Главная страница
Навигация по странице:

  • Хомяков А.С.: концепция живого знания и принцип

  • 2. Россия в первой мировой войне. Февральская революция.

  • Февральская революция 1917г. Формирование новых структур власти.

  • Шпоры по истории2. Билет Сущность и формы исторического знания


    Скачать 0.64 Mb.
    НазваниеБилет Сущность и формы исторического знания
    АнкорШпоры по истории2.doc
    Дата24.04.2017
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры по истории2.doc
    ТипДокументы
    #3893
    КатегорияИстория
    страница10 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14




    Билет 19.

    1. Славянофилы и западники

    В условиях реакции и репрессий наибольшее распространение в идеологии получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, её истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших течения 40-х гг.: западничество и славянофильство.Наиболее выдающимися представителями западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев, М.А. Бакунин. По своему социальному происхождению и положению большинство западников принадлежало к дворянам-помещикам и дворянской интеллигенции. В числе западников находились известные профессора Московского университета – историки Т. Грановский, С. Соловьев, правоведы М.Каков, К. Кавелин и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский. Особенно резко западники выступали против крепостного права. Герцен и Грановский подчёркивали, что крепостное право лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и «образованное меньшинство» страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, самодержавно-бюрократического строя.

    Западники противопостовляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они доказывали, что Россия хотя и «запоздала», но идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны, ратовали за европеизацию. Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением самодержавия, с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности.Западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к полицейско-охранительной политике.Западники решающее значение придавали разуму, а не вере. Они утверждали самоценность человеческой как носителя разума, противопоставляли свою идею свободной личности идеи кооперативности (или «соборности» славянофилов). Западники возвеличивали Петра I1, который, как они говорили, «спас Россию». Деятельность Петра они рассматривали как первую фазу обновления страны (начало вхождения России во всемирную историю), вторая должна начаться проведением реформ сверху—они явятся альтернативой пути революционных потрясений. Свои идеи западники пропагандировали с университетских кафедр, в статьях, печатавшихся а «Московском наблюдателе», «Московских ведомостях», «Отечественных записках», позже в «Русском вестнике», «Атенее». Большой общественный резонанс имели читаемые Т.Н. Грановским в 1843—1851гг. циклы публичных лекций по западноевропейской истории, в которых он доказывал общность закономерностей исторического процесса в России и западноевропейских странах, по словам Герцена, «историей делали пропаганду». Западники так же широко использовали и московские салоны, где они сражались со славянофилами и куда съезжались просвещенная элита московского общества. Выступления заранее готовились, писались статьи и трактаты. Это была отдушина в мертвящей обстановки николаевской России.В 1839 г. в московских светских и литературных салонах стала распространяться записка '' О старом и новом''. Её автором был Александр Степанович Хомяков, участник кружка, в котором через много лет встретились повзрослевшие друзья юного Веневитинова (братья Киреевский, А.И.Кошелев). К ним присоединились Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев, братья Константин и Иван Аксаковы. Членов нового кружка стали называть славянофилами. Их объединяла идея о глубоком отличии России от стран Западной Европы, об особом пути её развитии. Они сошлись на формуле ''царю - власть, народу - мнение''. Исходя из этого, члены кружка выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу. Славянофилы были люди неторопливые, не терпевшие городской суеты ,любившие на лето разъезжать по своим имениям ,удить рыбу и в сельском уединение размышлять о судьбах России. Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) - идеализировали допетровскую Русь, настаивали на её самобытности, которую они усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мнению, должны были обеспечить мирный путь общественных преобразований в стране. Россия должна была вернуться к Земским соборам, но без крепостного права.Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни.Заслугой славянофилов является то, что они не захотели больше разыгрывать унизительной роли, которую навязал России Петр. Славянофилы поняли, что принципы на которых опирается европейская культура далеки от идеальных, что Петр I ошибся когда вообразил что подражание Европе — гарантия здорового государственного и культурного строительства. Славянофилы говорили: "Русские — не европейцы, они носители великой самобытной православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу неблагоприятных условий исторического развития, не достигшей еще такой стадии развития какую достигла европейская культура. Хомяков А.С.: концепция живого знания и принцип тру­д А.С. Хомякова под шутливым названием, данным ему Н.В. Гоголем, — “Семирамида”. Хомяков видел всю глубину русского своеобразия, и основу этого своеобразия видел в Православии.В своих богословских трудах А.С. Хомяков обратился к теме соборной Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В отношении Церкви Хомяков определял соборность как “единство во множестве”. Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности. “Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад “ /Хомяков/../8/ Лишь в Церкви, то есть свободном, проникнутом братской любовью к другим людям единении во имя Христа, - только здесь личность обретает все свои дары, всю полноту ее личного богатства. В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о целостности в человеке, под которой он понимает “иерархическую структуру души”: существуют “центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого должны располагаться все силы нашего духа”.В основу всего построения философ положил различие “внешнего” и “внутреннего” человека. Внутренний человек - это совокупность способностей человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему; способность ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек - это, выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.


    2. Россия в первой мировой войне. Февральская революция.

    Первая Мировая война—это был глобальный военный конфликт, который послужил катализатором революционных действий, как в России, так и в других странах (Германия). Германия заключила союз с Австро-Венгрией, затем к ним присоединилась Италия. Образовался Тройственный союз. В 1907г.Россия заключила договор с Англией и вступила в Антанту. В это время обострилась ситуация на Балканах. И в 1911-1913гт. там проходит серия войн за национальный суверенитет. В 1914г. сербский террорист смертельно ранил австрийского принца. Это послужило поводом для развязывания военных действий. 1 августа 1914г. Германия объявила войну России. В России началась всеобщая мобилизация. Российское правительство, как и другие воюющие стороны. Рассчитывало на быстротечную войну, запасы были сделаны на трехмесячную кампанию. Но в армии ощущалась острая нехватка вооружения и продовольствия. Тем не менее, войска под командованием генерала Брусилова развернули широкое наступление на западном фронте и 4 июня 1916г. осуществили прорыв на 100-150 км вглубь территории противника. Но чувствовалось, что народ устал, опять же сказалась нехватка вооружения и продовольствия, и Россия вынуждена была пойти на сепаратный мир. Начало военной кампании было отмечено патриотическим подъемом во всех слоях русского общества. Санкт-Петербург был переименован в Петроград, начались погромы магазинов, принадлежавших немцам. В Гос. думе кадеты предложили воздержаться от междоусобиц и общими силами одержать победу. Пошло на убыль забастовочное движение. 30 июля 1914г. создается Всероссийский земский союз помощи больным и раненым (кн. Львов), а 8 августа—Союз городов, затем они объединились в Зем-гор.В 1915г. создается 5 Особых совещаний (по обороне, топливу, продовольственному делу и др.). 5 сентября 1915г. Николай 2 взял на себя верховное командование вооруженными силами и переехал в Ставку. В это время в столице одни министры сменялись другими (за период военных действий сменились 5министров ВД, 4 министра с/х). В условиях отсутствия реальной власти все больше росло оппозиционное движение.

    Февральская революция 1917г. Формирование новых структур власти.

    Ф. Революция никем не готовилась и оказалась неожиданностью.Из-за сильного снегопада по дороге к столице остановились вагоны с хлебом, который к тому времени уже раздавался по карточкам. У прилавков пустых магазинов то и дело вспыхивали беспорядки. Администрация Путиловских заводов объявила об увольнении рабочих, которые остались без последнего куска хлеба. 23.02 (8.03) в Международный женский день женщины двинулись на площадь в центр города с криками: ''Хлеба!", к ним присоединились студенты и рабочие. Николай в это время находился в Ставке и оттуда дал команду прекратить беспорядки. Но солдаты отказывались стрелять в восставших и переходили на их сторону, стреляли сами офицеры. Революция продолжалась 5 дней. Вначале власти посчитали, что победа осталась за ними, как большевики, так и меньшевики еще не готовы были взять власть в свои руки. 27.02 победа революции была обеспечена почти полным переходом на ее сторону армии. Был захвачен Арсенал. Восставшие двигались к Таврическому дворцу, где заседала Госдума. Керенский вышел к восставшим и поприветствовал их—так он сохранил союз народа и парламента. В это же день был создан Совет рабочих депутатов, в состав которого вошли выборные представители от рабочих и солдатские депутаты. Госдума создала Временный комитет (преобладали кадеты) до созыва Учредительного собрания. Обе власти переоценивали силу друг друга и шли на уступки. Совет издал Приказ №1: вне службы солдаты в правах приравнивались к гражданским лицам, столичный гарнизон подчинялся власти Советов. Дума осталась без военной силы. По соглашению Думы и Совета было создано Временное правительство (кадеты, октябристы) под председательством князя Львова. Это правительство затем пережило ряд кризисов и было преобразовано в Коалиционное с включением нескольких представителей социалистических партий. Было создано до 600 Советов (рабочих, крестьянских, национальных).

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта