Главная страница
Навигация по странице:

  • Надуманные объяснения

  • Подкрепление

  • К. Халли гипотетико-дедуктивная система.

  • Психический детерминизм

  • Компоненты психической организации

  • 4 источника развития личности

  • Коллективное бессознательное

  • “стиль жизни”

  • Ждан_ответы_экзам. Билеты к экзамену История психологии (А. Н. Ждан, 2001 г.)


    Скачать 350 Kb.
    НазваниеБилеты к экзамену История психологии (А. Н. Ждан, 2001 г.)
    АнкорЖдан_ответы_экзам.doc
    Дата10.08.2018
    Размер350 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЖдан_ответы_экзам.doc
    ТипЗадача
    #22766
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Скиннер и оперантное обусловливание. С. считал, что если строить понимание человека на его видимом поведении, то вовсе не требуется ломать голову над его внутренними процессами. Т.о., личность отдельно не фигурирует в его теории. Она понимается как набор поведенческих шаблонов. Ситуация - реакция (последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории). В этом теория С. похожа на буддистское представление о личности - нет личности, а есть лишь поведение и чувства, которые непостоянны, правильное понимание причин которых исключает возможность исключает путаницу. Надуманные объяснения - термины, которые употребляют противники бихевиоризма для описания поведения. К ним С. относит свободу (доказывает ее отсутствие на примере гипнотических опытов М. Эриксона), личность, творчество (оно не есть спонтанный процесс, а его истоки не находятся за пределами жизненного опыта творца; Док-во: гипноз, 25 кадр в рекламе и т.п.). Факторы, меняющие или нет поведение: Респондентное поведение - поведение, возникающее в ответ на что-то (классический пример опыты Павлова с собакой). Оперантное поведение (обусловливание) - поведение возникающее спонтанно. Оно усиливается или ослабляется в зависимости от тех, событий которые следуют за ним (пример: девочка боится воды - если зайдешь в воду по колени, то получишь конфету - и так шаг за шагом). Здесь отец обусловил поведение девочки, тем, что давал конфеты после определенных действий с ее стороны. Но это обусловливание может зависеть от нашего предыдущего опыта (Иллюзия Эймса - чукчи ее не видят, поскольку иглу круглые). Подкрепление - любой стимул предъявляемый после к-л. действия и усиливает вероятность его дальнейшего появления (в примере с девочкой с боязней воды этим п. была конфета). Позитивное п. - увеличивает вероятность повторения действия, после которого оно появилось (жажда - стакан воды - след. раз - мы так же возьмем стакан, т.к. он удовлетворил в 1-ый раз). Негативное п. - усиливает то поведение, которое снижает вероятность появления поведения, которое мы подкрепляем (лечение энуреза с пом. будильника). Первичное п. - заложенные в нас с рождения стимулы. Вторичные - нейтральные стимулы, но кот. сильно связаны с первичн. (деньги - по сути нейтральны, но будучи связ. с первичн. п.)

    К. Халли гипотетико-дедуктивная система. Поведение есть там, где можно сказать о наличии потребности и продолжается до тех пор пока не наступает ее редукция. Поведение целостно: скорость выработки навыка различна при приближении к цели (градиент цели); животное совершает незоканченные действия в лабиринте - антицип. проба. Подкрепление может происходить и изнутри (локус контроля).

    Субъективный бихевиоризм Миллера-Галантера-Прибрама. Поведение управл. образ. + определенная программа, состоящая из системы операций - плана (всякий иерарх. построенный процесс, способн. контролировать порядок, в котором должна соврешаться последовательность операций). Образ - то, что организм узнает об окружающем мире. Для управления поведения неоюх. механизм обратной связи. Процессы , участвующие в регуляии поведения: Test - Operate - Test - Exit.

    Когнитивный б. Толмена - При описание поведенческого акта нужно вкл. в него следующие особенности: целевой объект, которые его направляют и из которых он исходит; специфическая картина отношения к объектам, которые используются в качестве ср-в достижения цели; относительная селективность к объектам, выступающим в к-ве ср-в и выбор тех, которые способствуют более быстрому достижению цели. Основная черта поведения - целевой и познавательный характер. Поведение всегда осуществляется организмом как целым, а не есть дело отдельных сис-м. Имманентно в поведении есть непосредственные заложенные в нем цели и познавательные процессы. Эти определяемые функционально переменные есть последнее звено в причинном управлении детерменант поведения. Но кроме непосредствекнных детерминант есть еще и дрю детермин. способности и приспособительные акты (образуют замещение реального поведения). Эти две детерминанты вмешиваются в управление между стимулом и первичными физиологичными состояниями, а др. стороны - поведением.
    47. Психоанализ Фрейда.

    В основе его размышлений лежит идея, что тело человека является единственным источником всей психической энергии. Основные понятия использованные Ф.: Психический детерминизм: он предполагал, что всякая мысль и всякое поведение имеют значение или повод. Всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. Компоненты психической организации. Ф. Представлял ее как бы разделенной на три компонента:

    1) сознательное – включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент.2) бессознательное – между мыслями и чувствами есть взаимосвязи на бессознательном уровне. Здесь находятся инстинктивные элементы, которые мы не осознаем, а также материал который подвергнут цензуре и вытеснен. Этот материал живой и непосредственный для восприятия – вытесненные воспоминая не теряют своей эмоциональной силы даже в течении нескольких десятилетий. 3) предсознательное – часть бессознательного, которая может стать сознательной. К этой области можно отнести например воспоминая всего, что мы делали вчера, названия улиц …Влечение (иногда неправильно переводиться как инстинкт) – вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознания. Они, по словам Ф., являются основным мотивом деятельности. Он предполагал, что нормальная модель поведения заключается в стремлении уменьшить напряжение (которое возникает при неудовлетворенной потребности) до приемлемого уровня.

    Ф. выделил два основных влечения: сексуальное (или в более широком смысле доставляющее физическое удовольствие). Позднее он описал его более масштабно – сила, поддерживающая жизнь. И агрессивное (или деструктивное)

    Каждое из этих влечений имеет свой собственный источник энергии: либидо и агрессивная энергия.

    5. Увеличение напряжения, возникающее при неудовлетворенном желании ощущается как дискомфорт, а уменьшение как - удовольствие. Это Ф. назвал принципом удовольствия - психический аппарат стремиться поддерживать уровень возбуждения на низком уровне.

    Он выделили 3 структурных компонента психической организации: ид (оно), эго (я), супер-эго. 1. Ид – основа для остальных проявлений личности. Оно является биологическим по своей природе и содержит в себе источник энергии для все личности. Ид похоже на слепого короля, которой наделен неограниченной властью, но его доверенные советники (г. образом) эго указывают ему как и где использовать эту власть. Содержание ид почти полностью бессознательно и включает в себя примитивные мысли, которые никогда не осознаются или были отвергнуты, поскольку считались не приемлемыми. Но даже будучи отвергнутыми они обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей силой и без контроля сознания. 2. Эго – часть личности, которая находится в контакте с реальностью. Она образуется из Ид. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителя (то, что может удовлетворить их). Оно выбирает способ удовлетворения и более позднего его удовлетворения. В качестве примера можно привести привести покупку еды в магазине. Эго чувствует напряжение, возникающее от неудовлетворенной пищевой потребности. 3. Супер-Эго - представляет традиционные нормы, как их понимали родители. Образуется из Эго. Оно выступает в роли цензора поступков и мыслей для Эго. У него три ф-ции: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Оно подавляет побуждения Ид. Это могут быть и ограничения, осуждения и запрещения. Причем все они бессознательны. Метафора - похоже на департамент полиции, который безошибочно определяет запретные влечения и карает за них. Достижение мирного сосуществования этих субстанций происходит с помощью защитных механизмов, о которым мы поговорим позже.

    Развитие личности. Вероятно, Ф. был первым психологом-теоретиком, который подчеркнул особую внимание развитию личности. Он полагал, что развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. К этому выводу он пришел работая с пациентами, которые в процессе анализа возвращались к переживаниям детства. Он выделил 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения. Именно это овладение и было названо Ф. процессом развития личности.

    Ф. описал 2 метода с помощью которых человек обучается разрешать фрустрации, конфликты и угрозы:

    1) идентификация - принятие черт другого и включение их в собственную личность. Это помогает нам моделирую наше поведение по образу поведения других снижать напряжение. Обычно для идентификации выбираются те, кто нам кажется более успешными в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Самыми важными их таких объектов являются родители. Пример: выбор партнеров. 2) смещение - когда изначальный объект, способный удовлетворить желание недоступен из-за внешних барьеров или внутренних запретов, то формируется новый объект. Такой процесс может происходить несколько раз пока, не будет найдет тот, который может снизить напряжение. Пример: защитные механизмы Ф. считал, что развитие цивилизации оказалось возможным благодаря наличию ограничений первобытных объектов-выборов и переходом их в социально приемлимые и творческие каналы. Смешение, приводящее к высоким культурным достижения - сублимация. Примет: интерес Да Винчи к образу Мадонны был вызван сублимацией стремления к близости с матерью, от которой он был отделен в детстве.
    48. Аналитическая психология К.Юнга.

    К.Юнг (1875 - 1961) отверг пансексуализм Фрейда. Отличительные черты его теории:-сочетание каузальности (обусловленности поведения индивидуума индивидуальной и расовой историей) и телеологии (обусловленностями поведения целями и стремлениями); -поведение детерминировано не только прошлым, но и будущим (целями); -судьба – не бесконечное повторение инстинктуанальных тем, а беспрерывное, часто креативное развитие, поиск целостности и завершенности. Юнг придавал огромное значение расовым и филогенетическим основаниям личности. Индивидуальная личность – продукт и вместилище родовой истории. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Фрейд выделяет инфантильные истоки личности, Юнг – расовые. Структура личености по Юнгу выглядит следующим образом: ЭГО – сознательный ум (перцепции, воспоминания, мысли, чувства) как центр сознания. Личное бессознательное – переживания, бывшие некогда сознательными, но вытесненные, подавленные и т.д. Содержание личного бессознательного доступно сознанию. Комплексы – организованная группа мыслей, чувств, перцепций. воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, притягивающее различные переживания. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но могут стать сознательными. Коллективное бессознательное – наиболее влиятельная психическая система, хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков (расовая история и опыт животных предков). Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивидуума и , по-видимому. универсально. В виде коллективного бессознательного наследуется не опыт, а возможность повторного переживания опыта, например, страха перед змеями. Архетип – универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Архетип – структурный компонент бессознательного. Подобные мыслительные формы создают образы, соответствующие неким аспектам сознательной ситуации (например, архетип матери). архетипы могут и смешиваться в коллективном бессознательном: например, архетип героя + архетип мудрого старца = король-философ. Некоторые архетипы развились так, что могут уже именоваться отдельными системами внутри личности: -персона – роль, предписанная человеку обществом или внутренними архетипическими потребностями; она тождественна публичной личности, в противоположность личности собственной; -анима и анимус (идея бисексуальности всехъ организмов); ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму; -тень – животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она ответственна за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств и действий; Самость – центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает их вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Реализация самости - цель жизни (примеры – Христос и Будда). Вышеназванные системы могут компенсировать друг друга, противостоять друг другу, либо объединятся.

    У человека есть установки: экстравертивная либо интровертивная. Психологические функции он выделял следующие: рациональные (мышление – понимание сущености мира и чувство – оценочная функция) и иррациональные (ощущение – перцептивная функция и интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний). Обычно у человека одна из функций развита больше остальных – основная, вторая по развитости функция – дополнительная. Наименее дифференцированная функция называется низшей, она вытеснена и бессознательна. Равная дифференцированность функций возможна только в полностью актуализированной самости. Юнг ввел понятия ценности объекта = количество энергии. вложенной в него. Психодинамика подчиняется законам сохранения энергии (принцип эквивалентности) и принципу энтропии.

    Методы: -словесных ассоциаций в сочетании с физиологической фиксацией эмоциональных реакций; -амплификации – ассоциации не уходят от предмета сновидения, а образуют констелляцию, многогранно отражая его; -анализ серии сновидений; -активного воображения: сосредоточить внимание на образе и посмотреть, что сним произойдет – просто пронаблюдать.
    49. Индивидуальная психология А.Адлера.

    А.Адлер (1870 - 1937) также отверг пансексуализм Фрейда. Основными положениями его теории явились наличие социального интереса и стремление человека к превосходству. Он создал индивидуальную психологию, полагая, что человек изначально, врожденно социален, и человеческая мотивация является социальным поведением. “Я” у Адлера креативно. Это высоко персонализированная креативная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. “Я” ищет и создает опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненнго стиля личности. В его теории акцент делится на уникальности личности, как системе мотивов, черт, интересов, ценностей. Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля. По его мнению, не сексуальность, а чувство неполноценности занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели. Она вырабатывается индивидуально, как компенсация конкретной неполноценности, и задает индивидуальную личностную структуру, “стиль жизни”. Он формируется к пяти годам, во многом под влиянием внешних условий, и в дальнейшем определяет ассимиляцию переживаний. Социальный интерес развивается в трех основных сферах: профессиональной, социальной и в браке. Цель социального интереса – совершенство общества как компенсация индивидуальной слабости.

    Взгляды на движущую идею личности претерпели у адлера эволюцию от понимания под таковой агресии до стремления к превосходству, затем стремления к власти впонимании превосходства как “совершенной исполненности” личности. Метод Адлера – терапевтическая практика.
    50. Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе.

    Дюркгейм о социальной обсуловленности челов. сознания: чем примитивнее общ-ва, тем более сходны между соостовляющими их индивиды. Разнообразие тем значительнее, чем более развиты индивидуальные типы. Т.о., чем дальше мы углубляемся в историю, тем однорость становиться больше; с другой стороны, чем ближе к наивысшим социальным типам тем более развито разделение труда. У человека вместо инстинктов - сознание. В человеке 2 сущ-ва: индивидуальное (совокупность ощущений, чувственного опыта, деятельность) и социальное (сознание - как усвоение общественного опыта). Элементы общ. сознания - коллективные представления (безличны, устойчивы, оказывают принудительное воздействие.

    Сознание изменялось вместе с развитием общ-ва. Когда появилось разделение труда, к сознан. стали предъявл. новые требования - нужно выбрать свое место в новой сис-ме => сознание индивидуализируется. Первобытное с. - коллект. представления. Позже к ним прибавились индивид. представл.

    Леви-Брюль: у первобытных людей нет представлений и душе..Они заменяются эмоциональными представлениями о партиципациях (или сопричастностях) которые, по мнению Леви-Брюля [8] “сосуществуют и перекрещиваются, не сливаясь в ясное сознание подлинной единой индивидуальности”. Член племени, тотема чувствует свое мистическое единство со своей социальной группой, с животными или растениями, являющиеся его тотемом. Ощущения сопричастности и единства, которые обновляются и усиливаются в определенные моменты (священные церемонии, ритуалы и т.п.) не парализуют друг друга, поскольку, для того чтобы стать предметом глубоких переживаний всех членов группы, они не нуждаются в выражении при помощи понятий. По мере развития человечества происходило усложнение и детализация этого дихотомического видения природы человека, а сохранившиеся в обычаях и мифах партиципации выкристаллизовывались в представления о множественности души
    51. Направления неофрейдизма.

    Неофрейдизм – развитие социально-культурных аспектов психоанализа. Представители: Карен Хорни, Гари Стен Салливен, Эрих Фромм. Они отвергают пансексуализм Фрейда, подчеркивают культурную и социальную обусловленность неврозов, рассматривают возможные пути выхода из них путем изменения отношения человека к себе и другим людям.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта