Главная страница

Шпаргалки по Методике литературы. шпоры Методика лит-ры. Билет 1 Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности в вузе. Словесные методы обучения


Скачать 85.75 Kb.
НазваниеБилет 1 Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности в вузе. Словесные методы обучения
АнкорШпаргалки по Методике литературы
Дата20.04.2022
Размер85.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашпоры Методика лит-ры.docx
ТипРассказ
#487827
страница3 из 4
1   2   3   4
Тематика, проблематика, идея, конфликт.

3. Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.

4. Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.

5. Композиция. Формальное и содержательное членение литературного произведения.

6. Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.

7. Роды и жанры художественной литературы. Типы художественного содержания.

8. Художественный стиль. Тропы и фигуры.

9. Литературный процесс. Художественная парадигма. Литературные общности: направления, течения, школы.

10. Сравнительно-историческое литературоведение

11. Культурно-исторический метод литературоведения

12. Психологический метод в русском литературоведении

Билет №14

1. Принципы дидактики высшей школы: принцип доступности.

Принцип - это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса, вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов.

Принцип доступности. Обучение должно быть доступным и посильным возрасту, спо­собностям и уровню развития студентов: нельзя использовать одни и те же методические приёмы на младших и старших курсах. Так гласит принцип до­ступности. На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей обучающихся в зависимости от их возраста, уровня развития, специфики предмета изучения и других факторов.

Принцип доступности для теории обучения высшей школы яв­ляется весьма важным отправным положением, но, как и другие принципы, нуждается в существенном развитии, так как не указы­вает пути решения ряда задач обучения. Недостаточно определено, в какой связи должны находиться до­ступность и увлекательность изложения изучаемого материала, осо­бенно применительно к высшей школе.

Для высшей школы также необходимо повышать пределы доступности обучения путем создания обстановки направленного разрешения противоречий, ле­жащих в основе предмета изучения. Если преподавателю удается обострить такие противоречия, то не только лучше усваивается предмет, но и возникает обстановка для более творческого мышле­ния студентов. В высшей школе требуется обоснованное ограничение задач обучения, объема и содержания учебной информации. Для опти­мального учебного процесса равно недопустимы как перегрузки, так и недогрузки студентов учебной работой.

Другие принципы: доступности, гуманизации образования, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, Принцип активности и творческой самостоятельности, гармоничное сочетание научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности студентов, Принцип систематичности и последовательности, научности, наглядности, связи теории с практикой, системности и систематичности.

2. Тематическое планирование практического занятия по истории литературы.

Русская литература XXвека (1 половина), 4 курс, бакалавриат,

Практическое занятие № 1

Тема: Роман Е.Замятина "Мы" и развитие жанра антиутопии в литературе XX в.

Цель: На примере целостного анализа романа выявить основные черты жанра антиутопии и особенности историософии автора.

Вопросы и задания:

1.Сущность жанра антиутопии. Его история. Отношение к утопии.

2.«Легенда о великом инквизиторе» (Роман Ф.М.Достоевского«Братья Карамазовы») как основа русских антиутопий.

3.Анализ романа "Мы":

а)структура Единого государства и основные черты общества;

б)характер конфликта и сюжета в романе /(какие явления и события направляют развитие сюжета и вызывают наибольший интерес?);

в)образы главных героев романа и способы их создания;

г)философия истории Е.Замятина и ее отражение а романе.

Индивидуальное задание 1.Подготовьте доклад на тему: «Влияние романа «Мы» на развитие жанра антиутопии в мировой литературе XX в. (О.Хаксли «О дивный новый мир», «Оруэлл», «1854»)»

Билет №15

1. Проблемное обучение в вузе.

Проблемное обучение – это тип обучения, которое обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. И.Я.Лернер, стоявший у истоков популяризации проблемного обучения в России под проблемным обучением понимал решение студентами новых для него познавательных задач в системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям высшей школы.

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь цели известным ему путем, что побуждает искать новый способ объяснения действия.

В условиях проблемного обучения происходит активное овладение личностью теми способами, приемами, которые наиболее характерны для творческой деятельности. Существуют различные способы создания проблемных ситуаций. Это подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение, столкновение с противоречием практической деятельности, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, предложение рассмотреть явление с различных позиций, побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.

Правила создания проблемных ситуаций.

1. проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для студентов сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.

2. проблемная ситуация должна вызывать интерес студентов своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

Преимущества проблемного обучения это в первую очередь большие возможности для развития внимание, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов: оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, решительность. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, поскольку они добываются в самостоятельной деятельности.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у студента в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, как при программированном обучении разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение.

Остается добавить, что проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать, исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, то есть выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда.

2. Тематическое планирование практического занятия по истории литературы.

Русская литература XXвека (1 половина), 4 курс, бакалавриат,

Практическое занятие № 1

Тема: Роман Е.Замятина "Мы" и развитие жанра антиутопии в литературе XX в.

Цель: На примере целостного анализа романа выявить основные черты жанра антиутопии и особенности историософии автора.

Вопросы и задания:

1.Сущность жанра антиутопии. Его история. Отношение к утопии.

2.«Легенда о великом инквизиторе» (Роман Ф.М.Достоевского«Братья Карамазовы») как основа русских антиутопий.

3.Анализ романа "Мы":

а)структура Единого государства и основные черты общества;

б)характер конфликта и сюжета в романе /(какие явления и события направляют развитие сюжета и вызывают наибольший интерес?);

в)образы главных героев романа и способы их создания;

г)философия истории Е.Замятина и ее отражение а романе.

Индивидуальное задание 1.Подготовьте доклад на тему: «Влияние романа «Мы» на развитие жанра антиутопии в мировой литературе XX в. (О.Хаксли «О дивный новый мир», «Оруэлл», «1854»)»

Билет №16

1. Педагогическая практика студентов.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных ЗУН и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

  • способность студента к изменениям своей социально-проф. активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творч. отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе;

  • разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы пед. деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно восп. взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

  • формирование в условиях естественного пед.процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя.

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

2. Тематическое планирование лекций по теории литературы.

1. Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».

2. Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения.

Тематика, проблематика, идея, конфликт.

3. Образ человека в литературе: герой, персонаж, тип, характер. Категория автора: концептуально-креативная и нарратологическая модели.

4. Сюжет, фабула и мотив в теории литературы.

5. Композиция. Формальное и содержательное членение литературного произведения.

6. Понятие хронотопа в теории литературы. Локальные тексты как теоретико-литературная проблема.

7. Роды и жанры художественной литературы. Типы художественного содержания.

8. Художественный стиль. Тропы и фигуры.

9. Литературный процесс. Художественная парадигма. Литературные общности: направления, течения, школы.

10. Сравнительно-историческое литературоведение

11. Культурно-исторический метод литературоведения

12. Психологический метод в русском литературоведении

Билет №17

1. Формы обучения в вузе, их классификация

В процессе организации обучения в высшей школе можно выделить следующие формы:

  • очная форма обучения (дневная). Обучение осуществляется в основном на аудиторных занятиях в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Преимущества очной формы обучения в максимальном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Преподаватель имеет возможность использовать все виды методов обучения и педагогического контроля, дать студенту максимальный объем содержательного материала;

  • заочная форма обучения – объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен. Доминируют самостоятельные формы работы. Объем изучаемого материала сокращен;

  • очно-заочная (вечерняя) форма

  • экстернат– полностью сам. подготовка с присутствием только выпускного контроля;

  • дистанционное обучение – диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет, а также документальное обучение (по переписке).

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:

  • лекции;

  • семинары, просеминары, спецсеминары;

  • коллоквиумы;

  • лабораторные работы;

  • практикумы и спецпрактикумы;

  • самостоятельную работу;

  • научно-исследовательскую работу студентов;

  • производственную, педагогическую; преддипломную практики и др.

Ведущей формой организации процесса обучения в вузе является лекция. Она обеспечивает системное представление знаний в изложении научно-педагогических работников. Виды лекций: вступительная; информационная; обзорная; установочная; итоговая. Часто к видам лекций относят проблемную лекцию, лекцию-визуализацию; лекцию с запланированными ошибками, бинарную лекцию (лекцию вдвоем), лекцию-пресс-конференцию и т.д.

Семинар. Он ориентирует студентов на выявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Во время семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, литературой.

Учебная конференция обеспечивает пед. взаимодействие преподавателя и студентов. Она направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Главное в конференции-свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Конференция близка к семинару и является его развитием.

Цель консультации - анализ учебного материала, который недостаточно усвоили студенты. Основные дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, оказания им помощи в самостоятельно работе. Различают индивидуальные и групповые консультации.

В процессе обучения используются игровые методы. Игру образовательном процессе рассматривают как произвольную, внутренне мотивированный деятельность, которая предусматривает гибкость в решении вопроса.

Лабораторное занятие - форма организации обучения, проводимой по заданию и под руководством научно-педагогического работника. Основные дидактические цели лабораторных работ - экспериментальное подтверждение изученных теорет. положений; экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомления с методикой проведения экспериментов, исследований.

Практическое занятие - по заданию и под руководством научно-педагогического работника студенты выполняют практическую аудиторную или внеаудиторную работу. Особенно значительную роль практические занятия должны сыграть в изучении специальных предметов, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений.

Индивидуальные занятия предусматривают создание условий для наиболее полной реализации творческих возможностей студентов

Цель самостоятельной работы студентов – сам. изучение, закрепление и углубление ранее полученных и новых знаний, приобретения практических навыков и умений. Организационные формы контрольных мероприятий - экзамены (зачеты), модульный контроль, контрольные работы.

2. Тематическое планирование семинарского занятия по истории литературы.

История лит-ры пер. пол. 20 в.

Семинар 4. Поэзия В.В. Маяковского.

1.Маяковский как футурист. Лексическое многообразие, словотворчество, тропы, акцентный стих, урбанизм, эпатаж («А вы могли бы?», «Я», «Нате!», «Послушайте!», «Вам!», «Надоело!» и др.)

2.Петербургский текст в поэзии В. Маяковского «Кое-что про Петербург», «Адище города», «Последняя петербургская сказка»

3.Любовная тематика в поэзии В. Маякоского: «Лиличка!», «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Флейта-пзвоночник», «Облаков в штанах».

Билет №18

1. Дистанционное образование в России и перспективы его развития.

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является обучение дистанционно, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет. Первые опыты использования телекоммуникаций в практике уже тогда определили место дистанционному обучению, остающееся таковым и поныне: это дополнительное, то есть не базовое образование. Обычные же занятия как шли очно, так и идут до сих пор, несмотря на взрывное развитие телекоммуникационных и информационных технологий.

Дист. обучение - обмен информацией между педагогом и студентом, доминантой выступает личная продуктивная деятельность студентов, выстраиваемая с помощью совр. средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информ. и пед. технологий. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной обр. деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «виртуальные доски» с графикой и т. п.), а также асинхронно (на основе электронной почты).

Способы организации: электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, чат, веб-конференции, доски объявлений и т. п. На данный момент в дистанционном обучении является электронная почта.

Возможно применение различных педагогических форм деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, выпуск электронных бюллетеней и многое другое. Эти средства могут работать как по отдельности, так и в комплексе.

Дистанционные формы занятий применяются не только для студентов, но и для педагогов и не только в целях повышения квалификации, большую роль играют дистанционные педагогические конференции и конкурсы. Например, с помощью дистанционных технологий можно объединить традиционные конференции в разных городах страны.

В нашем столетии лучшими преподавателя, скорее всего, будут именно дистанционные, то есть те, кто имеет возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций.

Плюсы

- Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе 

- Свобода и гибкость обучения — студент может выбрать любой из предоставляемых на выбор многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно рассчитывать время и продолжительность своих занятий.

- Доступность обучения для любого человека — независимо от вашего географического и временного положения, вы можете получить образование дистанционно в любом ВУЗе.

- Скорость общения — эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и студентом

- Технологичность образовательного процесса — использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий.

- Социальное равноправие — равные возможности получения образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.

- Творчество 

Минусы:

-  Отсутствие реального общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием.

- Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и сознательности студента.

- Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т. д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома.

- Отсутствие практ. занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.

- Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком.

- Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия

- Обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем.

2. Тематическое планирование семинарского занятия по истории литературы.

История лит-ры пер. пол. 20 в.

Семинар 4. Поэзия В.В. Маяковского.

1.Маяковский как футурист. Лексическое многообразие, словотворчество, тропы, акцентный стих, урбанизм, эпатаж («А вы могли бы?», «Я», «Нате!», «Послушайте!», «Вам!», «Надоело!» и др.)

2.Петербургский текст в поэзии В. Маяковского «Кое-что про Петербург», «Адище города», «Последняя петербургская сказка»

3.Любовная тематика в поэзии В. Маякоского: «Лиличка!», «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Флейта-пзвоночник», «Облаков в штанах».

Билет №19

1. Деловая обучающая игра в вузе.

Деловая игра — это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием различных моделей и групповой работы.

Пед. цель деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить студента к практической профессиональной деятельности. Игровой метод тесно связан с проблемным обучением: главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы…». Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также в совместной деятельности с другими участниками.

Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Следует соблюсти методические требования:

- игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;

- максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;

- создание атмосферы поиска и непринужденности;

- четко сформулированные задачи; условия и правила игры;

- выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;

- наличие необходимого оборудования.

Преподавателем осознанно выбирается группа, уровень которой соответствует проведению такого мероприятия. В процессе подготовки и проведения деловой игры каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения, так как многие студенты считают себя недостаточно компетентными. В итоге, если студенты подошли к занятию осознанно, проявив свои знания, умение работать в коллективе, то результат превосходит ожидания.

Преподаватель обязан оценить работу, проделанную студентами, и лучший результат – это удовлетворительные оценки и самоутверждение участников.

Положительное: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности. Формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательное: высокая трудоемкость подготовки и проведения занятия для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя; готовность не всех студентов к работе с использованием деловой игры.

Воспитательная эффективность деловой игры проявляется в том, что в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; устанавливается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры. Развивающая эффективность в том, что в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.

Качество знаний, полученных посредством игровой формы обучения, в значительной степени зависит от мастерства преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру.

2. Тематическое планирование лекций по теории литературы.

1. Система «литература». Литературоведческие дисциплины. Предмет теории литературы. Понятия «эйдос», «поэтика», «художественный мир».

2. Формальные, формально-содержательные и содержательные компоненты художественного произведения.

1   2   3   4


написать администратору сайта