шпоры. Билет 1 Философия как тип мировоззрения. Будущее человеческого общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения
Скачать 79.86 Kb.
|
2) Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, которые существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает. Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром «явлений». Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта может быть доступно только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями, а идеи – это представления о цели, к которой стремится наше познание. Человек житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир – это мир природы. Умопостигаемый мир – это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, так как его главное назначение – руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является воля, которая определяется не внешними причинами, природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой. Билет 27 1. Предмет, структура и функции философии. 2. Философская концепция К.Маркса. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания, о сущности и развитии Человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире, теорию познания, проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и историю философии. Предмет философии — изучает мир в целом в своих наиболее общих закономерностях, рассматриваемый под углом зрения субъективно-объектного отношения, иначе говоря, отношения человек — мир. Таким образом, философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему человек — мир в целом и состояние, в котором она находится. Функции философии: 1)Познавательная (гносеологическая), изучение взаимоотношений объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности. 2)Методологическая функция философии, которая выражается в выработке наиболее общих принципов рационального объяснения и понимания мира 3)Аксиологическая функция, способствует формированию определенных ценностного отношений к миру. 4)Мировоззренческая функция философии (способствует выработке определенного мировоззрения) 2. Философская концепция К.Маркса В своей философской концепции Маркс решает проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства. На первый план выходят социальные проблемы. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный Гегелем, но для него движущей силой выступает материя. Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. Материя не сводится к некой неизменной субстанции, она динамична. Познающий субъект, по Марксу, активен, а познаваемый объект всегда пассивен. Познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. По мнению Маркса, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. При решении социально-философских проблем Маркс продолжал традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. На протяжении всей жизни разрабатывал он материалистическую концепцию бытия. Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории. Философию Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Марксизм исходил из признания большой роли научного разума для решения комплекса социальных, экономических, экологических, антропологических и других проблем. Билет 5 1. Особенности и основные школы античной философии. 2. Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов. Античная философия – философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н. э. е Античную философию можно разделить на пять периодов: 1. Натуралистический период, основное внимание уделялось проблемам природы и космоса. 2. Гуманистический период, с вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам. 3. Классический период, с философскими системами Платона и Аристотеля. 4. Период эллинистических школ, занятых моральным обустройством людей 5. Неоплатонизм, с универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином - Боге. Характерные черты античной философии: 1) Античная философия синкретична (для нее характерна большая слитность проблем, чем для последующих видов философствования) 2) Античная философия космоцентрична (ее горизонты всегда охватывают весь Космос) 3) Античная философия пантеистична (не ставит на первое место представление о Боге, а исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого) 4) Этика античности – этика добродетелей ценностей. 1. Милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен) Выдвинули идею Первоначала – нечто единое с природой. Природа рассматривается ими как причина всего сущего. Первоначало у: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало. 2. Школа Пифагора (пифагорейцы – 532 г. до н.э.) Первоначало – число. Числовые отношения составляют самую сущность природы,. Поэтому познание природы возможно только через познание числа и числовых отношений. 3. Элейская школа (элеаты, основатель-Ксенофан, последователи-Парменид, Зенон) Ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Особое внимание уделяли проблеме множественности, которое вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить. Элеаты придумали ряд парадоксов, которые не решены и сейчас. Парадокс – это неожиданное высказывание. 4. Атомисты (Левкипп, Демокрит) В атомистическом учении Демокрита была выдвинута идея множественного Первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов, а небытие – как пустоту. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетание атомов образуют целые миры. Случайность отсутствует. 5. Школа софистов (Протагор, Георгий, Гиппия, Продика и др.) Софисты были мудрецами, взявшими на себя миссию распространения образования в обществе. Благодаря им философская мысль античности перешла от объективного изучения природы к самому человеку и его сознанию. При этом софитов интересовало не просто сознание, а в первую очередь способы воздействия на него: как навязать свою точку зрения оппоненту, как сразить его полемическим выпадом, как доказать все, что угодно. 6. Афинская школа. 10. Скептицизм (Основатель – Пиррон (360-270 до н.э.)) Скептицизм – «быть в нерешительности». Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения. 11. Неоплатонизм (Основатель – Плотин (ок. 205 – 270 гг.) Систематизировали основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Они много внимания уделяли разработке логических проблем – определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям. Идеи неоплатонизма нашли выражение в ранних христианских воззрениях. 2. Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов. Западничество и славянофильство – это два общественно-политических течения в России, которые сформировались в 30-50 годы XIX века. Западники выступали за европеизацию России (считали, что Россия должна идти с Европой, т.к. является её неотъемлемой частью), благотворили реформы Петра I, а также за реформу местного самоуправления, реформу суда и армии, введения конституционной монархии, либо республики. Русский философ Владимир Соловьёв писал: «направление нашей общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России и Западной Европы как нераздельных частей одного культурно-исторического целого, имеющего включить в себе все человечество… Вопросы об отношении веры и разума, авторитета и свободы, о связи религии с философией и обеих с положительной наукой, вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также о взаимоотношении разнородных собирательных целых между собой, вопросы об отношении народа к человечеству, церкви к государству, государства к экономическому обществу.» Славянофилы выступали за особый путь России, который основывался на православии и традициях. Считали, что Пётр I нарушил самобытность России. Считали, что православие и крестьянская община должны преобразовать Россию, а также выдвигали идеи, что крестьянская община – образцовая форма хозяйства. Выступали за создание при императоре Земского Всесословного собора. И западники, и славянофилы считали необходимым отмену крепостного права, отрицательно относились к подавлению прав и свобод личности, были убеждены в необходимых преобразованиях, которые должны были проходить «сверху» при поддержке общества. Считали, что проводить реформы нужно было мирно и постепенно. |