьера. Первоначально подобную вещь нельзя было приобрести на ярмарке или купить в магазине, поэтому как правило ее шили своими руками и выставляли напоказ, придавая вещи самые разнообразные

формы. Все зависело от фантазии и воображения того, кто ее мастерил. Незатейливый атрибут становился показателем благополучия, подчеркивая достоинства рукодельницы. Кукла всегда занимала почетное место, располагаясь над дверью или на окне. Особой популярностью пользовались куклы-грелки в виде добротной пышнотелой барышни, являющейся символом домашнего очага и уюта. Такая кукла была практически в каждом доме. Кроме

«бабы» мастерились и другие куклы-грелки, например, в виде животных, овощей и фруктов, стеганных домиков.

Куклы-карманы.Подобные игрушки, как правило, используются при оформлении детских комнат. Они придают помещению оригинальность, яркость и вносят в дизайн интерьера особый колорит, пропитанный духом детства, сказки, игры. Куклы-карманы могут быть самых разнообразных форм, размеров и расцветок: все зависит от желания и потребностей владельца жилища. Дети с удовольствием играют в такие игрушки, складывают в них мелкие вещицы: детали конструкторов, карандаши, игрушки из киндер- сюрпризов, пазлы, картинки, кубики. Как правило в комнатах мальчиков преобладают мальчиковые карманы в форме самолетов, машинок, паровозов или мячей. Комнаты девочек украшают карманы в образе кукол, цветов, белочек, лисичек, зайчиков. Особенно ценными становятся те куклы, которые создаются членами семьи – мамой, бабушкой или самим ребенком. Такая кукла будет любимой, среди прочих игрушек, так как несет в себе теплоту, заряжает положительной энергией и может стать спутницей жизни маленького человека на долгие годы.

Куклы-подушки. В наше время, несмотря на тенденцию модернизации и типизации жилого пространства, массовое производство мебели, существует также тяга к созданию неповторимого, единственного в своем стиле и оформлении интерьерного пространства дома или квартиры. Для этой цели как правило используются «мелкие предметы быта, придающие индивидуальный облик интерьерному пространству» [1, с. 33]. В качестве таких индивидуальных мелочей могут выступать диванные куклы-подушки. Подобные вещи для


подчеркнуть другие элементы дизайна. В последнее время особенно любимыми стали декоративные подушки, выполненные в единой цветовой гамме, различающиеся по тону, с помощью которых можно легко придать интерьеру неповторимый образ, особую атмосферу, сделать его нескучным, запоминающимся, используя при этом минимум средств. Подобные вещи можно комбинировать с другими элементами интерьера, придавая комнате,
«взрослого» интерьера создаются в форме животных, абстрактных композиций, геометрических фигур или предметов быта – подушка-облако, подушка-солнце, подушка-кот, подушка-звезда, подушка-цветок, подушка-яблоко, подушка- тыква и пр. Используя недорогие и простые в изготовлении предметы интерьера можно легко менять образ помещения – придать ему яркость или

кухне или даже прихожей свой неповторимый облик.

Мягкиекуклы-игрушки.Как отмечают ученые, подобная вещь появилась относительно недавно, приблизительно в XIX веке. По крайней мере до нашего

времени дошли именно образцы той самой эпохи. Возможно, они появились намного раньше, но так как ткань – материал недолговечный, многие подобные вещи могли исчезнуть бесследно. Матерчатые куклы были самой распространенной игрушкой, как в городах, так и в деревнях» [6, с. 84]. Такие куклы выполнялись непосредственно для детей, служили не только для развития и воспитания ребенка, но и приобщали его к социуму, способствовали формированию представлений о мире и жизненном порядке.

В настоящее время матерчатая кукла выполняет функцию не просто игрушки, а является своеобразным декоративным элементом интерьера. Она может быть выполнена из различных материалов (ткани, меха, шерсти) и быть декорирована самыми различными способами. Поместив такую куклу на диване, кресле, стуле, пуфике или кровати, она сразу будет притягивать к себе внимание, станет ярким «пятном» любого интерьера. Среди многообразия подобных кукол, можно выделить несколько наиболее востребованных в дизайне направлений: «чердачная игрушка», которую мастера специально состаривают, пропитывают различными ароматами, чтобы казалось, что ее достали с бабушкиного чердака; «кукла-примитив» неказистая, простейшая по раскрою и расцветке кукла, имитирующая народные образцы; тыквоголовые и большеногие куклы, вызывающие умиление и улыбку у того, кто берет их в руки, так называемые «Тильды» – матерчатые куклы с маленькими глазками и румянцем на щеках и другие. Все они придают интерьеру определенную декоративность, неповторимость, наполняют дом радостью и являются своеобразным способом самовыражения.

Куклы-сувениры. Такие куклы не предназначены для игры. Ими любуются, украшают комнаты, выставляют напоказ, гордятся. Назначение подобных кукол – получение эстетического удовольствия. Эти куклы сложны в исполнении, так как создаются каждый раз заново специально к случаю или событию. Выполняются они из фарфора, стекла, дерева и других материалов. Наиболее известной и узнаваемой отечественной сувенирной куклой является матрешка круглолицая барышня с «сюрпризом» внутри. Изготавливается матрѐшка из древесины (липы, березы, ольхи), имеет яйцеобразную форму и состоит из двух половинок: верхней и нижней. Внутри матрѐшки спрятаны фигурки поменьше, похожие внешне друг на друга. Обычно вложенных кукол три и более. Самая маленькая из них – неразборная. Так как матрѐшка является символом материнства и плодородия, ей принято украшать спальни младенцев. Также детскую декорируют подушками, одеялами, постерами и даже шторами с изображениями матрѐшек. Матрѐшка стала как бы формулой культурного явления, которое само по себе полно смысла и замечательно своей уникальностью [7, с. 5].

Авторскаякукла.Это художественная кукла, выполненная мастером вручную, как правило в единственном экземпляре. Техники исполнения куклы при этом могут быть самыми различными: лепка, литье, резьба, пошив. Такая кукла предназначена не столько для игры, сколько для коллекционирования или украшения интерьера. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже

давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Для многих коллекционеров такие куклы становятся «членами семьи». За ними ухаживают, обновляют гардероб и макияж, участвуют с ними в выставках и конкурсах. Авторские куклы подразделяются на виды: реалистичные, фантазийные, портретные и другие. Это сложное произведение искусства, в котором через синтез скульптуры, живописи и дизайна рождаются неповторимые художественные образы.

В заключении отметим: кукла в интерьере дарит человеку радость, позволяет переживать положительные эмоции и получать эстетическое удовольствие. Дизайн-проекты жилищ, связанные с кукольной тематикой, необычайно разнообразны. Только фантазия и вымысел человека позволяют создать куклу и логично поместить ее в интерьерное пространство. Художественно-образные решения, возникающие при общении с кукольными произведениями, подтверждают тот факт, что куклы создают новую

«реальность» в интерьерных пространствах – в этом загадка их мистической сущности и невероятной притягательности.
Список литературы

  1. Войдинова, Н.М. Мягкая игрушка / Н. М. Войдинова. М.: ЭКСМО, 2006. 160 с.

  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1967. – 93 с.

  3. Галкина, Е.Л. К вопросу об использовании народной игрушки в атеистическом воспитании / Е.Л. Галкина // Сборник научных трудов. – Л., 1960. – 151с.

  4. Колобова, М.Д. Использование интерьерных кукол в инсталляции // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электронный сб. статей по материалам VII международной студенческой научно-практической конференции. – 2013. – № 7 (7). – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(7).pdf.

  5. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю.М.Лотман. – СПб.: Искусство, 2002. – 768 с.

  6. Нестерова, Д.В. Рукоделие: энциклопедия / Д.В. Нестерова. М.: АСТ, 2007. 158 с.

  7. Соловьева, Л.Н. Матрешка / Л.Н. Соловьева. – М.: Интербук-бизнес, 1997. 96 с.

  8. Чирков, М.С. Традиционное сознание русского крестьянина в условиях социальных трансформаций (1910-1920-е годы)/ М.С. Чирков // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. С. 314-318.

  9. Чиркова, Н.В. Вещи и предметы быта в контексте культуры повседневности / Н.В. Чиркова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № S14. – С. 46-50. 10.Чиркова, Н.В. Кукла как арт-объект в креативных практиках городского уличного искусства / Н.В. Чиркова // Управление городом: теория и практика. 2019. 2 (33). С. 9-14.

11.Чиркова, Н.В. Традиционная народная игрушка в калейдоскопе современных культурных практик / Н.В. Чиркова // Традиционные общества: неизвестное прошлое Материалы XV Международной научно-практической конференции. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. С. 432-440.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   121


написать администратору сайта