Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


    Скачать 4.63 Mb.
    Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
    АнкорСборник статей
    Дата12.04.2022
    Размер4.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
    ТипДокументы
    #467265
    страница8 из 121
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   121

    ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ


    В АВТОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ «НИТЕСПЛЕТЕНИЕ»
    Ю.В. Кривошапко

    ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж» e-mail: sokolikju@mail.ru
    Аннотация. В предложенной статье затрагивается вопрос ответственного потребления и предлагается вариант решения проблемы на примере создания авторской коллекции одежды методами модульного моделирования из остатков лекальных выпадов швейного производства и полученной из них фактуры в технике ручного ткачества, вязания и аппликации.

    Ключевые слова: ответственное производство, экология и модная индустрия, переработка текстильных отходов, авторская коллекция, ручная фактура.

    RESPONSIBLE CONSUMPTION AND WAYS OF SOLUTION


    IN THE AUTHOR'S COLLECTION OF CLOTHES "NITESPLETINIE"
    Yu.V. Krivoshapko

    OGAPOU "Belgorod Mechanical and Technological College" e-mail: sokolikju@mail.ru
    Abstract. The proposed article touches upon the issue of responsible consumption and proposes a solution to the problem on the example of creating an author's collection of clothes using modular modeling methods from the remnants of patterned attacks of garment production and the texture obtained from them in the technique of hand weaving, knitting and application.

    Keywords: responsible production, ecology and fashion industry, recycling of textile waste, author's collection, hand texture
    Масштаб современного производства, в том числе и швейного негативно сказывается на состоянии окружающей среды из-за большого объема производимой продукции и его отходов. Изготовители одежды идут на поводу у потребителя, желающего обновления ассортимента с каждым сезоном. Компании вынуждены принимать подобную модель потребления, при этом 20% одежды, производимой в мире, невостребована и идет в утиль. Как же можно сократить долю отходов в индустрии моды? Ответ мышление ответственного потребления, что подразумевает переход к рациональным моделям производства и потребления. Эта проблема решается производителями по-разному. Одни бренды предлагают покупать одежду по индивидуальным эскизам с учетом особенностей конкретного потребителя, чтобы снизить количество необходимых ему вещей, другие - сокращают выпуск сезонных коллекций, заменяя базовыми с дальнейшей их модификацией, что продлевает актуальность вещей. Пандемия внесла свои коррективы и сыграла положительную роль в проблеме разумного потребления: не намного, но снизилось количество выпускаемых коллекций и их потребление.

    Предприятия легкой промышленности как крупные, так и мелкие, имеют в отходах производства остатки материалов. На начальном этапе изготовления одежды при раскрое изделий при максимально оптимальной раскладке остаются маломерные лоскуты ткани. Даже в масштабах производства - это значительный объем. Проблема использования отходов для многих предприятий актуальна на сегодняшний день.

    Предприятием-партнером специальности «Конструирование. моделирование и технология швейных изделий» Белгородского механико- технологического колледжа является швейная фабрика «Россиянка». Переработку остатков предприятие решает традиционным способом. Как правило лоскутное сырье отправляется для использования в качестве ветоши на другие предприятия города, или в детские организации, где применяется для творчества.

    В процессе обучения, студенты специальности проходят производственную практику на швейной фабрике. Наблюдая все этапы процесса изготовления одежды, они обратили внимание, что при раскрое

    изделия остаются межлекальные выпады: маломерные и кольцевые лоскуты тканей. В рамках дипломного проектирования было предложено альтернативное их использование- применение технологии изготовления одежды из лоскутов с минимальными отходами. Результатом стали модели авторской коллекции под девизом «Нитесплетение».

    Направление эко-дизайна -одно из развивающихся и актуальных на данный момент времени. Маломерные и кольцевые остатки тканей можно повторно использовать при создании моделей в лоскутной технике, аппликации или методом модульного моделирования.

    В основу создания моделей женских комплектов авторской коллекции

    «Нитесплетение» легла идея использования фактуры, полученной в технике ручного ткачества, вязания, полотняного переплетения, аппликации с использованием остатков швейного производства. Разработка конструкции моделей коллекции осуществлялась с учетом принципов метода модульного моделирования. «Этот метод способствует унификации структурных элементов изделий. В технике наличие унифицированных узлов и деталей и установка их в различных сочетаниях позволяют преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Основной принцип унификации — разнообразие продуктов дизайна при минимальном использовании унифицированных элементов (модулей). Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться составной частью изделия» [1,с.246].Композиционно-конструктивное решение моделей строилось таким образом, чтобы членения формы образовывали небольшие по площади детали, разные по фактуре и цвету, которые позволили бы в дальнейшем при крое использовать лоскутные выпады. Например, использование кокеток, отрезных бочков, манжет, полочка и спинка модели из одной ткани, а рукава –из другой.

    Образность коллекции строится на использовании в моделях ручной фактуры. Она позволила обогатить, сделать модели интересными и необычными. Для ее создания использовалась техника ручного ткачества, вязания и аппликации. За основу был взят такой вид ручного ткачества, как гобелен. При изготовлении гобеленовых полотен получаются очень интересные фактуры, благодаря использованию различных по составу, цвету и качеству поверхности прядей. Эта техника предполагает производство ткани на специальной рамке. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. В классическом гобелене нити утка - это нити из шерсти, акрила, полушерстяные. В нашем случае в качестве нитей утка были взяты нарезанные из мерных лоскутов тканей полосы размером 2 см, которые остались от раскроя основного изделия на производстве. По мере необходимости, когда заканчивалась длина полосы к ней подвязывалась следующая, при этом узелки не зарабатывались на изнаночную сторону, а создавали особую фактуру, которая в дальнейшем стала изюминкой моделей авторской коллекции одежды Лоскуты были подобраны по цвету и фактуре. Среди них были и трикотажные, и шелковые, и костюмные ткани. Такая на первый взгляд разношерстность позволила поэкспериментировать и создать

    необычные ручные полотна. Форма полотна соответствовала форме лекала детали изделия : полочке, спинке, рукаву
    (рис. 1).





    Рисунок 1.-Модели с использованием ручной фактуры в технике гобелена




    Еще один прием, который был использован – это создание ткани вручную полотняным переплетением из полос мерных лоскутов. За основу был взят мерный лоскут джинсовой ткани и кружевного полотна, нарезанных полосами размером 3 см, которые стачивались для создания нужной длины. Затем эти полосы переплетались по схеме простого полотняного переплетения [4, c.56.]. Края полученного полотна закреплялись машинным швом. Из полученного полотна в соответствии с лекалом вырезались детали модели (рис.2), [ 2. С.101].




    Рисунок 2.-Модель с использованием ткани, созданной полотняным переплетением
    Вязание один из древних видов создания полотна для одежды. Трикотажные изделия всегда актуальны, благодаря своим свойствам: удобству, пластичности, легкости в эксплуатации, возможности создания интересной и разнообразной фактуры. Для создания элементов моделей коллекции

    «Нитесплетение» был использован принцип изготовления трикотажного полотна–полурегулярный, когда вяжется полотно в форме купона, длина которого равна длине будущего изделия [3, c. 284]. Сейчас в тренде креативный подход к моде, в том числе, и вязаной. Рукава и другие части одежды могут быть совершенно разной длины, используемая при вязании пряжа также отличается по толщине и фактуре, применяются нестандартные техники вязания. Дополнением к одной из моделей стал шарф-рукава, выполненный в технике вязания на спицах. В качестве пряжи выступили ленты мерного лоскута трикотажного полотна, нарезанные шириной 1см. Благодаря особой структуре вязаного полотна петли, изделие получилось воздушным, пластичным. Шарф-рукава можно комбинировать с различными моделями и менять его форму (рис.3).
    Еще один способ применения мерного лоскута в авторской коллекции моделей - использование техники аппликации. Традиционный способ аппликации пришивание деталей на основу вручную или посредством швейной машины.


    Рисунок 3.-Модель с использованием ткани, созданной в технике вязания на спицах
    Аппликация стала элементом декора и композиционным центром в отдельных моделях разрабатываемой коллекции. Базовым материалом для деталей аппликации послужили подобранные по фактуре и цвету кусочки лоскута тканей, из которых вырезались отдельные элементы в соответствии с эскизом. Таким образом, получился неповторимый декор (рис. 4).




    Рисунок 4.- Модель с использованием декора в технике аппликация
    Проектирование авторской коллекции на основе принципа ответственного потребления стало примером возможного решения проблемы

    использования отходов швейного производства. Весь объем используемых остатков тканей был переработан. Были созданы интересные авторские образы, благодаря рукотворной фактуре из мерного лоскута.

    Данная коллекция была представлена на конкурсах модельеров международного уровня: «Русский силуэт», «Пространство дизайна», фестиваль идей и технологий «RUKAMI» и по достоинству оценена профессиональным жюри, получив призовые места.

    Обучающиеся специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» продолжат работать в намеченном направлении, развивая креативность мышления, тем самым способствуя формированию культуры потребления среди молодого поколения, выражая свое отношение к вопросу экологии и моды, поскольку проблема ответственного потребления на сегодняшний день стоит остро и требует конструктивного решения.
    Список литературы

    1. Гусейнов Г.М., Ермилов В.В., Ермилова Д.Ю. и др. Композиция костюма: учеб.пособие

    /2-еизд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-432-c.

    1. Калмыкова Е.А., Лобацкая О.В. Текстильное материаловедение: учеб..пособие/ 2-ое изд.

    «Высшая школа», 2014.-413 с

    1. Крючкова Г.А. Технология швейно-трикотажных изделий: учеб..пособие/ изд. Academia, 2009.-288 с.

    2. Цветкова Н.Н. Текстильное материаловедение: учеб.пособие/ изд. ЛитРес.,2010,-72с



    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   121


    написать администратору сайта