Бланк выполнения задания 2
Воспитательные средства русского народа
№
| Праздники, традиции, обычаи, обряды русского народа
| Русские народные игрушки
| Русские народные подвижные игры
| Произведения устного русского народного творчества
| Произведения русского народного изобразительного творчества
| 1.
| Рождественский сочельник (в канун 25 декабря).
| Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников.
| Обязательным элементом праздничных увеселений было катание. Семейные крестьяне и молодежь катались на украшенных конях, с гор на санках и ледянках. Женщины старались прокатиться как можно дальше, чтобы длиннее вырос лен. Во время катания существовал обычай «собирать целовки» – парень, скативший с горы девушку, целовал ее. Для зимних катаний устраивали специальные карусели. Известны были и кулачные бои, взятие снежного городка, катания по наклонным шестам, бег наперегонки и другие забавы. Игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;
| Русские народные пословицы:
Авось да небось в хозяйстве брось.
Береженая вещь два века служит.
Бережливость – дочь рассудительности, подруга аккуратности и
мать достатка.
Бережливость лучше богатства.
Будь бережлив, когда закрома полны.
В чужой руке всегда ломоть толще.
Всякое порося в корыто лезет.
Горе тому, у кого беспорядок в дому.
| Хохломская роспись
| 2.
| Рождество 7 января (25 декабря по старому стилю).
| Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.
| «Золотые ворота», «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;
| Русские народные потешки:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашу варила,
Гостей скликала,
На порог скакала,
Гостей посматривала:
Не будут ль гости,
Не съедят ли кости?
Этому – на ложку,
Этому – на чашку,
Этому – на поварешку,
Этому – весь горшок,
Этому не достало:
Ходит, мелит.
Дрова носит,
Баню топит,
Дитю парит.
| Городецкая роспись
| 3.
| Новый год (Васильев день).
| Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ. Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек.
| «Замороженные», «Льдинки, ветер и мороз», «Дед Мороз», «Ходит царь».
| Русские народные прибаутки:
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись! Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить! Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка –
Колоколнышка!
| Гжель
| 4.
| Крещение 19 января (6 января по старому стилю).
| Жбанниковская свистулька — это не просто забава для детей. Это еще и рабочий инструмент для русских промоутеров — ярмарочных зазывал. Было у нее и другое назначение. Свистульки изготавливали как обереги. Своя особенная форма — пирамидка на трех ногах-основах — символизировала рог изобилия. Свистулька-утка была символом плодородия. Свистулька-курица своим свистом должна была привлекать богатство. А свистулька-корова — здоровье в семью.
| «Карусель», «Бой мешками», «Перетягивание каната».
| Русские народные небылицы:
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
| Жостовская роспись
| 5.
| Масленица (сырная неделя).
| По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.
| «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог», «Салки», «Водить козла», «Звонарь».
| Русские народные скороговорки:
Вставай, Архип, петух охрип.
За пол-ушка ни полуполушки.
Течет речка, печет печка.
У елки иголки колки.
Во поле затопали кони.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
| Мезенская роспись
| 6.
| Пасха.
| Дымковская игрушка. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России. Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки: индюк, барыня, барашек, лошадь, мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, свинки, птицы, колокольчики.
| «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром»; «Игра в лапту», «Катание яиц».
| Русские народные частушки:
Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам! Я гусыня бедная,
Как копейка медная.
По селу хожу босая,
Пух на зиму запасаю.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
| Борецкая роспись
| 7.
| Егорьев день – 6 мая (23 апреля по старому стилю), названный в честь святого Егория (Георгия, Юрия) – покровителя домашнего скота.
| Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие.
| «Горелки», «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Игры с мячом».
| Русские народные загадки:
Вертится вертушечка,
Золотая коклюшечка;
Никто ее не достанет:
Не царь, не царица,
Не красная девица.
(Солнце) Серовато, зубовато,
По полю рыщет –
Телят, ребят ищет.
(Волк)
| Палехская миниатюра
| 8.
| Вознесение – через 40 дней после Пасхи – типичный христианский праздник в честь мифического вознесения Иисуса Христа на небо.
Часто этот день входил в состав «русальной» обрядности.
| Матрешка. Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь.
| «Гуси – лебеди», «Палочка –выручалочка», «Фанты».
| Русские народные колыбельные песни:
Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
| Холуйская миниатюра
| 9.
| Троица.
| Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику.
| «Венок», Водяной», «Горячее место».
| Русские народные приметы:
Какая погода первого февраля – такой и весь месяц.
В феврале налетели вьюги да метели.
В феврале зима с весной встречаются.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом.
| Федоскинская миниатюра
| 10.
| Иванов день – 7 июля (24 июня по старому стилю). Иван Купала – праздник летнего солнцестояния.
| Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок. Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы.
| «Прыжки через «огонь», «Водоносы», «Ручеек». «Заря-заряница».
| Русские народные песни:
Валенки да валенки ой да неподшиты стареньки
Нельзя валенки носить
Не в чем к миленькой сходить
Валенки валенки эх неподшиты стареньки
Валенки валенки эх неподшиты стареньки
Ой ты Коля Коля Николай сиди дома не гуляй
Не ходи на тот конец ох не носи девкам колец
Валенки валенки эх неподшиты стареньки
Валенки валенки Чем подарочки носить лучше б валенки подшить
Валенки валенки эх неподшиты стареньки
Валенки валенки эх неподшиты стареньки
Суди люди суди бог как же я любила
По морозу босиком к милому ходила
Валенки валенки эх неподшиты стареньки
Валенки валенки
| Тверская роспись
| 11.
| Петров день – 12 июля (29 июня по старому стилю). Петр – покровитель рыболовства, поэтому
рыбаки считали этот день своим днем.
| Куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой.
Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков.
| «Совушка», «Салочки», «Лапта».
| Русские народные былины:
Алеша Попович и Тугарин Змеевич Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылетывали –
Выезжали два могучие богатыря:
Что по имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем.
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское. Они ездили-гуляли по чисту полю,
Ничего они в чистом поле не наезживали,
Не видели они птицы перелетныя,
Не видали они зверя рыскучего.
Только в чистом поле наехали –
Лежат три дороги широкие,
Промежу тех дорог лежит горюч камень,
А на камени подпись подписана.
| Тагильский поднос
| 12.
| Ильин день – 2 августа (20 июля по старому стилю), в честь бога различных стихий – пожара,
грома, дождя, разрушений и т. д.
| Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.
| «Гонки в Бабок Ёжек», «Паук», «Удержание мяча»
| Русские народные сказки:
Волк и семеро козлят
Три медведя
По щучьему велению
Маша и медведь
Теремок
Курочка Ряба
Гуси-Лебеди
Снегурочка
Крошечка-Хаврошечка
Репка
Рукавичка
Вершки и корешки
Бычок – черный бочок, белые копытца
Царевна-Лягушка
Петушок – золотой гребешок
Курочка, мышка и тетерев
Кощей бессмертный
Петушок и бобовое зернышко
Лиса, заяц и петух
Жихарка
Василиса Прекрасная
Царевна-Несмеяна
Царевна-змея
Арысь-поле
Зимовье зверей
Горе
Горшеня
Иванушка-дурачок
Колобок
Кот и лиса
Никита Кожемяка
Петушок – золотой гребешок
Сивка – Бурка
| Ракульская роспись
| 13.
| Медовый спас – 14 августа (1 августа по старому стилю).
| Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз.
| «В небе жаворонок пел», «Гонки», «Пройди и не задень».
| Легенды:
Шел человек дорогою, и видит этот человек, что перед ним целою копною вьются комары. И говорит человек, комарьим голосом:
— Что вы такое за люди?
Говорят, ответ держат комары человеку, говорящему комарьим голосом:
— Мы люди певчие.
— Эх, — говорит человек, — пришли бы вы ко мне попеть в мой праздник.
— А когда ты празднуешь своему празднику?
— В новый год мой праздник бывает, — говорит им человек, говорящий комарьим голосом.
— О, нет, — отвечают комары, — у нас тогда и голосов нет, мы тогда и не поём.
| Печорская роспись
| 14.
| Яблочный спас –19 августа (6 августа по старому стилю).
| Плешковская русская народная игрушка. Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. сновные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).
| «Плавающие яблоки», « Танец с яблоками», «Яблоко в ложке».
| Считалки:
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой? Белка прыгала, скакала,
А на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
А ты кто такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честных
И добрых людей. Серый зайка вырвал травку.
Положил её на лавку.
Кто травку возьмёт,
Тот и вон пойдёт. Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон.
| Нижнетоемская роспись
| 15.
| Хлебный или Ореховый спас – 29 августа (16 августа по старому стилю).
| Кадниковские игрушки. Кадниковские длинные и узкие кони-колоды из берёзы и ольхи, окрашенные темперой черного и красного цвета, относятся к 70–80-м годам XIX века.
| «Разложи орешки», «Разгрызи орех», «Наполни вазу».
| Русские народные поговорки:
Старый конь борозды не испортит!
Рыбак рыбака видит издалека!
Два сапога пара, да оба левые.
У страха глаза велики, да ничего не видят.
Ума палата, да ключ потерян.
| Костромская роспись
| 16.
| День Успения Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю) – считался днем окончания жатвы и окончанием Успенского поста.
| Кирилловские игрушки 70–80 годов XIX века — наиболее массовые, имеют сходство с нижегородскими, которые возникли под влиянием северных образцов. Для кирилловских изделий характерна выразительность силуэта, угловатая обрубовка объёма, интенсивная окраска темперой, легкий мазковый расписной узор.
|
| Дразнилки:
Миронушка-Мирон
Полна пазуха ворон.
Выглянул в окошко —Голова с лукошко,
Нос крючком,
Волоса клочком! Вор-воришка
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошко,
Вылезти не может.
Кто ему поможет? Жадина-говядина,
Кислая капуста,
Съел мышонка без хвоста
И сказал: «Как вкусно!»
| Алтайская роспись
| 17.
| День Флора и Лавра – 31 августа. Его считают праздником лошадей.
|
| «Перетягивание каната», «Картошка», «У медведя во бору».
| Предание:
«Происхождение кошки» - Предание русского народа.
До всемирного потопа кошек на земле не было. Они появились в ковчеге Ноя. Когда праведный Ной вошел в ковчег со своим семейством, кроме жены, дождь стал лить, как из ведра. Только бы войти жене и запереться, да она, почему-то, все не хотела войти. Ной звал, звал, - она не слушалась. Наконец, Ной вышел из терпения и обругал ее: "Иди, - говорит, - проклятая". Тогда жена его вошла, но с ней вошел в ковчег и дьявол. Вода прибывала. Ковчег поплыл.
Дьявол в ковчеге стал думать, как погубить Ноя с семейством и животными. Вошел он в мышь, и эта мышь стала прогрызать в углу дыру, чтобы попала в ковчег вода. В это время тигр (в другом варианте - лев) выфыркнул из носа кошку и это животное съело мышь.
| Вологодская роспись
| 18.
| Рождество Богородицы – 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Этот большой церковный
Праздник выпадал на начало уборки основных сельскохозяйственных культур.
|
| «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,
«Ласточки», «Огородник и воробей»;
| Баллады:
Андрей Дементьев
Баллада о верности Отцы умчались в шлемах краснозвездных.
И матерям отныне не до сна.
Звенит от сабель над Россией воздух.
Копытами разбита тишина. Мужей ждут жены. Ждут деревни русские.
И кто-то не вернется, может быть...
А в колыбелях спят мальчишки русые,
Которым в сорок первом уходить.
| Вятская роспись
| 19.
| 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы, начало зимы.
|
| «Под покров беги!», «Хозяюшки», «Бой с булавами», «Волшебный платок».
| Исторические песни:
В тем сударыня1 простила,
Жить по-старому пустила.
Полтора года страдали:
Все царя себе искали.
Нашли себе царя —
Донского казака,
Емельяна Пугача,
Сын-Ивановича.
Он со силой собрался,
Под Гурьев поднялся:
Стрельба была несносна,
Стоять было не можно.
Он видит, что не взять:
Воротился взад.
С большой силой собрался,
Под Яик поднялся.
Под Яик подходил,
Батальицу сочинил.
Они зачали палить,
Силу-армию валить.
Из Яика-городка
Протекла кровью река,
Круты горы закачались,
Сыра земля затряслась,
Мелка рыба вниз пошла,
Мелка пташка со гнезда,
Мелка пташка со гнезда
Укрепила Пугача,
Сын-Ивановича.
| Олонецкая роспись
| 20.
| Никола зимний – 19 декабря (6 декабря по старому стилю) Николай Угодник. Именно в этот день приходит настоящая зима.
|
| «Снежная башня»,
«Штурм крепости»,
«Зимний котел»,
«Каблучок»,
«Льдинка».
| Народные лирические песни:
Вдоль по улице метель метёт Вдоль по улице метелица метёт,
За метелицей мой миленький идёт.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя. На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя. Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра молодца, меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя. Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
| Пучугская роспись
| |