Доклад Карл Маркс. маркс. Биография родился Карл Маркс 5го мая 1818 года, в городе Трир в Рейнской Пруссии, в семье адвоката еврейского происхождения. В 1824 году семья обращается в протестантизм.
Скачать 28.81 Kb.
|
БИОГРАФИЯ Родился Карл Маркс 5-го мая 1818 года, в городе Трир в Рейнской Пруссии, в семье адвоката еврейского происхождения. В 1824 году семья обращается в протестантизм. Свое первое образование получил в рейнской гимназии. В 1853 году стал студентом Боннского университета, а затем поступил в Берлинский университет. В 1841 году закончил университет и защитил вою докторскую диссертацию, после чего ему была присвоена степень доктора философии. В это время познавательная деятельность Карта Маркса была направлена на изучение гегелевских философских идей. В Берлине был участником кружка «левых гегелианцев». На пересечении взглядов этого кружка и некоторых радикальных буржуа, в 1842 году была основана оппозиционная газета «Рейнская газета» в городе Кельне, в которой Карл Маркс был главным редактором. Именно эта деятельность помогла ученому ближе познакомиться с политической деятельностью. 1 января 1843 года из-за резкой революционной тематике газета, после ряда существенных цензур, подверглась закрытию. В 1843 году Маркс женился на знакомой детства Дженни фон Вестфален, с которой он вместе обучался. Она принадлежала к прусской реакционной семье, а ее брат даже был министром внутренних дел в Пруссии в самый реакционный период с 1850 по 1858 года. В 1843 году перебрался в Париж, где впоследствии состоялось знакомство с Фридрихом Энгельсом. В 1847 году они присоединились к тайному коммунистическому обществу «Союзу коммунистов». В феврале 1848 года был составлен знаменитый «Манифест коммунистической партии», в котором Маркс выделил свои основные взгляды по поводу последовательного материализма, который тесно переплетался с социальной жизнью, а также диалектика, теория классовой борьбы, историческая роль пролетариата, основы коммунистического общества. В начале 50-х готов тесно приступил к изучению политической экономии капитализма. Его идея плодотворно переродились в фундаментальный труд «Капитал». В 1869 году, после изучения русского языка, вместе с Г.А. Лопатиным и Н.Ф.Даниельсоном переводит «Капитал» на русский язык, и готовит его к выпуску. Главной задачей Карла Маркса было создание Интернационала – Международного товарищества рабочих. Однако ряд событий (провал Парижской коммуны, раскол Интернационала) существование в Европе стало проблематичным, а продвижение своих идей сложным. После неудачи революционной деятельности во Франции, продолжает помогать эмигрантам, а также продолжает свою работу над остальными частями «Капитала». Усиленная работа значительно подорвала здоровье Карла Маркса. Окончить свою деятельность, довести ее до логического результата, закончить работу над своими самым главным трудом так и не удалось. 2 декабря 1881 года скончалась его жена, а 14 марта 1883 года тихо ушел из жизни сам Карл Маркс, сидя в своем кресле. В последние годы жизни Маркс собирал материал по всемирной истории, впоследствии которые были использованы для создания книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне. ФИЛОСОФИЯ Достойным завершением немецкой классической философии стал марксизм. Учение Маркса (1818 – 1883) вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейнополитическим течением в Европе в 70 – 80 х годах Х1Х века. В России марксизм появился и укрепился в конце Х1Х века. К середине ХХ он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Несомненно, также значительное влияние марксизма на науку, искусство, на обыденное сознание и практическую жизнь людей. Начиная с 1842 года, Маркс внимательно изучает новое для Германии общественное движение – социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической и коммунистической традицией Франции и Англии. Вскоре он вступает в контакт с тайным «Союзом справедливых» и становится участником коммунистического движения. Что привлекло его, человека из другой социальной среды, известного публициста к пролетариям, людям, стоящим на неизмеримо более низком уровне образования и культуры? Противоречие между творческим могуществом, свободой, величием человека (как родового существа) и бессилием, рабством, ничтожеством миллионов и миллионов отдельных индивидов – вот что мучило Маркса. Почему каждому индивиду недоступно то, что доступно всей деятельности людей, почему лишь немногие люди поднимаются над общим низким уровнем массы и становятся олицетворением «родовой силы» человека? Почему человеческий род свободен, а индивиды в массе своей остаются рабами? Как, когда и почему возникло это противоречие? Может ли оно быть преодолено? Марксистская философия возникла в первой половине 40-х годов 19 ст. благодаря стараниям двух фундаментальных отцов пролетарского класса – Карлу Марксу (1818- 1883) и Фридриху Энгельсу (1820 – 1895). Теория марксизма включает в себя политэкономию, а также социально – политическую проблематику (научный коммунизм). Появление марксизма было обосновано критикой идеалистической философии Гегеля, метафизического материализма Фейербаха. В основу философии марксизма легли такие труды мировых философов и ученых, как английская политэкономия Адама Смита, целое направление французского социализма-утопизма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, немецкая классика Канта, Фихте, Шеллинга. Маркс и Энгельс были изначально младогегелианцами, поэтому философия марксизма появилась, как левая форма ответвления гегелианского течения. Марксизм, как философское течение, отстаивает позицию первичности материи. Сознание – вторично и является формой и способностью высокоорганизованной материи превозносить действительность, и поскольку оно тесно связано с человеческой деятельностью, то не может быть прямым отхождением материи, потому что направлено на ее изменение. Понятие диалектического материализма, которое выступает в марксизме ключевым, отображает природу, как целое, где объекты и явления взаимообусловлены между собой. Мир вокруг нас быстротечный и изменяемый – все течет и движется, что-то появляется и что-то исчезает, но эти события связаны между собой. Борьба и единство противоположностей – это закон, который отображает источник развития. Все явления и объекты природы имеют противоположные основы в своей сути и только благодаря их вечной борьбе происходит такое таинство жизни, как развитие, движение вперед. Закон, который отображает механизм развития в полной мере – это переход количественных изменений в качественные. Постепенные количественные изменения, которые накапливаются в природе, переходят в резкий качественный скачок. Третьим законом диалектического материализма является отрицание отрицания. Каждый новый этап в своей сути отрицает пройденный ранее этап. Таким образом перед нами предстает направление развития. Впервые была предложена система восходящей, спиралевидной модели развития. Каждый предыдущий этап помнит и имеет в своем запасе качества предыдущего, но переходя на новый виток, дает нечто новое, не похожее, отрицающее уже полученное ранее. И до Маркса многие мыслители были недовольны существующим порядком вещей и призывали к его изменению. Но сделать это в их представлении должны были те, кто для этого интеллектуально созрел, а это всегда было меньшинство – элита. Маркс же обратился к «низам» общества, к трудящимся массам, к самому неимущему классу – пролетариату. Он считал, что пролетариат освободит себя от капиталистической эксплуатации и вместе с ним от частнособственнического общества должно освободиться все трудовое человечество. Эту идею подтверждали европейские революции 1848 г. Именно с ней связано собственно возникновение марксизма. Главным философским открытием марксизма стало материалистическое понимание истории. Прокомментируйте в этой связи знаменитое высказывание: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Как на самом деле звучит «…Общественное бытие [людей] определяет их сознание». Контекст «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». «К критике политической экономии» (1859) Как принято понимать Чаще всего в СССР это высказывание использовали для указания на связь между условиями жизни конкретного человека и его поведением. Эта интерпретация близка к оригинальному смыслу высказывания, однако не исчерпывается им. Что хотел сказать автор На самом деле Карл Маркс использовал эту фразу для описания куда более масштабных процессов, чем жизнь отдельного индивида. Во-первых, Маркс говорит об «общественном» бытии людей — то есть не только о материальных условиях жизни, но и о социальных. Марксисты полагали, что общество формирует личность человека и оказывает значительное влияние на его поведение. Принадлежность человека к общественному классу «эксплуататоров» или «эксплуатируемых» чрезвычайно существенна для Маркса, считавшего, что «история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Во-вторых, это высказывание является примером важного для марксистской теории различения базиса и надстройки. Маркс полагал, что базисом общества являются производственные отношения и их участники — в первую очередь рабочие и крестьяне, занимающиеся производством материальных благ. Надстройка же — это совокупность всех культурных институций, всех видов человеческой деятельности, связанной с умственным трудом и работой с нематериальными объектами. Как следует из предложения, предшествующего афоризму, Маркс считает, что изменения в производстве материальных благ для общества наиболее значимы. Они первичны по отношению к трансформации надстройки: изменения в культуре, политике, общественном устройстве всегда следуют за изменениями в процессах производства материальных благ. В том числе и социальная революция, к которой, по мнению Маркса, неизбежно движется капиталистическое общество, таким образом, возможна только после экономической трансформации, связанной с изменениями в производстве материальных благ. Как и многие другие мыслители середины XIX века, Маркс возлагал большие надежды на бурно развивающиеся технологии, которые должны были прийти на смену рабочим, занимающимся тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Он верил, что они позволят сократить продолжительность рабочего дня и дать возможность получить образование, заняться творчеством и духовным развитием даже представителям эксплуатируемых классов. Обращаю внимание, что по Марксу, процесс развития общества есть процесс естественноисторический. А это означает, что общество не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Эти естественные фазы или конкретные типы общества Маркс назвал общественно-экономическими формациями. В основе каждой общественно-экономической формации лежит свой способ производства, который определяет и образ жизни человека и саму его личность. Этих формаций пять. Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний стало основанием для советских историков сделать вывод, что он выделял пять формаций в соответствии с господствующими производственными отношениями и формами собственности: первобытно-общинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. 1) Также называемый как первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus) — уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет даже самой возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение невозможно. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — исключительно коллективная. 2) Марксистская традиция именует формации согласно наиболее прогрессивному классу. Поэтому рабовладельческий способ производства называется не рабским, а рабовладельческим (нем. Sklavenhaltergesellschaft). При рабовладении уже существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду является принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом. 3) В обществе выделяются класс феодалов — собственников земли — и класс зависимых от них крестьян, находящихся в личной зависимости. Производство, главным образом, сельскохозяйственное, ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется сословной социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право, экономическое принуждение. 4) Также называемый товарным способом производства. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов (буржуазия), — владельцев средств производства, — и той части рабочего класса, которая не владеет средствами производства и работает на капиталистов по найму (пролетариат). Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу. Общественно-экономическая формация развивается, проходя разные стадии. С середины XVI века начался мануфактурный период капитализма, длившийся в Западной Европе до последней трети XVIII века. В результате индустриальной революции начался машинный период капитализма. Капитализм свободной конкуренции с течением времени перерос в монополистический капитализм — империализм. Последняя – коммунистическая – кладет конец предыстории человечества и открывает его подлинную историю, свободную от антагонизмов между людьми и между людьми и природой. Маркс и Энгельс не отводили социализму место отдельной общественно-экономической формации. Сами термины «социализм» и «коммунизм» являлись синонимами и обозначали общество, следующее после капитализма. Богатство такого общества определяется уже не товарами, не вещами, а потому и не рабочим временем, а временем, свободным от материального производства (за человеком остаются лишь функции контроля и регулятора материально-производственного процесса). Все жизненное время человека становится его свободным временем, необходимым для всестороннего развития личности, для высших видов творчества. Исторический материализм – толкование истории на марксистских началах – в полной мере отображает суть этих трех законов. Во-первых, история имеет цикличный процесс, а также человек выступает как субьект общественной деятельности. Труд формирует человека. Он помогает переходить ему на новую ступень развития, новый качественный этап, но в то же время и отдает самого человека от сути. Мы обосабливаем свое отношение к другим людям, к социальным группам, и таким образом осознаем себя, как личность, как человека трудового. Отчуждение трудового человека происходит в результате того, что он (человек) не властвует над теми товарами, которые являются результатом его трудового действия. Буржуа полностью поработили рабочий класс, поэтому, находясь в отчуждении, человек чувствует себя изгоем. Чтобы разрушить это отчуждение, человеку нужно работать ради результатов своего труда и получать от этого удовольствие. Таким образом, провозгласив первенство пролетарского (рабочего) класса, Маркс и Энгельс доносят идеи коммунистического общества, где пропадет надобность потреблять товары, а их появление и распространение будет естественным товарообменным путем, поэтому труд не будет довлеть над человеком, а будет его качественной характеристикой, формирующим фактором. Итак, обратите внимание, что с точки зрения марксизма, духовная жизнь выше материальной. Именно поэтому она требует для себя фундамента. На его строительство уходило раньше все время, все силы человечества. Духовное творчество было уделом немногих и для немногих. Но когда гигантские производительные силы труда достигнут огромной мощи, материальное производство освободит место на земле жизни подлинно человеческой. Карл Маркс в основном именовал свою философию, как некую инструкцию, по которой стоит действовать человеку, буквально, как «руководство к действию», усматривая, что общество может преобразиться только с помощью революционных перемен. Однако, по мнению Карла Маркса, наступления коммунистический отношений и сама революция, которая к этому приведет, возможны только в высокоразвитых странах, которые уже были готовы к этому, в других же, которые еще в своем развитии не дошли до такой стадии, рано переводить поезд на новые рейки. Революция в понимании Карла Маркса должна была подарить миру новый виток истории, который навсегда избавит человечество от классового неравенства. ПОЛИТЭКОНОМИКА. МАНИФЕСТ. ВЫВОДЫ МАРКСА Большинство людей согласны, что нам как-то необходимо улучшить нашу экономическую систему. Также мы часто стремимся прогнать идеи капитализма самого известного и амбициозного критика Карла Маркса (1818-1883). Это неудивительно. На практике его политические и экономические идеи были использованы для разработки разрушительной плановой экономики и мерзких диктатур. Тем не менее нам не следует отвергать учение Маркса слишком рьяно. Мы должны использовать его в качестве руководства, чей диагноз недостатков капитализма поможет нам двигаться в многообещающее будущее. Капитализм будет преобразовываться. И расчеты Маркса будут частью ответа. И Маркс был одним из самых умных и проницательных критиков. Вот некоторые из проблем, которые он идентифицировал. 1. Современный труд отчужден. Один из значительнейших выводов Маркса состоит в том, что труд может быть одним из источников нашей самой величайшей радости. Как писал Маркс: «Для того, чтобы быть увлеченным своей работой, рабочие должны видеть себя в предметах, которые они создали». Труд предлагает нам возможность транслирования самого лучшего внутри нас. Но это все реже встречается в современном мире. Часть проблемы заключается в том, что современная работа невероятно специализированная. Специализированные рабочие места делают современную экономику высокоэффективной. Но это также означает, что вряд ли возможно для любого работника получить чувства собственного вклада, который они могли бы внести для реальных нужд человечества. Маркс утверждал, что современная работа приводит к отчуждению. Другими словами, чувства разъединения между тем, что вы делаете весь день, и кем вы являетесь, а также мыслях о том, что вы сможете внести свой вклад в устройство мира. 2. Современная работа не надежна. Капитализм делает человечество расходным материалом. Только один фактор из тех, что под властью производства вы можете быть безжалостно изгнаны в ту минуту, когда рост затрат и экономия могут быть урегулированы с помощью технологий. И все же Маркс заключал, что глубоко внутри мы не хотим быть вольноотпущенными, мы боимся быть ненужными. Коммунизм - это не только экономическая теория, он понятен эмоционально и выражает глубинное стремление, чувства, что у нас есть место в мире. И с этого места нас невозможно уволить. 3. Работникам платят мало, пока капиталисты богатеют. Это, пожалуй, самый очевидный конфликт Маркса в капитализме. В частности, он считал, что капиталисты сокращали заработную плату рабочих в максимально возможной степени, чтобы избавиться от распыления прибыли. Он назвал это примитивным накоплением. В то время, когда капиталисты рассматривают прибыль как вознаграждение за изобретательность и технологический талант, Маркс был более решителен в выводах. Прибыль – это воровство, а украден талант и упорный труд рабочей силы. Маркс настаивает на том, что как бы ни рядился рабочий капитализм, в своей сути заключает покупать работу по одной цене, а продавать по более высокой. Прибыль – причудливый термин по эксплуатации. 4. Капитализм очень неустойчив. Маркс предположил, что капиталистические системы характеризуются рядом кризисов. Каждый кризис капитализма выглядит как нечто причудливое и исключительное, а еще скоро будет заключительный. Отстранившись от этого, Маркс утверждал, что капиталистические кризисы эндемичны. И они вызваны очень странными причинами. Тот факт, что мы можем производить избыточно, гораздо больше, чем кому-либо нужно для потребления. Капиталистические кризисы – это кризисы изобилия, а не как в прошлом – кризисы нехватки. Наши заводы и системы настолько эффективные, что мы можем дать каждому на этой планете автомобиль, жилище, доступ к достойной школе и больнице. Но вот, что так разгневало Маркса и внушило ему надежду: работать должны лишь некоторые, потому что современная экономика настолько продуктивна. Но вместо того, чтобы осознать, что отсутствие нужды в работе – это свобода, мы по-мазохистски жалуемся и описываем это унизительным словом – безработица. Мы должны назвать это свободой. Изобилие безработицы в глубоко замечательной причине: мы настолько эффективно умеем делать вещи. И каждый из нас не обязан быть с лицом, перепачканным угольной пылью. Но в этом случае мы должны, полагал Маркс, сделать досуг восхитительным. Мы должны перераспределить богатство огромных корпораций, которые делают так много избыточных богатств, и отдать их всем. В каком-то смысле это сказочный сон, как обещания Иисуса о царстве Божием, только звучит гораздо более реалистично. 5. Капитализм плох и для капиталистов. Маркс не считал капиталистов злыми. Например, он остро осознавал печали и подспудные муки, которые стояли за буржуазным браком. Маркс утверждал, что брак является продолжением бизнеса и что буржуазная семья чревата напряженностью, угнетением и негодованием, когда люди оказываются вместе не по любви, а по финансовым соображениям. Маркс считал, что капиталистическая система заставляет всех ставить экономические интересы во главу своей жизни с утратой глубоких честных отношений. Он называл эту психологическую тенденцию товарным фетишизмом, потому что это заставляет нас ценить вещи, которые не имеют объективной ценности. Он хотел, чтобы люди освободились от финансовых ограничений, чтобы они наконец научились принимать разумные, здоровые решения в своих отношениях. В ответ на притеснение женщин в ХХ веке феминистки утверждали, что женщины должны иметь возможность выйти на работу. Ответ Маркса был более тонким: «Эта феминистская настойчивость просто увековечивает человеческое рабство. Дело не в том, что женщины должны подражать страданиям их собратьев – мужчинам, а в том, что у женщин должен быть равный и доступный выбор наслаждаться досугом. Важным аспектом работы Маркса является то, что он предполагает, что есть коварный тонкий способ, которым экономическая система окрашивает идеи, спускаемые нам. Экономика порождает то, что Маркс называл идеологией. Капиталистическое общество является одним из тех, где большинство людей, богатых и бедных, верят во все виды вещей, которые действительно только оценивают суждения, которые тесно связаны с экономической системой, что человек, который не работает, ничего не стоит, что досуг, жалкие несколько недель в году, грешен, что большее количество вещей сделает нас счастливее и что стоящие вещи и люди будут неизменно приносить деньги. Вкратце один из самых больших пороков капитализма заключается не в том, что продажные люди на верхушке - это справедливо в любой человеческой иерархии, а в том, что эти капиталистические идеи учат нас всех быть озабоченными, конкурентно способными, конформистами, политически самодовольными. Маркс не только законспектировал извращения капитализма, мы также видим проблески того, каким Маркс хотел увидеть идеальное утопическое будущее. В его коммунистическом манифесте он описывает мир без частной собственности или унаследованного богатства, с постепенно прогрессирующим подоходным налогом, с централизованным контролем банковской, коммуникационной и транспортной отраслей и бесплатным государственным образованием. Маркс также ожидал, что коммунистическое общество позволит людям проявлять себя с разных сторон. «В коммунистическом обществе каждый может выразить себя в любой области: охотиться утром, ловить рыбу после обеда, вечером пасти скот, критиковать после ужина, как я, не становясь при этом ни охотником, ни рыбаком, ни пастухом, ни критиком». После переезда Маркса в Лондон его поддерживал друг и интеллектуальный партнер Фридрих Энгельс, богатый человек, чей отец был владельцем хлопковой плантации в Манчестере. Энгельс закрыл долги Маркса и проконтролировал, чтобы его работы были опубликованы. Капитализм заплатил за коммунизм. Эти двое даже писали друг другу стихи. В свое время Маркс не был широко признанным и популярным интеллектуалом. Рядовые богачи, поколение Маркса посмеялись бы над тем, что его идеи могут изменить мир. Однако спустя всего несколько десятилетий они изменили. Его труды стали ключом для некоторых важнейших идеологических течений ХХ века. Маркса можно сравнить с блестящим врачом в первые дни медицины. Он мог узнать характер заболевания, хотя у него не было предположений, как его лечить. «До этого философы только интерпретировали мир по-разному. Задача, однако, в том, чтобы изменить его». |