Главная страница
Навигация по странице:

  • фактов, не отно­сящихся к делу

  • мне­ний

  • Особенности жанра письма

  • - прогноз всегда рассматривает будущее состояние уже существующих явлений

  • Жанры. таблица _Жанры публицистического стиля_. Жанры публицистического стиля Жанры публицистического стиля


    Скачать 136.66 Kb.
    НазваниеЖанры публицистического стиля Жанры публицистического стиля
    АнкорЖанры
    Дата09.01.2023
    Размер136.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатаблица _Жанры публицистического стиля_.docx
    ТипДокументы
    #878686
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Жанры публицистического стиля

    Жанры публицистического стиля – определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.

    аналитические жанры


    версия

    - версия базируется на неполных доказатель­ствах, на предположениях автора

    - версия — это возможный вариант развития собы­тия

    - основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, определяемый как домысел, вымысел

    - цель - познакомить аудиторию с промежуточными результатами анализа какого-либо события, представить на суд читателей авторское толкование происходящего

    - исходным пунктом выдвижения версии является какое-либо (чаще всего — необычное) событие, действие, явление
    - версия не может содержать категоричных выводов, описывать что-либо как действительно имевшее место быть

    - в версии приводятся факты, размышления автора, на основе которых аудитория может согласиться с позицией журналиста, а может сделать и свои собственные выводы

    - часто версия может быть продолжением заметки, корреспонденции, статьи, а также первой публикации в цикле статей или материалов журналистского расследования

    - версия в творчестве журналиста выступает обычно в качестве жанра, предваряющего подготовку материала других, более серь­езных жанров — корреспонденции, статьи, журналистского

    рас­следования и т.д., опирающихся только на достоверные, прове­ренные сведения, факты

    - версия – это предположение развития событий, имитация ситуации, которая, возможно, имела место

    - домысел неизбежен, когда журналист реконст­руирует неизвестные детали какого-то достоверно извест­ного события, явления. Это дает возможность более ярко увидеть событие, о котором сообщает журналист, а автор с помощью детализации события получает дополнительный шанс привлечь внимание аудитории к своему выступлению. При­меняя домысел, создавая версию событий, автор должен указать на условный характер своих утвержде­ний. Это обезопасит его от обвинений со стороны «героев» публи­кации в клевете.

    - этот метод является веду­щим в литературно - художественном творчестве. Оценивая роль дан­ного метода в искусстве и литературе, писатель Константин Паус­товский утверждал, что факт, поданный литературно, со сгущением нескольких характерных черт, освещенных светом вымысла, от­крывает сущность вещей ярче, чем иной, скрупулезно составлен­ный отчет

    - иногда версия – это всего лишь способ получения дополнительной информации. Журналист может добыть ее, исходя из реакции героев после публикации версии, а также из источников, о существовании которых он раньше даже и не задумывался

    - с помощью версий обычно пытаются объяснить уже свершив­шиеся факты
    - иногда версия излагает вариант развития какого-то явления в будущем

    - публикуя версию, журналист может рассчитывать на опреде­ленную реакцию на данную публикацию как со стороны аудито­рии, так и со стороны лиц, учреждений, упомянутых в данном выступлении. Версия, таким образом, является как бы определен­ным инструментом, способом нащупывания верного направления в изучении заинтересовавших автора событий

    - вполне возможно, что вслед за публикацией версии автор по­лучит сообщения от лиц, обладающих необходимой информаци­ей, которая может стать очередным звеном в нахождении истины.


    - версия исключает категоричность выводов, заключений

    - версия показывает направление размышлений ав­тора публикации, предоставляет аудитории информацию о воз­можных причинно –следственных связях отображаемых событий, дает варианты прогноза их дальнейшего хода

    - развитие версии в верном направлении происходит тогда, когда автор ищет дальнейшие основания среди фактов, которые «укла­дываются» в канву реальной (т.е. имеющей под собой материальную основу) причинно - следственной связи. Образно говоря, хлеб пра­вильной версии — относящиеся к делу факты. Именно ими «обра­стает» она в ходе своего развития

    - развитие версии в неверном направлении происходит в том слу­чае, когда автор ставит целью отстаивать свое предположение во что бы то ни стало, не обращая внимание на всю зыбкость его обо­снования. Чаще всего такие обоснования выступают как:

    — использование для подтверждения версии фактов, не отно­сящихся к делу. В этом случае на одну и ту же нить нанизывают любые примеры, факты из той сферы, к которой относится вер­сия (например, из криминальной сферы);

    — применение в качестве доводов в пользу своих версий мне­ний каких-то людей по поводу исследуемого события. Рассмотрим эти положения на примерах.

    - обладая предварительной информацией в форме журналист­ской версии, аудитория с большим, вниманием следит за дальнейшим ходом событий, как бы сравнивая уже изве­стные ей сведения с уточненными данными, достоверно обосно­ванными выводами, заключениями автора



    аналитический пресс - релиз

    - реклама в СМИ не только в форме чисто рекламных текстов

    - она появляется в разных журналистских ах

    - это привело к

    возник­новению жанра «пресс-релиз»
    - пресс - релиз - подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной

    лич­ности, например кандидата в депутаты
    - характерная черта пресс-релиза, объединяющая его в известной мере с жанром письма, — это прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней действовать определенным образом.

    - работа над аналитическим пресс-релизом требует от журнали­ста прежде всего внимания к достоверности предлагаемой ему фирмами, отдельными лицами информации о своих возможнос­тях


    - полученный в редакции пресс - релиз не обязательно будет опубликован
    - возможно, он станет про­сто источником информации, которая будет использована для ориентации в деловом мире или в выборной кампа­нии
    - из него часть материала может быть изъята и опубликова­на в виде заметки, хроники, информационной корреспонденции

    - пресс - релиз способен быть преобразован в ка­кой - то известный журналистский жанр
    - но журналист может поставить задачу сохранить рекламную суть пресс - релиза и, дополнив его новыми сведения­ми, убрав лишнее, подготовить публикацию, обладающую свое­образными чертами. Эта публикация может быть и аналитической по своему характеру
    - в ходе оценочного анализа устанавливаются

    положи­тельные качества рекламируемой фирмы или отдельных лиц, а в ходе причинно - следственного анализа демонстрируется то, что именно с помощью этой фирмы, этих лиц будут решены те конк­ретные задачи, которые стоят перед данной аудиторией СМИ

    - доминирующим в аналитических пресс - релизах является оце­ночный анализ, поскольку, получив представление о том, какими качествами обладает рекламируемый предмет, аудитория может легко установить его пригодность в качестве средства (при­чины) удовлетворения своей актуальной потребности

    - соединение аналитического и рекламного на­чал лежит в основе аналитического пресс-релиза

    - предметом аналитического пресс - релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреж­дений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ

    - журналист, поста­вивший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед необходимостью проанализировать причинно - следственные взаи­мосвязи между возможным удовлетворением потребностей, кото­рые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, учреждений, отдельных личностей

    - причем цель аналитического пресс-релиза заключается не про­сто в том, чтобы показать, что данная организация или личность способны решить какие-то проблемы данной аудитории, но и до­казать это

    - поэтому автор аналитического пресс-релиза обращает­ся к доказательному рассуждению, к использованию аргумента­ции, подтверждающей его утверждения

    - в пресс-релизе в качестве аргументов применя­ются примеры успешной деятельности данной фирмы, учрежде­ния, лица, их высокие профессиональные качества, моральные и иные положительные стороны

    - авторы аналитических пресс-рели­зов также часто опираются в своих утверждениях на положитель­ные отзывы о деятельности рекламируемых компаний и лиц, на экспертные оценки, поддерживающие позицию авторов

    - жанру аналитического пресс-релиза присущи два основных вида анализа — причинно-следственный и оценоч­ный


    исповедь

    - предметом исповеди является внутренний мир авторов этих публи­каций

    - журналист берет на себя роль посредника

    - что цели «исповедующегося» часто совпадают с целями деятельности журналиста

    - это и породило так называемую «исповедальную журналистику»

    - цели обращения человека со своим откровением к широкой публике:

    - объяснить необычный поступок, - показать пример преодоления беды,

    - поделиться опытом успешной карьеры,

    -сделать саморекламу
    - Цели, наиболее часто представ­ленные в прессе:

    1. Объяснить необычный поступок.

    2. Показать пример преодоления беды.

    3. Поделиться опытом успешной карьеры.

    4. Сделать саморекламу.

    - основной метод – самоанализ

    - данный жанр журналис­тики имеет свои корни в литературе, религии, философии

    - более двух столетий назад великий французский философ и писатель Жан-Жак Руссо начал свою очередную книгу словами: «Я пред­принимаю дело беспримерное и которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы — и этим человеком буду я». Книга его называлась коротко: «Исповедь»



    письмо

    - письмо возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики
    - ха­рактерные признаки письма:

    первый— форма не­посредственного обращения автора к адресату(читателю, слушате­лю) второй признак — стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступле­ния

    - представлять дан­ный жанр могут в полной мере только такие письма, которые

    зат­рагивают интересы, важные для широкой аудитории. Привнесе­ние в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, было необходимым условием становления письма как самостоятельного жанра журналистики
    - подготовка любой эпистолы начинается с осознания ее авто­ром цели публикации. В качестве таковой чаще всего выступают:

     а) публичное одобрение,

    б) публичное порицание,

    в) публичное пред­ложение, г) публичная просьба,

    д) публичное требование,

    е) публич­ное донесение (донос),

    ж) воззвание

    - публикации, выполненные в жанре письма называют эпистолярной журналистикой
    - её стоит отличать от жанров, которые помещаются под рубрикой

    «Письма наших читателей»
    - привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом - необходимое условие становления письма как самостоятельного жанра
    - в зависимости от характера аудитории, которой адресуются письма, их можно разделить на две основные группы:

    первая груп­па — письма, адресованные конкретным личностям. Такого рода пуб­ликации характеризуются ярко выраженными чертами, присущи­ми средствам межличностного общения, экспрессивностью, не­посредственной апелляцией к тем возможностям, которыми обладает адресат применительно к предмету разговора, к тем его поступкам, решениям, той реакции, которые связаны с этим пред­метом;

    вторая группа - письма, адресованные каким-либо со­циальным группам, населению страны в целом
    - чтобы письмо выполнило свою основную задачу, оно должно убедить адресата в правильности позиции автора, в необходимос­ти действовать именно так, как он предлагает. А это во многом зависит от характера обоснования суждений автора

    - в публикации, претендующей на серьезную реакцию со сторо­ны адресата, утверждения автора всегда подкреплены убедительны­ми и ясными для аудитории фактами

    - от характера аудитории, письма делят на: письма, адресованные конкретным личностям и

    письма, адресованные каким-либо социальным группам, населению страны в целом

    - публикации в жанре письма называют эпистолярной журналистикой (от греч. epistola — послание). Эписто­лярную журналистику (в жанровом отношении) следует отличать от публикаций самых разных жанров (начиная с заметки и кончая пол­ноценным очерком), которые помещаются под рубрикой «Письма наших читателей»

    - возможность письма быть не просто средством общения, но и инструментом эффективного воздействия на чита­телей предопределяется рядом связанных с ним обстоятельств

    Особенности жанра письма:

    - письмам их составители час­то доверяют самые сокровенные помыслы. Поэтому они по­лагают, что и в письмах других людей тоже можно иногда прочи­тать то, что те думают на самом деле. Эта психологическая установ­ка закреплялась в его сознании в течение веков;

    - в письме автор может изложить самые замысловатые извивы своей мысли, выразить любые оттенки своих чувств. Это важно для достижения взаимопонимания между автором и читателем;

    - письмо четко выделяет и называет круг адресатов, избранных автором, фокусирует на них внимание аудитории, которая будет ждать их реакции на данное письмо;

    - очень часто письмо в газете — это публичный вы­зов адресату, приглашение на открытую «арену», где он продемонстрирует на виду у всех профессиональ­ные качества, власть, личное мужество, интеллект, нравственную стойкость


    прогноз


    - предсказания, или прогнозы,— это суждения о будущем

    - про­гноз, который всегда сбывается, называют «пророчествами»

    - иногда понятие «прогноз» журналисты заменяют понятием «гипотеза»

    - прогноз всегда связан только с будущим тех или иных явлений

    - прогноз всегда рассматривает будущее состояние уже существующих явлений



    - становление жанра «прогноз» происходило в течение после­дних десяти лет и напрямую связано с процессами реформирова­ния общества. Именно для таких периодов в его жизни значимы прежде всего слова Ришелье: «Будущее важнее настоящего — опыт доказывает, что если не заглядываешь в даль своих проектов, туда, куда хочет донести, век их будет не долог». Желание узнать, что ждет впереди, и вызвало вал предсказаний, пророчеств, прогно­зов, захлестнувший страницы отечественной прессы, ставших, по­жалуй, одним из наиболее заметных и постоянных для нее с тех пор явлений. Да и не задача ли журналиста, используя возможно­сти «жанра» Кассандры (именно эта мифическая богиня владела даром предсказания в совершенстве), помочь своей аудитории уз­нать что-то о завтрашнем дне? Ибо, как гласит пословица, «кто предупрежден — тот вооружен»

    - в качестве постоянной величины выступает то, что уже извест­но, а в качестве переменной — то, что неизвестно. Когда неизвест­ное оказывается весомее известного, прогноз получается неточным

    - к чему сводится задача журналиста, если он обращается за прогно­зом, например, к ученому? Прежде всего — к определению точной темы прогноза и литературному оформлению текста

    - Но иногда возникает потребность в развлекательном прогнозе.

    - если журналист решил выступить со своим собственным про­гнозом, то начинать, как и в любом ином случае, надо с главно­го—с выяснения истинного положения дел в той сфере, кото­рой касается прогноз. Иначе говоря — с установления основных фактов, которые и станут фундаментом прогноза
    - исходный фун­дамент должен восприниматься как серьезный и неопровержи­мый и теми, для кого пишет журналист

    - предсказания, или прогнозы,— это суждения о будущем

    - про­гноз, который всегда сбывается, называют «пророчествами»

    - прогнозы чаще всего со­ставляют специалисты, эксперты, ученые соответствующей сферы деятельности

    - так происходит, когда издание преследует цель — дать серьезный прогноз. Причиной обращения журналистов имен­но к таким людям являются, те знания, которыми они владеют

    - в оптимальном случае — это точные знания. Опираясь на них, можно заглянуть в будущее

    - но точность знаний о современном состоянии прогнозируемого явления — не гарантия точности предвидения его будущего. Ибо, как заметил в своей статье «Прогноз прогнозов или прогноз о том, как надо строить прогнозы» философ Н. Шулевский (Союз-ТПП. 2000.), «любой прогноз предполагает выделение двух величин — постоянной и переменной»
    - Метод экстраполяции. В переводе на русский слово «экстра­поляция» означает «проецирование, расширение, распростране­ние». Что «проецирует» автор прогноза?

    А проецирует он основ­ную тенденцию развития исследуемого явления на будущее этого явления

    - в распоряжении журналиста могут оказаться факты до­стоверные. Но сами по себе они не гарантируют точность прогноза. Необходимо правильно их использовать. Это требует знания методов прогнозирования. На страницах прессы чаще всего присутствуют разные методы

    - о существовании ее (тенденции) могут свидетельствовать факты, которые были накоплены автором. Это должны быть взаимосвязанные факты. Именно такого рода факты, подобно гряде островков в океане, обозначающих подводный хре­бет, свидетельствуют о неком направлении (тенденции) «роста» исследуемого явления. Зная это направление, можно

    предпо­ложить, что оно сохранится (при благоприятных обстоятельствах) хотя бы в ближайшем будущем (что представляет собой экст­раполяцию).
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта