пифагор. Биография Пифагора Самосского переносит читателей в мир древнегреческой культуры
Скачать 14.93 Kb.
|
Пифагор Биография Пифагора Самосского переносит читателей в мир древнегреческой культуры. Этого человека можно смело назвать легендарной личностью. Пифагор был великим, математиком, мистиком, философом, основал религиозно-философское течение (пифагореизм), являлся политическим деятелем. Детство и юность Определить точную дату рождения Пифагора сложно. Историки установили приблизительный год – 580 до н.э. Место рождения – остров Самос. Мать философа - Партения, а отец – Мнесарх. Согласно легенде, однажды молодые супруги посетили город Дельфах в качестве свадебного путешествия. Там молодожены встретили оракула, который напророчил влюбленным скорое появление сына, который прославится мудростью, обликом, великими делами. Вскоре пророчество начало сбываться, девушка родила мальчика. Отец Пифагора являлся мастером в обработке золотых камней, в семье присутствовал достаток. Первым учителем будущего философа стал Гермодамант. Он научил Пифагора основам музыки, технологиям живописного искусства, чтению, риторике, грамматике. Через несколько лет 18-летний парень отправился в Египет продолжить образование у мудрых жрецов, но в те годы он был закрыт для греков. Тогда Пифагор временно остановился на острове Лесбос и здесь обучался у Ферекида Сиросского. На острове Пифагор прожил несколько лет, а потом отправился в Милет. Милетская школа позволила Пифагору приобрести знания, но, последовав советам Фалеса, юноша отправляется в Египет продолжать путь образованности. Учеба в культурно-развитом городе сделала Пифагора самым образованным человеком тех времен. Далее его жизнь кардинально меняется после начала персидской войны. Пифагор попадает в плен и на протяжении нескольких лет живет в Вавилоне. Мистика и возвращение домой Старинные легенды утверждают, что в Вавилоне талантливый философ встретился с персидскими магами, где познал мудрость. Халдеи привязывали к появлению данных наук сверхъестественные представления, и такой подход отразился в последующих звучаниях знаний Пифагора. Спустя 12 лет после пребывания Пифагора в Вавилоне мудреца освобождает персидский царь, который уже наслышан о знаменитых учениях грека. Пифагор возвращается на Родину, где начинает приобщать к полученным знаниям собственный народ. Даже женщины, которым запрещалось присутствовать на массовых собраниях, приходили послушать его речи. Он стал для народа олицетворением чистоты. Выступал мудрец преимущественно на улицах, в храмах, но после начал учить всех желающих в собственном доме. Испытательный срок для учеников составлял 3-5 лет. Слушателям запрещалось говорить во время уроков, задавать вопросы, что тренировало в них скромность и терпение. Искусный оратор и мудрый учитель обучал людей разным наукам: медицине, политической деятельности, музыке, математике и пр. Из школы Пифагора вышли впоследствии известные в будущем деятели. Весомый вклад внес Пифагор в геометрию. Сегодня имя популярного античного деятеля известно на основе изучения знаменитой теоремы Пифагора. Еще одним изобретением великого греческого ученого стала "таблица Пифагора". Ныне ее принято называть таблицей умножения, по которой в те годы обучались ученики школы философа. Нумерология Пристальное внимание уделял философ числам, пытаясь познать их природу, смысл вещей и явлений. Он привязывал числовые свойства к жизненным категориям бытия: человечество, смерть, болезни, страдания и пр. Именно пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные. Четные числа присваивались женскому полу, нечетные – мужскому представительству. Нечто важное для жизни на планете видел Пифагор в квадрате числа. Благодаря знаниям Пифагора люди и сегодня имеют возможность узнать уровень совместимости со своей будущей половиной, взглянуть под занавес будущего. Последователи Пифагора считали, что числа невероятным образом могут подействовать на окружающий мир общества. Главное - понимать их цепное значение. Основные положения философии пифагорейцев Пифагорейцами впервые осуществлен отход от представлений, полагающих в качестве первоначала, — стихии. Число — первое мысленное, не чувственное определение, хотя и не вполне мысленное. Что есть число по своей природе? Это единство определенного и неопределенного. Это природа количества — оно может быть любым и каждый раз оно определенно. Оно сложное и сложнее анаксименовского начала — бесконечного воздуха. Определения природы числа, развиваемые пифагорейцами: Монада — единство, одно или неопределенное единство. Диада — различие или двойственность. Диада есть различие монады от себя самой, это различившееся единство или определение неопределенного. Что такое настоящая семейная пара? Когда двоЕ есть на самом деле двА, т.е. в себе одно. Это, когда ущипнешь одного, а больно другому. А, если одного щипают, а другому “ну и что”, то они не образовывали пару. Они совместны, рядом, но не одно, а отдельны. И, если они расходятся «как в море корабли», то разлучение ничего не изменит в них, как, впрочем, прежде ничего не изменило в них их соединение. Откуда множество? Из единства: нет единства – нет множества. Пифагорейцы уже догадываются: монада только кажется абсолютно неопределенным. Неопределенность есть ее определенность, следовательно, монада — неопределенное определенное, из которого возникает определенное неопределенное — диада. Триада — первое совершенное число, но не самое; истинное единство. Тетрада — развитая триада; второе совершенное число, природа настоящего различия. По пифагорейцам, природа подражает тетраде. Тетрада для природы — закон: 4-е стороны света, 4-е измерения, 4-е конечности у животных и т.д. Декада — совершеннейшее число. Декада содержит в себе все предшествующие моменты определения природы числа (не случайно 1+2+3+4=10). Пифагорейцы шли не от видимого к мысли, а от мысли к реальности тел. Духовные отношения так же подчиняются природе числа: мысль — монада; познание — диада, ибо направлено на одно; мнение пифагорейцы считали числом плоскости (триадой); ощущение — числом тела (тетрада). Физика пифагорейцев и их учение о душе Основной схемой самих чисел служит десятеричная система; каждое из первых десяти чисел имеет свою особую силу и значение; среди них прежде всего выступает декада, как совершенное, всеобъемлющее число, и наряду с ней потенциальное 10, тетрактида, к которой относится известная клятвенная формула. На числовых отношениях основаны далее – как это впервые открыли пифагорейцы – высота и созвучие тонов; их отношение определялось не по числу колебаний, а по длине звучащих струн и высчитывалось по диатоническому делению гептахорда. Из чисел выводятся и пространственные фигуры. Так, два есть число линии, три – число плоскости, четыре – число тела. Далее следуют стихийные свойства веществ: тетраэдр отождествляют с огнем, октаэдр – с воздухом, икосаэдр – с водой, куб – с землей и додекаэдр – с мировым целым. Творение мира по теории пифагорейцев исходило от единицы, от срединного огня, которое привлекло и ограничило ближайшие к нему части неограниченного. Вокруг этого центрального огня, вместе со сферами планет и звёзд движется и Земля. А для того, чтобы получить для этих небесных тел совершенное число десять, между Землей и центральным огнем было помещено «противоземлие». Архаический характер имеет и пифагорейское учение о гармонии сфер, которое, исходя из обычного геоцентрического представления, рассматривает семь планет, как звучащие струны небесного гептахорда. Смерть У известного философа было множество врагов, не разделяющих его принципов жизни. Согласно первой версии смерти, убийцей стал человек, которому математик однажды отказал в учении. Пребывая в чувствах ненависти, отвергнутый поджег Академию Пифагора, и философ погиб. Распространенной версией ухода из жизни мудреца считается его гибель при случайных обстоятельствах во время стычки в Метапонте. На момент кончины Пифагору было 80-90 лет. |