Ждан_ответы_экзам. Билеты к экзамену История психологии (А. Н. Ждан, 2001 г.)
Скачать 350 Kb.
|
Простая идея это та, которую нельзя разделить на нечто неделимое; при получении которой разум пассивен; которая приобретена посредством ощущения или рефлексии и не является продуктом выдумки; которая отражает первичное качество. Сложная идея это та, которая является сочетанием простых идей; требует активной работы ума; образуется за счет применения того или иного умственного действия. Схема обобщения: 1)выделение единичных объектов, о которых мы хотим получить общее понятие; 2)расчленение объектов на составляющие их свойства и сравнение по этим свойствам; 3)абстрагирование – отбрасывание не повторяющихся идей; 4)выделение повторяющихся идей; 5)суммирование повторяющихся идей. Таким образом, Локк представил эмпирическую теорию обобщения. Знание, которое не может быть выражено в чувствах – скрытое. Сущности не познаваемы. Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. Ассоциация для него – соединение неродственных идей (например, симпатии и антипатии). Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается с течением времени. Ассоциация идей – механизм работающий в нашем сознании помимо нашего активного участия, заключающийся в связи идей в сознании с объектами. С помощью этого механизма образуются связи в силу объективных условий (суеверия). 22. Полемика Лейбница с Локком. Исторический смысл полемики. Немецкий философ и ученый Г.Лейбниц (1646 - 1716) полемизировал с Локком. Он дал свое решение психофизической проблемы – гипотезу “предустановленной гармонии” (вариант параллелизма): душа и тело подчинены собственным законам. Душа действует согласно законам конечных причин посредством стремлений, целей и средств, а тело – по законам причин действующих или движений. Душа и тело согласны, но душевная жизнь регулируются только своим собственным началом, а не воздействиями извне. Положения спора: 1)считал, что душа – не tabula rasa, а содержит врожденные интеллектуальные идеи, склонности и предрасположения, от которых опыт лишь отделяет все, мешающее им выступить. 2)в восприятии простых идей разум не пассивен, а активен: даже в ощущениях есть активность – апперцепция, как особая сила духа. Она дополняет перцепцию.3)Лейбниц ввел понятие бессознательного, выступив против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием. Наряду с апперцептируемыми восприятиями, считал он, существуют многочисленные малозаметные. все непризвольные поступки являются результатом действия малых восприятий. Из них возникают сознательные желания и страсти, они определяют наши вкусы. В душе постоянно происходят переходы сознательных представлений в бессознательные и наоборот. Годфрид Вильгельм Лейбниц (хххх - 1716) Открыл дифференциальное исчисление, написал диссертацию “О комбинаторном искусстве”, положившую начало кибернетике, занимался политикой, экономикой, лингвистикой, геологией, изобрел счетное устройство, насос для откачки подземных вод и др. Критиковал эмпирическое направление. Отказался от отождествления психики и сознания. Ввел (косвенно) понятие бессознательного. Ввел понятие апперцепции.
23. Французская эмпирическая психология XVIII века (Кандильяк, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Руссо). Отличительные черты французской эмпирической психологии – внрмание к проблемам активности человеческого сознания и обусловленности ее общественными условиями. Э.Кондильяк (1715 - 1780) отверг разделение Локка на два источника опыта, признавая лишь один – ощущение. Он ставит задачу объяснить происхождение самих психических процессов – ощущений. В “Трактате об ощущениях” он выводит все психические способности из обоняния. Природа потребности, считает он, вторична, она - результат познания. Ламетри (1709 - 1751) отверг дуализм Декарта и приписывал материи наряду с протяженностью способность к движению, ощущению и мышлению. Он считал, что нет души как особой субстанции: свойства “души” вызываются самой организацией мозговой ткани. В противоположность Декарту он считал, что животные способны чувствовать. Он указывал на преемственность в развитии от животных к человеку. Процесс воспитания он трактует механистически. Он также развивает идеи о зависимости душевных способностей от телесной организации. Он разделяет мнение Локка о том, что только опыт и наблюдения являются источником познания. Ламетри сенсуалист: он не разделяет чувственное и мысленное начала в человеке. Внимание придает процессу построения образов активность, волевое начало. Ламетри принадлежит заслуга в выделении потребностей как своеобразной стороны душевной жизни и подчеркивании их особой роли в поведении. Потребности и ум прямо пропорциональны. Потребности он понимал натуралистически, как удовлетворение органических потребностей и телесных удовольствий. высшие удовольствия производны от чувственных и доступны немногим людям. К.Гельвеций (1715 - 1771) изучал различия в уме. Он как и Кондильяк считал, что только из ощущений формируются интеллектуальные способности. Все умственные операции сводятся к ощущениям. Выполнять умственные операции можно только при наличии внимания. Внимание предполагает усилие. Делать это усилие побуждает интерес. Он отрицал связь между памятью и умственным развитием. Он ставил влпросы о связи ума с расой, местом жительства, темпераментом, пищей и т.д. Все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития своих умственных способностей. Различия в успешности людей объясняются случаем, положением и силой страсти к славе. Именно страсти являются источником умственной активности. Неравенство умов он в итоге объяснял воспитанием. Д.Дидро (1713 - 1784) утверждал врожденность способностей, в противоположность Гельвецию, критиковал его сенсуализм, подчеркивая специфичность мышления. 24. Становление ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Гартли). Развили английскую психологию от эмпиризма локка к ассоцианизму. Дж.Беркли (1685 - 1753) шел от сенсуализма к субъективному идеализму. Разработал теорию зрительного восприятия пространства – “Опыт новой теории зрения” (1709), согласно которой зрительное восприятие есть комбинация зрительных и осязательных ощущений от движения глазных мышц. Говорил о зрении как о языке осязания – подчеркивал его знаковый характер. Д.Юм (1711 - 1776) в трактате “О человеческой природе” (1739) и труде “Исследование о человеческом познании” (1748) развил понятие ассоциации, представив все познание как ассоциацию идей. Он поделил все состояния сознания на впечатления и идеи, их отражения. Сложные идеи образуются путем ассоциаций, но не через действия ума (как у Локка), а через работу особого механизма ассоциаций, по которому строится вся работа познания. Ассоциации неправильные и случайные даются по закону смежности во времени или пространстве, а правильные – по закону сходства и причинности. Они лежат и в основе научного мышления. Д.Гартли (1705 - 1757) в труде “О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях” (1749) развил учение о психике как естественном начале, восходящем к органической структуре мозга. Он выделил три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения, идеации (идеи ощущений, или повторение ощущений без предметов), аффекции – удовольствие/неудовольствие. Из этих элементов с помощью механизма ассоциации строится душевная жизнь. В основе этого механизма лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Они различаются по степени, роду, месту и направлению. Сочетаются, собственно, не идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими. Ассоциации могут быть одновременными или последовательными. Понимание слов – это образование ассоциации между словом и значением, оно устанавливается в детстве из опыта. Мышления как процесса в системе Гартли нет. Истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, новые мысли – комбинации или разложение старых идей. Память – это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены. Если этот порядок нарушается, мы имеем дело уже с воображением. Воспроизведение происходит объективно без участия субъекта. Страсти рассматриваются как движущая сила поведения. Достигая определенного порога они могут именоваться желаниями или отвращениями. В той стадии, когда они настолько сильны, чтобы ввызвать действия, они могут именоваться волей. Во врожденном состоянии аффектов не существует – это продукт воспитания, возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией. В организме имеется набор врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами. Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. Все психические явления выводятся из внешних впечатлений 25. Развитие английской ассоциативной психологии в XIX веке (Браун, Джеймс Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер). Особенностью ассоцианизма XIX века явилось его соединение с философией позитивизма. В развитии ассоцианизма этого периода различают три этапа: а) наивысший расцвет (Т.Браун, Дж.Милль); б) пересмотр основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии, начало кризиса системы ассоциагизма (Дж.Ст.Милль); в) Отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем (А.Бэн). а)Т.Браун в “Лекциях по философии человеческого духа” (1820) продвинул учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации – учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. Мышление проанализировал как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи. Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира. он оторвал душевные явления от материальной основы и постулировал их подчиненность собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении. Только основания ассоциаций (простых внушений) лежат в мозгу, остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями. В качестве метода признавал только самонаблюдение. Всякое сложное душевное явление он сводил к сумме составляющих его более простых. Познание трактовал механистически. Потребности он понимал биологизированно и относил вместе с ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к области чувственных процессов. Разделял потребности на два рода чувствований: ощущение неудовольствия + желание предмета, снимающего это неудовольствие. То есть уничтожалась специфика потребностей как особых психических состояний. Дж.Милль (1773 - 1836) в труде “Анализ явлений человеческого духа”. Всю психологическую жизнь он сводит к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей: есть только одно явление – ощущение, и один закон – ассоциации. Он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассициируемых ощущений и частоту их повторения. Также Милль сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. 26. Психология Гербарта. Философ, педагог и психолог И.Гербарт (1776 - 1841) явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Он выступил против теории способностей Вольфа. Он считал, что нельзя делить душевную деятельность на самостоятельные функции, душевная жизнь – это единая связанная целостность. Сочинения “О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику” (1824 - 1825), “Учебник психологии” (1816). Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания. Факты сознания выступают исходным пунктом всякого психологического исследования. Методами является самонаблюдение, наблюдение и анализ продуктов деятельности, эксперимент он отвергает по этическим соображениям. Гербарт ратовал за внесение в психологию математических методов. Элементом душевной жизни он считал представление. Представления – это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют качественные и количественные характеристики. К количественным характеристикам относится сила представления, показателем которого является его ясность. Психология Гербарта состояла из “статики духа” (данные измерения представлений в период покоя) и “динамики духа” (условия движения представлений в сознании). Представления постоянно взаимодействуют в сознании. Они могут бороться, относясь друг к другу как противоположности, либо сливаться, не теряя в своем качестве и образуя новое образование (“компликация”), или сливаться по сходству. В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания, сознания, бессознательного. В разные моменты времени одно и то же представление может пребывать в разных областях сознания. Душевная жизнь – безостановочное движение представлений. Границы, которые отделяют одну область сознания от другой, Гербарт назвал порогами. Возможность проникновения представления в центр сознания Гербарт объяснял силой впечатления (значимостью для субъекта), отсутствием препятствий на пути представления в сознание, а также наличием поддержки со стороны прошлого опыта. Процесс слияния представлений с прошлым опытом Гербарт назвал апперцепцией. Гербарт выделял в сознании также волю и чувства, которые он считал продуктом отношений между представлениями, частным случаем их взаимодействия. 27. Естественно-научные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку. Произошло в 60-е годы с появлением перывых программ (Сеченов, Вундт), создание специальных учреждений. Предпосылки: 1)данные анатомии, физиологии (исследование различий задних и передних корешков СМ Ч.Белла; теория нервного кольца; развитие учения о рефлекторном акте физиологом И.Мюллером - теория специфических энергий органов чувств, принцип специфичности; одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения; считал, что в глазу есть точки для восприятия глубины и других св-в пространства). Юнг выдвинул трехкомпонентную теорию зрения: три типа рецепторов в сетчатке (красный, зеленый и фиолетовый цвета); позднее Геринг выдвинул теорию фотохимическую теорию цветового зрения (как процессов ассимиляции/дессимиляции). Вебер изучал осязание: ощущения давления, температурные, а также локализации ощущений. Самые известные его эксперименты относятся к различительной чувствительности - подошел к мысли о возможности измерений в психологии; Дюбуа-Реймон показал, что нервный процесс - это не движение животных духов, а электрическая волна; Гельмгольц сделал капитальную разработку органов зрения и слуха; создал теорию бессознательных умозаключений, согласно которой при восприятии данные ощущений соединяются бессознательно с прошлым опытом субъекта. Исследования по анатомии и физиологии углубляли представления о мозге как субстрате психической деятельности, например, Галль отличил серое вещество от белого, выдвинул идею локализационизма способностей; Флауранс получил данные о пластичности мозга; Брока открыл центр моторных образов слов, а Вернике - сенсорных; был сделан вывод о высокодифференцированном строении мозга; Джексон и Хэд развили учение о локализации психических функций в мозге. 2)психофизика: Фехнер (1801 - 1887) сформулировал ее задачи: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами (внешняя психофизика), а также между душой и телом (внутренняя психофизика). Сам фехнер разработал только внешнюю психофизику. Он измерял ощущения как интенсивность физического раздражителя. В качестве меры измерения избрал разностный порог. Он разработал три метода6 метод ЕЗР, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей. 3)психометрия - наука о скорости протекания психических процессов. Дондерс (1818 -1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов = вычитание времени на осуществление более простых реакций из времени, затраченного на более сложные. Ланге разделил сенсорную и моторную реакции и ввел понятие установки. 4)развитие эволюционных идей: идеи непрерывного развития, а также приспособительного значения психики. Этло вызвало с одной стороны к жизни антропоморфизм, до внесения Ллойдом Морганом принципа экономии, а с другой стороны - механицизм как противопоставление антропоморфизму. Торндайк в ходе экспериментов над животными вывел законы эффекта, упражнения, готовности, сдвига. 28. Значение теории эволюции Дарвина для психологии. Концепция эволюции распространилась на весь мир и овладела умами многих ученых, современников Дарвина. Эволюционная теория распространилась на интерпретацию явлений как органического мира, так и неорганического, а т.ж. на объяснения феноменов человеческого общества. Не осталась в стороне и психология, что было отмечено появлением зоопсихологии, эволюционного ассоцианизма, бихевиоризма и различных генетических концепций. Закон Эволюции развитие идет от простого к сложному; от рассеянного к сплоченному, то есть характеризуется концентрацией; от общего (однородного) к разнородному, то есть х-ся дифференциацией; от неопределенного к определенному, то есть индивидуальному. => Психика – результат эволюци (эв. ассоц.) Дарвин: психика человека отл. от животного количественно антропоморфизм. Исследования Торндайка (новые методики), Смолл, Йеркс, Кёллер. Дарвин оставил очерк о развитии сына. детская (онтогенетическая) психология. Факты, наблюдения. Фрейгер, Гросс, Штерн. Из фактов возникли теории. Одна из первых – концепция Стенли-Холла (теория рекапитуляции), Штерн – теория двух фактов и конвергенция между ними. Теория и проблема исторического развития психики. Общество развивается, развивается ли сознание? (Леви-Брюлль, Выготский, Леонтьев). Ответа нет до сих пор. 29. Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии. Вильгельм Вундт (1832-1920) Написал 420 книг и статей. Основал первую психологическую лабораторию и собственную школу, развившуюся до мирового масштаба (1879 г.). Школой выпускался журнал “Психология исследований”. Отец экспериментальной психологиии. Создал концепцию, где предмет психологии – сознание, его содержание. Новое – указание на методы исследования сознания. Пытался строить психологию по тому же принципу, по которому строятся естественные науки, в частности, физика и химия (элементы сознания). экспериментальный метод – интроспекция (в статье 1862 года). В 1863 году в курсе лекций по психологии высказывает соображение о том, что эксперимент не может являться единственным источником знания. Следует использовать также этнологические наблюдения (язык, мифы, обычаи). В этом, в частности, выражался дуализм его концепции: экспериментальная и историческая направленность, а т.ж. в том что будучи элементаристом, он указывал на целостность. В 1874 году выходит его книга “Основы физиологической психологии”, в которой Вундт излагает результаты экспериментального изучения ощущений, чувств. Методы исследования заимствованы из физиологии. В этом труде психология предстает как точная наука. В 1896 году выходят “Очерки психологии”, в которой В. излагает “трехмерную” теорию чувств. 1900 год – 10 томов “Психологии народов”. 1912 год “Введение в психологию” Идею эксперимента В. позаимствовал у Фехнера. Сам создал лишь метод выражения для исследования чувств. Использовал внешние проявления чувств, физиологических реакций. Думал, что можно найти соответствие между ними и самими чувствами. В последствие отказался от этой идеи. Экспериментом В. считал такое исследование, когда путем планомерного изменения раздражителя мы можем изменять проявления. Эксперимент, по В., лишь там, где есть приборы, вычисления. В. ограничивает экспериментальные исследования изучением лишь простейших ощущений, восприятий. В. также признавал важность метода интроспекции (прямой метод). Психологии нет без самонаблюдения. Эксперимент , по В., лишь уточняет данные самонаблюдения. Интр. у В. выглядит следующим образом: экспериментатор и испытуемый сидят в разных комнатах, т.к. нельзя вмешиваться в ход интросп., поэтому же нельзя задавать вопросы. лабораторный эксперимент. Сложные психические явления В. относил к психологии народов. В основе всех процессов лежат общие закономерности, кот. объективируются. Высшие психические процессы следует изучать по их продукту. Анализ развития культуры – анализ развития человеческого духа в культуре. Был националистом до конца жизни. Мечтал о третьем подъеме Германии. Внес новое в учение об ассоциациях. Асс. – не простая связь.ее продукт – новое качество, которое не сводится к свойствам исходных. Вундт пытался преодолеть ограниченность ассоцианизма, внося новое представление о перцептивных процессах. Он создает учение о учение о сознании, кот. активно, имеет разные степени ясности и разный объем. Изучает психологическое содержание сознания. течет во времени. Но В. признает лишь общие закономерности, отрицая индивидуальные различия. В. являлся сторонником теоретической . Практика – не дело . Она не должна вмешиваться в решение практических проблем. Если практике угодно, пускай использует достижения . В. назвал свою психологию волюнтаристской. как процесс означает, что любое переживание м. рассматриваться как воловой акт (процесс) моя – волюнтаризма. 30. Психология акта Ф.Брентано. Австрийский философ Ф.Брентано (1838 – 1917) в труде “Психология с эмпирической точки зрения” (1874). Основными чертами психологии интенциональных актов, которую он разрабатывал, являлись предметность, активность и единство. Считал, что нужно изучать не содержание сознания, ощущения, а сам акт восприятия. Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен. Сознание всегда предметно, предметы обладают интенциональным бытием. Душу считал субстанциональным носителем душевных процессов. Выделял три вида духовных актов: 1)акты представления; в представлении предметы презентируются сознанию сознанию, модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие. представлению принадлежит ведущая роль среди этих. 2)акты суждения; в суждении объект мниться как истинный или ложный. 3)акты чувства; в актах чувства субъект относится к своему объекту как к добру или злу. Метод – внутреннее восприятие (непредвзятое и непосредственное). Отрицал возможность проведения экспериментов. Психические феномены он противопоставлял физическим. психические феномены как акты и являются предметом психологии: видение, слышание и т.д. 31. Структурная психология Э.Титченера. Э.Титченер (1867 -1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти законы в связь с физиологической организацией. Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознани”, без вмешательства физических характеристик стимула (“ошибка стимула”). В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Образы - это следы прежних ощущений, отличающиеся меньшей отчетливостью. Чувства - это элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем. Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления. |