Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие биоэтики, ее содержание, цель и задачи.

  • Задача биоэтики

  • 3. Биоэтика, биомедицинская этика, медицинская этика.

  • Международные организации и правовое регулирование биоэтических проблем

  • 1. Reasons for the emergence of bioethics

  • Л_1_БЭ. Биоэтика как наука


    Скачать 157 Kb.
    НазваниеБиоэтика как наука
    Дата26.09.2018
    Размер157 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛ_1_БЭ.doc
    ТипДокументы
    #51673


    БИОЭТИКА КАК НАУКА

    1. Причины появления биоэтики.

    2. Биоэтика как наука, ее цели и задачи.

    3. Биоэтика, биомедицинская этика, медицинская этика.

    1. Причины появления биоэтики

    Медицинаэто сложная система естественно-научных и социально-гуманитарных знаний о человеке и его организме, личности, индивидуальности. Эти знания позволяют компетентно вмешиваться в психофизиологические процессы людей с целью борьбы и защиты от болезней.

    Человек — это часть биосферы и по своему происхождению существо биологическое, но в то же время является и надбиологическим существом. Биологическая жизнь людей всё больше и больше подчиняется социальным, политическим, культурным, морально-нравственным, духовным потребностям и интересам. Открыты новые методы воспроизводства человека (искусственное оплодотворение), продления и поддержания жизни (ИВЛ, искусственные сердце, почка), стало возможным «починить» человеческий организм, заменив больной орган на донорский (трансплантология) и т.д. Уже сегодня генетики говорят о том, что в принципе можно заранее планировать способности будущего ребёнка при помощи биотехнологий. Это выводит вид Homo sapiens из-под жесткого контроля природы. Мы уже не нуждаемся в естественном отборе (смерть) как факторе приспособления и адаптации.

    Современное общество оказалось интеллектуально и морально неподготовленным к новейшим открытиям в области биологии, медицины, генной инженерии и т.д. Это породило глобальный антропологический, социальный и духовный кризис человечества. Возник парадокс: современная наука помогла человеку достичь небывалого могущества в освоении природы, но в тоже время, привела к резкому возрастанию негативных природных факторов, влияющих на жизнь, здоровье и благополучие человека. Перед обществом встали вопросы о способах выживания человека как биологического вида и сохранении биосферы Земли.

    Мы сегодня вынуждены адаптироваться к новым условиям, порождённым глобальным кризисом цивилизации, в частности экологическим кризисом. На помощь приходят биотехнологии, с их помощью учёные:

    • выводят устойчивые к болезням растения, что позволяет не применять химические средства защиты, вредные для человека и природы;

    • решают проблему биопереработки бытовых отходов с помощью микроорганизмов;

    • используя особые микроорганизмы, научились очищать воды мирового океана от продуктов нефтехимии;

    • разработали дешёвое белковое питание для борьбы с голодом в бедных странах;

    • разрабатывают новые технологии переработки и хранения продуктов питания.

    Биотехнологии открывают блестящие перспективы в поддержании здоровья человека и лечения различных болезней:

    1. Получение белков растений, животных и человека, необходимых для производства широкого спектра лекарств

    2. Направленный транспорт лекарств в организме человека.

    3. Диагностика и последующее лечение ряда наследственных болезней: миопатия, психические расстройства, аллергический диатез, болезни крови, тяжелые иммунодефициты и др.

    Однако новые технологии породили новые этические проблемы, опасные для благополучия человека. В чем конкретно это выражается?

    1. Получение качественных медицинских услуг становится привилегией богатых людей.

    2. Дефицит донорских органов, что делает возможным денежную эксплуатацию как доноров, так и реципиентов, отдающих за деньги свои органы.

    3. Фармацевтические фирмы из-за коммерческого расчета либо не производят дешёвые препараты, либо искусственно поддерживают высокие цены. Нарушение прав испытуемых при клинических исследованиях новых ЛС.

    4. Информация о некоторых заболеваниях может использоваться в дискриминационных целях: увольнение с работы, отказ в страховке, нанесение морального ущерба. Возможна перспектива возникновения биологически низшего класса, представители которого окажутся париями общества (случай с ошибкой в диагностике проказы в Нижнем Новгороде).

    5. Решение демографической проблемы с помощью искусственного воспроизводства (ИИ, ЭКО, суррогатное материнство, клонирование). Но эти методы нарушают самоопределение личности ребёнка.

    6. Старение человеческих популяций в экономически благополучных странах. Неконтролируемый рост народонаселения Земли.

    7. Человек от рождения до смерти в силу своей биосоциальной природы оказывается под контролем медиков. Это позволяет вовремя выявлять болезни и их лечить. Но это привело к ограничению права человека распоряжаться своим телом и принимать решения относительно своей жизни и смерти.

    8. Внедрение новых технологий в медицину и фармацию изменило традиционное понимание жизни и смерти – их начала и конца. Это породило проблему прав нерожденных детей на жизнь, эвтаназию, поддержание жизни с помощью искусственных аппаратов жизнедеятельности.

    Это привело к тому, что доверие людей к медицине в целом было основательно подорвано. Перед обществом встали важные вопросы:

    1. Соответствует ли современная наука принципам уважения человеческой личности?

    2. Как относиться к уже накопленным биомедицинским знаниям, если они могут быть использованы и во благо и во зло человеку? Развивать ли дальше научный поиск и есть ли этические пределы научным изысканиям?

    3. Какова роль ученого, которому зачастую неподконтрольны его открытия и медика, использующего новые методы вмешательства в организм человека?



    В ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным научно-техническим прогрессом, возник новый культурный феномен – биоэтика, с целью защиты фундаментальных моральных ценностей.

    Вывод: формирование и развитие биоэтики обусловлено следующими причинами:

    1. Массированное внедрение в повседневную практику новых биомедицинских технологий, и возникающие в связи с этим вопросы морально-этического и правового характера.

    2. Технологическое перевооружение современной медицины.

    3. Нетрадиционные методы вмешательства в организм человека.

    4. Трансформация традиционной этики в условиях НТП.

    5. Новое понимание характера взаимоотношений между врачом и пациентом.

    Быстрое развитие биоэтики обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.

    Объективные:

    1. Прогресс в области биологических и медицинских исследований.

    2. Научно-техническое развитие, техническая унификация, компьютерно-информационный бум. Всё это позволило осуществить технологическое перевооружение материальной базы биологической и медицинской наук.

    3. Кардинальные изменения в медико-клинической практике и ценностной нагруженности знания, вызвавшие усложнение ситуации принятия решения и разрешения морально-правовых проблем, встающих как перед медицинским персоналом, так и перед представителями других профессий.

    Субъективные:

    1. Возрастание роли Человека как “меры” и как творца, повышение качества и нормативно-ценностной определенности человеческой жизни, установка на расширение прав человека и повышения моральной ответственности личности как гражданина и профессионала.

    2. Глобализация мировых процессов, последовательно ведущая к расширению диалога между культурами, профессиями и людьми.

      1. Понятие биоэтики, ее содержание, цель и задачи.

    Биоэтика, появилась в начале 70-х годы 20 столетия, и была своего рода «криком о помощи» со стороны людей, которые оказались перед лицом риска и отрицательных последствий биомедицинских технологий.

    Что такое биоэтика?

    Термин «биоэтика» состоит из двух слов: «био» – «жизнь». Этика – философская наука о морали – системе ценностей, которой руководствуются люди. Традиционно этика трактуется как гуманная философия и рассматривается как одно из проявления человеколюбия. Следовательно, биоэтика – это этика жизни.

    Биоэтика в широком смысле слова – это сфера междисциплинарных исследований, публичных дискуссий и политических решений, связанных с осмыслением, обсуждением и разрешением разнообразных моральных проблем, которые порождают новейшие достижения биомедицинской науки и практика здравоохранения. Термин «биоэтика» был впервые использован в 1970 амер. медиком Ван Ренсселер Поттером (1911–2001) в работе «Биоэтика – мост в будущее». Биоэтика рассматривается Поттером как «новая дисциплина», которая перекинет мост между биологией и этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как вида при обеспечении достойного качества его жизни. Биоэтика станет наукой выживания.

    «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности» (В.Р. Поттер).

    А. Хеллегерс (амер. врач) (1926-1979) биоэтику представил как новый способ осмысления и решения тех моральных конфликтов, которые порождает высоко технологичная медицина. Именно Хеллегерс придал биоэтике академический статус и способствовал её признанию в биомедицинских науках, политике и СМИ. Сегодня биоэтика – это не просто новая область знания, это поле общественного диалога, который призван обеспечить согласование интересов науки с интересами человека.

    Биоэтика – это междисциплинарная область знания, которая возникает на стыке философии, права, медицины, социологии, политологии, демографии, культурологии, религиоведения. Она исследует нравственные аспекты отношения человека к жизни и смерти и включает самый широкий круг социально-экономических, морально-этических и юридических проблем современной медицины. В этом смысле, биоэтика представляет собой концепцию морально-нравственных основ защиты человека и здоровья населения в целом, защиты качества жизни, физической и психической неприкосновенности человека и его человеческого достоинства. Она изучает противоречие между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья и достижениями биологии, медицины и фармации, которые прямо или опосредовано могут нанести ущерб здоровью и качеству жизни. Главная идея биоэтики состоит в том, что общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических фактов. Её цельвыработка морально нравственных норм, требований и принципов, иных механизмов, обеспечивающих использование научно-технических достижений только во благо человека и природы.

    Биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.

    Во-первых, — это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

    Во-вторых, — это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России.

    В-третьих, — это бурно развивающийся социальный институт. Он включает сложную систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских и практических организаций) этических комитетов. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.

    Уставом ЮНЕСКО определена структура биоэтики как науки:

    1) теоретико-философская биоэтика (философские аспекты биологических, медицинских, фармацевтических и ветеринарных наук; биоэтика в различных социокультурных контекстах; история биоэтики);

    2) Биомедицинская этика (клиническая биоэтика);

    3) Фармацевтическая биоэтика;

    4) Биоэтика создания и клинических испытаний ЛС.

    Как наука биоэтика занимается анализом действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей. Исходя из данной трактовки, содержание биоэтики включает:

    1. Поиск диалога и солидарности граждан в защите добра и противопоставлении его злу в ситуациях, порожденных НТП в области медицины.

    2. Аксиологические проблемы современной медицины.

    3. Этическое отношение к жизни и смерти.

    4. Этико-правовые отношения «врач-пациент».

    5. Нравственное отношение человека ко всему живому.

    Цель биоэтики: поиск морально-правовых решений нетрадиционных медико-биологических ситуаций, связанных с началом и концом жизни и вмешательством в жизнь человека. Задача биоэтики: разработка теории правовой защиты личности и ее реальное осуществление на практики.

    Основные проблемы биоэтики:

    • защита прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);

    • справедливость в здравоохранении;

    • взаимоотношение с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);

    • аборты, контрацепция и новые репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);

    • проведение экспериментов на человеке и животных;

    • выработка критериев диагностики смерти (новое понимание жизни и смерти);

    • трансплантология;

    • современная генетика (генодиагностика, генная терапия и инженерия);

    • манипуляции со стволовыми клетками;

    • клонирование (терапевтическое и репродуктивное);

    • оказание помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);

    • самоубийство и эвтаназия (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

    3. Биоэтика, биомедицинская этика, медицинская этика.

    Биоэтика – это междисциплинарная дисциплина, ядром которой является отношение к жизни и смерти. Ее отправной точкой являются новейшие достижения биологии и биомедицины.

    Биомедицинская этика – это прикладная медицинская этика, составная часть биоэтики, которая решает частные этические проблемы биомедицины. БМЭ отличается динамикой своей проблематики, движется от эмпирического описания проблем врачебной морали к философскому осмыслению нравственности в свете биомедицинских исследований и манипуляций

    В историческом аспекте медицинская этика существует в четырех основных моделях:

    1) Модель Гиппократа («Клятва», «О законе» и др.). Главное этическое требование, сформулированное Гиппократом – «не навреди», нравственная сущность которого – фундаментальная медицинская гарантия защиты жизни человека. Из этого вытекают следующие положения: а) любые действие врача должны идти на благо пациента; б) сохранение врачебной тайны; в) уважение человеческой жизни. Гиппократ положил начало патернализму в медицине.

    2) Модель Парацельса определяет нравственное отношение врача к пациенту с позиции требования «делай добро». На первый план выдвигаются такие этические принципы, как гуманизм, милосердие, благодеяние. Парацельс рассматривал цель врачевания как творение любви к ближнему. Любовь есть основа лекарства, сила врача в его сердце, врачевание должно руководиться Богом и поддерживаться опытностью медика. Парацельс дал начало суггестивной терапии как эффективной составляющей лечения. Особое значение он отводил вере пациента во врача.

    3) Деонтологическая модель МЭ складывается в конце 18 – начале 19 веков. Эта модель предполагает нравственную безупречность в поведении медика. Деонтологическая модель – это свод обязательных для выполнения правил в системе взаимоотношений медика с пациентом, его родственниками, коллегами и администрацией. Основой этой модели составляет принцип «соблюдения долга», следовательно, нравственность и профессионализм врача, м\с – это готовность и способность выполнять нравственные требования, которые им предъявляет общество. На сегодняшний день существуют моральные правила поведения для каждой специальности. Особую роль медицинская деонтология играет в сестринском процессе.

    4) Биомедицинская модель основывается на принципе уважения прав и достоинства человека. Это предполагает изменения сути взаимоотношения медика и пациента. И прежде всего, преодоление патернализма в медицине и внедрение новых моделей взаимоотношений, основанных на автономии пациента и уважении его прав (информационная, коллегиальная, совещательная модели). Главные принципы БМ модели: автономия пациента, информированное согласие, «не навреди», конфиденциальность и правдивость.

    БМЭ определяет меру вмешательства медицинского персонала с точки зрения этики и права не только в организм человека, но и его жизнь в целом.

    В целом, БЭ – институционально организованная социальная технология с системой либеральных ценностей, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. На сегодняшний день разработаны конкретные механизмы правовой защиты личности: - этические кодексы и законы, носящие как государственный, так и международный статус. Этические и правовые механизмы контроля за действиями медиков дополняются системой биоэтических комитетов.

    Биоэтические комитеты обеспечивают взаимодействие медиков и пациентов, их родственников. В решение сложных этико-правовых ситуаций принимают участие философы, священники, правоведы, политические и общественные деятели. Прецедент создания БЭ комитетов принадлежит США, когда в 50-х годах разразился скандал по поводу нарушения этических норм при исследования нового препарата против сифилиса. На сегодняшний день и в США, и в Европе любое клиническое или медицинское исследование возможно только после одобрения БЭ комитетом.

    Задачи БЭ комитетов:

    • Обсуждение моральных проблем, возникающих при нетрадиционном вмешательстве в организм человека;

    • Контроль за соблюдением автономии пациента и его прав;

    • Консультация граждан по биоэтическим проблемам (эвтаназия, аборт, трансплантология, суррогатное материнство, искусственное оплодотворение, клинические испытания лекарств и новых методов лечения на человеке);

    • Правовое образование медперсонала больницы;

    • Формирование политики больницы в области биоэтики.

    Сегодня в мире складывается глобальная сеть этических комитетов, т.к. вопросы, связанные с исследованием на человеке, трансплантацией органов, эвтаназией, искусственным воспроизводством потомства, клонированием, генной инженерией затрагивают интересы не отдельных государств, а человечества в целом.

    Международные организации и правовое регулирование биоэтических проблем

    В ЮНЕСКО действуют два комитета по биоэтикемеждународный и межправительственный. В Совете Европы этой тематикой занимается Руководящий комитет по биоэтике. Рабочая группа по биоэтике существует и в рамках ВОЗ. Этическое и правовое регулирование в области Б. осуществляется на основе международных нормативных документов. Важнейшие из них:

    • Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (ЮНЕСКО, 1997);

    • Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005);

    • Декларация о клонировании человека (ООН, 2005);

    • Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней, касающиеся запрета клонирования человека, трансплантологии, биомедицинских исследований.

    • Хельсинкская декларация Всемирной медицинской организации (1964, последняя редакция — 2000) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».

    BIOETHICS AS SCIENCE

    1. Reasons for the emergence of bioethics.

    2. Bioethics as a science, its goals and tasks.

    3. Bioethics, biomedical ethics, medical ethics.

    1. Reasons for the emergence of bioethics

    Medicine is a complex system of natural-scientific and social-humanitarian knowledge about a person and his body, personality, individuality. This knowledge allows you to competently interfere in the psychophysiological processes of people with the goal of fighting and protecting against disease.

    A person is a part of the biosphere and, in its origin, a biological being, but at the same time is a supra-biological being. The biological life of people is more and more subject to social, political, cultural, moral, moral, spiritual needs and interests. New methods of human reproduction (artificial insemination), prolongation and maintenance of life (artificial ventilation, artificial heart, kidney) were opened, it became possible to "repair" the human body, replacing the sick organ with donor (transplantology), etc. Even today, geneticists say that in principle, it is possible to plan in advance the abilities of a future child with the help of biotechnology. This displays the species Homo sapiens from under the strict control of nature. We no longer need natural selection (death) as a factor of adaptation.

    Modern society turned out to be intellectually and morally unprepared for the latest discoveries in the field of biology, medicine, genetic engineering, etc. This gave birth to the global anthropological, social and spiritual crisis of mankind. A paradox arose: modern science helped a person achieve unprecedented power in the development of nature, but at the same time, led to a sharp increase in negative natural factors affecting the life, health and well-being of man. Before the society there were questions about ways of survival of man as a biological species and preservation of the Earth's biosphere.

    We today have to adapt to the new conditions created by the global crisis of civilization, in particular the ecological crisis. To help come biotechnology, with their help, scientists:

    • remove plants resistant to disease, which allows not to use chemical protective equipment, harmful to humans and nature;

    • solve the problem of bioprocessing household waste with the help of microorganisms;

    • using special microorganisms, have learned to purify the waters of the world ocean from petrochemical products;

    • Developed cheap protein nutrition to fight hunger in poor countries;

    • develop new technologies for processing and storing food products.

    Biotechnologies offer brilliant prospects in maintaining human health and treating various diseases:

    1. Obtaining the proteins of plants, animals and humans needed to produce a wide range of drugs

    2. Directional transport of drugs in the human body.

    3. Diagnosis and subsequent treatment of a number of hereditary diseases: myopathy, mental disorders, allergic diathesis, blood diseases, severe immunodeficiency, etc.

    However, new technologies have created new ethical problems that are dangerous for human well-being. In what exactly is this expressed?

    1. Getting high-quality medical services becomes the privilege of rich people.

    2. Deficiency of donor organs, which makes it possible to monetize both donors and recipients paying their organs for money.

    3. Pharmaceutical firms because of commercial calculation either do not produce cheap drugs, or artificially maintain high prices. Violation of the rights of subjects in clinical trials of new drugs.

    4. Information on certain diseases can be used for discriminatory purposes: dismissal from work, denial of insurance, moral damage. The prospect of the emergence of a biologically lower class is possible, the representatives of which will be pariahs of society (the case with an error in the diagnosis of leprosy in Nizhny Novgorod).

    5. Solving the demographic problem through artificial reproduction (AI, IVF, surrogate motherhood, cloning). But these methods violate the child's self-determination.

    6. Aging of human populations in economically sound countries. Uncontrolled growth of the population of the Earth.

    7. Man from birth to death due to his biosocial nature is under the control of doctors. This allows you to identify diseases and treat them in time. But this led to the restriction of the human right to dispose of his body and make decisions about his life and death.

    8. The introduction of new technologies into medicine and pharmacy has changed the traditional understanding of life and death - their beginning and end. This gave rise to the problem of the rights of unborn children to life, euthanasia, the maintenance of life through artificial devices of life.

    This led to the fact that people's confidence in medicine as a whole was thoroughly undermined. The society faced important questions:

    1. Does modern science correspond to the principles of respect for the human person?

    2. How to relate to the already accumulated biomedical knowledge, if they can be used for both good and evil to man? Whether to develop further scientific search and are there ethical limits to scientific research?

    3. What is the role of the scientist, who is often out of control of his discoveries and a physician using new methods of interfering with the human body?

     

    In response to threats to the moral and physical well-being of man, generated by the rapid scientific and technological progress, a new cultural phenomenon emerged - bioethics, in order to protect fundamental moral values.

    Conclusion: the formation and development of bioethics is due to the following reasons:

    1. Massive introduction of new biomedical technologies into everyday practice, and moral and ethical and legal issues arising in connection with this.

    2. Technological re-equipment of modern medicine.

    3. Non-traditional methods of interference in the human body.

    4. Transformation of traditional ethics in the context of scientific and technical progress.

    5. A new understanding of the nature of the relationship between the doctor and the patient.

    The rapid development of bioethics is due to both objective and subjective reasons.

    Objective:

    1. Progress in biological and medical research.

    2. Scientific and technical development, technical unification, computer-information boom. All this allowed the technological re-equipment of the material base of biological and medical sciences.

    3. Cardinal changes in medical and clinical practice and the value of knowledge, which caused the complication of the situation of decision-making and resolution of moral and legal problems that arise both in front of medical personnel and in representatives of other professions.

    Subjective:

    1. Increasing the role of Man as a "measure" and as a creator, improving the quality and normative value of life, setting the expansion of human rights and raising the moral responsibility of the individual as a citizen and professional.

    2. Globalization of world processes, consistently leading to the expansion of dialogue between cultures, professions and people.

    2 The concept of bioethics, its content, purpose and objectives.

    Bioethics, appeared in the early 70s of the 20th century, and was a kind of "cry for help" from people who faced the risks and negative consequences of biomedical technology.

    What is bioethics?

    The term "bioethics" consists of two words: "bio" - "life." Ethics - the philosophical science of morality - a system of values ​​that guided people. Traditionally, ethics is treated as a humane philosophy and is seen as one of the manifestations of philanthropy. Consequently, bioethics is the ethics of life.

    Bioethics in the broad sense of the word is the sphere of interdisciplinary research, public discussions and political decisions related to the comprehension, discussion and resolution of the various moral problems that generate the latest achievements in biomedical science and healthcare practice. The term "bioethics" was first used in the 1970s. physician Van Rensselaer Potter (1911-2001) in the work "Bioethics - a bridge to the future." Bioethics is seen by Potter as a "new discipline" that will bridge the gap between biology and ethics in order to solve the long-term problem of human survival as a species while ensuring a decent quality of life. Bioethics will become a science of survival.

    "The science of survival should not be just a science, but a new wisdom that would unite the two most important and essential elements - biological knowledge and universal values" (VR Potter).

    A. Hellegers (american doctor) (1926-1979) presented bioethics as a new way of comprehending and resolving those moral conflicts that are generated by highly technological medicine. It was Hellegers that gave bioethics academic status and contributed to her recognition in biomedical sciences, politics and the media. Today, bioethics is not just a new field of knowledge, it is a field of social dialogue that is designed to ensure the coordination of science interests with human interests.

    Bioethics is an interdisciplinary field of knowledge that arises at the intersection of philosophy, law, medicine, sociology, political science, demography, cultural studies, and religious studies. She explores the moral aspects of a person's relationship to life and death and includes the widest range of socio-economic, moral and ethical and legal problems of modern medicine. In this sense, bioethics is a concept of moral and moral bases of human protection and public health as a whole, protection of the quality of life, physical and mental integrity of a person and his human dignity. She studies the contradiction between the interests of people, as well as their communities in the field of health and the achievements of biology, medicine and pharmacy, which directly or indirectly can damage health and quality of life. The main idea of bioethics is that human values should not be considered separately from biological facts. Its goal - the development of moral and moral standards, requirements and principles, other mechanisms that ensure the use of scientific and technological achievements only for the benefit of man and nature.

    Bioethics includes a number of closely related forms of activity.

    First, it is a multidisciplinary field of research on the conditions and consequences of scientific and technological progress in biomedicine. Problems facing humanity are studied by doctors, biologists, philosophers, theologians, lawyers, psychologists, political scientists and representatives of other disciplines.

    Secondly, this is the sphere of academic and educational activity. Various courses of bioethics are taught in kindergartens, schools and lyceums, universities (medical, biological, philosophical, theological and other faculties). Since 2000, bioethics has been introduced as a subject of compulsory teaching in Russian medical schools.

    Third, it is a rapidly developing social institution. It includes a complex system of international (at the level of the UN, UNESCO, WHO, the Council of Europe, etc.), national (in the system of state and professional organizations), regional and local (in the structures of research and practical organizations) ethical committees. Bioethics in a certain aspect is part of the human rights movement in the field of health.

    The Constitution of UNESCO defines the structure of bioethics as a science:

    1) theoretical and philosophical bioethics (philosophical aspects of biological, medical, pharmaceutical and veterinary sciences, bioethics in various sociocultural contexts, history of bioethics);

    2) Biomedical ethics (clinical bioethics);

    3) Pharmaceutical bioethics;

    4) Bioethics of creation and clinical trials of drugs.

    As a science, bioethics deals with the analysis of human actions in biology and medicine in the light of moral values. Proceeding from this interpretation, the content of bioethics includes:

    1. Search for dialogue and solidarity of citizens in protecting good and opposing its evil in situations generated by the NTP in the field of medicine.

    2. Axiological problems of modern medicine.

    3. Ethical attitude to life and death.

    4. Ethical-legal relations "doctor-patient".

    5. Moral relationship of man to all living things.

    The goal of bioethics: the search for moral and legal solutions to non-traditional medical and biological situations associated with the beginning and end of life and interference in a person's life. The task of bioethics: the development of the theory of legal protection of the individual and its real implementation on practice.

    The main problems of bioethics:

    • Protection of the rights of patients (including HIV infected, psychiatric patients, children and other patients with limited competence);

    • equity in health care;

    • relationship with wildlife (ecological aspects of the development of biomedical technology);

    • abortion, contraception and new reproductive technologies (artificial insemination, fertilization "in vitro" followed by implantation of the embryo into the uterus, surrogate motherhood);

    • carrying out experiments on humans and animals;

    • development of criteria for diagnosis of death (a new understanding of life and death);

    • transplantology;

    • modern genetics (genodiagnostics, gene therapy and engineering);

    • manipulation of stem cells;

    • Cloning (therapeutic and reproductive);

    • assisting dying patients (hospices and palliative care organizations);

    • Suicide and euthanasia (passive or active, voluntary or violent).

    3. Bioethics, biomedical ethics, medical ethics.

    Bioethics is an interdisciplinary discipline, the core of which is the attitude to life and death. Its starting point is the latest achievements of biology and biomedicine.

    Biomedical ethics is an applied medical ethics, an integral part of bioethics, which solves the particular ethical problems of biomedicine. The BME is distinguished by the dynamics of its problems, moves from an empirical description of the problems of medical morality to the philosophical comprehension of morality in the light of biomedical research and manipulation

    In the historical aspect, medical ethics exist in four main models:

    1) The Hippocratic model ("Oath", "On the Law", etc.). The main ethical requirement formulated by Hippocrates is "do no harm", the moral essence of which is a fundamental medical guarantee for the protection of human life. From this follows the following provisions: a) any action of the doctor should be for the benefit of the patient; b) Preservation of medical secrecy; c) respect for human life. Hippocrates initiated paternalism in medicine.

     2) The model of Paracelsus determines the moral attitude of the doctor to the patient from the position of the requirement "do good." To the fore, ethical principles such as humanism, mercy, benevolence are put forward. Paracelsus considered the purpose of healing as the creation of love for one's neighbor. Love is the basis of medicine, the strength of the doctor in his heart, healing should be guided by God and supported by the experience of the physician. Paracelsus gave rise to suggestive therapy as an effective component of treatment. He attached particular importance to the patient's belief in the doctor.

    3) The deontological model of the ME is formed in the late 18th and early 19th centuries. This model implies moral perfection in the behavior of the physician. The deontological model is a code of compulsory rules in the system of the physician's relationship with the patient, his relatives, colleagues and administration. The basis of this model is the principle of "compliance with debt," therefore, the morality and professionalism of the doctor, m \ s is the willingness and ability to fulfill the moral demands that society makes to them. To date, there are moral rules of conduct for each profession. A special role is played by medical deontology in the nursing process.

    4) The biomedical model is based on the principle of respect for human rights and dignity. This involves changing the essence of the relationship between the medic and the patient. And above all, overcoming paternalism in medicine and introducing new models of relationships based on patient autonomy and respect for its rights (information, collegial, deliberative models). The main principles of the BM model: patient autonomy, informed consent, "do no harm", confidentiality and truthfulness.

    The LME determines the extent to which medical personnel intervene in terms of ethics and law not only in the human body, but also in their life as a whole.

    In general, BE is an institutionally organized social technology with a system of liberal values that protect the rights and freedoms of citizens. To date, specific mechanisms for the legal protection of the individual have been developed: - ethical codes and laws that bear both state and international status. Ethical and legal mechanisms for monitoring the actions of physicians are supplemented by a system of bioethical committees.

    Bioethical committees ensure the interaction of physicians and patients, their relatives. Philosophers, priests, jurists, political and public figures take part in solving complex ethical-legal situations. The precedent for the creation of BE committees belongs to the United States, when in the 1950s a scandal erupted over the violation of ethical standards when researching a new drug against syphilis. To date, both in the US and Europe, any clinical or medical research is possible only after the approval of the BE by the committee.

    The tasks of BE committees:

    • Discussion of moral problems arising from non-traditional interference in the human body;

    • Monitoring the patient's autonomy and rights;

    • Consultation of citizens on bioethical problems (euthanasia, abortion, transplantology, surrogate motherhood, artificial insemination, clinical trials of medicines and new methods of treatment on humans);

    • Legal education of the medical staff of the hospital;

    • Formulating the hospital's policy in the field of bioethics.

    Today there is a global network of ethical committees in the world. issues related to research on humans, organ transplantation, euthanasia, artificial reproduction of offspring, cloning, genetic engineering affect the interests not of individual states, but of humanity as a whole.

    International organizations and legal regulation of bioethical problems

    In UNESCO, there are two Bioethics Committees - international and intergovernmental. In the Council of Europe, the Steering Committee on Bioethics is addressing this issue. The working group on bioethics exists also within the framework of WHO. Ethical and legal regulation in the field of B. is carried out on the basis of international normative documents. The most important of them:

    • The Universal Declaration on the Human Genome and Human Rights (UNESCO, 1997);

    • Universal Declaration on Bioethics and Human Rights (UNESCO, 2005);

    • The Declaration on Human Cloning (UN, 2005);

    • The Convention on Human Rights and Biomedicine (Council of Europe, 1997) and its additional protocols on the prohibition of human cloning, transplantation, biomedical research.

    • Helsinki Declaration of the World Medical Organization (1964, latest edition - 2000) "Ethical Principles of Scientific Medical Research with Human Participation".



    написать администратору сайта