Главная страница

Шпаргалки по Методике литературы. шпоры Методика лит-ры. Билет 1 Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности в вузе. Словесные методы обучения


Скачать 85.75 Kb.
НазваниеБилет 1 Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности в вузе. Словесные методы обучения
АнкорШпаргалки по Методике литературы
Дата20.04.2022
Размер85.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры Методика лит-ры.docx
ТипРассказ
#487827
страница2 из 4
1   2   3   4
Тематика, проблематика, идея, конфликт.

3. Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.

4. Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.

5. Композиция. Формальное и содержательное членение литературного произведения.

6. Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.

7. Роды и жанры художественной литературы. Типы художественного содержания.

8. Художественный стиль. Тропы и фигуры.

9. Литературный процесс. Художественная парадигма. Литературные общности: направления, течения, школы.

10. Сравнительно-историческое литературоведение

11. Культурно-исторический метод литературоведения

12. Психологический метод в русском литературоведении

Билет №10

1. Роль и место лекции в высшей школе

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. Недостатки лекции:

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

• при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция - основной источник информации;

• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

• по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

• лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

Особенно действенна авторская лекция, когда идут не столько на дисциплину, сколько на "лектора". Тимирязев говорил по этому поводу, что лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством. Именно такими достоинствами славились лекции Д. И. Менделеева.

Преимущества лекции:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

В последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая актуализирует проблему лекторского мастерства. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Но процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Многие преподаватели считают, что задача лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что значит "ясность изложения"? Это сложнейшая педагогическая проблема: это и последовательность, и наглядность изложения, и сознательное активное усвоение излагаемого слушателями, и, как результат, понимание.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов

2. Тематическое планирование практического занятия по теории литературы.

Практическое занятие №1. Словесно-художественное творчество как научная проблема

Филология – литературоведение – теория литературы – поэтика.

Структурные и функциональные определения литературы.

Литература и литературность. Состав литературы.

Литература. Лихачев Д.С. Об искусстве слова и филологии . Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия “художественная литература”. Тодоров Ц. Понятие литературы. Кораблев А.А. Поэтика словесного творчества: Системология целостности.

Занятие №2. Тема: Теоретическая поэтика.

Предмет и задачи теоретической поэтики. Основные категории теоретической поэтики. Соотношение материала содержания и формы литературного произведения.

Литература .Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: хрестоматия-практикум. (Раздел 1. Предмет поэтики).

Занятие №3. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА: ДВИЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Сравнительно-исторический метод в литературоведении. Место исторической поэтики в современном литературоведении. Вопрос о внутренних закономерностях литературного процесса. Историческая поэтика о периодизации литературы.

Литература. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей.

Тема: Диалогическая поэтика: Автор и читатель в литературном произведении

Коммуникативная природа литературы. Проблема автора в литературоведении. М.М.Бахтин об авторе и герое в литературном произведении. Сущность понятия «образ автора». Типы авторской эмоциональности. Автор в эпическом, лирическом, драматическом произведениях. Современные теории «читателя». Проблемы интерпретации художественного текста.

Литература Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Прозоров В.В. Художественный текст и читательское восприятие. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности.

Билет №11

1.Принципы дидактики высшей школы: принцип систематичности и системности.

Принцип систематичности и последовательностивытекает из того, что познание окружающего мира возможно только в определенной системе, и каждая наука составляет систему знаний, объединенных внутренними связями. Поэтому этот принцип означает последовательное, с учетом логики конкретной науки и интеллект. возможностей студентов, развертывание содержания знаний, способов деятельности в учеб. программах, учебниках, пособиях и др. соблюдение такого же порядка усвоения знаний, формирования умений и навыков. Предыдущий уровень знаний должен выступать фундаментом эффективности усвоения следующей доли знаний.

Необходимость соблюдения систематичности и последовательности в обучении обусловлена самой природой. Я.А. Коменский подчеркивал, что как в природе все должно соединяться друг с другом, так и в учебе надо все связать.

Голова, наполненная отрывочными, несвязанными знаниями, подобная кладовой, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не разыщет.

Принцип систематичности и последовательности должен действовать также на уровне межпредметных связей. Эти связи должны быть заложены уже при моделировании рабочих учебных планов отдельных специальностей. Например, в учебном плане системы подготовки учителей в ВУЗАХ необходимо выстроить учебные дисциплины в логической последовательности так, чтобы они обеспечивали педагогическую подготовку будущих специалистов образовательно-воспитательной сферы: вступление к педагогической специальности, возрастная физиология, общая, возрастная и педагогическая психология, педагогика, профессиональные методики. Такая систематичность и последовательность должны быть во всех циклах дисциплин каждого учебного плана.

Другие принципы: доступности, гуманизации образования, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, Принцип активности и творческой самостоятельности, гармоничное сочетание научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности студентов, Принцип систематичности и последовательности, научности, наглядности, связи теории с практикой, системности и систематичности.

2. Тематическое планирование лекций по теории литературы.

1. Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».

2. Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения.

Тематика, проблематика, идея, конфликт.

3. Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.

4. Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.

5. Композиция. Формальное и содержательное членение литературного произведения.

6. Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.

7. Роды и жанры художественной литературы. Типы художественного содержания.

8. Художественный стиль. Тропы и фигуры.

9. Литературный процесс. Художественная парадигма. Литературные общности: направления, течения, школы.

10. Сравнительно-историческое литературоведение

11. Культурно-исторический метод литературоведения

12. Психологический метод в русском литературоведении
Билет №12

1. Семинарские занятия по русской литературе в вузе, их специфика и методика проведения.

В современной ВШ семинар является одним из осн. видов практ. занятий. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теорет. знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие пед. задачи:

развитие творческого профессионального мышления;

познавательная мотивация;

профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов:

Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними.

Собственно семинар.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, продуктивное педагогическое общение. Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия

Спецсеминар.

Спецсеминар - школа общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Спецсеминар, руководимый авторитетным специалистом, приобретает характер научной школы, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. В ходе спецсеминара важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество проф.подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Критерии оценки семинарского занятия.

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией.

Отношения "преподаватель - студенты": уважительные, в меру требовательные.

Пример семинара

Тема. Русская литература второй половины XIX века

План

1. Демократическая литература 60-х годов XIX века.

2. Народническая литература.

3. Поэзия и драматургия второй половины XIX века.

Задание Самостоятельно подготовить в качестве докладов анализы литературных произведений (на выбор): Тургенева, Некрасова, Островского, Лескова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Л. Толстого, Чехова, Короленко и др.

2. Тематическое планирование лекций по теории литературы.

1. Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».

2. Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения.

Тематика, проблематика, идея, конфликт.

3. Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.

4. Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.

5. Композиция. Формальное и содержательное членение литературного произведения.

6. Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.

7. Роды и жанры художественной литературы. Типы художественного содержания.

8. Художественный стиль. Тропы и фигуры.

9. Литературный процесс. Художественная парадигма. Литературные общности: направления, течения, школы.

10. Сравнительно-историческое литературоведение

11. Культурно-исторический метод литературоведения

12. Психологический метод в русском литературоведении

Билет №13

1. Основоположники методологий зарубежного и русского литературоведческого образования и их вклад в науку. Литературоведческие направления, методы, школы.

Изначально основы высш. литературовед. обр-ния закладывались в антич. эпоху Платоном и Аристотелем (выявление аспектов науч. спецификации ЛВ, определение корпуса проблем науки о лит-ре, разработка проблем эстет. содержания лит-ры). В дальнейшем ощутимый толчок для р-тия наука получила в 18в. через становление эстетики как науки о прекрасном (труд Баумгартена «Эстетика»), а также норматив. поэтике, заложенной в поэт. искусстве Н.Буало. След. этап р-тия ЛВ в пер. пол 19 в. связан с трудами Шиллинга и Гегеля в филос.-эстет. ключе.

1й этап русск. ЛВ – создание библиографии (описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, составленное в кон. 15в.; «Оглавление книг, кто их сложил» С.Медведева; собрание религ. текстов «Великие Минеи-Четьи» метрополите Макая 16в).

2й этап – появление лит.-крит. периодич. изданий «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777), «Московский журнал» (1791 – 1792), «Вестник Европы (1802 – 1803) и первых словарей, знакомящих с именами русск. писателей и их пр-ниями (Опыт ист. словаря о рос. писателях» НовикОв 1772, «Словарь исторический о писателях дух. чина» митрополит Евгений 1818). Кон. 18 в. отмечен разысканиями древ. памятников лит-ры «Слово о полку Игореве, «Русская правда» Я.Мудрого, «Поучение» В.Мономаха, работа над которыми отмечена первыми исслед. опытами, хотя и носит в основном х-р критико-лит. замечаний.

3й этап – появление в пер.трети 19в. ист. обзоров русск. лит-ры, разыскания в области слав. мифологии. Выходят в свет исслед. труды Г.Глинки «Древ. религия славян» (1804), А.Кайсарова «Слав. и рос. мифология», труды Н.Греча «Опыт крит. истории рус. лит-ры» и «Учеб. книга рус. словесности». Работы Греча дали толчок для создания на протяжении всего столетия учебников по истории русск. лит-ры Милюкова, Шеверёва, Миллера и др.

ЛВ направления, методы, школы

Начинают закладываться основы биогр. метода в отеч. ЛВ науч. д-ти Н.А. Котляревского (на основе достижений Сэнгёвэ). В пер. трети 19в. можно обозначить появление ЛВ школ, среди которых в числе первых – школа последователей мифологич. теории профессора Гримма, возглавляемая Буслаевым.

Культ. истор. школа (позитивистская) – 19в. – Тихонравов, 20в. – Плотников, Комачевский.

Сравн.-ист. школа – 19в. – Веселовский, 20в. – Жирмунский.

Психол. направление – Потебня, Выготский.

20в.

Психоанализ – Ермаков

Социологизм – Сакулин, Волошина, Буковский.

Концепция диалога М.М. Бахтина.

Комплаксный метод в ЛВ – Борис Мейлах

Герменевтическая теория – Богин

Рецептивная эстетика – Чудакова

Постструктурализм, феноменология, деконструктивизм, мультикультурализм

2. Тематическое планирование лекций по теории литературы.

1. Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».

2. Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения.

1   2   3   4


написать администратору сайта