Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос: нужно ли здесь описывать модель Минимальной онтологии 3 ВОПРОС

  • 4 ВОПРОС РАЗВИТИЕ, ЕГО МОДЕЛИ И ЗАКОНЫ. РАЗВИТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ. ОРГАНИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НА ЗЕМЛЕ

  • 5 ВОПРОС ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА И СОЦИУМ, ИХ СООТНОШЕНИЕ

  • Теории культуры Функционализм

  • Структурная антропология

  • Культура и социум.

  • Бытие и его атрибуты пространство и время, материя и сознание, движение и развитие


    Скачать 59.6 Kb.
    НазваниеБытие и его атрибуты пространство и время, материя и сознание, движение и развитие
    Дата19.05.2021
    Размер59.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKT_2.docx
    ТипДокументы
    #207285
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1 ВОПРОС

    БЫТИЕ И ЕГО АТРИБУТЫ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ, ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
    Категория бытия- центральная категория философии. Можно сказать, что философия- учение о бытии.

    Три основные оттенки бытия:

    а) «Бытие - ничего»

    Бытие выступает как НЕ-НИЧТО, как НЕЧТО- хотя бы что-то.

    Бытие(нечто)- любая определенность-мысль, чувство, объект, действие и т.д.

    Ничто- это лишенность всего, это полное небытие, отсутсвие чего бы то ни было.

    Итак:

    Бытие=1

    Ничто=0.

    б) «Бытие-сознание»

    Говорят «бытие определяет сознание».

    Бытие есть нечто, не зависящее от сознания, хотя и отражаемое им в каком-то виде.

    Бытие обнаруживает себя как интерсубъективное, объективное начало, которое хотя и отражается в каждом сознании, но само выступает за границы всех сознаний, являясь своего рода инвариантом в переходах между разными сознаниями.

    [Пример- восприятие объекта стола. Я его вижу, вы его видите, он выражает себя во множестве сознаний(интерсубъективный). В то же время стол отражается каждым сознанием, но существует и вне сознания(инвариант).

    Противопоставление- это сон. Сон видится только этим человеком, и он исчезает, когда мы переходим от сознания одного субъекта к сознанию другого.]
    ‼️‼️‼️РИСУНОК «инвариант и его аспекты» стр 247

    в) «Бытие-атрибут»

    У бытия выделяют разного рода атрибуты- главные(существенные) свойства бытия.

    Объекты обладают существенными и несущественными свойствами.

    [Пример- батарея. Целостность батареи и отсутствие в ней дыр- существенное свойство батарее. Разная окраска батареи- несущественное свойство.]
    У бытия тоже выделяют существенные свойства, атрибуты: ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ДВИЖЕНИЕ, МАТЕРИЯ и т.д.

    В соотношении со своими атрибутами бытие имеет три смысла. Но есть нечто общее во всех видах бытия.

    Гипотеза синтез разных смыслов бытия состоит в том, чтобы понимать бытие как онтологию- некоторый целостный и самостоятельный мир со своим пространством, временем, материальностью, закончили т.д.

    Ниже перечислены три смысла бытия с рассмотрением его в качестве онтологии.

    а) БЫТИЕ КАК НЕ-НИЧТО, КАК НЕЧТО.

    Ничто- это все, что выходит за границы онтологии, являясь внешним.

    Не-ничто- это принадлежащее данной онтологии, любые ее части, и она сама во всей своей полноте.

    б) БЫТИЕ КАК ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОЕ, НЕЗАВИСИМОЕ ОТ СОЗНАНИЯ.

    Живые существа в онтологии обладают своими внутренними мирами. Но все эти миры являются частью онтологии. Сама онтология- это что-то большое, что отражается в каждом сознании, выступая ИНВАРИАНТОМ- единым для всех сознаний.

    в) БЫТИЕ КАК ЕДИНСТВО ВСЕХ СВОИХ АТРИБУТОВ.

    Это означает высшее единство всех своих проявлений и своих натрибутов как существенных свойств данной онтологии.
    Далее обратимся к отдельным атрибутам бытия.

    |. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ.

    Прежде чем понять, что такое материя и сознание, вспомним о категории «внешнего и внутреннего».

    В жизни каждого есть 2 сферы бытия: «внутренний мир» и «внешний мир».
    Внешний мир- столы, стулья, физические тела.

    Характерны 3 признака: СЕНСОРНОСТЬ, ПРОСТРАНСТВЕННОСТЬ, ИНВАРИАНТНОСТЬ. Чтобы отнести что-то к внешнему все эти три признака должны обязательно присутствовать вместе!
    Внутренний мир- мысли, чувства, что внутри нас.

    Внутреннее- все те сущности, которые не относятся к внешнему. Внутренняя сущность ИЛИ несенсорна, ИЛИ непространственна, ИЛИ неинвариантна.
    МАТЕРИЯ-

    а) *заполненное внешнее

    То есть часть внешнего мира, которая не пуста.

    Материя- это то во внешнем мире, что оказывает сопротивление, непустой часть внешнего, не пускающая иное внешнее внутреннее внутрь себя.

    б) (в более широком смысле)

    *внешнее единое

    Материя- единство-инвариантность, которое обнимает собой все сущности внешнего мира.

    в) * неоформленное внешнее единство

    Материя- момент некоторой субстратности-неоформленности внешнего бытия.
    СОЗНАНИЕ- нечто относящееся к внутреннему миру, внутреннему измерению бытия: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ, ОРГАНИЗОВАННОЕ ВНУТРЕННЕЕ БЫТИЕ.
    ДУХ:

    +Дух-1- высшее единство бытия.

    Бытие как внутренних, так и внешне-материальных определений. (в религиозной традиции).

    +Дух-2- внутренне единое.

    Единое, обнимающее определения внутреннего мира. (в более светских традициях).
    ||. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.

    Здесь важными понятия совместимости-несовместимости. Какие-то два начала могут быть совместимыми или нет.

    [ Пример с кругом, квадратом и разными цветами.]

    Отношение совместимости имеет самое важное значение для пространства в философии.
    Онтологическое ПРОСТРАНСТВО- область максимального совместимого, емкость совмещениям сущностей, онтологическая просторность.
    Мы берём некоторую сущность Х и начинаем добавлять к ней все, что с нею совместимо. Все, что останется вне ее- несовместимые с Х сущности.

    [Пример с магазином и кассами.]
    Пространство в геометрии и философии- разные понятия. Но онтология их связывает воедино.

    Онтологическое пространство включает в себя геометрическое пространство как максимум совместимого-пустого во внешнем мире, но добавляет к нему и другие совместимые с этой пустотой сущности- материальные объекты, образования внутреннего мира разных живых существ и т.д.
    ВРЕМЯ- это рост пространства, ритм роста максимумов совместимости.

    [Пример: про желания, горизонт.]
    Единство пространства и времени образует род единого- пространство-время.

    А) Это некоторая сверхпространственная совместимость, которая не может реализовать себя сразу в онтологии и вынуждена «сосчитывать» себя отдельными «срезами», в качестве которых выступают последовательные пространства.

    [Пример: пространство-время- это кинопленка, состоящая из отдельных кадров-пространств. Каждый раз в кинопленке показан 1 кадр, и чтобы показать всю плёнку, нужно потратить время. ]
    Б) Это ДВИЖЕНИЕ.

    Каждое движение- это некоторое собственное пространство-время, в котором растут свои пространства и идёт своё время. Есть начало и конец движения. Начало- это первое, конец, последнее пространство движения.
    Выделяют 2 концепции времени:

    -РЕЛЯЦИОННАЯ;

    Время-относительно, является характеристикой движущихся объектов.

    -СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ;

    Время-абсолютно, оно независимо от объектов.
    Эти две концепции можно согласовать: в соотношении к большему (к пространству-времени) время относительно; в соотношении к меньшему время абсолютно.
    2 ВОПРОС

    ЖИЗНЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА БЫТИЯ
    Жизнь есть сущность, обладающая собственным внутренним миром. Таковы живые существа L1 и L2, таков коллективный субъект L (см. модель Минимальной онтологии стр. 257).
    Несмотря на то, что признаком жизни является обладание внутренним миром, она также обладает и собственным физическим телом, через которое она может воспринимать внешнее бытие и воздействовать на него.

    ! Такой образ жизни оказывается интегральной формой бытия, синтезирующей определения внутреннего и внешнего миров.
    Вопрос: нужно ли здесь описывать модель Минимальной онтологии?


    3 ВОПРОС

    ДИАЛЕКТИКА, ЕЕ ПРИНЦИПЫ И ВСЕОБЩИЕ ЗАКОНЫ. СООТНОШЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ И ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ И ИХ ПРИЛОЖЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ.
    Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) — наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и, даже, преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большей силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». три основополагающих закона диалектики:
    1 закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. 2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей 3 закон — отрицание отрицания.
    В первом законе Гегель определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом.. Количество есть определенность— внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
    Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Гегеля, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.
    Третий закон диалектики отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторимость придает цикличности спиралевидную форму и каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.
    4 ВОПРОС

    РАЗВИТИЕ, ЕГО МОДЕЛИ И ЗАКОНЫ. РАЗВИТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ. ОРГАНИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НА ЗЕМЛЕ
    Развитие:1) Рост внешн пространства: элемент частицы атомы-молекулы-рост геометр пространства(большой взрыв), измен законов 2)Рост внутр пространства: ощущения-восприятия-память-..
    Развитие 1- отклонение от нормы, развитие 2 – переход к новой стадии развития. В идеальном развитии нет антитезиса. Антитезис – отклонение тезиса от норм развития. Идеальное развитие – переход тезиса в синтез, антитезис сразу совмещается с тезисом, не представляет собой отдельной стадии.
    Эволюция может как воспроизводить параметры развития в своей области онтологического пространства, так и более-менее отклоняться от них. Такие факторы отклонения локальной эволюции от глобального развития можно называть девиантными факторами (девиация - отклонение) : замедление развития; обратимость; гипостазирование дополнения.

    Одно из основных научных выражений теории развития – это теория биологической эволюции. Наличие эволюции органических форм говорит о том, что многообразие земных форм жизни представляет собой некоторое сверхпространственное состояние, своего рода биологическое макро-пространство-время, которое не может полностью исчерпать себя ресурсами одного момента времени и начинает «сосчитывать» себя во времени в формах роста биологического макро-пространства. И нужно учесть, что такой рост осложняется множеством девиантных факторов (инволюция, задержки и тупики развития, вымирания видов и т.д.), превращая биологическое пространство-время в ход эволюционного процесса.

    Сегодня в теории биологической эволюции соперничают идеи редукционизма и холизма. Редукционизм – это противоположное холизму направление, которое пытается свести более высокие уровни организации к некоторому нижнему уровню, по сути отрицая существование множества уровней бытия.

    Господствующая теория эволюции в современной биологии – синтетическая теория эволюции (СТЭ), в которой объединяются идеи дарвинизма и менделизма. Эта теория несет в себе много редукционистских черт, например, макроэволюция крупных таксонов во многом сводится к микроэволюции видов и т.д.

    В последнее время нарастает все более активность разного рода альтернативных теорий эволюции – от близкой к дарвинизму теории прерывистого равновесия до все более радикальных версий номогенеза и креационизма.
    5 ВОПРОС

    ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРА И СОЦИУМ, ИХ СООТНОШЕНИЕ
    Культура это:

    ●некоторый целый малый мир (мир-бытие) со своими пространством, временем и т.д.;

    ●это мир-бытие, во многом лежащее в сфере внутренних миров множества индивидуальных субъектов (субъектная онтология);

    ●это субъектное мир-бытие, поддерживаемое разумными живыми существами, то есть существенно предполагающее для своего бытия разум — область внутреннего мира, где выражается и движется бесконечное в лице идей, универсальных понятий и законов и т.д. Собирая воедино эти три главных признака культуры, мы можем наконец дать ее сжатое первоначальное определение: «Культура есть коллективно-субъектное разумное мир-бытие».

    Культура вполне предстает перед нами как самостоятельное мир-бытие со своими пространством, временем, материей, системой сущих и законов. Будучи существенно зависящей от бытия субъектов — своих носителей, культура выступает как субъектно порождаемое и поддерживаемое мир-бытие, как субъектная онтология.

    Теории культуры

    Функционализм. Исходной посылкой функционализма является определение культуры через ее функцию и форму, то есть как способ удовлетворения потребностей человека и совершенствования его адаптации.

    Культура предстает универсальным феноменом, внутри которого вычленяются функциональные единицы — институты, выраженные в стандартизированных образцах (паттернах) поведения и в определенных формах идейного оправдания установленных правил поведения, сплачивающих группу. Представителями этого направления были Бро­нислав Малиновский, Кларк Уисслер, Толкотт Пáрсонс.

    Культурно-эволюционная школа Лесли Уайта определяла культуру как класс символизированных предметов и явлений, «символатов», включающих артефакты, институты, обычаи, кодексы и т.п., рассматривающихся в экстрасоматическом контексте
    Структурная антропология. В работах представителя этого направления Клода Леви-Стросса культура трактуется как символическая система, разделяемая членами общества. Задача антропологии в том, чтобы выявить трансформационные механизмы, обеспечивающие организацию символических систем, внешне различных, но структурно сходных между собой. Типология культур строится на основе выявления общих и специфических образцов мышления и поведения. Жизненный опыт человека формируется благодаря ряду фундаментальных и универсальных бинарных оппозиций, работающих в культуре.

    В интерпретативной концепции Клиффорда Гирца культура представлена как способ организации наборов символов и значений, имеющих интерсубъективный характер.

    По Гирцу, культура — это «исторически передаваемая система значений, воплощенная в символах, система унаследованных представлений, выраженных в символической форме, посредством которых люди передают, сохраняют и развивают свое знание о жизни и отношение к ней».

    Культура и социум.

    Конечно, культура и общество тесно связаны между собой: без одного нет другого. Но это не значит, что они совпадают. Соотношение культуры и социума мы можем определить следующим образом: «Культура представляет момент коллективной жизни разумных существ, данный преимущественно от 1-го лица», то есть в ситуациях, когда те или иные состояния порождаются центрами индивидуальности (центрами Я) живых существ, выражая их личную активность как причин бытия. Именно таковы ситуации принятия решения, выбора, творчества, переживания или реализации ценностей, поиска смысла жизни и т.д. Что же касается социума, то это более отчужденная среда коллективного бытия, в которой усилен момент внешнего порождения и реализации активности субъектами, когда они оказываются в большей мере лишь проводниками неких иных к их индивидуальностям сил. Например, люди надевают на себя безликие маски социальных ролей и статусов, общаясь между собой по установленным общепринятым правилам, реализуя через себя нечто стереотипное и стандартное.
    6 ВОПРОС

    ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОЕ. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХЦЕЛЫХ
    Общество – это целое на людях. Как и любое целое, оно суммирует свои элементы с возникновением нового (эмерджентного) качества, которого не было у элементов. Здесь мы говорим об обществе как о целом именно на людях, а не животных или растениях. Общество в связи с этим понимается как целое на разумных существах.

    Хотя возникновение свободы приводит к отделению человека от коллективных субъектов, но общение с ними не прекращается для человека. Во-первых, человек не вполне освобождается от животной природы, представляя собой смешанное человеко-животное бытие, и в силу животной своей составляющей он продолжает руководствоваться в своей жизни родовыми чувствами и инстинктами, более стихийно подчиняясь коллективным субъектам в лице разного рода бессознательных общественных сил. Во-вторых, возникновение разума у человека не отменяет необходимости его общения с коллективными субъектами, но теперь это общение из бессознательного внушения может перейти в разряд сознательных разумных принципов, обогащая человека коллективными измерениями его бытия в новых разумных формах. Отсюда возникает фундаментальная потребность человека постичь общество как своего коллективного надсубъекта, пронизать свои отношения с ним принципами рациональности и обустроить свое социальное бытие на разумных основаниях.

    Виды социальных целых.

    Глубоким основанием существования множества людей является числовое человеческое целое, в составе которого каждый человек представляет собой некоторое необходимое слагаемое, чтобы в итоге можно было набрать меру этого целого. Такова основа множественности людей, в связи с чем родовой феномен человечности превышает собой величину человеко-бытия каждого отдельного человека. Вот почему нас много, и феномен человека реализует себя в множестве отдельных людей.
    Кроме числовых целых, существуют конкретные целые, реализующиеся как сущности более высокого уровня организации для своих элементов. Для людей это будут семья, род, нация, народ, государство, человечество в целом. Такие целые, чтобы не путать их с родовыми целыми, я буду называть «конкретными целыми». Общество возникает как единство числового человеческого целого (которое обеспечивает множественность людей) и множества конкретных целых на людях все более высоких порядков. Интересно, что на самой вершине числовое человеческое целое сближается с человечеством как максимальным конкретным целым, по крайней мере, они равнообъемны, т.е. равны по числу своих элементов. Возможно, это говорит о единых основаниях этих двух видов целых.
    В итоге формируется система более сильного человеко-бытия, чем феномен отдельного человека. Иными словами, феномен человечности выходит за границы отдельного человека в область других людей – как по их числу, так и в разного рода надчеловеческих целостностях. Чтобы быть человеком, необходимо быть не только самим собой, но и быть частью сверхчеловеческого человеко-бытия. В этом подлинная онтологическая основа феномена общественной природы человека. Общество как конкретное целое живет как «многоголовый» субъект, состоящий из множества отдельных людей как своих элементов. У целого, как уже отмечалось, возникает эмерджентное качество, которое отсутствует у отдельных элементов. Следовательно, общественность (социальность) – примерно такое же новое качество, как жизнь есть новое качество биологических систем по сравнению с физико-химическими элементами и процессами.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта