Главная страница
Навигация по странице:

  • Ответьте письменно на вопросы Какие истины открыл людям Будда В чём видят буддисты причину страдания

  • буддизм. Будда и основные положения его учения. Буддизм в России


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеБудда и основные положения его учения. Буддизм в России
    Дата11.03.2022
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлабуддизм.doc
    ТипДокументы
    #392701


    Тема: Будда и основные положения его учения. Буддизм в России.

    Задачи:

    - познакомиться с буддизмом и основателем религии

    - изучить сведения о распространении буддизма в России.

    План

    • Жизнь Гаутамы-Будды

    • Учение буддизма: Четыре истины и «серединный путь».

    • Характер этики буддизма.

    • Буддизм в России.

    Буддизм является самой древней из трёх основных мировых религий. Он старше христианства на 5 веков и старше ислама на 12 веков. Эта религия возникла в Индии в VI-V веках до Рождества Христова. Её основатель Сиддхартха Гаутама, принц государства, расположенного на границе современного Непала. В результате отшельнического аскетического образа жизни и постоянной медитации он постиг истину, стал Буддой, то есть Просветлённым.

    Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Паджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика было специально построено три дворца. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

    Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой. Через несколько лет она родила ему сына. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни.

    Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

    Сиддхартха занимался умерщвлением плоти в течение шести лет. Он ограничивал себя в пище и сне, не мылся и ходил нагим. В конечном счете, он пришел к выводу, что это не приближает его к истине, и он снова начал принимать пищу, как раньше. Однажды, расположившись около реки под сенью большого дерева джам-бу, позднее названного в честь события деревом Бодхи (то есть деревом просветления), Сиддхартха принял решение что не встанет до того, пока не найдет Истины.

    Вот истины, которые открыл Будда: Жизнь человека есть страдание. Его рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, соединение с человеком, который тебе не мил, – страдание, разлука с милым – страдание, желание чего-либо, чего нельзя достичь, – страдание. Всё, что привязывает человека к другому человеку и ко всему земному, вызывает страдание.

    Человек несчастен потому, что он без конца стремится к наслаждениям, к могуществу, к власти, к богатству и никогда не бывает доволен тем, чего достиг. Следовательно, чтобы прекратить страдание, нужно уничтожить в себе все желания, полностью освободиться от них. Жить следует так, чтобы не впадать в крайности. Очень плохо потакать похотям и делать своей целью одни наслаждения и удовольствия. Это низменно, неблагородно и ничтожно. Но не менее плохо страдать добровольно, наслаждаться страданием и делать его своей целью. Это тоже делает жизнь ничтожной и мрачной.

    Человеческая жизнь подобна колесу. Человек рождается чистым и счастливым. Его органы чувств (глаза, уши, нос, язык, все тело и мысль) начинают воспринимать мир. У человека появляются желания. Теперь их уже невозможно остановить. Желания вызывают жадность, появляется зависть к другим людям. Сколько бы много человек ни имел, он всегда будет желать ещё. Поэтому он начинает обманывать, воровать, убивать, грабить, одним словом, теряет человеческий облик и превращается в грязное животное. Человек хочет жить вечно и страдает оттого, что его жизнь коротка и быстротечна. Жадность, зависть, недовольство собой вызывают болезни и наконец старость. За ней приходит естественный финал – смерть.

    Будда указывает путь, который позволил бы выйти из этого вечного круга. Он проходит через правильное понимание всего вокруг, правильное рассуждение и речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные намерения и правильное видение. Учение Будды призывает человека не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничему живому, не прелюбодействовать, не употреблять спиртного и т.д. Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, дарить людям часть своей собственности, щедро делиться с ними собственным опытом и познаниями. Но Будда не заставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает, предлагает его людям. Правильная жизнь, подавление в себе страстей, привязанностей и желаний – это первая стадия на пути человека к высшему блаженству, т.е. нирване. Полная нирвана означает, что человек навечно вышел из мутного круговорота жизни и достиг состояния Будды.

    Система буддизма направлена главным образом на то, чтобы регулировать поведение человека. Соблюдать моральные принципы здесь гораздо важнее, чем поклоняться богам или Будде. Поэтому её можно назвать нравственной (или этической, что одно и то же).

    В соответствии с этим истины делаться на 3 заповеди:

    заповедь для тела: не убивать; отдаляться от насилия; заботиться о живых существах; не красть, а отдаляться от жадности; не прелюбодействовать; не пить одурманивающих напитков.

    заповедь для речи: не обманывать других; говорить только правду; не говорить слов, разжигающих вражду и недоверие между людьми; не пустословить.

    заповедь для ума: не желать никому зла, а относиться ко всем с любовью и состраданием; не иметь невежественных предупреждений относительно истины.

    Легко заметить, что положения этих заповедей перекликаются с основными библейскими заповедями.

    Получив такую теорию, люди сумели посмотреть на себя и своё поведение с новой неожиданной стороны и поднялись на более высокую ступеньку своего духовного развития. Буддизм призывает одинаково ровно, доброжелательно и милосердно относиться как к добрым, так и к злым людям, в том числе к преступникам, убийцам. Нежелательно мстить и наказывать за злодеяния.

    В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, кроме того, буддийские общины имеются практически во всех крупных городах страны. По приблизительным подсчётам буддистов в мире насчитывается около 400 млн. мирян и более одного миллиона монахов.

    В 1741 году, в царствование Елизаветы Петровны, российских лам переписали и привели к присяге на верность России. Они, как и православные священники, стали считаться духовным сословием и получили право распространять свою веру среди местных кочевых племен. Таким образом, буддизм был официально признан в нашей стране. Главным дацаном бурят в Забайкальском районе в XVIII веке был Цонгольский дацан. Здесь жил главный бурятский лама, утверждённый российским правительством. Правительство не вмешивалось в дела буддистов, запрещало насильственно переводить их в православие, а они, в свою очередь, объявили всех русских царей воплощениями богини Белой Тары. Правда, во второй половине XIX века российские власти пошли на некоторое сокращение числа буддийских дацанов и лам. Тува перешла под покровительство России только в 1912 году. С помощью русских началось строительство первого города (будущей тувинской столицы, именуемой ныне Кызыл). В дела тувинских буддистов власти тоже не вмешивались. С калмыками дело обстояло несколько сложнее. Поначалу они получили от русского правительства разрешение создать в пределах России собственное ханство, но в конце XVIII века его было решено ликвидировать. Часть калмыков обиделась и ушла обратно в Китай, увезя с собой большую часть буддийских книг и реликвий. Оставшиеся в России калмыцкие буддисты вскоре утратили возможность подчиняться непосредственно тибетскому Далай-Ламе, как было раньше. Теперь их верховного ламу стал избирать астраханский генерал-губернатор из числа кандидатов, выдвигаемых духовенством. Калмыки познакомились с буддизмом в глубокой древности, но приняли его официально только в XVII веке, когда уже расселялись в южнорусских степях. Этому способствовал выдающийся просветитель калмыцкого народа, известный под именем Зая-Пандит. Он прошёл обучение в Тибете и стал приближённым правившего тогда Далай-Ламы. Зая-Пандит составил калмыцкий алфавит и познакомил калмыков с буддийской литературой. Особый расцвет буддийской учёности начался в Калмыкии в конце XIX – начале XX века, особенно после указа о веротерпимости 1905 года.

    Возникновение буддийской общины Санкт-Петербурга было связано с деятельностью бурятского религиозного деятеля и дипломата А.Дорджиева. Его стараниями было принято решение возвести в первый в Европе буддийский храм. Строительство и отделка храма были завершены к 1915 году, но уже в 1913 году в честь 300-летия династии Романовых здесь начались богослужения. Число буддистов Северной столицы возросло с одного человека (в 1869 году) почти до двухсот.
    Ответьте письменно на вопросы


    Какие истины открыл людям Будда?


    В чём видят буддисты причину страдания?


    В чём состоит буддийский идеал человеческого поведения?

    Приложение.



    Статуя Будды в Гонконге



    Дацан в Санкт-Петербурге



    ДОРЖИЕВ Агван (1853-1938)



    Памятник Зая-Пандите.



    написать администратору сайта