Билет Объект изучения и предмет социологии
Скачать 250 Kb.
|
Конт делит социологию на: социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий. На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. Билет 9. Социологическая концепция Г.Спенсера Основание позитивистского направления классической социологии. Основатель – Огюст Конт (трактат «Дух позитивной философии»). В Англии – преемник Герберт Спенсер (трактат «Основы социологии»). Он представляет свою собственную теорию организационного общества индустриального общества, определив предмет социологии и структуру знания. Спенсер сравнивал общество с животным организмом. Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего». Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
Общество — агрегат (совокупность) индивидов, характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции. Типы: промышленное и военное общество. Билет 10. Социология марксизма 40-е годы XIX века - Марксистское (диалектико-материалистическое) направление. Основатели Маркс и Энгельс, Эдуард Бернштейн и Прудон. Маркс – теория экономических формаций. “Предысторию человечества завершает капитализм, а историю начинают капиталистические формации” Своим развитием эта формация готовит и зарождает новую – коммунизм. Карл Маркс, (1818—1883), Германия. Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма. Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов. Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая. Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества. Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. Билет 11. Понимающая социология М.Вебера Понимающая социология Макса Вебера Передох от классической к современной социологии начался благодаря Максу Веберу и его последователям. Были заложены основы новых редакций классических направлений социологии и появились совершенно новые модернистские направления и концепции. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Все научные категории – только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов Билет 12. Цивилизационная социология (О.Шпенглер, А.Тойнби) Цивилизационная социология (Тойнби, Шпенглер) Социологическая теория морфологии всемирной истории. Освальд Шпенглер – немецкий апокалипсический социолог, “Закат Европы”, его главный трактат, появился в Лейпцигском университете. Смысл: Эволюция человеческого общества развивалась не только в формационном ключе, но и в цивилизационном. Европейская цивилизация – фаустовская, умирающая. А на востоке поднималась заря русско-сибирской цивилизации, которая базируется на православных ценностях, на соборно-речевых принципах и ценностях и.т.д. Локальные цивилизации являются социальными ответами человечества на всемирные вызовы в форме энергетических импульсов, они воспринимают их и переправляют в смыслообразующие компоненты локальных цивилизаций, такие как:
Арнольд Тойнби Он излагает социологическую теорию круговорота локальных цивилизаций. Причина зарождения цивилизации в том, что локальные цивилизации являются социальными ответами человечества на всемирные вызовы в форме энергетических импульсов , исходящих время от времени от всемирного логоса. Смыслообразующие компоненты – самобытная духовная культура, язык, менталитет, национальный характер или архетип. Дух первичен по отношению к социальной материи. В этом плане он насчитал огромное количество этих цивилизаций, среди которых лишь дошли осколки древних, самыми развивающимися были западноевропейская цивилизация и восточно-православная. Билет 13. Теория социокультурных суперсистем П.Сорокина Теория социокультурных суперсистем П.Сорокина Во второй половине 20-го века в противовес локалистам появились глобалисты, постулировавшие единство всемирного цивилизационного процесса: Питирим Сорокин разработал интегральную социологическую концепцию. С его точки зрения историческая эволюция человечества осуществляется поэтапно и выражается в последовательном переходе человечества от низшей, теологической, фазы через идеалистическую фазу к современной, фазе цивилизационного развития, каждой из которых соответствует своя суперсистема. Питирим Сорокин - русско-американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Идеациональная культура — культурная система, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное. Фактически является синонимом религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы. Билет 14. Теория культурно-исторических типов Н.Данилевского Теория культурно-исторических типов. Николай Данилевский (трактат “Закон непередаваемости основ одной локальной цивилизации другой”) Что русскому хорошо, то немцу плохо. История России рассматривается Данилевским в неразрывной связи со странами Европы. Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России». Собственно ключевым моментом в концепции Данилевского, который и по сей день включают в курсы истории социологии во всем мире, является цикличность цивилизационного процесса. В отличие от Тойнби и Шпенглера, Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков. Билет 15. Сущность, первоосновы и признаки общества как целостной системы Эпикур: Человеческое общество возникло на договорной основе Человеческое общество – божественный замысел. Первооснова общества – исходные базисные структуры организаций социальности, обеспечивающие консолидацию людей в сплоченные социальные сообщества Виды:
Э. Дюрхейм Социальный солидаризм Совместные социальные ценности и нормы. Объединение на основе общих интересов и ценностей, нужд и потребностей (коллективных и частных). Институциональные (государство и право). Национальная социокультурная идентичной людей одного сообщества. 1839 год – появление социологии. Общество – организация и целостная социальная система, основанием которой является большая 9 или средняя совокупностью людей, объединяющая их на одной территории исторически сложившимися формами совместной жизнедеятельности и ассоциированными способами удовлетворения нужд и потребностей, характеризуется устойчивостью, гомеостазисом, аутопоэзисом, самоорганизацией, самовоспроизводством и саморазрушением на основе созданных людьми ценностей и норм, институтов и идентичности. Гомеостазис – противостояние негативным внутренним факторам и восстановление Аутопоэзис – способность создавать недостающие компоненты в условиях кризиса и потрясений. Общество начинается там, где на одной территории начинает проживать крупная совокупность людей. Общество характеризуется не только организацией, но и такими эмерджентными параметрами, как самовоспроизводством и саморазвитие (причем добровольно). Билет 16. Структура общества как целостной системы Структура – отологическое понятие, обозначающее элементный состав и организацию природного и социально целого, закон связей и взаиморасположения элементов в составе целого. Структура общества, которая не тождественна социальной структуре, характеризует внутреннюю организацию и элементарный состав социальной системы в реальной взаимосвязи и взаиморасположении ключевых компонентов и подсистем общества Исходные структурные компоненты общества раскрыли представители структурно-функциональных и системных подходов (Парсонс, Мэрток, Лумман) Выделяется 5 разновидностей, которые располагаются как бы по горизонтали внутри организации общества 1. Человеческие компоненты или социальные субъекты общества (равночисленные социальные популяции и общности людей, возникшие по причине природных различий) 2. Институциональные образования 3. Нормативно-правовые компоненты (социальные процессы, в которых учувствуют люди в единстве с нормами, их регулирующими) 4. Ментальные компоненты (религиозные верования, когнитивные составляющие, ценности, интересы и другие феномены индивидуального, коллективного и общественного сознания) 5. Инфраструктурные компоненты. С точки зрения Маркса все перечисленные компоненты сгруппированы в 5 относительно самостоятельных подсистем, выделяемых на основе ключевых видов человеческой деятельности. Эти подсистемы на уровне социального среза общества располагаются друг над другом в определенном порядке. Речь идет о 5 сферах общества: - Экономика (возникла на основе хозяйственной деятельности людей) - Социальная сфера (на основе деятельности по воспроизводству и развитию человека) - Политическая сфера (на основе завоевания духовно-идеологического удержания властями) - Правовая сфера - Культурная сфера (на основе духовного производства) Их взаимодействие подчинено законам: 1. Общественное бытие определяет общественное сознания 2. Способ производства материальных благ – экономический базис – обуславливает характер и содержание политики, прав, духовной, социальных надстроек. 3. Надстроечные подсистемы оказывают активное обратное воздействие на экономический базис Билет 17. Классификация общественных систем Формационная классификация Карла Маркса – по формальному критерию, т.е. по типу господствующего материального базиса, способа производства: • первобытнообщинный строй • рабовладельческая – античная формация и азиатская формация сосуществуют • феодальная (в Европе) • капиталистическая • революционная (коммунистическая) – бесклассовое общество, институты угнетения и подавления, производство до невозможности, деньги исчезают Сугубо социологические классификации: 1. Формационная классификация • первобытнообщинный строй • рабовладельческая • античная формация • азиатская формация • феодальная • коммунистическая или революционная • постиндустриальная Постиндустриальная общественно-экономическая формация – современный тип социального устройства посткапиталистического типа, базирующийся на информационно-технологической основе производства, выступающего основанием социального рыночного хозяйства, надстройкой над которым является развитое гражданское общество и демократическое социально-правовое государство 2. Цивилизационная классификация глобалистов, О. Тоффлер. По цивилизационному критерию базисные смыслообразующие компоненты на разных этапах развития. Смыслообразующие компоненты:
3. Собственно постиндустриальная классификация Критерий: Технико-технологический характер и уровень развития технико-технологических компонентов производства и жизнедеятельности, обусловленных уровнем развития науки и образования Аграрная технико-технологическая организация производства и жизнедеятельности обуславливает существующие разновидности общества:
Билет 18. Природа и характер современного российского общества Современная российская система: Цивилизационная точка зрения: Россия – техногенное с элементами антропогенного общество. Технико-технологическая точка зрения: Россия – высокоразвитое индустриальное общество. Формационная точка зрения: Россия – классово-антагонистическое общество криминально-олигархического и семейно-кланового капитализма периферийного типа. Развитие человека: мотив совершенствования – нехватка ресурсов для употребления потребностей. Билет 19. Социальная структура общества и ее признаки Если структура общества включает всю совокупность структурных компонентов и подсистем, то в социальную структуру включены только разные по численности популяции людей, возникающие по причине природных различий, которая предусматривает совокупность социальный общностей, порядок расположения которых в каждом обществе свой. Современная теория социальной стратификации вышла из концепции социально-классовой структуры общества, которую разрабатывали представители классики английской политической экономики (Маркс, Энгельс). При этом если сюда входит и этно-расовая и стратификационная, и социально-демографическая структура, то в социально-классовую входят лишь самые крупные общности людей, существование которых обусловлено неравенством. Билет 19. Специфика и виды социальной стратификации общества Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, то есть положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщающим показателем стратификации. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, то есть закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Таковы исторические типы стратификации. Стратификация, то есть неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. |