сочинение. Блокмодуль Человек и обществоТема Природное и общественное в человеке. Человек как результат биологической
Скачать 193.47 Kb.
|
1 2 12 Блокмодуль 1. Человек и общество Тема 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Проблема человека — одна из основных в филосо фии. Большое значение для понимания сущности чело века, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, где рассматрива ется процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthr pos — человек и genesis — происхождение). Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. Таким образом, о причинах, определивших станов ление собственно человека, можно высказывать только предположения. Влияние на психофизическое состояние человека энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно. Религиозная теория Теория палеовизита Естественнонаучные (материалистические) теории Ч. Дарвин — английский ес тествоиспыта тель, создатель эволюционной (от лат. evolu tio — развёрты вание) теории Ф. Энгельс — не мецкий социаль ный мыслитель, политический деятель Божествен ное проис хождение человека. Душа — ис точник чело веческого в человеке Человек — со здание при шельцев из космоса, кото рые, посетив Землю, остави ли на ней чело веческие су щества Человек как биологический вид имеет ес тественное, природное про исхождение и генетически связан с выс шими млеко питающими Главная причина появления чело века — труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества челове ка: сознание, язык, творчес кие способности о 13 Человек—высшая ступень развития живых орга низмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным суще ствам, которые появились около 550 тысяч лет назад. Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и соци альное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизатор ству. Основные отличия человека от животного • Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своём про шлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы. Биологизаторский подход Социологизаторский подход Акцентирует лишь эволюцион нобиологические предпосылки человеческой природы Объясняет природу человека, ис ходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пи шет нужные слова Человек — биосоциальное существо Биологическое существо Социальное существо Принадлежит к высшим млеко питающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он об ладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жё стко не запрограммированы → возможность приспосабливать ся к различным условиям суще ствования Неразрывно связан с обще ством. Человек становится че ловеком, лишь вступив в обще ственные отношения, в обще ние с другими. Социальная сущность человека проявляет ся через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному тру ду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. условие, предпосылка существования человека сущность человека 14 Коммуникативные возможности имеют и некоторые виды обезьян, но только человек может передать дру гим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди обладают способностью выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать дей ствительность не только с помощью речи, но и с помо щью музыки, живописи и других образных форм. • Человек способен к сознательной целенаправлен ной творческой деятельности. Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы. • Человек в процессе своей деятельности преобразу ет окружающую действительность, создаёт необхо димые ему материальные и духовные блага и ценно сти. Осуществляя практически преобразующую де ятельность, человек творит «вторую природу» — культуру. Животные приспосабливаются к окружающей сре де, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего су ществования. • Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства матери альных благ. Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготав ливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств. Моделирует своё поведение и может выби рать различные социальные роли Обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих дей ствий, характер и на правленность развития природных процессов Выражает ценно стное отноше ние к действи тельности 15 • Человек воспроизводит не только свою биологи ческую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и ду ховные потребности. Удовлетворение духовных по требностей связано с формированием духовного (внут реннего) мира человека. Понятия «индивид», «индивидуальность», «лич ность» в научной и популярной литературе употребля ются как близкие по значению, но они не являются си нонимами. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» Человек существо уникаль ное (открытое миру, неповторимое, духов но незавершённое) существо универ сальное (способное к любому виду дея тельности) существо цело стное (интегрирует в себе физическое, психическое и ду ховное начала) • Определение Индивид (от лат. individuum — не делимый, неразде лённый) — это единичный пред ставитель челове ческого рода, конк ретный носитель природнообуслов ленных свойств Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявле ний человека, подчёр кивающее непохо жесть на других лю дей Личность (от лат. per sona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъек том сознательной де ятельности, обладаю щий совокупностью со циально значимых черт, свойств и ка честв, которые он реа лизует в обществен ной жизни • Характерные признаки Пол, биохимичес кие и физиологи ческие особенно сти, возраст, тип конституции, ней родинамика, био логические пот ребности, эмоции, задатки Индивидуальные осо бенности, характер, социально обуслов ленная деятельность, самооценка, жизнен ный опыт, «Яконцеп ция», потребность в самореализации Направленность (влечение, желание, стремление, идеал, ценности, установка, мировоззрение), соци альные потребности, социальный статус, социальная роль, сознательные цели 16 Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социали зации 1 Личность человека не является чемто застывшим и неизменным, она меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на неё внешних обстоятельств. Образец задания (П) Выберите верные суждения о соотношении био логического и социального в человеке и запишите циф ры, под которыми они указаны. 1) Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. 2) Все люди рождаются с одинаковыми генетически ми задатками, а главную роль в развитии их способнос тей играет общество. 3) Как биологическое существо человек принадле жит к высшим млекопитающим. 4) В биологической природе человека заложены ка чества, которые принципиально выделяют его из живо го мира. 5) Человек является существом не только социально деятельностным, но и социально мыслящим и социаль но чувствующим. Ответ: 135. Окончание табл. • Характерные признаки Человек как от дельная особь сре ди других людей Человек как один из многих, но с учётом его личных особеннос тей: внешний облик, манера поведения, ха рактер и т. д. Человек с социально значимыми каче ствами Развитие человека Социальный опыт, человечес кая культура Социализа ция индивида Личность 1 См. тему 3.13. Социализация индивида. 17 Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение —целостное представление о при роде, обществе, человеке, находящее выражение в сис теме ценностей и идеалов личности, социальной груп пы, общества. В зависимости от соотношения компонента в миро воззрении различаются следующие элементы. Особенности мировоззрения • Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживае мыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт обще ство. Человек Мир Мировоззрение Мировоззрение Мироощущение Мировосприятие Миропонимание эмоциональнопсихо логическая сторона мировоззрения: чув ства, настроения образ мира в на глядных пред ставлениях познавательно интеллектуальная сторона мировоззре ния образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия представление о мире на основе рациональ ного его объяснения Знания Духовные ценности Структура мировоззрения Принципы Идеалы Убеждения Идеи 18 • В нём могут проявляться: — догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авто ритарности; — скептицизм (от гр. skeptikos — рассматриваю щий, исследующий) — философское направление, ис пользующее сомнение в познавательных возможностях мышления; — разумный критицизм. • Всегда связано с убеждением —устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлени ем воплотить их в жизнь через свои действия и пос тупки. • Определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации. • Сказывается на всём облике человека, на всей сово купности особенностей поведения и действий, привы чек и наклонностей. Мировоззрение Направленность личности Носители мировоззрения Отдельная личность Социальная группа Общество в целом Человечество в ту или иную эпоху Пути формирования мировоззрения Стихийное Осознанное На основе обыденного опыта, под влиянием жизненных ус ловий Посредством целенаправлен ной теоретической разработ ки фундаментальных прин ципов, идей, идеалов 19 Классификации (типологии) мировоззрения Основа классификации Типы мировоззрений Главенствующее явление (поня тие), которому отдаётся пред почтение Теоцентризм (от гр. theos — бог) (приоритет от даётся Богу); антропоцентризм (приоритет от даётся человеку); природоцентризм (приоритет отдаётся природе); социоцентризм (приоритет отдаётся обществу); знаниецентризм, науко центризм (приоритет отдаётся знаниям, науке) Соотношение с общественным прогрессом Прогрессивное; реакционное Отношение к пре образованиям Революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бы тия); консервативное (приоритет сохранения существующего положения) Оценка общего хода историчес ких изменений Оптимистическое (от лат. optimus — наилуч ший) (связано с признанием того, что всегда су ществует возможность приблизить действитель ность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справед ливости — над несправедливостью, в способно сти человека к безграничному социальному раз витию и моральному совершенствованию); пес симистическое (от лат. pessimus — наихудший) (связано с признанием того, что в мире преобла дает зло, человек обречён на страдания и буду щее не обещает ничего хорошего) Историческое развитие Обыденное (житейское) (является порождени ем повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребнос тей); религиозное (связано с признанием сверхъ естественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лише ны в своей жизни. Основа — религиозные уче ния (христианство, ислам, буддизм и др.)); фи лософское (от гр. phileo — любовь и sophia — мудрость) (связано с теоретическим обосновани ем содержания и способов достижения обобщён ных знаний о действительности, с установлени ем норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей); научное (теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых ито гов человеческого познания) 20 Образец задания (П) Юрий считал, что существующая действитель ность делится на два мира: сверхъестественный и есте ственный. Вера имеет дело со сверхъестественным миром, а знание — с естественным. При этом сверхъесте ственное, духовное начало доминирует над естествен ным бытиём. Необходимо неукоснительно признавать и исполнять существующие установления, олицетво ряя силы природы в виде Бога. Выберите из приведённого ниже списка характерис тики данного мировоззрения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) реакционное 4) революционное 2) теоцентристское 5) религиозное 3) консервативное 6) оптимистическое Ответ: 235. Тема 1.3. Виды знаний Познание —процесс деятельности человека, основ ным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результа том — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание — продукт познания. Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и объекта познания. Роль мировоззрения в жизни человека Даёт человеку ориентиры и це ли для его прак тической и теоре тической дея тельности Позволяет людям по нять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их ме тодами познания и де ятельности Даёт возмож ность опреде лять истинные ценности жиз ни и культуры 21 Представители различных философских направле ний поразному отвечали на вопрос о возможности поз нания мира. Агностизим (от гр. agn stos — недоступ ный познанию) Скептицизм Оптимизм Отрицает полностью или частично воз можность познания мира, познание не да ёт достоверных све дений о мире Не отрицая принци пиальной возможно сти познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достовер ный характер Утверждает прин ципиальную позна ваемость мира, принципиальную возможность полу чения достоверных знаний о мире Обыденное Виды познания Социальное Научное Религиозное Мифологи ческое Художе ственное Процесс познания Субъект познания —это носитель познавательной активности Объект познания —это всё то, на что направлена познава тельная деятельность субъекта Познающий че ловек, наделён ный волей и со знанием, или коллектив Всё об щество Познаваемый предмет (процесс, явление, внутрен нее состояние че ловека) Весь ок ружаю щий мир Условия познания — это материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы и т. д.), информация, социальная среда, условия труда и т. д. Результат Знание о 22 Ни один из видов познания не является изолирован ным от остальных, все они тесно взаимосвязаны. Познание имеет два уровня (две стороны) — чув ственное познание и рациональное (логическое) позна ние (мышление). Поразному рассматривается вопрос о месте чув ственного и рационального познания. Существуют пря мо противоположные точки зрения. Познание Чувственное познание Рациональное познание Осуществляется органа ми чувств (зрением, слу хом, обонянием, осязани ем, вкусом) Присущее только человеку, являет ся более сложным способом отраже ния действительности, который осуществляется посредством мыш ления Формы Формы • Ощущение —отраже ние отдельных свойств предмета, явления, про цесса, возникающее в результате их непо средственного воздей ствия на органы чувств. • Восприятие —чув ственный образ цело стной картины пред мета, процесса, явле ния, непосредственно воздействующих на ор ганы чувств. • Представление — чувственнонагляд ный, обобщённый образ предмета, процесса, яв ления, сохраняемый и воспроизводимый в со знании и без непосред ственного воздей ствия самих предме тов познания на органы чувств • Понятие —мысль, утверждаю щая общие и существенные свой ства предмета, процесса, явления. • Суждение —мысль, утверждаю щая или отрицающая чтолибо о предмете, процессе, явлении. • Умозаключение (вывод) — мыс ленная связь нескольких сужде ний и выделение из них нового суждения Индуктив ное — умо заключение от частного к общему Дедуктив ное — умо заключение от общего к частному Получа емое по анало гии 23 Очевидно, что нельзя противопоставлять чувствен ное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временнîе, а качественное: первая ступень — низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рацио нального познания действительности. Вне чувствен ного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чув ственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счё те опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимае мых знаков. С другой стороны, знание не может обой тись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития чело вечества. Особенности чувственного и рационального познания Знание —результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе ак тивного отражения, идеального воспроизведения объ ективных закономерных связей и отношений реально го мира. Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) Единственным источником всех наших знаний является чув ственный опыт Наши знания могут быть получе ны только с помощью ума, без опоры на чувства Чувственное познание Рациональное познание • Непосредственность, выража ющаяся в прямом воспроизведе нии объекта. • Наглядность и предметность возникающих в результате поз нания образов. • Воспроизведение внешних сто рон и свойств объектов • Опора на результаты чув ственного познания. • Абстрактность и обобщён ность возникающих в результа те познания образов. • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономер ных связей и отношений 24 Каждой форме общественного сознания: науке, фи лософии, мифологии, политике, религии и т. д. — соот ветствуют специфические виды знаний. Виды знаний Термин «знание» употребляется в разных смыслах: как способно сти, умения, на выки, которые базируются на осведомлённости как познава тельно значи мая инфор мация как особая познавательная единица, выражающая фор му отношения человека к действительности и суще ствующая наряду и во взаи мосвязи со своей противопо ложностью — практичес ким отношением Наименование вида Его сущность Житейское Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседнев ного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фак тов и их описанию Научное Понимание действительности в её прошлом, насто ящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых поня тий и категорий, общих принципов и законов, ко торые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) Практическое Овладение вещами, преобразование мира Художествен ное Целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии Рациональное Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением Иррациональ ное Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, ха рактеризующиеся парадоксальностью и не подчи няющиеся законам логики и науки Личностное Зависимо от способностей субъекта и от особенно стей его интеллектуальной деятельности 25 Когда разграничивают научное, основанное на ра циональности, и ненаучное знание, то выделяют сле дующие формы. Формы ненаучного знания Образец задания (П) У старшего поколения жителей села Н. знания прочны, но разрозненны, представляют собой набор сведений. Какие иные признаки характеризуют житей ское знание? Запишите цифры, под которыми они ука заны. 1) является результатом коллективного опыта, на копленного поколениями людей 2) порождается непосредственными условиями жиз недеятельности 3) раскрывает внутреннюю природу предметов и яв лений 4) отражает действительность в художественных об разах 5) характеризуется связью с мировой культурой 6) противостоит выдуманным схемам и штампам Ответ: 126. Наименование формы Её сущность Ненаучное Разрозненное, несистематическое зна ние, которое не формализуется и не опи сывается законами, находится в противо речии с существующей картиной мира Донаучное Прототип, предпосылочная база научно го знания Паранаучное (от гр. para — возле, мимо, вне, т. е. околонаучное знание) Несовместимое с имеющимся научным знанием Лженаучное Сознательно использующее домыслы и предрассудки Антинаучное Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности 26 1 2 |