билеты. БИЛЕТЫ ОТВЕТЫ. Билет 1 Понятие Центральная Азия в современной политике и политической географии
Скачать 110.95 Kb.
|
Билет №13 Ранние государства на территории Казахстана: Канглы и Усуни Государство Канной во II в. до н. э. в среднем течении Сырдарии усилилось государство Кангюй, управляемое “домом Кан” . Сначала Канной зависел на юге от юэчжей, а на севере от гуннов, но позже сравнялся с ними в силе. Власть “дома Кан” какое-то время простиралась на весь Западный Казахстан до северного побережья Каспия, где от него зависели массагеты, а затем и сармато-аланские племена. Даже племена лесного Приуралья платили Кангюю дань. Какое-то время в Кангюй входили Чач, Фергана и Хорезм. Основное население было кочевым,но имелись и города, в оазисах практиковалось земледелие. Столицей Кангюя был Битянь. На городище Актобе (правый берег Сырдарии) и в Хорезме раскопаны кангюйские кирпичные сооружения дворцового типа.В 101 г. до н. э., когда китайцы захватили Давань (Фергану), Кангюй встал на сторону ферганцев..Государство Усунь образовалось в конце I тыс. до н. э. на территории Семиречья, Тарбагатая и Тянь-Шаня. Усуни вели полукочевой образ жизни. Социальные различия в их обществе хорошо прослеживаются по курганам. Верховная власть у усуней принадлежала правителю-куньби (гуньмо), власть которого передавалась по наследству. Резиденция гуньмо находилась в городе Чигу.Государство делилось на левую (восточную), правую (западную) и центральную части, а те — на большое число мелких владений во главе с князьями. Часть князей была вождями кочевых племен. Главой государства при куньби был великий министр — тулы (дулы). В итоге оба владения оказались во власти китайцев. Часть уйсуней ушли на запад и с помощью Кангюй провели успешную войну с китайскими правителями. Во II в. государство У сунь полностью обособилось от Китая. В IV в. Под давлением кочевых жужаней усуни переселились в горы Тянь-Шаня,однако в V в. У сунь еще упоминается как одно из государств, приславших послов в Китай. Культурные взаимоотношения кочевников и оседлого населения. Продукция кочевого и полукочевого хозяйства не всегда могла удовлетворить потребности степняков, поэтому возникла необходимость в товарно-хозяйственных связях с соседними оседло-земледельческими регионами, в том числе и с городским населением. Параллельно происходил обмен культурными и мировоззренческими ценностями. Поэтому на территории Казахстана и сопредельных с ним стран с древности сложились предпосылки для формирования двух хозяйственно-культурных типов. Первый тип – кочевой скотоводческий – был распространен на большей части территории Казахстана и производил преимущественно животноводческую продукцию. Второй тип – оседло-земледельческий – был распространен в южных регионах. Для него характерны города, городские поселения, земледелие, в котором использовались ирригационные системы, и наличие ремесел. Город и Степь, помимо торгово-хозяйственного обмена, находились в состоянии постоянных культурных контактов и взаимовлияний. Так, переселившиеся в Степь ирано-язычные согдийцы вскоре освоили тюркский язык, заимствовали некоторые элементы одежды и обычаи тюрков. Махмуд Кашгари писал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке. характер. Кроме того, кочевники переняли у оседлых жителей приемы строительства жилых и культовых сооружений, элементы декора, строительные материалы, секреты изготовления растворов и красок. Так, широкое распространение получает возведение памятников Дын на месте захоронения правителей и представителей знати, а также искусство возведения мавзолеев, например, построенных в честь Жошы-хана, Алаша-хана, Айша-биби и др. Билет №14 Ранние государства на территории Казахстана: сакские царства. Сакские царства были вождествами, военно-политическими союзами родственных племен. Различия между громадными курганами знати и рядовыми погребениями наглядно показывают, что сакское общество было очень расслоено.Сакские вожди выполняли политические функции. Античные источники упоминают сакских царей и цариц, которые решали вопросы войны и мира, возглавляли войско, посылали послов, заключали союзы,назначали управителей. Царь саков считался какое-то время союзником персидского царя. В сакском обществе царила военная демократия, и царь избирался на власть как “первый среди равных” , общим собранием, состоявшим из мужчин-воинов. При этом выделялся особый царский род, из которого выходили цари. Из вождей и старейшин состояла военно-племенная аристократия. Выделялось также сословие жрецов.В сакском обществе у женщин был высокий статус, и это подтверждается фольклором степных народов. Сведения о сакских царица содержатся в легендарных повествованиях: царица Зарина не только успешно воевала с “варварами” , но и основала несколько городов царица Томирис возглавляла свое царство в войне против персов 2. Двумя основными причинами перехода к НЭПу стали: 1. Политический кризис в стране, о чем свидетельствует “Кронштадский мятеж” в марте 1921 года и, как следствие: необходимость союза с крестьянством и ужесточения борьбы с оппозицией. 2. Экономический кризис, вызванный в первую очередь политикой “Военного коммунизма”, итогами которой явились: -падение промышленного и с/х производства; -голод 1921 года; -детская беспризорность. Сущность НЭПа заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью НЭПа – был выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян. Стратегической целью – было построение социализма (так как через «военный коммунизм» ее реализовать не удалось). [сл.5] В целом экономика нэпа представляла собой сложную рыночно-административную конструкцию. Большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства “командных высот”: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. Сущность нэповского манёвра заключалась в том чтоб предоставить свободу хозяйствования преобладающим в стране мелким товаропроизводителям с тем, чтобы снять их острое недовольство властью и обеспечить политическую стабильность в обществе. Таким образом, НЭП представлялся как своеобразный переходный период от капитализма к социализму. Главное внимание уделялось деревне. К осени 1922г. В Казахстане переход к НЭП сопровождался определенными трудностями. Летом 1921 г. значительную часть страны вновь охватила засуха. Погиб почти весь урожай на территории Уральской, Оренбургской, Актюбинской, Кустанайской областей. Число голодающих в республике достигло более 2,3 млн. человек - 1/3 населения республики. Билет №15 Билет №16 Родоплеменное устройство Казахстана Казахи имеют одну из самых крупных родоплеменных структур в Евразийской степи. Она состоит из трёх жузов – Старший, Средний и Младший. Двенадцать родов Старшего жуза в основном проживают в Южном Казахстане. Согласно традиционной генеалогии казахов, известной также как шежире, 9 из 12 родов имеют общего предка, известного как Майкы-бий. Исторические источники упоминают, что он возглавлял западную часть Золотой Орды при внуке Чингисхана, Батые. Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане Коллективизация в Казахстане началась в 1927 году после 15 съезда ВКП (б) и связана с именем Ф.Голощекина, который был первым лицом в республике с 1925 по 1933 годы. В это время явно проявился примат политики над экономикой. Ф.И.Голощекин активно проповедовал идею «Малого Октября». В Казахстане коллективизация должна была завершиться к весне 1932 года. Совершенно не учитывались ни национальные, ни климатические условия Казахстана. В погоне за высоким процентом вступивших в колхозы, с 1929 года началась насильственная коллективизация и седентаризация кочевников. Следующим этапом коллективизации стала ликвидация кулачества и байства как класса. В то же время Казахстан стал местом ссылки кулаков и их семей из других регионов СССР – к 1937 году их прибыло 180015 человек. Компании по заготовке скота не учитывали реальных данных, зачастую планы превышали фактическое количество скота в 1,5-2 раза. В результате кочевое население осталось без скота (на хозяйство оставляли 2-3 баранов). Перевод казахов на оседлость также был насильственным. В 1930 г. осели 87136 хозяйств, а в 1933 – 242208. Седентаризация проводилась людьми, не имевшими никакого понятия о кочевом типе хозяйства, его специфике. С 1930 года начались массовые откочевки казахов за пределы республики. До середины 1931 года откочевало 281 230 хозяйств, в основном в Китай, Афганистан, Иран, всего за время коллективизации из Казахстана ушло 1миллион 130 тыс. человек, из них 676 тысяч безвозвратно. В марте 1930 года в «Правде» – официальном партийном органе появилась статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой критиковались перегибы в проведении коллективизации, однако для Казахстана она позитивных последствий не имела. В 1931-33 годах в результате проводимой политики, неурожая и джута в Казахстане разразился голод. Билет №17 Билет №18 Билет №19 Билет №20 Билет №21 Билет №22 Развитие науки. Начиная с X века, в Южном Казахстане стала широко распространяться исламская религия, поэтому все литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались медресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и образование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом.Абу Насыр аль-Фараби (870–950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар). Здесь он получил образование на кыпчакском языке. Арабский язык изучал в Исфагане, Багдаде и Дамаске. Он был ученым-философом, музыкантом, математиком с прогрессивным научным мировоззрением. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля. Абу Райхан аль-Бируни (973–1050 гг.) – ученый-энциклопедист. Знаменитый ученый своего времени, он продолжил научные традиции Абу Насыра аль-Фараби, Габбаса аль-Жаухари. Он автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии, астрономии, медицине и другим отраслям науки. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые па Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона – закон всемирного тяготения. Развитие языкознания. Махмуд Кашгари (1030–1090 гг.), полное имя – Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Получив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. Свободно владея арабским языком, приобретенные знания он направил на изучение языка родного народа. Махмуд Кашгари написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из трех книг. Этот труд включает в себя слова тюркских племен Средневековья. По словам самого ученого, перед тем как писать свой труд, ученый объездил все города и все тюркские племена. Известный русский ученый А.Н. Кононов писал, что при создании этой книги Махмуд Кашгари преследовал одну цель – прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже и не хуже арабского. А другой ученый-тюрколог Н.А. Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей. Юсуф Баласагуни (1021–1075 гг.) родился в городе Баласагун на реке Чу. Полное имя – Юсуф (Жусип) Хас Хажип Баласагуни. Он известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Ученый начал писать свою книгу в Баласагуне и закончил в Кашгаре. Затем подарил ее кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул великий хасхажип, что означает «главный везир». Период хрущевской оттепели характеризуется такими событиями: Начался процесс реабилитации жертв репрессий, подавалось амнистии невинно осужденное население, родственники «врагов народа» стали невиновными. Республики СССР получили больше политических и правовых прав. 1957 год ознаменовался возвращением чеченцев и балкарцев на свои земли, с которых они были выселены в сталинское время в связи с обвинением в предательстве. Но такое решение не касалось поволжских немцев и крымских татар. Также 1957 год знаменит проведением Международного фестиваля молодежи и студентов, что в свою очередь, говорит о «приоткрытии железного занавеса», смягчении цензуры. Результатом этих процессов является появление новых общественных организаций. Профсоюзные органы подаются реорганизации: сокращен штат высшего звена профсоюзной системы, расширено права первичным организациям. Были выданы паспорта людям, проживающим в селе, колхозе. Стремительное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства. Активное строительство городов. Улучшение уровня жизни населения. Одним из главных достижений политики 1953 – 1964 гг. было осуществление социальных реформ, которые включали решение вопроса пенсионного обеспечения, увеличение доходов населения, решение жилищной проблемы, введение пятидневной недели. Период хрущевской оттепели был трудным временем в истории советского государства. За столь короткое время (10 лет) было осуществлено немало преобразований и нововведений. Самым главным достижением стало разоблачение преступлений сталинской системы, население открыло для себя последствия тоталитаризма. Итоги Итак, политика хрущевской оттепели носила поверхностный характер, не затрагивала основ тоталитарной системы. Была сохранена господствующая однопартийная система с применением идей марксизма-ленинизма. Осуществить полную десталинизацию Никита Сергеевич Хрущев не собирался, ведь она означала признание собственных преступлений. А так как, отречься от сталинского времени полностью не получилось, то и хрущевские преобразования на долго не прижились. В 1964 году назрел заговор против Хрущева, и с этого периода начинается новая эпоха в истории Советского Союза. Билет №23 Билет №24 Билет №25 Билет №26 Образование Казахского ханства было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом. Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств на территории Казахстана – ханства Абулхаира (Государства кочевых узбеков) и Моголистана. В обоих государствах усиливалось экономическое могущество кочевой знати, росли ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и племен восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политической независимости. Еще в 20-х гг. XV в. калмаки стали нападать на Семиречье в поисках пастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 1457 г. Абулхаир хан потерпел от них жестокое поражение. Заключив мир с Абулхаиром на тяжелых для него условиях, калмаки ушли через Чу в свои земли, а Абулхаир принялся жестокими мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана, расправляясь с не признавшими его власть Джучидами. Действия Абулхаира и неспособность моголистанского хана оградить население Семиречья от калмакских орд, привели к еще большему недовольству народных масс. Начиная с конца 50-х годов XV в. в течение десятилетия произошла массовая передвижка части казахского населения из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Моголистана. Особенно оно усилилось после смерти Абулхаира в 1468 г. и распада его государства. Этим действием народных масс было положено начало последующему объединению разрозненных групп казахов, в том числе и семиреченских, в одно государство. Казахское ханство первоначально занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды, так и местные племена. Дружественное расположение хана моголов к султанам из Узбекского улуса объяснялось тем, что, во-первых, Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить силой оружия набеги северных кочевников, во-вторых, в лице Гирея и Джанибека и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнуса, поддерживаемого Тимуридом Абу Саидом 7 главных ценностей «Мәңгілік Ел»: Независимость и Астана Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. Светское общество и высокая духовность. Экономический рост на основе индустриализации и инновации. Общество Всеобщего труда. Общность истории, культуры и языка Национальная безопастность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем На сегодняшний день национальная идея является одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском обществе. На протяжении многих лет она не сходит со страниц газет и журналов, является предметом дискуссий теле- и радиопередач, изучается учеными на заседаниях круглых столов и на научных конференциях. Национальная идея должна основываться и на духовном согласии. Так, географическое и историческое расположение Казахстана обуславливает тяготение населения страны к различным мировым религиям, духовное единение народа Казахстана обеспечивает стабильность и мирное сосуществование 140 этносов и 17 конфессий. Идея духовного согласия способна обеспечить объединение разных политических сил и слоев населения, сгладить разрыв между поколениями и стабилизировать межэтнические отношения. |