Главная страница
Навигация по странице:

  • Антропосоциогенез. Биологическое и Социальное в человеке.

  • Билет №2 Философские взгляда Аристотеля

  • Билет №3 Школы древней Греции (Мелецкая школа, Гераклит, Пифагор, Элеаты)

  • Философский аспект глобальных проблем современности

  • Билет №4 Школы древней Греции ( Демокритов, Софисты, Сократ)

  • Чувственное и рациональное познание. Их формы. Интуитивное познание.

  • Интуитивное познание

  • Билет №5 Философия нового времени

  • Билет №6 Философия Древней Индии и Древнего Китая

  • Философия вопросы билетов экзамена. Билеты по Философии. Билеты по Философии Билет 1 Сущность и специфика философского знания. Философия


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеБилеты по Философии Билет 1 Сущность и специфика философского знания. Философия
    АнкорФилософия вопросы билетов экзамена
    Дата12.04.2023
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по Философии.docx
    ТипЗакон
    #1056318
    страница1 из 3
      1   2   3


    Билеты по Философии

    Билет №1

    1. Сущность и специфика философского знания.

    Философиянаука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления. Возникла в VII-VI веках до н. э. Философия связана с познанием: сущности мира, сущности человека, сущности связи мира и человека. Всякое познание имеет свой объект и предмет, которые не следует ни отождествлять, ни смешивать. Специфика науки определяется её предметом. Объект может быть один и тот же для разных наук. В определении философии есть указание на предмет «всеобщие законы и принципы развития» и на объект «природа, общество, познание, мышление».

    1. Антропосоциогенез. Биологическое и Социальное в человеке.

    Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами.

    Антропосоциогенез — исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

    Биологические и социальные факторы.

    Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: - биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

    - основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

    Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

    Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
    Из-за этого рождаются понятия человек, индивид, индивидуальность, личность и общество

    Билет №2

    1. Философские взгляда Аристотеля

    Аристотель (384-322 до н.э.): последователь Платона. Создал логику. Аристотель делил все науки на теоретические (философия, физика, математика), практические (этика, экономика, политика), творческие (эстетика). Логика являлась основой всех наук, по мнению Аристотеля.

    Онтология Аристотеля: бытие - это то, что можно ощутить. Это совокупность единичных предметов, это мир реальных вещей и этим занимается наука физика. Но существует еще и сверхчувственное бытие. Аристотель критикует концепцию Платона. Сверхчувственное бытие выражается в категориях.

    1 категория: сущность. Всякое единичное имеет свою сущность, кот. постигается умом, а не чувствами и является предметом науки. Эта категория отвечает на вопрос, что есть вещь? Отвечая даем определение сущности.

    2 категория (аспект): субстанция – по Аристотелю это композиция материи и формы. Вещи возникают благодаря форме, но они не возникли, если материя не даст этому задаток. Материя – возможность стать определенными вещами, предметами. Любая вещь складывается из пассивной материи и активной формы (им присуще движение).

    Движение - это процесс превращения потенциального в актуальное, в рез-те активности формы в момент ее единения с материей. Анализируя движение Аристотель выводит 4 ее вида:

    1) увеличение и уменьшение;

    2) количественное изменение (превращение);

    3) возникновение и уничтожение

    4) перемещение в пространстве.

    Основным движением является пространственное перемещение во времени. Причины существования каждой вещи обусловдены. Аристотель выделяет 4 вида причины:

    1) материальная причина, из чего сделана данная вещь

    2) формальная

    3)движущая, откуда?

    4)целевая, зачем, для чего она?

    Наши мысли – это абстракция. Все проблемы мы придумываем себе сами.

    Гносеология: Аристотель считал, что все люди стремятся к познанию. Любознательность – общее свойство людей и животных.

    1. Понятие личности в философии

    В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.

    Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества.

    Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность.

    Структура личности с точки зрения социологии включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

    Билет №3

    1. Школы древней Греции (Мелецкая школа, Гераклит, Пифагор, Элеаты)

    Милетская школа: 1) Фалес (625-547 до н.э.) – не бог(-и), а сама природа в виде одной из своих стихий – воды – управляет собственным существованием и сохранением. Закон природы: природа вечно остаётся одной и той же, потому что вода уравновешивает процессы возникновения и уничтожения всех вещей; 2) Анаксимандр (610-546 до н.э.) – началом не может быть что-то определённое, ибо оно ограничено и не способно быть общим для всех вещей. Апейрон (неопределённое начало) = вода+земля+воздух+огонь. Законы природы:

    Апейрон справедливо чередует власть стихий, не давай ни одной из них управлять природой единолично всё время; Апейрон уравновешивает процессы происхождения и уничтожения вещей; 3) Анаксимен (588-525 до н.э.) – вода в качестве первоначала не универсальна, апейрон слишком абстрактен и в опыте не проверяем. Воздух объединяет свойства воды и апейрона: он универсален и эмпирически контролируем. Законы природы: сгущение и разрежение воздуха объясняют происхождение всех вещей; воздух уравновешивает процессы происхождения и уничтожения вещей.
    Гераклит (540-480 до н.э.): природа подчиняется скрытому закону природы – Логосу. Огонь – энергетически-материальное и одновременно божественное воплощение Логоса. Огонь – энергия, благодаря которой всё в природе имеет возможность обмениваться друг на друга. Логос – закон сохранения энергии и тем самым всей природы.
    Пифагор (580-500): «Всё есть число» - закон порядка и совершенства всей природы: всякая гармония выразима числовой пропорцией, ограничивающей неограниченное. Следовательно, всё в природе познаваемо и выражаемо с помощью числа.

    1. Философский аспект глобальных проблем современности

    Глобальные проблемы отличаются от всех других двумя особенностями:

    1. они затрагивают интересы всего населения нашей пла­неты;

    2. решение их не под силу какой-либо одной стране и воз­можно только при условии международного сотрудни­чества и объединения человечества во всемирном мас­штабе.

    Специалисты насчитывают более двух десятков гло­бальных проблем. К ним, в частности, относятся:

    загрязнение природной среды обитания людей;

    истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов Земли;

    необходимость устранить угрозу атомной войны и ядер­ной катастрофы;

    задача предупреждения и предотвращения вооружен­ных конфликтов, особенно с применением оружия мас­сового уничтожения;

    борьба с международным терроризмом;

    опасности, связанные с генной инженерией и созданием генетически измененных видов растений и животных;

    проблемы сохранения здоровья населения, доступно­сти медицинской помощи, борьбы с эпидемиологиче­скими болезнями (СПИД и др.);

    задача сокращения разрыва между процветающими и бедствующими регионами.

    Глобальные проблемы взаимосвязаны. Обострение од­ной из них осложняет решение других.

    Билет №4

    1. Школы древней Греции ( Демокритов, Софисты, Сократ)

    Софисты:

    Протагор (480-410 до н.э.): человек – мера всех вещей. Не существует объективной истины: для каждого истинно то, что ему нравится. Не истина, или справедливость, а выгода – универсальный закон человеческой жизни. Среди несовместимых мнений следует выбирать не более истинное, ибо они все истинны, а основанное на вычислении всех последствий более выгодное.

    Горгий (480-380 до н.э.): все суждения о существовании природы ложны. Потому что ничего не существует в абсолютном смысле. Даже если нечто и существует в абсолютном смысле, оно не мыслимо и не познаваемо. Даже если нечто существует в абсолютном смысле, мыслимо и познаваемо, оно невыразимо и необъяснимо.
    Сократ (470-399): познание природы не делает нас мудрыми, т.к. только бог знает, как устроена природа. Специалисты в каком-либо деле так же не делают нас мудрыми. Человеческой мудрости мы можем научиться только у самих себя. Научись правильно определять добродетели и вычислять последствия своих поступков. Подчини тело душе, а душу – разуму. Стань своим собственным учителем и учеником. Узнай точно, чего ты не знаешь, и никогда не будешь путать знание с незнанием.
    Демокрит (460-370): атомы – невидимые, неделимые элементы бытия. Атом неделимы, бесконечны по числу и форме, вечно движутся в пустоте, цепляются друг с другом и создают вещи и миры. Пустота – небытие, необходимое для движения атомов. Возникновение вещей – соединение атомов, уничтожение вещей – разъединение атомов. Ничто не возникает беспричинно, всё происходит по необходимости.

    1. Чувственное и рациональное познание. Их формы. Интуитивное познание.

    Чувственное познание - это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.

    Рациональное познание — более сложный, чем чувственное познание способ отражения действительности посредством логического мышления (которое называют также абстрактным или рациональным мышлением). Основными чертами логического мышления являются его непротиворечивость, последовательность, определённость, обоснованность. С его помощью человек может выйти за пределы чувственного опыта и познать то, что в нем непосредственно не дано (например, сущность процессов и явлений).

    В отличие от чувственного познания, рациональное познание является обобщённым и опосредованным познанием действительности. Оно заключается в абстрагировании, обобщении, в оперировании абстракциями, что обеспечивает знание о некоем общем. Поэтому рациональное познание и отражает природу глубже, полнее даёт знание о сути.

    Интуитивное познание — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства. Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.

    Билет №5

    1. Философия нового времени

    Время: XVII—XVIII век.  Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего из опытного естествознания.

    – Р. Декарт (Франция); рационалистическая методология. Необходимость научного мышления. ошибаются не в восприятиях а в их осмыслении. Для осмысления природы нужен новый метод – дедукция. 4 правила: 1. не принимать за истину ничего, что бы ты не познал ясно или очевидно 2. делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей сколько потребуется чтобы их разделить 3. распологать свои мысли в определенном порядке, с простейших к сложным 4. делать всюду перечни и обзоры, чтобы быть уверенным что ничего не пропущено. Сущность вещей мы познаем разумом. «мыслю, следовательно существую». Идея бога у людей инстинктивная. Физика, общая теория природы и метафизика. Разделение на явление и сущность.

    – Б. Спиноза (Голландия); отрицает существование врожденных идей но есть врожденная способность приобретать знания. Познание: чувственный ограниченный опыт, рациональное познание, интуиция. Каждая вещь – необходимое следствие другой. Первопричина – бог. Два атрибута природы субстанции: протяжение, мышление. Случайностей нет. 3 системы: динамическая (по законам), статистическая(когда будущее неоднозначно) развивающая(человек).

    1. Антропосоциогенез. Биологическое и Социальное в человеке.

    Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами.

    Антропосоциогенез — исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

    Биологические и социальные факторы.

    Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: - биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

    - основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

    Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

    Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.
    Из-за этого рождаются понятия человек, индивид, индивидуальность, личность и общество
    Билет №6

    1. Философия Древней Индии и Древнего Китая


    Древняя Индия VI-V век до н. э.:
    Проблема – жизнь, которую мы не выбираем – цепь страданий. Как избавиться или уменьшить страдания – главная забота каждого человека.
    Веды: для понимания пути избавления от страданий следует различать существование и реальность. Существование объединяет все, что изменяется в пространстве, времени, связано причинными связями и тем самым несамодостаточно и невечно. Реальность объединяет все, что никогда не изменяется, вечно и выше всякого существования в мире, есть полное единство. Реальность распадается на два полюса— объективный (Брахман) и субъективный (Атман), которые различны лишь в мире существования. Причина различия — наше невежество (Авидья), вызванное неумением отличать вечное от невечного. Чтобы избавиться от страданий, человек должен поднять себя выше мира существования, постигнуть реальность как единство Брахмана и Атмана, слиться с Брахманом как конечной целью познания.
    Буддизм: чтобы избавиться от страданий и достигнуть состояния нирваны (состояние вечного блаженства), человек должен следовать четырём благородным истинам:
    1) жизнь полна страданий
    2) страдания имеют причину – эгоизм, ложные желания
    3) страдания можно прекратить
    4) метод устранения страданий – восьмеричный путь.

    Восьмеричный путь: от правильного понимания 4х благородных истин, к правильной решимости (стремлению преобразовать свою жизнь в соответствии с 4мя истинами), правильной речи (воздержанию от лжи), правильному действию, образу жизни (привычке честно трудиться и внутренне очищаться), правильному усилию (борьбе с соблазнами), правильному вниманию (подчинению себе своего ума и эмоций), и правильному сосредоточению (достижению полной невозмутимости и безразличия).
    Буддизм противоположен Веданты, т.к. утверждает способность самостоятельного освобождению человека.

    Древний Китай VI-V век до н. э.:

    Человек изначально не свободен: он не выбирает ни место, ни время, ни семью своего рождения.
    Даосизм: основатель - Лао-цзы. Мудрец – человек, отказавшийся от эгоизма, отбросивший ложные желания. Мудрец достигает абсолютной свободы и становится полностью подобным Дао. Ничего не делая, он достигает всего. Недеяние и достижение всего – высшая степень свободы человека.

    Конфуцианство: основатель – Конфуций. Свобода – в способности человека перестать быть «низким» (думает только о своей выгоде, требователен к другим, следует за ними, но не живёт в согласии с ними), научиться быть «благородным мужем» (следует долгу и закону, требователен к себе, живёт в согласии с другими, но не следует за ними, готов идти на смерть ради других): не делать другому ничего, чего себе не желаешь.

    1.   1   2   3


    написать администратору сайта