|
Ждан_ответы_экзам. Билеты к экзамену История психологии (А. Н. Ждан, 2001 г.)
1. психорефлексологический. На 2-м съезде исследователей поведения в 1924 г. читал доклад о примнении рефлексологического метода в психологии. Суть - никакого самонаблюдения (как метода рефлоксологии). Но рефл. и психология должны плодотворно слиться. За основание этого слияния принимается речевой рефлекс, т.к. он и телесный акт (поведение) и субъективное переживание (сознание). Преодолев субъективистическую трактовку слова как символа, он еще не перешел к его трактовке как знака. Т.о. для этого этапа хар-ны: опора на условно-рефлекторный принцип объяснения поведния. трактовка его как вербализованного.
2. Московский период. Его можно разделить на три этапа. а) 1924-27. Начался статьей “Сознание как проблема психологии поведения” и закончился трактатом “Смысл психологического кризиса”. На этом этапе он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Здесь сознание определялось как “рефлекс рефлексов”, а его основа - особые рефлексы речевого контакта. Идейным стрежнем работы “Психология искусства” стала концепция об особой форме реакции - эстетической. Психические явления детерменируются двумя факторами - социальными и культурными. Последние выступив в образе речевых реакций, включащих как реальное поведение организма, так и значение слова. Новый подход к причинному анализу сознания. Оно соотносится не только с нейросубстратом и внешними объектами, но и с таким посредником как созидаемые историей культуры семиотическими системами. Психологию следует разрабатывать только аналитическим методом- феноменологич. анализ (vs. диалектическим). В этот период В. работал с детьми, страдающих различными дефектами. Здесь аналогичный подход как и к психологии (см. выше В. к=\ак дефектолог).
Анализ ситуации в мировой психологии и др. позволили В. выделить следующие принципы: системности (каждая ф-ция есть компонент целостной системы взаимосвязанных ф-ций); развития (есть 2 сис-мы генетическая или природная и высшая или социальная); каузальности (есть детерминанты, придающие уникальность психическим ф-циям человека. Первая из них - знак.
б) Инструментальная психология (1927-31). Схема “стимул-реакция” заменялась на “стимул-стимул-реакция”, где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответной р-цией выступал особый стимул - знак. Он представляет собой инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных процессов (память, внимание и т.п.) возникает особая, свойственная только для человека система ф-ций второго социокултурного порядка (ВПФ). Он описывал принцип интериоризации на примере эгоцентирической речи. В 1931 г. вышла “История развития ВПФ”, но ей предшествовали “Инструментальный метод в педологии”, “Проблема культурного развития ребенка”, “Орудие и знак в развитии ребенка”. Во всех этих работах в центре была проблема психического развития ребенка, трактуемая под одним углом - созидание из ее биопсихического природного материала новых культурных форм. Установка на комплексное исследование детства привела его в область педологии - с 28 по 31гг. выходят его несколько трудов по п. школьного, юношеского и подросткового возрастов. Используя данные из зоопсихологии, дефектологии, психиатриии и педологии, В. стремиться воссоздать общую картину развития псих. мира. Здесь он вводит два объяснительных фактора - труд и членораздельную речь. в) с 1931 по 34 В. перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков и прежде всего речевых. Итоги этих разработок запечатлены в “Мышлении и речь”. В этот период В. больше интересовала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.
В. считал, что значение не стоит считать инвариантным образованием, тождественным самому себе при различных внутренних и внешних изменениях. Развитие значений в онтогенезе, их стадийное преобразование - главное открытие В. Анализ проблематики личности в психологии привел В. к новой “клеточке” в устройстве психики человека - переживания. Оно выступало не как непосредственно данный субъекту феномен, а как интегральная часть особой системы, названной В. “ССР”. Она предполагала системный характер мышления. Переживание приобретало ценность неотъемлимого компонента целостной и развивающейся ситуации, создаваемой во взаимодействии ребенка и др. В. выделял в этих отношениях драматический план, в силу которого они приобретают эмоц. напряженность. 58. Деятельностный подход в психологии
Рубинштейн “Основы общей психологии”. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель; разрешает задачу и выражеает отношение человека к окружающему. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, т.о., перестает быть простой совокупностью ответных р-ций на внешние раздражиттели. С другой стороны осознаность действия зависят от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Сознательное действие - это не действие, которое сопровождается сознанием. Определение деятельности невозможно в отрыве от сознания. Разные движения могут означать разные поступки. Поведение человека не сводиться к простой совокупности реакции,оно включает систему сознательных действий, которое отличается от реакции иным отношением к объекту. Действие - сознателный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становиться поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в план сознания и превратилось в сознательное отношение. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве сознания и бытия, объективное содержание которого опосредует сознание. Действие и поступок не могут быть определены вне своего отношения к внутреннему содержанию сознания. С другой стороны осознание моих собственных переживаний совершается через раскрытие их отношений к внешнему миру. Через деятельность субъекта его психика становиться позноваема для других. Для познания психики нужно исходить изщ принципа единства внутренних и внешних появлений. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно - через отношение к объективному миру. Деятельность - взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружаещему миру. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теорит.(познавательная) деятельность.
В результате всякого псих. процесса как деятельности мозга формируют чувственный образ . Он не сущетсвует вне этого процесса и с прекращением отражательной деятельности перестает сущетвовать и сам образ. Всякий психический процесс - отражение, образ вещей и явлений мира, взятые в целостности. Подлинной единичей сознания является целостный акт отражения объекта субъектом.
Основные принципы советской психологии: а) психофизического единства, включающий единство психического как с орагническим субстратом, так и с объектом, который в нем отражется. б) развития психики (см. выше), в) историзма - общественное бытие определяет сознание, г) единства теории и практики.
Единство сознания и деятельнсти основывается на единстве сознания и деятельности.
Леонтьев: общее понятие о деятельности: 1) деятельность должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, процесс, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта. Прежде всего важно, что эта деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь. Важно, что это жизнь субъекта (я не даю определение, оно достаточно интересно); важно и пояснение, ^ которое я только что сделал, что это есть процесс, направленный на удовлетворение предметных потребностей. Я говорю “предметных потребностей”, разделяя потребности, которые иногда, не вполне точно ограничивая этот термин, называют функциональными. Потребности, которые определяются состоянием, так сказать, внутреннего хозяйства организма. В связи с этим я хочу отметить, что я довольно много работал над проблемой потребностей, . способов их удовлетворения, и это может служить предметом специального рассмотрения, если это понадобится. 2) развитие деятельности необходимо приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции, и этот тезис не нуждается в комментировании. Это совершенно банальное положение, говорящее примерно о том, что цитируется в таком виде: “Жизнь рождает мозг. В мозгу человека отражается природа...” и т. д., то есть жизнь порождает отражение.3) деятельность есть процесс, который переводит отражаемое в отражение. 4) что то, что мы называем психическим отражением опосредствует деятельность. Можно также сказать, что оно управляет деятельностью. В этой своей функции психическое отражение проявляет себя объективно. 5) На уровне человека, , речь будет только об этом идти дальше, психическое отражение также кристаллизуется в продуктах деятельности. Деятельность в этом смысле не только проявляет в объективной форме отражение, но оно вместе с тем переводит, во всяком случае в условиях продуктивной деятельности способно переводить образ в объективно-предметную форму — вещественную или идеальную, безразлично. 59. Грузинская школа установки
Узнадзе считал, что установка далеко не сводиться к отношению к чему-либо, а является частью человеческой личностью и всегда остается бессознательной. О последней характеристике говорит также и Гиппенрейтер : все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса к первому из которых (неосознаваемые механизмы сознательных действий) относятся явления неосознаваемой установки. Вообще, Узнадзе предлагает охарактеризовать установку как конкретное состояние целостного субъекта, его модус, его определенную психофизиологическую организацию, его модификацию в той или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определенной деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности Являясь отражением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего), а также будучи целостным состоянием субъекта, установка предстает в качестве опосредствованного звена, “принципа связи” как между отдельными его состояниями, функциями, элементами (в интрасубъективной сфере), так и между целостным субъектом и транссубъективной реальностью. Немаловажным является и то положение Узнадзе, что установка содержит не только “каузальный” (побуждение к деятельности, потребность), но и “целеподобный” момент в виде общей проспективной неразвернутой модели будущей деятельности, отражающей ее конечный результат. Это означает, что установка отражает не только настоящие, но также прошлое и будущее.
Установки напрямую связаны с поведением. Согласно Узнадзе содержание установки зависит от объективного фактора, вызывающего установку. Следовательно, при исследовании содержания установки каждый раз необходимо найти тот предмет в ситуации разрешения задачи, на который направлена установка, и то, какую роль выполняет этот предмет в детерминации деятельности. Таким образом, выделяется несколько форм или видов установок по их отношению к “нужному” предмету и происхождению. Это “непосредственные” и “опосредованные” установки. К “непосредственным” установкам относятся установки практического поведения. В классе “опосредованных” установок, сформированных в процессе сознательной психической деятельности, выделяют два вида: а) индивидуальные установки (возникшие в процессе собственной деятельности человека в плане объективации); б) установки, опосредованные чужой объективацией.
Если установка определяет интеграцию психической жизни человека, то роль свойства берет на себя один из ее видов — фиксированные установки, которые создают личность человека. Смысл мотивации состоит именно в том, что человек ищет и находит такие действия, которые соответствуют основной, упрочненной в жизни установке личности. Создание мотива предполагает создание соответствующей поведению установки, однако каково будет содержание такой установки, зависит от потребностей личности и в особенности от арсенала фиксированных в прошлом, установок большого личностного веса. Созданная в нравственно-смысловой ситуации установка легко включается с помощью воли в систему диспозиционных установок и потребностей. Поведение же развертывается в соответствии с такой установкой. Таким образом, фиксированные установки большого личностного веса являются основой, определяющей то, какое решение примет личность, к каким потребностям человек обратится, чтобы в соответствии с нравственно-смысловой ситуацией создать установку и сделать ее актуальной для личности. Образ своего “я”, который включает наиболее сокровенные для личности ценности, опирается на установки, выработанные у личности в процессе накопления жизненного опыта, воспитания и воздействия социальной среды. Они представляют собой фиксированные установки большого личностного веса. Чем больше сознательный идеал “я” опирается на такие фиксированные установки и чем целостнее личность, тем сильнее контролированы волей все входящие в личность компоненты
С 1960 гг. теория установок значительно обогатиалсь. Среди основных положений сформированных за последние 30-40 лет: 1. было выявлено, что даже самые прстейшие формы установки состоят из трех факторов (ранее считалось, что они состоят из двух - потербности и среды). Третий компонент - система операциональных возможностей, обеспечивающих выполнение поведения. 2. установка поведения не всегда учитывает и отражает в себе психические силы личности. Существуют иерархические уровни личности, которые лишь в случае необходимости включаются в поведение. Были выделены три уровня психической активности - индивид, субъект и личность. На первом, во взаимосвязи индивид-среда между действительностью и поведением, в качестве опосредующего звена выступает бессознательная установка; на втором - в связи субъект-объект (действительность - деятельность) - познающий субъект (совокупность структур когнитивных актов); на третьем - личность-социальная среда - личность. В последнее время идет разработка психологичекие особенности 4-го уровня - человека как уникума (человек строит свое поведение, соотнося его с требованиями своего Я путем преодалаения внутренних конфликтов). 3. Взаимодействие человека с действительностью не исчерпывается адаптацией к среде и ее познанием. Наряду с этим человек вступает во взаимосвязь с действительностью как личнотсь, познавая и преобразовывая ее. (в отличии от взглядов Пиаже, считавшего, что развитие и успешная деятельность человека возможны только путем аккомодации и ассимиляции). Особое понимание психические закономерностей: психическая активность есть результат системного воздействия внутренних и внешних факторов. Реальные связи между включенными в психическую активность человека предметами, процесами возвания и действиями рассматриваются с точки зрения этой целостной активности, в которой они приобретают свою ценность, свой смысл. По т. установок, обнаруживаемые между между психическим явлениями связи могут быть названы психическими законами только в случае если установления реальности этих связей и выяснения их смысла, который они имеют в целостной психической активности. 60. Психологическая концепция Гальперина
Ориентировочный рефлекс - система физиологических компонентов ориентировки. А ориентир. деятельность - обследование обстановки, которое не ограничивается только интеллектуальными ф-циями. Потребности (исходное и основное начало ориетировки в ситуации), чувства (ср-во переориентировки в ситуации + сами переживания являются особым способом ориентировки в жизненных условиях). воля (особая форма душевной жизни) есть разные формы ориентировочной деятельности. Т.о., если все формы душевной жизни представляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то психология изучает именно эту ориентировочную сторону. Психология изучает не просто мышление, не все его аспекты, а только процесс ориентировки субъекта при решении задач. Психология изучает ориентировку субъекта в интеллектуальных задачах на основе того, как их содержание открывается субъекту и какими средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в такого рода задачах.
3. Основные уровни действия
Ориентировочная деятельность, как аппарат управления поведением. Здесь возникает необходимость приспосабливать действия к изменяющимся условиям среды с помощью примеривания, экстраполяции и коррекции. Действие - единица поведения. Общая линия эволюции действия определенному типу действия:
а) ур. физического действия
б) ур. физиологического действия: здесь не только организмы, которые выполянют действия во внешней среде, но и заинтересованы в определенных результатах этих действий. Но эти результаты дейсвуют только тогда, когда они физически достигнуты.
в) ур. действий субъекта. Воспроизведение действия в том виде, в каком оно было успешно реализовано в прошлом может привести к неудаче в новой ситуации. Здесь необходимо приспосабливать действие и до начала, и по ходу его. Это достигается благодаря экстраполяции действий в плане образа - т.е. установить пригодность действия и внести в него изменения еще до его физического исполнения или заверщения.
г) ур. действия личности. Здесь учитывается не только собственное восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о нем.
Т.о., эти уровни намечают основную линию развития материи - от ее неорганических форм - живым организмам, затем к животным, наделенных психикой, а от них - к человеку с его общественным сознанием.
Психология и марксизм
Корнилов: Система марксистской психологии (м.п.) будет синтезом 2-х течений - эмпирического и поведенческой. Но не все согласны с этой точкой зрения. Так Челпанов говорит, что она ближе к эмпирической, т.к. м.п. избегает вносить чтобы то ни было трансцендентное и все душевные явления рассматривает в зависимости от материальных. Но это не верно. Например у Джемса, в его теории, есть и представления о свободе воли, теория телеологического взгляда на личность. С другой стороны, принципы м.п. не согласуются с эмпирической п., которая по сути является индивидуальной п. М.п. же есть социальная. Антитезис к эмп. п - психология поведения. Многие ее представители уклоняются в сторону материализма в его наивном, а не диалектическом понимании. Они стремяться биологическим анализом процессов н.с. исчерпать содержание и псих. процессов. Она ставит своей задачей взаимодействия человека с окруж. средой, его поведения как совокупность рефлексов на внешние раздражения.
М.п. исходит из диалектического материализма, согласно которому в основе бытия лежит материя, как единственно объективная, независимо от нас существующая реальность, частицей которой является сам человек, обладающий психикой. И поскольку материя мыслиться не как абсолютная и неизменная материя, а как нечто относительное, мы (в м.п.) приходим к полному отрицанию субстанциональности и признанию динамизма и диалектики в процессе развития психики. По отношению к другим св-вам природы (вес, масса и т.п.), которые можно назвать объективными, психика является субъективной их стороной и неотдедимой от них. Взаимоотношения между субъективными и объективными сторонами организованной материи лучше всего представлять как функциоанльную зависимость, где независимой переменной является объективная сторона, а зависимой - субъективная.
Психические процессы должны быть призаны пространственными, в том смысле, что они возникают только там, где для этого есть условия.
Объект м.п. не только анализ явлений сознания, замкнутых в себе, а изучение поведения, выражающегося в совокупности р-ций и их субъективную сторону, а также раздражители окружающей среды. Здесь под раздражителями понимаются в основном социальная среда, т.к. сущность человека по Марксу состоит из совокупности его общественных отношений. М.п. рассматривает человека как вариацию определенного класса и => в изучении поведения нужно идти от социальной к групповой и только затем к индивидуальной. Т.о., объект м.п. - поведение людей, как совокупность всех р-ций, которыми человек отвечает на внешние раздражители. Сравнительно-генетический и социальные методы - основные при изучении человека в м.п. М.п. ставит своей задачей изучение поведения людей не только для того, чтобы теоретически объяснить его, но и для того, чтобы практически овладеть им - единство теории с практикой.
62. Направления современной зарубежной психологии (гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, когнитивная психология).
|
|
|