Главная страница

1 статья, РИНЦ. Блог как сфера культурного интереса (на примере театра и кинематографа)


Скачать 28.49 Kb.
НазваниеБлог как сфера культурного интереса (на примере театра и кинематографа)
Дата09.05.2019
Размер28.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1 статья, РИНЦ.docx
ТипДокументы
#76543

Блог как сфера культурного интереса

(на примере театра и кинематографа)

Новая гипертехнологичная окружающая среда, углубление коммуникативной глобализации не только изменили наше восприятие и использование времени и пространства, но также перестроили суть нашей повседневной жизни и нашей культуры, породили множественные цепные реакции, создали огромные конгломераты людей, подключенных к мобильным сетям, которые стали еще более активно транслировать свое мнение о новых произведениях искусства, в частности, театра и кино посредством сети Интернет и блоговой коммуникации.

Автоматическое обновление и самоформатирование личных веб-страниц, известных как блоги, является новой силой в интернет-коммуникациях, которая в настоящее время создает реверберации в политической, духовной, социальной и экономической сферах развитых стран. Теоретически первый веб-журнал был создан Тимом Бернерс-Ли, основателем всемирной паутины, но сами блоги вступили в силу только с 2002 года. Блоги представляют собой способ для людей любого технического уровня создать привлекательный, легко читаемый веб-сайт, на котором можно без труда следить за аудиторией блога, его наполнением и актуальной информацией. Поисковая система в настоящее время отслеживает более 112 миллионов блогов, причем около 30000 добавляется ежедневно. Что делает блоги более интересными, чем традиционные персональные сайты? - это сети, которые они образуют. Блоги связываются друг с другом тремя способами. Первый - это ссылки, встроенные в отдельные сообщения. Эти ссылки обычно относятся к другим сообщениям в других блогах и используются либо для начала обсуждения, либо для иллюстрации аргументов. Во-вторых, блоги также публикуют так называемый блогроль: боковая панель перечисляет несколько сайтов, которые автор читает на регулярной основе. Третий вид взаимосвязи блогов осуществляется через так называемые трекбэки или пинги. Когда блог «A» ссылается на конкретную информацию в блоге «B», блоговое программное обеспечение A сообщает блогу B, к которому он привязан об этой информации и отрывок из блога «A» помещается в секции комментариев сообщения в блоге «B». Это позволяет автору блога «A» видеть, кто говорит о его блоге на своих страницах. Связи между блогами создают сети, и эти сети представляют собой социальные сети, которые обеспечивают пространство коммуникабельности, обмен информацией и чувство принадлежности. В совокупности все сети между всеми блогами называются блогосферой. В блогосфере обнаруживаются отдельные и разные сети. В основном эти сети различаются по темам.

Современная блоговая сфера, вовлекающая пользователя в творческий процесс, все чаще превращая его не только в транслятора, но и в создателя медиатекстов, стала прорывом к личной свободе в массово-информационной сфере, значительно снижая степень зависимости реципиента от диктата производителя и распространителя сообщений, расширяя пространство выбора, повышая статус личности и меру самоуважения и т.п. Такое состояние современной жизни и культуры современного человека является и следствием, и причиной демократических изменений, когда диктат доминирующих классов в области культуры сменяется все большей обусловленностью феноменов культуры культурными интересами большинства населения.

Среди феноменов культуры, определяющих культурное развитие населения, важнейшее место занимают театр и кино. Уникальная специфика театрального искусства объясняется характером связи с аудиторией и с обществом в целом, поэтому современный театр представляет сложную коммуникативную систему, где живой процесс культуры разворачивается непосредственно перед зрителем, в противовес киноискусству, которое посредством уникальных приемов, технологий, специалистов запечатлевает культурный феномен и впоследствии транслирует его зрителям. Специфика настоящего момента в развитии театра и кино состоит в изменении жизненного цикла культурного интереса к ним, обусловленного новыми возможностями коммуникации. Так, коммуникация реципиентов театрального и киноискусства приобретает черты нового культурного феномена вследствие развития блоговой сферы. Блогосфера ведет к трансформации всего процесса детерминируемого культурными интересами восприятия театра и кино. Участники блогов способны продлить жизнь своих культурных интересов, используя виртуальное пространство не только как коммуникацию, но как перцепцию и герменевтику театрального и киноискусства, создавая его новую культурно-феноменологическую определенность. Так, уже общение театральных и кинозрителей между собой и с другими пользователями может осуществляться в блоговой сфере задолго до показа самих картин или спектаклей, непосредственно во время трансляции и длительное время после них. Анализ таких блогов способствует выявлению различных состояний культурного интереса к театру и кино, позволяет глубже проникнуть в их непосредственную структуру и одновременно фиксировать влияние, осуществляемое ими на культуру общества в целом.

Театр уникален среди других отраслей культуры из-за его постоянной привязанности к выдающимся столицам художественных инноваций (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Париж, Москва, Санкт-Петербург и др.). Поэтому, люди, не живущие в этих столицах, но желающие участвовать в театральной жизни общества, создаваемой работающими там театрами, могут сделать это, читая и создавая блоги в сети Интернет. Блоги имеют преимущество перед традиционными СМИ в том, что они могут быть более неформальными и, следовательно, более откровенными, чем статьи, опубликованные в газетах и журналах. Блоги позволяют читателям и зрителям из первых рук, смотреть на художественные и деловые практики, происходящие «в окопах» профессиональных театров по мере их появления. Таким образом, пользователи Интернета, которые не живут в театральных городах и столицах, могут по-прежнему настроиться на шум, возникающий среди театральных художников, которые живут там, тем самым информируя и обогащая собственную работу. Кроме того, культурный интерес, находя выражение в комментариях к блогам и их создании, вносит свой вклад в текущие дебаты и дискуссии, реализуется в сетевом обмене специализированными знаниями.

Культурный интерес обуславливает возможность бинокулярного рассмотрения проблемы не только «изнутри», (с помощью изучения тенденций, примеров, непосредственного участия в интернет-коммуникации), проявляясь в виде культурфилософского контент-анализа вариаций появления и сущности тех или иных экспериментов и новаций в современном театральном и киноискусстве, он также продлевает жизни театру и кино «снаружи». Блоги выполняют функцию «транслирующего канала», через который аудитория удовлетворяет свои культурные запросы. Они (блоги) возникают и развиваются из необходимости доставить разнообразную информацию массовой, пространственно-рассредоточенной аудитории. Потребность в массовой трансляции эмоциональных смыслов способствовала их появлению и популяризации. Поэтому - это среда, в которой производятся, живут и исчезают культурные интересы. Главной особенностью блогов является их публичность и возможность двустороннего общения, что позволяет пользователям выражать свое мнение относительно чего либо в режиме реального времени, а исследователям проводить актуальный анализ тех или иных проблем. Развитие Интернета, блоговой коммуникации, медиатехнологий послужило основанием для появления и развития виртуальной реальности – реальности, онтологически обоснованной стремлением человека создавать альтернативный мир, проявляющейся здесь и сейчас, преимущественно знаково, радикально меняющей пространственно-временной континуум [1].

Современный театр охватывает обширный спектр технологий – от классических театральных до электронных, позволяющих воспринимать театр, как цифровой перформанс [2]. С середины 1970-х годов использование современных медиа в театре стало очень популярным. Режиссеры, включающиеся в экспериментирование тогда, продолжают опыты с новыми технологиями сегодня. Целая плеяда авангардных художников экспериментального перформанса во всем мире нынче определяет лицо современного театра, в котором технологии открывают огромные возможности для расширения пространства и вовлечения зрителя. Современный театр переживает период важных перемен, связанных с развитием новых коммуникационных технологий и глобализацией информационного пространства. Как вид искусства театр - один из наиболее древних и сложных. Сейчас много дискуссий вокруг театра связано со степенью его возможных трансформаций с помощью электронных технологий, которые, в том числе, создают условия для блоговой жизни культурного интереса. 

Таким образом, культурный интерес к театру и кино, перемещаясь в блоговую сферу, продлевает жизнь спектаклям и кинокартинам, наполняет их зрительской критикой и симпатиями, а в теоретико-культурологическом смысле - позволяет привлечь «третью (виртуальную) реальность» для более полной характеристики театра и кино как «второй реальности», как реальности культуры.

Примечания

  1. К.С. Гаджиев «Новая «Великая трансформация»?. Вопросы философии 2017, № 7, стр. 75-86

  2. B W Jones, B Spigel, E J Malecki «Ссылки в блогах, как трубопроводы, чтобы гудеть в другом месте: случай блога в театрах Нью-Йорка». Окружающая среда и планирование. Планирование и дизайн 2010, том 37, стр. 99

  3. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, N 10, с. 152-164.

  4. Ищенко Е. Н. Проблема реальности в философском и гуманитарном дискурсе // Вестник МГУ: научный журнал. Серия 7. Философия. – М: Изд. МГУ 1946, 2005 г., №2,

  5. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. Гиперборея. Кучково поле. 2007

  6. Virtual Theatre. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Virtual_Theatre





написать администратору сайта