Главная страница

Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


Скачать 4.63 Mb.
Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
АнкорСборник статей
Дата12.04.2022
Размер4.63 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
ТипДокументы
#467265
страница14 из 121
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   121

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



К.Н. Попова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kristina1995.popova@mail.ru
Аннотация. Актуальность статьи связана с необходимостью исследования развития формообразования предметного дизайна. Изучены культовые вещи, ознаменовавшие собой художественный или технологический прорыв. Выявлены современные тенденции дизайна предметной среды.

Ключевые слова: предметный дизайн, промышленный дизайн, промышленная выставка, стиль, формообразование.

SHAPING IN OBJECT DESIGN: HISTORY AND MODERNITY



K.N. Popova

Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: kristina1995.popova@mail.ru
Abstract. The relevance of the article is connected with the need to study the development of the formation of object design. Cult items that marked an artistic or technological breakthrough were studied. Modern trends in the design of the subject environment are revealed.

Keywords: subject design, industrial design, industrial exhibition, style, shaping.
Принято считать, что история предметного дизайна начинается с момента разделения ремесленничества и промышленного дизайна, а именно с открытия в 1906 году в Дрездене Международной художественно-промышленной выставки. За принцип положенный в основу такого различия было принято

противопоставление единичности, уникальности ремесленного изделия и массовости, тиражирования машинного производства. Традиционности опирающегося на канон ручного производства и инновационных изделий, создаваемых на основе технологий [1].

В этот момент можно наблюдать два основных направления: создания чего-то уникального, декоративного и рукотворного и создание социально направленного дизайна.

Первой иконой предметного дизайна можно считать стул №14 мастера Михаэля Тонета. Именно этот предмет отвечает всем критериям предметного дизайна. Несмотря на то, что он был изготовлен в XIX веке, за время своего существования он был выпущен тиражом в 50 млн. экземпляров. Так получилось потому, что стул скручивался винтиками, а не склеивался как другие предметы того периода. В результате в одном кубическом метре получалось тридцать шесть стульев. Это позволяло экспортировать стул по всему миру. Технология гнутья древесины сделало стул очень прочным, настолько прочным, что существовала даже рекламная компания, когда этот стул сбрасывали с Эйфелевой башни и он оставался цел.

Внезапные перемены наблюдались в Германии на рубеже ХХ века. За тридцать лет страна из ремесленников и крестьян стала страной с передовыми идеями. Из других стан приглашали архитекторов, устраивали выставки художественного авангарда.

Основоположником промышленного дизайна называют Петера Беренса, успешного архитектора, художника, графика. Вершиной его творчества можно считать период с 1907 года, когда ему предложили должность художественного директора Всеобщей электрической компании AEG. Его задачей было

«художественное наблюдение» за всей эстетической стороной производства продуктов AEG [4].

С 1907 по 1914 год, Беренс занимается проектной деятельностью, создаѐт единый художественный стиль, проектирует электроприборы, производственные здания и квартиры рабочих. Активно изучает потребительские свойства изделий. Создавать целые серии универсальных однородных моделей получалось за счѐт изменения не многих элементов формы предмета, вида материала или его покрытия. Используя чистые геометрические фигуры в сочетании с простой, но изысканной отделкой, Беренс открыл новый мир красоты технических продуктов, он изменил социокультурное значение вещи, из кухонной утвари чайник стал элементом украшения столового буфета.

Новая эпоха требовала нового художественного образования. В 1919 году открылась художественная школа Баухаус в Веймаре. В учебном заведении составляли расписание, в котором стирали границы между ремесленничеством и конвейером, рукоделием и производством, архитектурой и дизайном. Здесь обучались создавать вещи с точки зрения промышленности, центр нового мышления, мебель была продуктом этого нового мышления. Баухаус был радикален, он изменял вещи до неузнаваемости. Это было образование без границ, архитектор, строитель, бетонщик, столяр - все учились друг у друга [2].

30-е годы Европы были временем структурных перемен. Международная депрессия и кризис сменили высокую конъюнктуру 20-х годов. Усилилась безработица, снизилась оплата труда, и значительно увеличился приток населения в города. В этот момент возникла необходимость нового вида жилища - небольшой площади и очень простых форм. Но новая форма жилища конфликтовала с привычками населения тех времѐн. Буржуазное жилище с его перегруженностью мебелью, безделушками и показателями статуса и богатства ещѐ оставались некоторое время в интерьере помещений. Но всѐ же время диктовало новое поведение и вскоре всѐ изменилось.

Переломной фигурой стал архитектор Ле Корбюзье. После презентации нового стиля ар-деко в 1925 году ХХ века, на Международной выставке декоративного искусства и промышленности, вещи повседневной жизни приобрели элегантность и роскошь. Все предметы делались из дорогих материалов – от слоновой кости до редких пород дерева. Характерным было использование геометрических узоров с вкраплениями этнических элементов [3].

Но только как Ле Корбюзье показал двухэтажный домик без декора с ленточным остеклением, свободной планировкой на опорах, как всего через несколько лет такой стиль набрал огромную популярность. Из предметов мебели, которые производил Ле Корбюзье, есть немного объектов, но под его именем работали две женщины – Шарлотта Перриан и Эйлин Грей. Втроѐм они спроектировали культовую мебель ХХ века – предметы из гнутых стальных трубок, лаконичные и авангардные. Французская модернистка, архитектор, дизайнер, фотограф Шарлотта Перриан, по праву считалась участницей важнейших баталий, смен парадигм и ключевых событий, связанных со становлением и развитием европейского модернизма. Одна из знаменитых инноваций Эйлин Грей кресло Bibendum одно из самых узнаваемых произведений ХХ века. Это кресло с регулируемой спинкой, а форма самой спинки, по словам Эйлин Грей навеяна шинами Michlen [5].

Примерно в это время активно развивался авангардизм. Ярким его представителем был Ритвельд Геррит Томас. Ритвельд присоединился к движению известным под названием «Де стиль». Шедевром Ритвельда считается дом Шредера, замечательный своим сочетанием треугольных форм плоскостей и линий. Начиная, с 1936 года и до окончания Второй мировой войны Ритвельд конструировал мебель.

Рациональный подход, строгость форм, эстетика машинного производства, скупость выразительных средств с таким багажом преподавательский цвет школы Баухаус уехал из Германии. Многие сначала перебрались в Лондон как, например, Марсель Брейер и Вальтер Гропиус. Для Англии это было очень кстати: здесь как раз назрел переход к эстетике модернизма, производители начали уходить от ручного труда и с готовностью перенимали опыт немецких коллег. Пример британского дизайна – мебель из трубчатой стали.

А в 1937 году немецкие дизайнеры и архитекторы были вынуждены бежать из Европы – теперь уже в США, там они продолжили преподавать и довольно успешно, достаточно упомянуть имена нескольких учеников.

Например, Флоренс Нолл, - основательница легендарной компании Knoll Associates. Компания приобрела права на производство культовых предметов дизайна школы Баухаус, которые выпускаются до сих пор: мебель Barcelona Мис ван дер Роэ, «Василий» Брейера. Кроме того, в коллекциях Knoll такие иконы дизайна как стул Diamond Гарри Бертойя или кресла Tulip.

После войны идеи Баухауса, наконец, вернулись и на родину. В 1953 году в Германии была основана Ульмская школа дизайна, еѐ первым директором стал швейцарский архитектор Макс Билл, выпускник Баухауса. Важный этап истории Ульмской школы - сотрудничество с производителем бытовой техники Braun. Ведущий дизайнер Braun Дитер Рамс совместно с преподавателями школы разработал революционные на тот момент радиоприѐмники: спроектированные по принципам «хорошего дизайна», с простым и ясным управлением.

Новый импульс предметный дизайн получил в 1970-х. Весѐлое безумие 1960-х десятилетия пластика и поп-дизайна с футуристическими экспериментами Вернера Пантона, Ээро Аарнио, Этторе Соттсасса, Гаэтано Пеше – внезапно закончилось, когда в 1973 году случился нефтяной кризис. Стоимость пластмассы, как и производства в целом, резко возросли, и компании столкнулись с новым вызовом. Принципы функционализма вновь стали актуальны не только с эстетической, но и с экономической точки зрения. В Дизайн вернулись простые геометрические формы и сдержанные цвета. Но всѐ же формальная строгость дополнялась «технологичной» индустриальной эстетикой. Таковым был стиль хай-тек, который лежал на стыке модернизма и постмодернизма. Для нового стиля было характерно подчѐркнуто футуристические решения, не отказ от декора, а использование самой структуры в роли декора. Ключевые фигуры архитектуры в стиле хай-тек

англичане Норман Фостер, Майкл Хопкинс, Ричардс Роджерс, итальянец Ренцо Пьяно. Два последних в соавторстве ещѐ с одним итальянцем Джанфранко Франчини спроектировали одно из первых знаковых сооружений в этом стиле - Центр Жоржа Пампиду в Париже: гигантский стеклянный параллелепипед с вынесенной наружу технической «начинкой» - трубами, лифтами, проводами.

Таким образом, можно выделить основные тенденции формообразования в предметном дизайне, которые зародились ещѐ в начале ХХ века и по сей день существуют и тесно переплетаются друг с другом: геометрическая, органическая, метафорическая, техно-научная тенденции.

В основе геометрической тенденции сочетание трѐх первичных «чистых» форм: круг, треугольник, квадрат.

Органическое направление отличает мягкие и гибкие формы. Использует не только структуру и конструкции живой природы, но и учитывает свойства материалов, а также тактильные качества. После освоения литья из пластмасс и поролона создаются пластичные материалы. Ярким примером служат работы Патрисии Уркиолы.

Метафорическое направление опирается на символическое значение вещи, вписывающее ее в культуру. Например, «колонка-скворечник» у нас вызывает вполне понятные ассоциации птицы поют, живут в скворечнике,

связь очевидна. Но для жителей Гондураса, например, где строительство домиков для птиц не практикуется, такой смысл будет утерян.

Техно-научное направление. «Всѐ - есть информационный процесс» алгоритмическое, параметрическое, вычислительное проектирование.

В современном мире, общество в целом становится всѐ более экологически ориентированным. Использование перерабатываемых материалов, строительство самодостаточных зданий и всевозможных объектов, уважающих нашу планету, становится всѐ более частым явлением. Кроме того современные творения архитекторов и дизайнеров демонстрируют очевидный тренд: дом снова стал вселенной, отражающей человека. Пока в общественном строительстве все ожидают технологических прорывов, в частном пространстве заметно скорее обратное движение. Актуальный интерьер – о новом понимании современного комфорта: он непретенциозен, полон тѐплых выразительных текстур и материалов. В нѐм подчѐркивается всѐ ремесленное: глинобитная стена, покрытый массивом дерева пол, керамические скульптуры и мебель органических форм.

Список литературы

  1. Пигулевский, В. О. История дизайна. Вещи и бренды : учебное пособие / В. О. Пигулевский, А. С. Стефаненко. Саратов : Вузовское образование, 2018. 235 c.

  2. Основы теории дизайна : учеб. для студентов вузов / И. А. Розенсон. - Москва др.] : Питер, 2013 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 218 с.

  3. Лаврентьев А.Н. Эксперимент в дизайне: учеб. пособие / сост. А. Лаврентьев. М.: Изд. дом Университетская книга , 2010 - 244 с.

  4. Лаврентьев, М. Дизайн в пространстве культуры: От арт-объекта до эклектики / М. Лаврентьев. — Москва : Альпина Паблишер, 2018. — 152 с.

  5. Арутюнова, А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента : учебное пособие / А. Арутюнова. Москва : Высшая школа экономики, 2015. 232 с.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   121


написать администратору сайта