какой то метод филисследа. мфи. Цель научного стиля
Скачать 74.86 Kb.
|
Основная цель научного стиля – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания. Цели конкретизируются в задачах, которые, с учетом ситуации, определяют отбор материала, используемого на протяжении всего текста. Адресатами произведений научного стиля, как правило, являются специалисты – читатели и слушатели, подготовленные к восприятию научной информации. Научный стиль обладает значительным разнообразием речевых жанров. Среди них основные: научная монография, научная статья, диссертация, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия), научно-технические произведения (инструкции и др.), научные доклады. Подстили научной речи. Обычно выделяются подстили: • академический (собственно-научный); жанры – монография, диссертация, статья, доклад на научную тему; • учебно-научный; жанры – учебник, словарь, методическое пособие, лекция; • научно-информативный; жанры – реферат, аннотация, патентное описание, промышленная реклама; • научно-справочный; жанры – словарь-справочник, каталог; +• научно-популярный; жанры – очерк, книга, лекция, статья (для широкого круга неспециалистов). Для научного стиля характерны такие особенности, как: • предварительное обдумывание высказывания; • монологический характер речи; • строгий отбор языковых средств; • нормированность речи; • сжатость информации. Появление и развитие научного стиля связано с выделением науки в самостоятельный вид человеческой деятельности. В России научный стиль речи начал складываться в XVIII в. (М. В. Ломоносов и его ученики) и окончательно сложился к концу XIX в. Основными стилеобразующими факторами являются: а) сфера общения; б) цель общения; в) способ общения. Исходя из сферы и целей общения в научном стиле речи сформировались следующие подстили: 1) собственно научный; 2) учебно-научный; 3) научно-популярный. Лингвистические особенности научного стиля речи выражаются специализированными и стандартизированными языковыми средствами на лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом и текстовом уровнях. I. Отвлеченность, абстрактность и обобщенность научной речи выражаются следующими лингвистическими средствами. 1. На уровне лексики: 1) абстрактными существительными, например театр (греч. место для зрелищ) — род искусства (сравните с ненаучным употреблением этого слова: хожу в театр, люблю театр, Александрийский театр); 2) конкретными существительными в значении общего понятия. Например: В физике материальной точкой называется тело, размерами которого можно пренебречь (любое тело). Свободная молекула — это молекула, существующая в отсутствие межмолекулярных взаимодействий (любая молекула). Токарный резец изготовляют из победита (токарный резец как вид токарных инструментов). Вектор обозначается одним из следующих способов... (любой вектор); 3) существительными во множественном числе в значении обобщения, например частоты, масла, длины, теплоты, климаты; 4) наречиями и прилагательными со значением постоянного и общего качества, свойства или действия. Например: Каждый металл обладает способностью проводить электрический ток. Любая электрическая цепь имеет естественную структуру: обычно она состоит из источников питания и сигнала, приемников и т.п. 2. На уровне морфологии: 1) глаголами настоящего времени в значении постоянных признаков предметов и объектов действительности. Например: Ртуть переходит из жидкого состояния в твердое при температуре — 79°С (всегда). Сопротивление проводника зависит от площади сечения (всегда). Заметим, что глаголы настоящего времени в научной речи составляют 70% от всех временных форм; 98—99% глаголов настоящего времени — это глаголы в значении настоящего вневременного; 2) глаголами совершенного вида будущего времени в первом лице множественного числа в значении настоящего вневременного. Например: Запишем условие задачи (делаем это всегда при решении задач). Поместим вещество в пробирку (делаем это всегда при проведении опыта); 3) личным местоимением мы в форме первого лица множественного числа или глаголом в форме первого лица множественного числа без местоимения мы для обозначения обобщенных действий. Например: В ходе опыта лсы наблюдаем отключение магнитной стрелки под действием магнитного поля. Задавая базис (ё, ё2, ё3) в пространстве и некоторую фиксированную точку О (начало координат), мы тем самым задаем в пространстве декартову систему координат, суммируем все вышесказанное. Отметим без доказательства следующие свойства этой последовательности. В ходе опыта мы наблюдаем явление интерференции; 4) кратким прилагательным в значении постоянного признака, свойства предмета. Например: Инертные газы не активны. Щелочные металлы в своих соединениях одновалентны. Окись меди нерастворима; 5) причастием как формой безотносительной ко времени: Это обусловлено тем, что в естественном свете, т.е. свете, испускаемом обычными источниками, имеются колебания, совершающиеся в самых разных направлениях, перпендикулярных лучу. 3. На уровне синтаксиса: 1) неопределенно-личными предложениями. Например: Для обмотки трансформатора используют мерную проволоку. Ускорение свободного падения вычисляют по формуле... 2) пассивными конструкциями. Например: Результаты опыта были занесены в таблицу. Окислительно-восстановительные реакции эффективно используются в электролизе; 3) сложными предложениями с выраженными подчинительными связями. Например: Эксперименты, проведенные специалистами по эволюционной психологии, показали, что мужчины при виде красивых девушек начинают чаще использовать редкие слова. Это подтверждает гипотезу, согласно которой избыточные лингвистические способности человека развилась под действием полового отбора как средство демонстрации интеллекта; 4) конструкциями для обозначения причинно-следственных, целевых и условных отношений в составе простого предложения. Например: Под действием силы тело начинает двигаться (тело начинает двигаться, если на него действует сила). И. Точность, однозначность, понятийность и определенность научного стиля речи связаны с тем, что в каждой области научных знаний существует система понятий, обозначенных словами. Понятие — это мысль, обобщающая объекты некоторого множества по отличительному для него признаку. Так, температура — это степень нагретости чего-либо. Понятие решает три задачи: 1) обобщает объекты; 2) отличает один объект от другого; 3) сообщает существенную информацию об этих объектах. Система понятий в каждой науке, или понятийная система, постоянно расширяется, уточняется, конкретизируется, но в целом она выступает отличительной чертой науки как таковой. Таким образом, понятийность научной речи вытекает из необходимости оперировать системой понятий. Каждое понятие обозначается словом или словосочетанием. Термином называется слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие и раскрывающее его основное содержание. Обилие терминов и терминологических словосочетаний является главной чертой научного стиля речи, определяющей понятийность научной речи (в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15—20% общей лексики данного стиля). Даже в научно-популярном тексте термины имеют количественное преимущество. Например: К тому времени физики уже знали, что эманация — это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть инертный газ; порядковый номер его — 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа — 222. К термину предъявляются следующие требования: 1) однозначность; 2) стилистическая нейтральность; 3) системность. Иначе говоря, один термин должен обозначать одно понятие, не содержать в своем составе стилистически окрашенных эмоционально-оценочных средств, быть элементом терминологии данной области научных знаний. Требование определенности и однозначности имеет большое значение, так как нарушение этих качеств термина затрудняет научную и учебно-научную коммуникацию. Нарушения в употреблении терминов могут быть вызваны прежде всего незнанием самого понятия Сскроллинг, бергштрих и т.п.). Многие термины многозначны, т.е. употребляются в понятийных системах разных наук с разным значением (например, интерференция — в лингвистике и физике; реакция — в химии, биологии и политологии). Источниками терминов являются как специальные слова и словосочетания, возникшие в языке данной науки, т.е. собственно термины (ускорение, валентность, байт), так и слова общелитературного языка, употребляемые в терминологическом значении — терминированные слова и словосочетания (закон, жидкость, масса, форма,узел). Термины делятся на узкоспециальные, т.е. термины физики (электрический ток, мощность, ускорение, амплитуда); математики (асимптота, предел, уравнение, пустое множество, логарифм, интеграл); химии (валентность, окись, катализатор, молярная масса); информатики (файл, дисплей, принтер, байт, запоминающее устройство), и общенаучные, или междисциплинарные (закон, теорема, теория, объект, явление, величина, классификация, зависимость). III. Безобразность и безэмоциональность научной речи заключаются в том, что любое понятие или совсем лишено конкретно-чувственных образов, или имеет в основе максимально абстрактный образ (плод мысли). Отметим, что в научной речи: а) уменьшительно-ласкательные суффиксы встречаются лишь как способ образования термина и не имеют эмоциональной окраски, например пузырек, буравчик, пробирка, пестик, тычинка, шейка; б) метафоры утратили значение образности и используются как термины, например гусеница, плечо, муфта; в) сравнение выступает не как форма образного средства, а как одна из форм логического мышления, для сравнения нового объекта с известным адресату. Например: Калий, как и натрий, — активный металл. Небольшие количества фтора, как и кислорода, можно получить при разложении некоторых высших фторидов; г) фразеологизмы теряют свою образность, становясь составными терминами, например солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные. IV. Логичность научного стиля речи выражается прежде всего на уровне текста. Структурно-тематическая организация научного текста. Логичность научной речи ярко проявляется в организации текста. В научной и учебно-научной литературе, главная цель которой заключается в передаче объективных знаний об окружающей действительности, существуют устойчивые закономерности в характере и способах предъявления понятий, раскрытии их существенных сторон, связей друг с другом, что определяет логико-смысловую специфику этих текстов и относительную жесткость в расположении их компонентов. В разных науках тексты содержат универсальные смысловые блоки — структурно-смысловые единства, которые в научной литературе, особенно в учебно-научных текстах, располагаются в определенной последовательности, обусловленной логико-понятийной закономерностью изложения научной информации, например: • понятие об объекте; определение объекта; • обозначение, измерение, вычисление объекта; • свойства объекта, вещества; • изменения и превращения объекта; • связь и зависимость явлений и объектов; • состав вещества; строение, структура, устройство объектов; • классификация объектов, предметов, явлений; • получение объектов; • применение, назначение объектов. При этом каждое структурно-смысловое единство выступает в особых лексико-грамматических конструкциях, основу которых составляют глаголы. Например: — для выражения понятия об объекте (номинация объекта) используются глаголы есть, являться, представлять собой; — выражения значений измерения, обозначения, вычисления — глаголы вычисляться), измеряться), обозначать, определяться); — обозначения изменений, превращений, происходящих с предметами, — глаголы изменяться, происходить, переходить, превращаться, становиться; — описания свойств предмета, объекта — глаголы обладать способностью, свойством; характеризоваться, отличаться и краткие прилагательные характерен, подобен и др. Представим структурно-смысловые единства во фрагменте текста из «Википедии». 1. Определение объекта. ГРАФИТ (нем. Graph.it, от греч. grapho — пишу), аллотропная модификация углерода, наиболее устойчивая при обычных условиях. Встречается обычно в виде отдельных чешуек, пластинок и скоплений, разных по величине и содержанию Г. 2. Свойства объекта. Кристаллическая решетка Г. состоит из параллельных слоев (базисных плоскостей), образованных правильными шестиугольниками из атомов углерода. Г. — жирное на ощупь вещество черного или серо-черного цвета с металлическим блеском. Г. весьма инертен при нормальных условиях. Прочностные свойства Г. зависят от увеличения температуры. 3. Классификация объекта. К разновидностям искусственно полученного Г. относят доменный Г. (выделяется при медленном охлаждении больших масс чугуна) и карбидный Г. (образуется при термическом разложении карбидов). 4. Применение объекта. Г. используют в металлургии для изготовления плавильных тиглей... в атомной технике в виде блоков, втулок, колец в реакторах... Логико-композиционная структура научного текста отражает последовательное расположение в нем смысловых блоков, причем для научного текста характерны типизированные схемы расположения, которые в значительной степени определяются жанром текста. Жанр — это форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено прежде всего наличием в нем множества типов текстов. Можно выделить следующие подстили научного стиля и соответственно жанры как письменной, так и устной речи: Если посмотреть на жанры научного стиля с коммуникативной, прагматической точки зрения, т.е. кем они пишутся, для кого и зачем, то их можно классифицировать следующим образом. 1. Жанры «для своих» (или жанры собственно научного стиля речи). Научная статья и монография — это так называемые первичные письменные жанры научного стиля, поскольку они пишутся специалистами и для специалистов. Монография — это научная книга, научный труд, посвященный изучению одной проблемы, одного вопроса. Научная статья — это сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Доклад имеет, как правило, устную форму реализации, однако пишется, готовится заранее. Диссертационная, а также курсовая и дипломная работы примыкают к другой разновидности научного стиля — учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту: быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию. Структурно-смысловые компоненты этих жанров: название (заголовок), введение, основная часть, заключение. Название как важнейшая информативная единица отражает тему текста. Введение (водная часть) кратко и точно обосновывает выбор темы исследования, методы исследования, цели и задачи работы. Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац. Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме. 2. Жанры «для себя» (или жанры научно-информативного стиля речи). Реферат, аннотация, конспект, тезисы объединены общим свойством — они являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и могут относиться к учебно-научной разновидности научного стиля речи. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферирование — это интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. В то же время реферат должен корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике, поэтому он может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника. В структуре реферата любого типа выделяют три основных компонента: 1) библиографическое описание; 2) собственно реферативный текст; 3) справочный аппарат. Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию: а) вступление, в котором даются исходные данные текста (название, место и год издания), раскрываются тема работы, чему она посвящена, в связи с чем написана, каковы ее основные вопросы и проблемы; б) основная часть, представляющая собой анализ самых важных вопросов, содержащихся в исходном тексте, а также мнение референта по поводу суждений автора первоисточника; в) общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста. Аннотация — это сжатая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. Как правило, аннотация имеет две обязательные части — содержательную характеристику первоисточника и характеристику адресата аннотируемого текста, а также факультативные части — информацию о композиции, структуре первичного текста, иллюстративном материале. Современные аннотации нередко содержат элементы разговорности, образности, экспрессии в целях привлечения читателя. Например: Новейшие открытия ученых-физиков последних лет заставляют по-другому взглянуть на природу звука, слова, мысли. Торсионные поля сохраняют и несут информацию, способную влиять на наше сознание. Как бережно в таком случае мы должны относиться к каждому произнесенному слову! Исследование посвящено изучению влияния на растения молитвы и нецензурной речи и может быть интересно самому широкому кругу образованных читателей. Для представления научного доклада, курсовой, дипломной работы также необходимо грамотно написать аннотацию. В советах студентам, в том числе выложенных в Интернете, ученые, преподаватели рекомендуют подчеркнуть в аннотации самые существенные и выигрышные черты работы. Например: Курсовая работа имеет целью рассмотреть феномен игрового jRPG-проекта «Последняя Фантазия». Объект исследования: серия jRPG-игр «Последняя Фантазия». Предмет исследования: одна из тринадцати игр основной серии jRPG-игр «Последняя Фантазия» — «Последняя Фантазия 7». Дано определение понятия «игра» с ее соответствующими характеристиками и функциями, дана характеристика серии игр «Последняя Фантазия» как феномена игровой деятельности в современном обществе, поставлен общетеоретический вопрос о роли игр «Последняя Фантазия» и их социокультурном значении... Результаты работы апробированы на двух студенческих научных конференциях. Конспект относится к промежуточному жанру информативно-научного и учебно-научного подстилей. Конспектирование — это процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта, которая позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. В зависимости от формы представления информации в конспекте и степени свернутости в конспекте первичного текста различают такие виды конспектов, как конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект (выписки цитат из текста-первоисточника). Тезисы — это кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается рассматриваемая тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему (если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов). Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяют преамбулу, основное тезисное положение, заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально (т.е. шрифтом, абзацным членением, подчеркиванием) или графически (рубрикацией, таблицами, схемами). Тезисы являются одним из наиболее устойчивых в плане нормативности жанров научного стиля. Нарушение чистоты, жанровой определенности при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, рефератом, аннотацией, планом. Согласно требованиям стилистической чистоты и однородности текста в тезисах недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. 3. Жанры «для других» (или жанры научно-информативного, научно-справочного, научно-популярного стиля речи). Как вы уже знаете, научно-популярный стиль предполагает изменение вектора направления речи, возрастание значимости эстетической функции речи, важность воздействия на адресата с целью увлечь, захватить его, быть понятым. Заметим, что в случае речи «для своих» автора мало заботит доступность формы: важно содержание, которое поймут «посвященные». В научно-популярных жанрах роль автора возрастает: мы любим слушать именно С. Капицу, именно отца Кирилла, именно А. Гордона, Н. Дроздова, потому что они привлекают нас «лица необщим выраженьем», ярко и доступно говорят о сложном. С учетом адресата в научно-популярных жанрах синтаксис текста облегчен, термины, как правило, объясняются, безличность и бессубъектность речи исчезает, речь становится личностной, оценочной, эмоциональной. |