Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1 Биография художника Бориса Кустодиева

  • 1.3 Театральные работы

  • Значимые работы

  • Описание репродукции картины «Купчихи из Кинешмы».

  • ИЗО кинешма. Биография художника Бориса Кустодиева 2 2 Семья 4 3 Театральные работы 4


    Скачать 424.36 Kb.
    НазваниеБиография художника Бориса Кустодиева 2 2 Семья 4 3 Театральные работы 4
    Дата03.05.2023
    Размер424.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИЗО кинешма.docx
    ТипБиография
    #1107274

    Оглавление


    1.Борис Кустодиев – жизнь и творчество художника 1

    1.1 Биография художника Бориса Кустодиева 2

    1.2 Семья 4

    1.3 Театральные работы 4

    1.4 Награды 5

    1.5Значимые работы 6

    2.Описание репродукции картины «Купчихи из Кинешмы». 11

    Борис Кустодиев «Купчихи в Кинешме» 12



    1. Борис Кустодиев – жизнь и творчество художника

    1.1 Биография художника Бориса Кустодиева

    Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев (1841—1879, Астрахань), был профессором философииистории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.



    Мать Бориса Кустодиева, его сын Кирилл и жена Юлия, лето 1904 г.

    Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. В семье осталось четверо детей, кроме Бориса был ещё младший брат Михаил] и сёстры. Мать Екатерина Прохоровна зарабатывала на жизнь вышиванием на заказ и играла на рояле в домах местных купцов по праздникам]. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С помощью денег родного дяди Степана Никольского в 1894—1896 годах брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. А. Власова[5].

    В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина (с его подачи) «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург), написав около трети портретов. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой — 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Они обвенчались в Петербурге 8 января 1903 года в небольшой церкви на Екатерининском канале. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

    30 октября 1903 года окончил учебный курс с золотой медалью, за картину «На базаре» получил звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

    В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в ГерманииИталииИспании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.

    Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

    В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы, и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. Вследствие раскола Союза русских художников, явившегося реакцией на статью А. Н. Бенуа о выставке 1909—1910 годов, опубликованной в газете «Речь», Б. М. Кустодиев, в числе других петербургских мастеров, 7 октября 1910 года вышел из «Союза». С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».

    В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. В 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию, поскольку тяжёлые признаки болезни спины заставили его провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. Несколько операций принесли лишь временное облегчение. В 1913 году преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург). В 1914 году Кустодиев снимал квартиру в петербургском доходном доме по адресу: Екатерингофский проспект, 105. С 1915 года до конца жизни жил в доходном доме Е. П. Михайлова (Введенская улица, д. 7, кв. 50). Когда в 1915 году Борис Михайлович вернулся в Москву для работы в Московском Художественном театре над декорациями для «Осенних скрипок» И. Д. Сургучева, он уже был тяжело болен. По ночам он кричал от боли, его мучил один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в его спину и раздирают позвонки.



    Могила Б. М. Кустодиева. Санкт-Петербург, 2008 год.

    Боли в руке художника снова начались в 1916 году, операцию делали в Санкт-Петербурге. Руку удалось оживить, но начались проблемы с ногами. Последние годы жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

    После второй операции Кустодиев провёл лето 1917 года в выборгском санатории «Конкала». Там были написаны портреты графини С. А. Грабовской на фоне соснового парка, дочери московских миллионеров Лопатиной, дочери выборгского купца Эмиля Фредрика Буттенгофа Аниты Буденгоф (Буттенгоф). Там написана и картина «На мосту» и одноимённая зарисовка, а также пейзажи «Конкола (Финляндия)» и «Лесное озеро в Конкола». Искусствовед А. Г. Мартынова в 2018 году выявила ещё одну уникальную работу художника — «Этюд. Конкола. Бывшее имение Буденгофа», а также предварительно атрибутировала как относящиеся к выборгскому периоду художника натюрморт «Финский букет» (1917), «Вечерний пейзаж» (1917) и «Пейзаж с цветочной клумбой» (1917).

    В марте 1927 года Кустодиев получил разрешение Наркомпроса выехать в Германию для лечения в клинике О. Ферстера, на которое правительство выделило деньги, но этой поездке не суждено было состояться. Кустодиев скончался от скоротечного воспаления лёгких 26 мая 1927 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах художника и памятник перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

    1.2 Семья

    Кустодиев Борис c женой Юлией. 1903 г.

    В 1900 году в деревне Калганово, расположенной недалеко от большого торгового села Семеновское-Лапотное Костромской губернии, куда он летом выехал на этюды, Б. М. Кустодиев познакомился с 19-летней Юлией Прошинской (1880—1942). На чувства молодого художника Юлия Прошинская ответила взаимностью и стала его женой в 1903 году, приняв фамилию мужа. В счастливом браке родились сын Кирилл (1903—1971), ставший художником, и дочь Ирина (1905—1981). Третий ребёнок, Игорь, умер 11-месячным младенцем от менингита в 1907 году. Юлия Кустодиева пережила мужа на 15 лет и скончалась в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде от голода[15]. Внучка — Татьяна Кирилловна Кустодиева (1933—2021) — искусствовед, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа[16], автор «Каталога эрмитажной коллекции итальянской живописи XIII—XVI веков» (2011).

    1.3 Театральные работы

    Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—1920 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр, постановка не осуществлена). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А. Серова «Вражья сила» (Академический, бывший Мариинский, театр, 1921)

    Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого:

    «Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. … Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем „Блоха“. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».

    После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», 1919—1920, Государственная Третьяковская галерея; «Праздник в честь II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Государственный Русский музей).

    1.4 Награды

    • Серебряная медаль Международной выставки в Брюсселе (1900)

    • Малая золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене (1901)

    • Большой приз Ассоциации венских художников Международной художественной выставки в Мюнхене (1903)

    • Большая золотая медаль Международной художественной выставки в Венеции (1907)

    • Золотая медаль Балтийской выставки в Мальмё (Швеция, 1914).



      1. Значимые работы



    Автопортрет (1912). Галерея Уффици.

    • «Портрет А. Н. Протасовой» (1900)

    • «Монахиня» (1901)

    • «Портрет Ивана Билибина» (1901)

    • «Портрет С. А. Никольского» (1901)

    • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)

    • «Автопортрет» (1904)

    • «Утро» (1904, Русский музей)

    • «Вступление. Москва» (1905)

    • «На террасе»[21](1906, Нижегородский государственный художественный музей)

    • «Портрет женщины в голубом» (1906)

    • «Портрет писательницы А. В. Шварц» (1906)

    • «Сирень» (1906)

    • «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея)

    • «Земская школа в Московской Руси» (1907, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

    • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)

    • «Монахиня» (1908)

    • «Японская кукла» (1908, Третьяковская галерея)

    • «Чтение манифеста» (1909)

    • «Деревенский праздник. Фрагмент» (1910)

    • «У иконы Спаса» (1910)

    • «Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А. Н. Островского „Горячее сердце“» (1911)

    • «Портрет Н. И. Зеленской» (1912)

    • «Красная башня Троице-Сергиевой лавры» (1912)

    • «Автопортрет» (1912, Галерея УффициФлоренция)

    • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)

    • «Ярмарка в Кинешме»

    • «Морозный день» (1913)

    • «Портреты Н. К. фон Мекка» (1912) и (1913)

    • «Портрет Николая Константиновича Рериха» (1913)

    • «Жатва» (1914)

    • «Портрет А. И. Анисимова» (1915, Государственный Русский музей)

    • «Красавица» (1915, Государственная Третьяковская галерея)

    • «Масленица» (1916, Третьяковская галерея)

    • «Московский трактир» (1916, Третьяковская галерея)

    • «Балаганы» (1917, Русский музей)

    • «Сенокос» (1917, Третьяковская галерея)

    • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)

    • «Портрет Мити Шостаковича» с надписью: «Моему маленькому другу Мите Шостаковичу — от автора. 1919 год». (Находился в личном пользовании)

    • «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921, Русский музей)

    • «Большевик» (1919—1920, Третьяковская галерея)

    • «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“» (1920, Государственный Русский музей)

    • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1921, Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге; 1922, авторская копия, Русский музей)

    • "Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (в юности) (1923)

    • «Портрет профессоров Капицы и Семёнова», (1921, Мемориальный музей-кабинет академика П. Л. Капицы, Москва)

    • "Иллюстрация к повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1923)

    • «Русская Венера» (1926, Нижегородский государственный художественный музей)



    портрет Ю. Кустодиевой, жены художника 1903, ГРМ

     



    Масленица. 1916, ГРМ

     



    На террасе. 1906, Нижегородский ГХМ

     



    Гулянье на Волге. 1909, ГРМ

     



    Ярмарка. 1910, Саратовский музей им. А. Н. Радищева

     



    Чаепитие. 1913, частное собрание

     



    Купчиха за чаем. 1918, ГРМ

     



    Жупел революции. 1906

     



    Большевик. 1920, ГТГ

     



    Портрет профессоров Капицы и Семёнова. 1921, Мемориальный музей-кабинет академика П. Л. Капицы, Москва

     

    • Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого



    1. Описание репродукции картины «Купчихи из Кинешмы».

    Картина, изображающая в лубочном стиле купчих на Торговой площади города Кинешмы (на заднем плане видна Благовещенская церковь), была написана Кустодиевым в 1912 году и в настоящее время хранится в Киевском национальном музее русского искусства.

    В конце 1911 года, находясь в Швейцарии в клинике, Борис Кустодиев откликнулся на просьбу коллекционера Федора Нотгафта написать для него картину на русскую тему по своему усмотрению. Этой картиной стали «Купчихи из Кинешмы». Кустодиев завершил работу в 1912 году, вложив в нее и воспоминания о России, и любовь к «своему, русскому», и годами накопленный опыт мастерства. «Купчихи» стали одним из лучших созданий Кустодиева и открыли обширную серию его образов купчих, купцов, купеческого быта. В этих работах были сплавлены черты истории и современности, реальность и идеализирующая ее фантазия, «русский вкус» и навыки художника, обладающего широчайшей культурной основой, национальной и западноевропейской.

    Кустодиев представил на переднем плане картины беседу четырех купчих, нарядных молодых женщин, пышнотелых, белокожих, румяных, полных горделивого достоинства. Фоном для их группы является типичная для русской провинции церковная и гражданская архитектура, по бокам, словно кулисы в театре, изображены края зданий с вывесками, слева — также корзины с яблоками, выставленными на продажу, и рекламный золотящийся крендель на кронштейне. На одной вывеске видна пирамида из овощей и фруктов, увенчанная привозным ананасом, на другой — надпись «Табакъ» и изображение восточной красавицы с пальмой и звездным небом. В цветистую, театрализованную картину, передающую ощущение привычного, размеренного уклада провинциальной жизни, покоя, достатка, здоровья, уверенности молодых купчих в себе, Кустодиев внес ноты мягкой иронии. Образ, созданный им, на редкость целен, его героини неотделимы от окружающей среды и ни в какой иной обстановке не могли бы существовать так естественно. Все вместе — и яркое зрелище, и воплощение своеобразия русской жизни.

    Год написания картины: 1912.

    Размеры картины: 108 x 81,5 см.

    Материал: холст.

    Техника написания: масло.

    Жанр: жанровая живопись.

    Стиль: модерн.


    Борис Кустодиев «Купчихи в Кинешме»






    написать администратору сайта