Билет 1 Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIIIIX вв
Скачать 0.55 Mb.
|
Билет №28. Россия в 1907-1917 гг. Реформы П.А. Столыпина. Первая мировая война. Россия, ослабленная русско-японской войной и, особенно, революционной смутой 1905—1907 гг., вынуждена была заново искать свое место в системе международных отношений. Министр иностранных дел А. П. Извольский, занимавший свой пост в 1906—1910 гг., понимая необходимость провозглашенного Столыпиным курса на неучастие России в каких бы то ни было вооруженных конфликтах в течение 10 — 15 лет, считал, что Россия не должна присоединяться ни к одному их противоборствующих в Европе блокам держав и стабилизировать отношения с ними путем заключения соглашений по всем спорным вопросам. Однако в накаленной обстановке тогдашней Европы остаться в стороне было практически невозможно. Проблемой, определявшей все европейские отношения в это время был острейший англо-германский конфликт. Германия стремилась пересмотреть в свою пользу итоги раздела мира и добиться господства в Европе. Так как и Франция и, временно, Россия были слабы, на пути к достижению Германией этих целей стояла лишь Великобритания. Именно подготовкой к войне с Великобританией и был, прежде всего, занят германский Генеральный штаб. Все страны Европы (за исключением немногих «нейтралов») вынуждены были определиться — чью сторону они займут в этом неизбежном конфликте. Перед дилеммой «Англия или Германия» оказалась и Россия. За союз с Германией стояло большинство правых партий, для которых монархическая Германия была гораздо предпочтительней, чем демократическая республиканская Франция, значительная часть аристократии и высшего чиновничества. Однако союз с Великобританией и, разумеется, Францией, поддерживали влиятельные либеральные партии в Думе, представлявшие интересы помещиков и буржуазии, тесно связанных с экономикой и финансами этих стран. Конечный выбор предопределило несколько факторов. Во-первых, союз с Германией противоречил обязательствам, взятым на себя Россией по русско-французскому союзному договору 1892 г. Во-вторых, ослабленная революцией Россия срочно нуждалась в масштабных внешних заимствованиях, предоставить которые могла только Франция, активно стремившаяся к преодолению разногласий между двумя своими союзниками (Россией с 1892 г. и Великобританией с 1904 г.). И, наконец, в-третьих, сыграло свою роль политическое давление буржуазных партий. Так было принято принципиальное решение о сближении с Великобританией. Однако на пути к нормализации отношений было немало препятствий. Главнейшими из них были колониальные споры в разных частях Азии (Персия, Китай, Тибет, Афганистан). Прежде и Россия и Великобритания стремились вытеснить друг друга из этих спорных районов и слышать не хотели о каком бы то ни было компромиссе. Однако за время прошедшее с начала русско-японской войны изменилось слишком многое. С одной стороны, Россия ослабела и уже не могла бороться с Великобританией за экономическое подчинение спорных земель. С другой, в Лондоне осознали серьезность угрозы со стороны Германии (и понимали опасность выступления России на стороне немцев). На фоне подобной перспективы любые прежние споры отходили далеко на задний план. После довольно сложных переговоров 18 августа1907 г. было заключено англо-русское соглашение о разделе сфер влияния в Азии. Англия отказывалась от своих прав на Тибет (формально входивший в состав Китая), Россия же отказывалась от притязаний на Афганистан, который должен был оставаться независимым государством. Важнейшим пунктом договора было решение о разграничении сфер влияния в Персии (России — север с Тегераном, Англии — юг с побережьем Персидского залива). Формально это соглашение не означало заключения военного союза, так как ни одна из сторон не брала на себя каких бы то ни было конкретных обязательств на случай войны (как, впрочем, и в англо-французском соглашении), однако фактически именно это соглашение окончательно оформило Антанту (Россия, Франция, Великобритания). В мае 1908 г. состоялся первый в истории отношений двух стран (второй состоялся лишь в 1994 г.) визит английского короля Эдуарда VII в Россию, продемонстрировавший быстрое сближение двух государств. Отношения же с Германией с этого времени начинают постепенно, но неуклонно ухудшаться. Реформы Столыпина Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц. Аграрная реформа Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п. Земство Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту. Реформа промышленности Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры). Национальный вопрос Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь. Первая мировая война началась 1 августа 1914 года. Она продолжалась более 4 лет (закончилась 11 ноября 1918 года), в ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Эта война привела к крушению самых могущественных европейских государств и образованию новой политической ситуации в мире. Накануне войны обострились отношения между сильнейшими странами — Англией и Германией. Их соперничество превращалось в ожесточенную борьбу за господство в мире, за захват новых территорий. Сложились и союзы государств, которые враждовали друг с другом. Поводом к войне послужило убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево (в Боснии на Балканском полуострове) наследника престола Австро-Венгерской империи Франца Фердинанда. В результате Австро-Венгрия уже через месяц объявила войну Сербии. 1 августа Германия объявила войну России, 3 августа — Франции и Бельгии, а 4 августа Англия объявила войну Германии. В войну было вовлечено большинство стран мира. На стороне Антанты (Англия, Франция, Россия) — 34 государства, на стороне Германии и Австрии — 4. Военные действия охватили территорию Европы, Азии и Африки, велись на всех океанах и многих морях. Главными сухопутными фронтами в Европе, на которых решался исход войны, были Западный (во Франции) и Восточный (в России). В августе 1914 года германские войска уже были почти под Парижем, где велись кровопролитные сражения. От границы Швейцарии до Северного моря протянулась линия сплошного фронта. Но расчет Германии на быстрый разгром Франции провалился. 23 августа войну Германии объявила Япония, в октябре на стороне Германии в войну вступила Турция. Стало ясно, что война принимает затяжной характер. В тылу во многих странах люди столкнулись с нуждой, перестало хватать продовольствия. Положение народов, особенно воюющих государств, резко ухудшилось. Чтобы изменить ход войны, Германия решила применить новый вид оружия — ядовитые газы. Воевать на два фронта было очень тяжело. В октябре 1917 года в России произошла революция, и она вышла из войны, подписав мирный договор с Германией. Но это не слишком помогло Германии, ее наступление на Западном фронте в 1918 году провалилось. В августе-сентябре армии союзников, используя свое превосходство в войсках и технике (в марте 1918 году на Западный фронт стали прибывать войска из США, вступивших в войну в 1917 году), перешли в наступление и вынудили немецкие войска уйти с территории Франции. В начале октября положение Германии стало безнадежным. Поражения на фронтах, разруха привели к революции и в Германии. 9 ноября монархия в ней была свергнута, а 11 ноября Германия признала себя побежденной. Окончательно условия мирных договоров с Германией и ее союзниками были подписаны на Парижской конференции 1919-20 годов. Германия заплатила победителям большие суммы в возмещение ущерба (кроме России, которая после Октябрьской революции вышла из Антанты). В 1918 году распалась и Австро-Венгрия. Первая мировая война изменила всю карту Европы. Билет №29. Культура России во второй половине XIX – начале XX в. В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны. К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%). После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей. Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве). В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов. Литература. В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства. Театр. Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А. Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии. Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них — образ Екатерины из «Грозы» Островского. Музыка. С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории. Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен. Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского. Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства. Петр Ильич Чайковский, русский композитор; крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик, реформатор балета Живопись. На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И. Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»). Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры. Начало XX в.— «серебряный век» русской культуры. Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях. Начало XX в.— это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России. Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (JI. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами JI. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения. Музыка. Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Живопись. Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909—1916 гг. ряд портретов (П. Столыпина, JI. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого — настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля. Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич. Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры. Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.Русское искусство получило широкое международное признание. |