государство. Тема 3 Государство. Тема Понятие, сущность и типология современного государства
Скачать 87.5 Kb.
|
Тема 3. Понятие, сущность и типология современного государства План 1. Понятие государства, его признаки 2. Государственная власть, ее виды, структура 3. Сущность государства 4. Типология государств Сущностные признак не есть сущность, помогающая нам для понимания, а само это понимание есть основа и результат действия природы государства, его социальной и затем идеальной природы, в результате чего государство изливается, реализуется, работает через сущность, через функцию 1. Понятие государства, его признаки Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства. Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления. Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В. И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Однако это не те характеристики, которые позволили бы познать проблему государства в учебном смысле. Подобные характеристики свидетельствуют об одной из «природ» государства, но не определяющей, отражающей способ возникновения первоначального государства из психологической установки к власти, реализации политической задачи и политической власти и превращения ее в государственную посредством возникновения первоначального государственного аппарата, возникновения права и превращения таким образом во власть публичную, законную и т.д. Исходя из понимания способа возникновения первоначального государства, государства в древних сообществах можно дать формальное определение государства, основанное на его признаках. Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, определенной самобытности и т. д., всем государствам присущи некоторые общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества. К признакам государства принято относить: 1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2) территориальную организацию населения; 3) государственный суверенитет; 4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства; 5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Публичная политическая власть — один из главных признаков государства. Напомним, что власть в древнем обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику. Постепенно, первоначальное государство, выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер, но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий — на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции. Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты: • специально создается для управления обществом; • обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; • право принятия общеобязательных для исполнения актов; • наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями — армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти. Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, то есть государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества. Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку. Не только население разделяется по территориальному признаку, но и сама государственная власть организуется на базе этого признака. В данном случае мы воочию видим реализацию единства признаков государства, возникающую в ходе способа его становления, в рамках его природы (организация сообщества на освоение территории). Поэтому в дальнейшем органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами. Государственный суверенитет является как бы продолжением признака территории, поскольку означает верховенство государственной власти внутри страны, то есть ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. В юридической литературе принято выделять четыре главных свойства суверенитета: верховенство, независимость, единство и неотчуждаемость. Запомните их. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: • распространяет свою власть на всю территорию страны; • определяет весь строй правовых отношений или правопорядок (запомните это). Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями, но эта независимость не является абсолютной. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права. Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами. Неотчуждаемость государственного суверенитета заключается в том, что никто, кроме самого государства, не вправе ограничивать, урезать или лишать его самостоятельности или независимости. Как указывалось выше, лишь само государство может самоограничивать свой суверенитет. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять или от менять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. (запомните это). Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности (запомните это). Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения. Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, то есть оформляется его правовая организация. Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги — только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие государственной казны значительно шире и включает, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, цен ные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др. С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной, монопольным правом на издание общеобязательных актов и устанавливающую правовой порядок на определенной территории. (выучить) 2. Государственная власть, ее виды, структура Государственная власть — разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой — подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения Власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции. Воля властвующего требует оформления в виде императивных указаний (правовых норм). Они обязательное условие и средство функционирования власти. Власть — это интеллектуально-волевой процесс, то есть проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны. И, как мы уже сказали ранее, государственная власть публична (известна всем, имеет общественный характер и отчуждена от общества, является специальным профессиональным аппаратом), суверенна (обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне, верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства), универсальна (распространяется на всю территорию страны и все ее население), обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех, в том числе и для самой себя. Власть имеет различные виды, например, власть рода, племени, власть политическая, государственная, экономическая, общественных объединений, родительская, церковная и т. д. Существуют различные классификация власти. Так, с точки зрения социального уровня различают власть: • в пределах всего общества; • внутри коллектива (организации); • в отношениях между индивидами. Согласно одной из классификаций, власть можно подразделить на политическую и неполитическую. К разновидностям политической власти обычно относят власть одного класса (социальной группы) над другим; государственную власть; партийную власть; власть политических лидеров и др. В зависимости от способа организации власти ее можно подразделять на демократическую и недемократическую. Принято также различать легальную и легитимную власть. Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальная власть — власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном) основании, то есть власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона. Легитимная власть — власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет. Власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти представляет собой ее юридическую характеристику, легитимность — ее нравственную оценку. В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотношение); 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти. Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом — резко разграничены. Содержание властеотношений — один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения. Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные – это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти. Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества. По этим критериям выделяют: экономические (материальные) ресурсы, социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые. К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти. Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Культурно-информационные ресурсы — это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государства бережно относятся к историческим, национальным и социально-культурным корням. Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах. Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его. Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает ее нежизнеспособной. 3. Сущность государства Сущность любого явления, как мы уже говорили ранее, совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, определяющих его природу, определяющих его главные черты и тенденции развития. В учебном смысле для нас важна сущность государства, признаки государственной власти, которые мы перечислили ранее, они и составляют его природу, благодаря им государство и существует, работает, действует. Тем не менее, в литературе бытуют два основных подхода к трактовке сущности любого государства. Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность (сумма признаков) государства определяется как выражение интересов и во ли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым. Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Во-вторых, он подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества, но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире. 4. Типология государств Типология государств, то есть их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Тип — общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития. Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев — типу государств. В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивилизационный. В современных условиях обнаружилось несовершенство формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход подвергся критике. Основной его недостаток состоит в том, что: 1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные (например, Китай, Египет, Индия) государства отличались большим своеобразием развития и спе цификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории; 2) развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное, одна формация закономерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу. Все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой; 3) не подтвердилось положение о постепенном отмирании государства как аппарата классового принуждения и формирования взамен его коммунистического общественного самоуправления. На рубеже 70 – 80-х гг. XX в. среди отечественных историков, этнографов, антропологов, философов стали активно обсуждаться проблемы цивилизационного подхода к изучению общества. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны: • полностью блокировать влияние того или иного способа производства; • частично парализовать его действие; • прервать поступательное формационное движение; • усиливать социально-экономическое развитие. Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга. Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии ци¬вилизаций. Английский историк А. Тойнби (1889-1975), внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-по-литической судьбы и экономического развития и др. А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государств. Однако типологию государств по цивилизационному подходу он не разработал. В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например: • локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.); • особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); • всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую и др. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. В юридической литературе используются и иные классификации государств. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии, то есть по типу государственно-конфессиональных отношений. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства. Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности. 1. Церковь получает от государства различные субсидии и мате¬риальную помощь, налоговые льготы. 2. Церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения. 5. Церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др. В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее, слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии госу арственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др. Для теократических государств характерны следующие признаки: 1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии; 2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например, в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем аятоллы, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др. В атеистических государствах религиозные организации прследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что: 1. церковь лишается своей экономической основы – собственности; 2. религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 3. религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 4. священнослужители и верующие репрессируются; 5. запрещается проведение в общественных местах религиоз¬ных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 6. свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма. Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства. Так, Конституция Албании 1976 г. запрещала в этой стране всякую религию. В современной России общество воспринимает религию, различные конфессиональные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих ценностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного возрождения наций. |