Главная страница

Билет Объект изучения и предмет социологии


Скачать 250 Kb.
НазваниеБилет Объект изучения и предмет социологии
Дата24.10.2018
Размер250 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKratkie_otvety_sociologiya-1498.doc
ТипДокументы
#54423
страница3 из 4
1   2   3   4

Билет 22. Система стратификационных критериев

Питирим Сорокин “Теория социальной стратификации”

Социальной стратификацией является дифференциация данной совокупности людей или населения в целом на социальные классы, группы и статусы в иерархическом ранге, выражается в неравномерном распределении собственности, доходов, власти, влияния и.т.д.

К. Маркс первым сформулировал определение класса:

Общественные классы – большие группы людей, различающиеся по роли в организации труда, по отношению к средства производства, по местоположению в труде, по размерам и способам получения состояния, по социальному статусу.

В каждом обществе как минимум два класса. Питирим Сорокин разработал 3 категории стратификационых критериев, по которым дифференцируется социальные страты:

1. Социально-экономические (собственность, доход, роль в организации труда и место в системе производства, статус страты)

2. Социально-профессиональные (характер и содержание труда, условия труда уровень общего и профессионального образования, квалификация, престижность профессии и рода деятельности)

3. Власть, влияние, авторитет, социально-политический статус
Билет 23. Классификация социальных страт

Классификация социальных страт по Сорокину:

1. Элементарные страты – на основе одного критерия

2. Кумулятивные страты – на основе двух и более критериев

3. Конгломеративные страты – на основе элементарных и кумулятивных (очень большие). Пример: “золотой миллиард”

Билет 24. Типы стратификационных систем

Питирим Сорокин “Теория социальной стратификации”. Он выявил в исторической эволюции 4 типа стратификационных систем, поэтапно возникавших друг за другом и сосуществующих в современном мире. Они выступают ступенями стратификационной лестницы:

  • рабовладельческая стратификация

  • кастовая стратификационная система

  • сословная система

  • классовая система


Билет 25. Страты современного российского общества
В конце 80-х гг. в России начало формироваться классовое общество по западному типу (на основе частной собственности) с учетом специфики России, где параллельно сосуществуют две социальные структуры, соответствующие двум секторам экономики - государственному и частному. По мере повышения уровня жизни в конце 90-х гг. средний класс значительно пополнился в основном интеллигенцией, ориентированной на бизнес, профессиональный труд и карьеру.

Страты в современном российском обществе:
1. верхний слой общества

а) правящая элита.

б) верхний (субэлитный) слой. Данный слой представлен преимущественно собственниками средних и относительно крупных фирм.

2. средний протослой.

Около 2/5 этого протослоя составляют мелкие предприниматели и менеджеры

а) верхний слой представлен в основном менеджерами и предпринимателями, специалистами, военными, гуманитарная интеллигенция. Более 50% занято в частном секторе

б) средний слой составляют специалисты и квалифицированные рабочие, руководители предприятий. Почти 50% занято в частном секторе, много молодежи (до 25 лет);

в) нижний слой - "белые" и "синие" воротнички, занято в государственном секторе.

3. базовый слой.

Этот наиболее массивный элемент социальной структуры представлен средними рядовыми россиянами.

4. нижний слой.

Нижний слой общества в наших расчетах представлен работниками, не имеющими профессий и выполняющими простейший труд. Это наименее образованный, самый бедный, малоинициативный и социально беспомощный слой

  1. андеркласс.


Страты:

Для отсталых стран: 10% - 45% - 45%

Для развивающихся стран: 10% - 30% - 60%

Для развитых стран: 10% - 80% - 10%

Россия: 15% - 80% - 5%
20 лет назад “шокотерапия” Гайдара: обвальная, нисходящая мобильность, безработица.

Сейчас особенности стратификации:

  • Классово-антагонистическая стратификация

  • Социально-поляризованная стратификация

  • Мариполизированность (неустойчивый социальный статус)

  • Люменпенизированность (ненадлежащая социальная безопасность).

  • Тенденции к возвращению восходящей мобильности ведут к разработке эффективной целевой активной социальной политики.



Билет 24. Специфика и виды социальной мобильности

Социальная мобильность – всякое перемещение индивидов и социальных групп внутри социального пространства от одной позиции к другой, в результате которого меняется из социальный статус – П.Сорокин

Виды:

- Вертикальная (из низшего сегмента в высший – восхождение, наоборот – нисхождение)

- Горизонтальная (меняется не статус, а состояние (географическое, возрастное и.т.д.)
Билет 26. Специфика социального института

Институт – установление, учреждение чего-либо.

Теория социальных институтов – представителя классической социологии (Кравченко, Гавра и другие).

Сущность социального института – институт – скреп. Общества, консолидирующие людей сплоченные сообщества.

Социальный институт – устойчивая структура социального действия индивида и общественных групп на нормативной основе упорядочивающая удовлетворение базисных потребностей людей и консолидацию в сплоченные сообщества.
Билет 27. Признаки социальных институтов

Социальный институт – устойчивая структура социального действия индивида и общественных групп на нормативной основе упорядочивающая удовлетворение базисных потребностей людей и консолидацию в сплоченные сообщества.
Признаки:

1) Наличие собственной устойчивой структуры социального действия и социальны практик для удовлетворения базисных потребностей

2) Наличие официальных и неофициальных норм, стереотипов, образцов поведения, ценностей, на основе которых функционирует институт

3) Нормативно-закрепленные статусы и роли

4) Наличие социокультурных символов и церемониалов

5) Наличие собственных органов самоорганизации и самоуправления
Билет 28. Структура и функции социальных институтов

Социальный институт – устойчивая структура социального действия индивида и общественных групп на нормативной основе упорядочивающая удовлетворение базисных потребностей людей и консолидацию в сплоченные сообщества.

Структура и функции:
Компоненты:

- Социальные субъекты, атомизированные индивиды и группы людей

- Конкретная базисная потребность и связанные с ней цели, задачи, принципы

- Ключевые нормативные установления, которыми регулируется действие институтов и соотвествующие статусы и роли

- Основополагающие универсальные и профильные функции институтов

Функции сквозные, универсальные:

1. Потребностная (удовлетворения базисных потребностей)

2. Социально-интегративная (консолидирование людей в сплоченные сообщества

3. Статусно-ролевая

4. Социализации

5. Конфликторазрешения
Билет 29. Классификация социальных институтов

Социальный институт – устойчивая структура социального действия индивида и общественных.
Как и функции, сами социальные институты можно классифицировать по ряду критериев.

Критерий:

Масштаб деятельности:


Объем или количество профильных функций:

  • Монофункциональные

  • Полифункциональные


Уровень социальной реальности

  • Региональные (СНГ, Евросоюз)

  • Глобальные (ООН)



Сфера общественной жизнедеятельности института

  • Экономика (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки)

  • Политическая (государство, парламент, партии)

  • Социальная (наука, образование, искусство)

  • Духовная (религия, церковь, секта)

  • Правовая (право, суд)

  • семейные (семья, брак)


Диахронический (социальный возраста института)

  • Великовозрастные (семья, церковь, государство, образование)

  • Молодые


Билет 30. Специфика и функции института семьи

Главные институты:

Семья – микроинститут социальной сферы, основанный на добровольном союзе женщины и мужчины, кровнородственных связях и удовлетворяющий базисные потребности людей:

1) в совместной жизнедеятельности

2) репродуктивную

3) хозяйственную

4) досуговую

Билет 31. Институт церкви: сущность и основные функции

Церковь – это макроинститут духовной сферы, возникающий на основе религии или религиозного вероучения, объединяющий единоверцев религиозной верой, обрядами, ритуалам и организацией и удовлетворяющий потребности людей в обретении смысла жизни и спасении души.

Функции церкви:

1. Религиозной психотерапии

2. Религиозно-интегративная

3. Религиозного воспитания

4. Религиозно-коммуникативная
Билет 32. Государство как макрополитический институт общества

Государство – макрополитический институт общества, закрепляющий политический статус народа на определенной территории, выражающий всенародную волю и общенародные интересы, осуществляющий верховную (императивную) власть для удовлетворения потребностей:

1. Управления общественными делами

2. Нормотворчество и правоприменение с защитой основных прав и свобод человека и поддержание общественной безопасности

Билет 33. Специфика социальных процессов

Process означает этимологически общественный процесс, в котором второе слово исполняется в смысле, близком к его этимологии.

Процесс – прохождение, продвижение кого-либо или чего-либо реальном времени и пространстве. С социологической точки зрения понятие социального процесса означает всякое взаимодействие, которое локализовано во времени и пространстве, имеет количественнго-качественные параметры, детерминанты, содержание и направленность.

Признаки социальных процессов:

1. Объективный характер социального процесса.

Детерминанты – это движущие силы, источники

2. Содержание

• Плоское

• Многомерное

Билет 34. Основные разновидности социальных процессов

Классификации социальных процессов

1. По характеру

  • Ассоциативные – консолидация, партнерство (все социальные процессы, обеспечивающие взаимное сближение, объединение людей). Компромисс.

  • Диссациативные – конфликт (Разъединяющие, социальное разъединение людей)

2. Ричард, Фаркс, Тони Берджес

  • Социальные процессы ассимиляции – развитие человека

  • Социальные процессы диссимиляции

3. П. Штомка по социальной форме

  • Циклические – экономическое развитие

  • Обратимые – революция во Франции

  • Нецикличные

  • Необратимые – урбанизация

4. По уровню социальной реальности

  • Международные, планетарные, глобальные – глобализация, демократизация

  • Внутренние (региональные) – реинтеграция, идеологические, духовно-идеологические


Билет 35. Культура как социальный институт
Отдельными инструментами культуры как социального института являются кино и телевидение. Всю определяющую информацию о мире современный человек черпает из телевидения и кино. Телевидение - источник значимой информации о событиях, процессах в обществе, кино - источник значимой информации о нормах морали, отношениях между людьми.

Таким образом, телевидение и кино становятся удобным политическим инструментом Разберем факторы, поддающееся управлению посредством кино и телевидения. Причем телевидения мы будем принимать более как совокупность телепередач за определенный период времени, имеющих длящийся характер. Кино - как отдельный кинофильм, несущий в себе большую смысловую и чувственно-эмоциональную нагрузку, имеющий законченный характер.
С помощью телевидения можно влиять на:

а) общую информированность населения о процессах, протекающих как в одной данной стране, так и за рубежом;

б) толкование этих процессов;

в) информированность о мире вообще.
С помощью кино можно влиять на:

а) развитие и формирование представлений о “должном” (нравственности, морали, долге и т.д.);

б) развитие общей линии поведения в определенных ситуациях;

в) формирование личностных особенностей индивида.

Кино и телевидение стали основными орудиями правящих групп для формирования общественного мнения, направления социальных процессов в нужное русло. Кино и телевидение - пока лишь слабо управляемый социологический фактор. И если вовремя не поставить под строжайший контроль использование этого фактора - последствия могут быть необратимыми. Их мы будем ощущать в обществе ежедневно. Это и детские психозы и повышающийся уровень насилия, и понижающийся общий моральный уровень.
Билет 36. Понятие «духовная жизнь общества»
Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал. Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее. Духовность — сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «вкеличностным», составляющим «мир человека». Духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также:

  • духовные потребности;

  • духовную деятельность и производство;

  • духовные ценности;

  • духовное потребление;

  • духовные отношения;

  • проявления межличностного духовного общения.

Билет 37. Духовная жизнь и культура современной России
Уровень развития духовной культуры определяется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми. Оценивая уровень духовного прогресса важно знать, сколько НИИ, университетов, театров, библиотек, музеев и пр. имеется в стране. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание качество духовной продукции, т.е. научных открытий, книг, образования, кинофильмов и пр. Вместе взятые эти показатели определяют конечную цель культуры (способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры). Необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры. Ныне СМИ способствуют выравниванию возможностей всех людей при приобщении к культуре. Еще одним критерием культурного развития общества является наличие необходимых условий для наиболее полного проявления и развития творческих сил, способностей и талантов человека. Положение культуры России оценивается как крайне тяжелое,т.к.: 1. Набирает темпы духовное обнищание народа: а) упадок морали, б) ожесточенность, в) рост преступности и насилия, что происходят на почве бездуховности. 2. Вместо родной речи язык засоряется иноземными словами и нецензурной бранью. 3. Под угрозой разрушения то, что столетиями создавал интеллект, дух и талант нации (разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства). 4. Опасность для будущего страны представляет бедственное положение науки и образования. Тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием экономики страны в целом и материально-техническим ее обеспечением в частности. В культуре сформировались две тенденции: 1.Фальшь и лицемерие, бездуховность 2.Проявление протеста, недовольства, противостояния. Духовное очищение общества идет очень медленно и мучительно, сопровождаясь негативными тенденциями. Ответственность тех, кто создает культуру, должна возрастать, фактически же она снижается. Произведения высокохудожественные не в состоянии экономически конкурировать с низкопробными. Их создание требует значительного времени, меньше аудитория. Талантливые люди могут нищенствовать не находя применения шедеврам. Возрождение культуры - важнейшее условие обновления нашего общества.
1   2   3   4


написать администратору сайта