шпоры. Билет 1 Философия как тип мировоззрения. Будущее человеческого общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения
Скачать 79.86 Kb.
|
Раздел философии любви, который занимается исследованием онтологических вопросов (появления, смысла, последствий) в отношении идеи любви. Проблемами онтологии любви являются: соотношение любви и смерти, дифференциация любви и времени, любви и справедливости, любви и ненависти, любви и страха и т.д. Гносеология любви Раздел философии любви, который исследует проблемы связаны с идеей любви: а) разумность и неразумность любви; б) узнаваемость и непознаваемости любви; в) дифференциация любви и разума (знания) г) соотношение любви и философии (место любви в жизни философа) др. разделы: герменевтика любви, феноменология любви, семиотика любви, метафизика любви, риторика и логика любви. Билет 18 1. Система категорий диалектики. Законы диалектики. 2. Проблема сознания в философии. Идиот, защищающий какую-либо теорию, как правило, ее дискредитирует - единство и борьба противоположностей. В одном идиоте находят свое воплощение одновременно 2 противоположные вещи, защита и дискредитация. Видя, что своей защитой он наносит вред теории, идиот начинает изучать материалы. Чем больше количество изученных материалов, тем менее идиот идиот, до тех пор пока количество изученных материалов не превратит его в ученого - перенесет в принципиально иное качественное состояние. - Закон №2, переход количественных изменений в качественные. Ну и свой путь от идиота к ученому идиот проделывает исключительно потому, что он вроде как защищает, но видит, что получается наоборот. Ему обидно - противоречие. Идиот начинает отрицать себя как идиота и через это накапливает знания становясь ученым. В конечном итоге он приходит к точно такой-же ситуации какая и была - он защищает теорию, но уже с принципиально иным уровнем знаний. А в процессе защиты он обнаруживает, что не знает еще каких-то вещей и начинает изучать больше информации, тем самым он отрицает себя уже как ученого и начинает движение в сторону академика, - закон №3 - отрицание отрицания. Проблема сознания в философии: Проблема находится в центре внимания всех философских систем. От решения проблемы сознания зависит определение роли и места человека в мире, специфики взаимоотношений его с окружающим миром. Все многообразие решения проблемы сознания в философии имеет два основных направления – материалистическое и идеалистическое понимание. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание, возникающее в тайниках человеческой души. Идеалисты утверждают, что сознание не имеет никакого отношения к мозгу. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Материализм всегда рассматривал сознание как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом организованной материй. Другие философские системы разделяли мнение религии, считая, что в организме человека есть особая сила – душа. С возникновением анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой. Согласно учению о перевоплощении и переселении, душа после оставления ею тела поступает в надлунный мир, где она проходит очищение от земной скверны, после этого душа поступает в Высшие сферы, и находится там, пока воспламененный мир вновь не разделится на те или иные сферы, где она вновь найдет свое очередное тело. Билет 19 1. Древнекитайская философия. 2. Законы диалектики и их характеристика. 1)Древнекитайская философия Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. В основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией Ци, которая делится на два начала – женское инь и мужское янь. Особенности: 1)Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. 2)Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов инь и янь произошло упорядочивание Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало янь взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю. Философские школы Древнего Китая Конфуцианство. Основателем является Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек. Конфуцианство затрагивало управление государством. Даосизм. Основателем является философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это недеяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте. Легизм. Основателем является мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме. Моизм. Основателем является Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним. Закон перехода количества в качество и качества в количество. Количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят и новым качественным изменениям. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположность - форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга. Борьба - активный характер противоречия. Единство - отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. Закон отрицания отрицания - закон противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи. Традиционно закон определяется как необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Всеобщность законов диалектики заключается в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений. Билет 20 1. Основные этапы научного познания (эмпирический и теоретический) и их взаимосвязь. 2. Основные принципы диалектики. Первый закон диалектики. Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление. Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала. Теоретическое познание – это познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Эмпирический уровень научного познания характеризуется исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах. Производится первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. На втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей. Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной ступени познания. На данном уровне ученый оперирует только теоретическими объектами. Происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей. Теоретический уровень – более высокая ступень в научном познании. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня познания: Движение научного метода Начинающегося на эмпирическом уровне (наблюдение) невозможно без обращения к теоретическому уровню (гипотеза), а затем – вновь к эмпирическому (эксперимент). Билет 21 1. Свобода и ответственность личности. 2. Будущее человеческого общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Человек обладает свободой выбора. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Личной мерой свободы для каждого выступает ответственность перед собой и другими. "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Необходимо учитывать все особенности окружающих нас людей. Поскольку поступки одного человека могут ограничивать свободу других людей. Будущее человеческого общества. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Глобальные проблемы характеризуются тем, что: • затрагивают основы существования общества, жизненные интересы всего человечества; • вопросы их решений имеют важное значение не только для нынешних, но и для будущих поколений; • они требуют для своего решения объединённых усилий всех стран в масштабе всей планеты; • их решение будет способствовать социальному прогрессу. Выделяют три группы глобальных проблем: 1. Жизненно важные - угроза термоядерной войны, устранение экономической отсталости людей в отдельных районах, ликвидация голода, нищеты, безграмотности. 2. Проблемы, возникающие во взаимодействии общества и природы, – экологическая проблема, рациональное использование ресурсов, освоение мирового океана и полюса. 3. Проблемы взаимосвязи человека и общества – демографический взрыв, проблемы здравоохранения, проблемы социальной патологии и особенно терроризма, кризис духовности. Билет 22 1. Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания. 2. Философия любви. 1) Познание - диалектический процесс целенаправленного воспроизведения сознаний в системе их идеальных образов. Объектом познания является природа. Объект познания формируется практикой. Субъект познания - человечество в целом. Субъект познания исторически конкретен. Теория познания диалектического материализма - теория отражения. Эта концепция основывается на 3-х следующих гносеологических выводах. 1. Вещи существуют независимо от нашего сознания. 2. Решительно никакой принципиальной разницы между явлениями и “вещью в себе" нет. 3. В теории познания следует рассуждать диалектически, т.е. разобраться, каким образом в процессе познания появляются знания. Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества. Познание как процесс включает в себя 2 ступени 1 – чувственное познание (живое созерцание) 2 – логическое познание. (Абстрактное мышление) Каждая из этих ступеней имеет свои формы: 1) Формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) 2) Формы логического познания: (понятие, суждение, умозаключение) Чувственное познание ограничено: 1) не выделяет общее 2) не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания. Философия любви – отрасль философской мысли, которая отвечает на вопрос о том, что же такое любовь и как она влияет на организм. Философское исследование любви включает в себя задачу проведения различия между разными видами личной любви. Разделы философии любви. Онтология любви Раздел философии любви, который занимается исследованием онтологических вопросов (появления, смысла, последствий) в отношении идеи любви. Проблемами онтологии любви являются: соотношение любви и смерти, дифференциация любви и времени, любви и справедливости, любви и ненависти, любви и страха и т.д. Гносеология любви Раздел философии любви, который исследует проблемы связаны с идеей любви: а) разумность и неразумность любви; б) узнаваемость и непознаваемости любви; в) дифференциация любви и разума (знания) г) соотношение любви и философии (место любви в жизни философа) др. разделы: герменевтика любви, феноменология любви, семиотика любви, метафизика любви, риторика и логика любви. Билет 23 1. Система категорий диалектики. Законы диалектики. 2. Проблема сознания в философии. Идиот, защищающий какую-либо теорию, как правило, ее дискредитирует - единство и борьба противоположностей. В одном идиоте находят свое воплощение одновременно 2 противоположные вещи, защита и дискредитация. Видя, что своей защитой он наносит вред теории, идиот начинает изучать материалы. Чем больше количество изученных материалов, тем менее идиот идиот, до тех пор пока количество изученных материалов не превратит его в ученого - перенесет в принципиально иное качественное состояние. - Закон №2, переход количественных изменений в качественные. Ну и свой путь от идиота к ученому идиот проделывает исключительно потому, что он вроде как защищает, но видит, что получается наоборот. Ему обидно - противоречие. Идиот начинает отрицать себя как идиота и через это накапливает знания становясь ученым. В конечном итоге он приходит к точно такой-же ситуации какая и была - он защищает теорию, но уже с принципиально иным уровнем знаний. А в процессе защиты он обнаруживает, что не знает еще каких-то вещей и начинает изучать больше информации, тем самым он отрицает себя уже как ученого и начинает движение в сторону академика, - закон №3 - отрицание отрицания. Проблема сознания в философии: Проблема находится в центре внимания всех философских систем. От решения проблемы сознания зависит определение роли и места человека в мире, специфики взаимоотношений его с окружающим миром. Все многообразие решения проблемы сознания в философии имеет два основных направления – материалистическое и идеалистическое понимание. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая сознание, возникающее в тайниках человеческой души. Идеалисты утверждают, что сознание не имеет никакого отношения к мозгу. Дух полностью освобождается от внешнего мира и своего собственного тела. Материализм всегда рассматривал сознание как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом организованной материй. Другие философские системы разделяли мнение религии, считая, что в организме человека есть особая сила – душа. С возникновением анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой. Согласно учению о перевоплощении и переселении, душа после оставления ею тела поступает в надлунный мир, где она проходит очищение от земной скверны, после этого душа поступает в Высшие сферы, и находится там, пока воспламененный мир вновь не разделится на те или иные сферы, где она вновь найдет свое очередное тело. Билет 24 1. Диалектика абсолютной и относительной истины 2.Проблема критерия истины в познании. На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что являются критерием истинности полученных знаний. Прагматизм утверждает, что истинно то, что полезно, выгодно. Конвенционализм утверждает, что истинно то, что согласуется с мнением большинства. Основные функции практики: познавательная, воспитательная, преобразующая. Характеристики практики: специфическая деятельность, общественно-историческая деятельность, изменяюще-преобразующая деятельность, материальное дело, сознательная деятельность. Значение практики: основа познания мира, все идеи ученые берут из практической жизни; является критерием истинности знаний. Проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? В древности крайние точки зрения следующие: а) Материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени. б) Объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон). в) Софисты считали, что объективной истины нет. Диалектика наложила отпечаток на понимание истины, и истину стали понимать как изменяющееся знание. Истина — это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей. Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины — логическую непротиворечивость. Иррационализм либо отрицает существование истины вообще. Неопозитивизм. Истина — это согласованность предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых. Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения. Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом. Билет 25 1. Философские идеалы эпохи Просвещения. 2. Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы. Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII – XVIII вв. Просвещение - эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые. Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции эпоха Просвещения подготовила почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой общие социокультурные задачи, пытались просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных истин, Разум – возможность истины а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум – основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. |