Жанры. таблица _Жанры публицистического стиля_. Жанры публицистического стиля Жанры публицистического стиля
Скачать 136.66 Kb.
|
репортаж | - жанр новостной журналистики, где рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия - композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события - однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад) - в других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов Но возникает проблема монтажа эпизодов | - в радио- и телерепортаже все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные: "мы находимся в зале областного музея", "сейчас спасатель прикрепляет лестницу", "прямо передо мной" … - в письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: - настоящее время глагола в сочетании с перфектом, типа "я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж", - эллиптические и односоставные предложения : мы на каменистом плато, сегодня пасмурно, - авторское "я" или "мы" в значении "я и мои спутники". | - сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий: "сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…", "а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях" - в записи событие так же передается, как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. - письменный текст не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. |
аналитический репортаж | чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра | - с помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: "мы с вами сейчас…". | - текст представляет собой чередование по - репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события - репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу события в целом или по поводу отдельных его моментов - это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста |
хроника | - жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем - хроникальное сообщение – текст объемом от одного до трех-четырех предложений с общим смыслом "где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить" - заголовок очень часто представляет собой название рубрики и переходит из номера в номер, из выпуска в выпуск | - основные показатели времени – наречия"сегодня", "вчера", "завтра", позволяющие соотнести событие с датой сообщения о нем - временной сигнал может быть имплицитным: смысл "только что, сейчас, скоро" задается самим жанром, его констатирующим содержанием. - подборка хроникальных сообщений составляется по тематическому или временному принципу: "Криминальная хроника", "Актуально", "Официальная хроника", "Новости в середине часа" … - жанр хроники используется во всех средствах массовой информации, т.е. в газетах, на радио и на телевидении - в форме этого жанра оформляются анонсы и заключения теле-, радионовостей | - может быть имплицитным указание места, например, в хронике городских событий нет нужды в каждом сообщении упоминать название города:выражение типа "Сегодня состоится велопробег" будет однозначно понято - "состоится в нашем городе", если в сообщении есть еще одно - два предложения, может появиться конкретное указание на место действия - наличие события фиксируется бытийным глаголом в разных формах (состоялось, состоится, открыт, запланировано, происходит, собирается, соберется, работает - типичные формулы в начале хроникального сообщения:"Вчера в Москве открылась выставка", "Сегодня в Екатеринбурге проходит собрание" - констатирующие сообщения часто вводятся в заголовок газетных материалов, поэтому газетная страница может быть прочитана как рассыпанная хроника, фиксирующая актуальные события |
корреспонденция | - название в переводе с латинского означает "осведомлять" и в точности соответствует главному предназначению корреспонденции типы корреспонденций: - информационная корреспонденция - аналитическая корреспонденция - все корреспонденции имеют общее - глубокое содержание, яркая подача материала, четкие выводы - мысль в корреспонденции движется от реальных фактов и представляет собой их анализ - предметом отображения в любой корреспонденции являются как ситуации и процессы, так и информационные явления - основное в корреспонденции - разработка на конкретном материале актуальной темы в сравнительно нешироком масштабе - корреспонденция - логико-эмоциональный монолог автора - корреспонденция имеет свою "архитектуру": - повествование о центральном событии, - анализ и комментарий, позволяющие убедить читателя в правоте автора материала, и - описание последствий центрального события - часто бывает и так, что сообщение о факте рассредоточено по тексту, причем фактологические отрывки перемежаются с комментирующими. Здесь все зависит от замысла журналиста | - в корреспонденции журналист освещает конкретное явление - основная цель корреспонденции - истолкование, выяснение причин события, определение его значимости, ценности, прогнозирование развития и т. д. Информационная корреспонденция В ней автор подробно рассказывает о происходящих процессах, стремясь сгруппировать факты, объединить их общей темой. Ее задача - привлечь внимание к событию и показать тенденции его развития. В ней присутствует анализ происходящих событий, но гораздо в меньшем количестве, чем в аналитической корреспонденции, которая теоретиками журналистики выделяется как второй вид - все в корреспонденции зависит от характера ситуации - центральный предмет корреспонденции - один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения - выясняя причину какого-либо явления, автор корреспонденции нацеливается на тщательную проверку полученных данных, на уточнение внутренней связи между исследуемыми фактами, что поможет ему избежать ошибок в логике построения причинно - следственных связей - любой аналитический текст состоит из факта и комментария - факт - это сообщение о предмете интереса автора выступления: отдельное событие, явление, феномен, процесс или ситуация - комментарий - оценка предмета отображения, его причинно-следственный анализ, прогноз развития или программа действий, которую, по мнению автора, следует осуществить - при создании материалов жанра корреспонденция журналист использует нейтральные устойчивые словосочетания, иностранные заимствования, однородные эпитеты, синонимические ряды, идиоматические обороты, метафоры и риторические вопросы, охотно пользуется научными терминами | - в корреспонденции выделяется не сообщение, не свернутый пересказ происходящего Аналитическая корреспонденция Автор не столько привлекает внимание к событию, сколько определяет его место в череде других событий. Аналитическая корреспонденция, отталкиваясь от заданной темы, представляет анализ ситуации, выявляет причинно - следственную взаимосвязь событий, фактов. Журналист как настоящий исследователь изучает процессы, происходящие в обществе, на конкретных примерах отдельно взятых фрагментов жизни. В таких корреспонденциях идет накопление фактов, которые можно будет обобщить, систематизировать и вывести общие закономерности для всего общества Специфические признаки авторы корреспонденции делают выводы и обобщения локального характера, не распространяющегося за пределы анализируемого явления, события, факта. Изучая проблемную ситуацию автор с места события сообщает о произошедшем и делает предварительные выводы на основе проведенного им анализа факты в корреспонденции лишь подсказывают наиболее важные, первоочередные проблемы, главное для автора - анализ сложившейся ситуации. Журналист, опираясь на конкретные события, не ставит своей целью более или менее подробно пересказать их. Объясняя их, он стремится установить связь между явлениями и общим законом, которым они все без исключения подчиняются Чтобы правильно проанализировать ситуацию, журналисту необходимо проделать ряд операций: установить, что она собой представляет, зафиксировать это представление в тексте выявить основную общественную задачу, возникшую в данной ситуации, и дополнительные задачи выяснить основные причины возникновения данной ситуации и соответствующих задач, соотносящихся с ней сформулировать главную проблему, с которой связано решение основной задачи сформулировать основные предпосылки решения главной проблемы, связанной с данной ситуацией, наметив пути создания этих предпосылок выяснить роль интересов основных участников ситуации в создании данных предпосылок благоприятного развития ситуации и решения проблемы |
обозрение и обзор | Виды обозрений: - политическое обозрение - экономическое обозрение - культурное обозрение - спортивное обозрение Виды обзоров прессы: - тематический обзор прессы - информационный обзор прессы | - обозрение отличает концентрация не на логических связях, а на эффектных и наглядных примерах, деталях - обозрение призвано давать панораму событий и отыскивать связывающие их нити. | - предмет обозрения – осмысление системы событий какой - либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками - обозрения – своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода: еженедельные, ежемесячные и т. п. |
реклама | - особая форма творчества со своими приемами - реклама должна быть четкой и запоминающейся (на это работают все составляющие рекламы) они зависят от вида рекламы, от того, где расположена реклама – на радио, телевидении, в газете и т. д. реклама – это понятие сугубо коммерческое, а стиль и язык рекламы зависят от цены. | Главная цель рекламы – воздействовать на подсознание людей. Это не одноразовая акция, реклама должна изо дня в день напоминать потенциальному покупателю о товаре. - она может быть в стихотворной, прозаической, песенной форме - она должна запоминаться с первого раза и «застревать» в голове. - реклама должна побуждать к действию, призывать людей приобрести товар. - еще одна отличительная черта рекламы – это крайняя простота. - в тексте рекламы не должны присутствовать сложные обороты и трудно запоминаемые слова. Составители рекламы часто используют приемы поэзии, рифмуя краткие фразы, которые в свою очередь нацелены на мгновенное запоминание. - в рекламе существует и свой этикет. - рассказывая о положительных качествах одного товара, нельзя критиковать аналогичные товары других фирм. Нельзя также использовать идентичные названия. Это является нарушением не только с этической точки зрения, но и наказуемо юридически. | - используются предложения в повелительном наклонении: Приходите; Купи. - реклама обращается к покупателю, и обращение может быть и к группе людей, и к отдельному человеку в уважительной форме на «Вы», используется эффект сближения с людьми - потенциальный продавец обращается к потенциальному покупателю на «ты» - расчет ведется на то, что каждый будет воспринимать это как обращение лично к нему и будет следовать дружеская реакция - в рекламных текстах в изобилии используются прилагательные, просторечия и другие стилистические средства, способствующие индивидуализации рекламы и продвижению ее на рынке - в отличие от публицистического стиля в рекламе не должен проявляться автор, так как само назначение рекламы подразумевает положительную оценку товаров или услуг, заявленных в рекламе - реклама должна рассказать о том, что есть товар, услуга, но информация в тексте рекламы не обязательно должна быть фактом - и если суть рекламы не соответствует действительности, то это считается коммерческим ходом, а не правонарушением. |
художественно – публицистические жанры | |||
эссе | – (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ - это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко - биографический, публицистический, литературно - критический, научно – популярный, беллетристический характер Некоторые признаки эссе • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. • в содержании эссе оцениваются личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства Структура эссе 1. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). 2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых… Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Эссе имеет кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): • вступление • тезис, аргументы • тезис, аргументы • тезис, аргументы • заключение | Признаки эссе 1. Небольшой объем Объем - от трех до семи страниц компьютерного текста: в Гарвардской школе бизнеса пишут эссе всего на двух страницах; в российских университетах допускается эссе до десяти страниц машинописного текста. 2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка Тема эссе конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос. 3. Свободная композиция - важная особенность эссе. Эссе устроено так, что не терпит формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот". 4. Непринужденность повествования Автор эссе устанавливает доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает усложненных, неясных, строгих построений. Хорошее эссе может написать тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений. 5. Склонность к парадоксам Эссе призвано удивить читателя – это его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. 6. Внутреннее смысловое единство Это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством: согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора. 7. Ориентация на разговорную речь Но необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно. При написании эссе важно определить его тему, определить объем и цели каждого параграфа. Начало - главная идея или яркая фраза. Задача - захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, и неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе. | При написании эссе важно также учитывать следующие моменты: 1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). 2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. 3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Должный эффект в эссе обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. То, что стоит писать в эссе: 1. Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя: – отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю? – в чем проявилось это качество? 2. О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь): – что заставило меня заняться этим видом деятельности? –почему я продолжал(ю) заниматься этим? 3. О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули: – почему мне запомнилось именно это событие? – изменило ли оно меня как личность? – как я на это отреагировал? – было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал? 4. О каждом человеке, которого вы упомянули: – почему я назвал именно этого человека? – стремлюсь ли я стать таким как он? – какими его качествами я восхищаюсь? – было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь? – пересмотрел ли я свои взгляды? 5. О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится: – почему мне это нравится или не нравится? – повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь? 6. О каждой вашей неудаче: – чему я в результате научился? – что полезного я вынес из этой ситуации? Правила написания эссе • Из правил написания эссе можно назвать одно - наличие заголовка. • Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок • Аргументация может предшествовать формулировке проблемы, которая может совпадать с окончательным выводом • Эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю), человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями |
очерк | - художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы - это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы | - тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть проблемными, портретными, путевыми, событийными - в тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения - объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов - надо учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов | - если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события - если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. - изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. |
фельетон | -публицистический жанр, представляющий событие или проблему в сатирическом или юмористическом освещении - фельетоны могут быть адресными, высмеивающими конкретный факт, и безадресными, обличающими негативное социальное явление. - в тексте может рассматриваться одно событие или несколько событий, привлеченных автором на основе сходства между ними и тем самым демонстрирующих типичность анализируемого явления обязательно присутствует в фельетоне любого типа и любой композиции словесный комизм – это ирония, сарказм, каламбур, стилистический контраст, пародирование стилей и известных произведений и прочие приемы создания комического эффекта | - композиция определяется тем, какой содержательный компонент текста становится основой изложения - если автор делает стержнем текста событие, мы получаем событийный фельетон, насыщенный комическими подробностями рассказ о происшествии - если основой изложения становится рассуждение, событийные элементы - это аргументы к суждениям автора - в обоих случаях события могут быть и реальными, и воображаемыми, нередко фантастическими - между событийным и "рассужденческим" фельетонами размещается масса текстов, комбинирующих аналитические и событийные элементы - комический повествователь - участник или исследователь события: он - простак, неудачник, растяпа, глупец, его нелепые поступки - это реальные недостатки ситуаций, осуждаемые фельетонистом - комически рассуждающий повествователь строит текст как доказательство от противного: расхваливает то, что в фельетоне обличается - комизм положений - в реальной ситуации или достигается преобразованием реальной ситуации за счет преувеличения, подчеркивания ее недостатков, или вносится как воображаемая ситуация с недостатками ситуации реальной | - связь содержательных элементов и их языковое оформление в фельетоне зависят от типа повествователя - например, фельетон может быть построен как рассказ о событии с заключительной формулировкой авторской оценки изложенного. Автор при этом избирает форму третьего лица и как бы не вмешивается в ход события - фельетон может быть построен как рассказ об исследовании события. В этом случае используется повествователь в форме первого лица, подчиняющий подачу информации о событии и выражение оценки рассказу о ходе расследования. - повествователь в форме первого лица может быть и участником события - размышляющий повествователь строит текст как рассуждение о явлении, при этом как бы вспоминая о событиях, которые навели его на ту или иную мысль. Композиционно - речевые приемы определяют общее построение текста и сами по себе ничего комического не содержат, почему и используются не только в фельетоне, но и в других жанрах: в очерке, репортаже, рецензии. Но фельетон – жанр комического, и он прибегает к различным источникам комического эффекта: комическому повествователю, комизму положений и словесному комизму. |
памфлет | - в переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «все воспламеняю» или «все испепеляю» - это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего — их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов - в журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла | - памфлет – жанр публицистического текста - памфлет высмеивает не явление и не событие - это откровенная насмешка над отрицательным героем, будь то выдуманный персонаж или реальный человек - журналист не должен переходить черту и откровенно выставлять героя статьи в плохом свете, иначе такой памфлет считается некачественным и оскорбительным - памфлет – обличительное произведение - главные черты этого жанра: сарказм, патетика, высокая экспрессивность, а также злободневность, оперативность документальность и крупномасштабный объект обличения | - качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в руках журналиста, выковываются им с помощью разных методов художественно - публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его достоянием - к таким методам исследователи данного жанра относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм - владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета, требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете |
легенда | - в чем же сущность этого жанра? - главное, что фиксируется при оценке этого жанра, — это его содержательная сторона - какую функцию выполняет легенда в прессе? - она служит развлечению читателей - такого рода публикации помогают аудитории проникнуть в тот мир идеальных исканий, романтики, поэзии, которые сопровождают даже самые «грубые» виды человеческой деятельности, дополняют «прозу жизни», помогают постичь «тонкую материю» всевозможных преданий, связывающую разные поколения - на страницах прессы легенда присутствует в двух основных формах: - самостоятельная публикация и - составная часть какого-то текста иного типа (очерка, статьи, зарисовки и пр.) Прославление возможностей человека Как известно, потребности человека безграничны. Легенда как раз и может выступать одним из средств воодушевления людей, пробуждения в них веры в то, что при желании они могут реализовать любую из своих потребностей. Пример такого рода “воодушевляющей” легенды содержит уже упомянутый выше текст “Между небом и землей”. “Герой старых ковбойских легенд Билл умел ездить на всем, что можно оседлать. И ни одна лошадь его ни разу не сбросила. Так утверждал сам Пекос Билл. И вот ковбои собрались, чтобы побиться об заклад: сможет ли Пекос Билл проехаться верхом на… торнадо. Герой, разумеется, принял пари и вышел на равнину: не видно ли где урагана? Разумеется, смерч немедленно появился. - Вот на таком скакуне и прокатиться верхом не грех! - обрадовался Пекос Билл. Раскрутил ковбой лассо, накинул на “шею” торнадо и вскочил на него верхом. - Давай-ка поживей на Пороховую Речку! - рявкнул Билл и вонзил шпоры в своего необычного скакуна. Со стоном и воем помчался стремглав торнадо через Аризону, Нью-Мексико, Калифорнию и обратно. Что только не вытворял он по дороге, чтобы сбросить седока! Напрасно! Билл крепко держался в седле. Наконец ураган сдался, сник и весь вылился дождем на землю. И согласились все тогда: - И вправду, наш Билл умеет обуздать даже торнадо!” - как видим, легенда вселяет уверенность, что человек может обуздать даже силы природы (уверенность в том, что он не должен мириться с собственной беззащитностью) | - легенды — реально существующий на страницах прессы художественно-публицистический жанр - легенду, в известной мере, можно считать источником познания - легенда может послужить кому-то предостережением, кого-то может вдохновить на смелые поступки и т.п. - она в силу содержащихся в ней примеров, назиданий (как и многие иные тексты) способна быть более - менее эффективным средством регулирования практической деятельности человека, его поведения - опубликованная легенда может быть использована читателем в целях общения и обсуждения ее с другими людьми Сообщение о загадочных случаях - Нередко публикация легенды несет в себе намерение помочь аудитории проникнуть в мир фантастических событий, романтики, поэзии, загадочных явлений, сопровождающих нашу прозаическую жизнь. Такое намерение, например, реализовано публикацией “Чудеса в животном мире” (”Оракул”, n11, 2002 г.): “Известна удивительная история о том, что в Индонезии в роли целителя-биоэнерготерапевта выступала… корова. Она вела регулярный прием больных в местечке Чикаранг на острове Ява. Корова снимала боль в области сердца, избавляла от мигрени и даже излечивала такие серьезные недуги, как инсульт, - и все это одним движением языка. Слух о чудо-корове облетел весь остров, и окрестные деревни быстро заполнились толпами страждущих…” - в этом тексте нет попытки как - то комментировать описанный феномен (объяснять его или подвергать оценке с точки зрения достоверности содержания и пр.). Публикация решает лишь одну задачу - знакомит аудиторию с неким загадочным явлением. Объяснение непонятного Часто публикация легенды нацелена на то, чтобы показать, как когда-то и кем-то объяснялись явления, которые сегодня уже ни для кого загадкой не являются. Подобную задачу решает текст “Между небом и землей” (”Оракул”, n11, 2002 г.). В нем изложено объяснение причин смерча древними ацтеками: “Стихия наводила на ацтеков такой ужас, что именно ураган они представляли одним из первых испытаний в загробном мире. Этот мир ацтеки называли Миктлан и подразделяли его на девять преисподних. Не просто было туда попасть умершему: предстояло пройти восемь пустынь, населенных ядовитыми змеями и пауками, восемь рек, кишащих гигантскими крокодилами. Подняться на вершины восьми гор, где вечная стужа и белые ветры. Затем следовало проскользнуть между скалами, которые в любой момент могли сомкнуться и раздавить идущего в Миктлан. Но главным испытанием являлось преодоление ветров, которые назвали “спор неба и земли”. Не только в ацтекских, но и в мифах других народов Северной и Центральной Америки говорится, что небо, пытаясь доказать людям свое главенство, насылает молнии, огненные камни, ливневые дожди. В ответ земля извергается вулканами и сотрясается. Иногда спорящие призывают на помощь ветры. Но холодные и жаркие потоки воздуха не всегда знают, на чью сторону стать: земли или неба. Вот тогда и рождаются вихри, которые в Америке называют торнадо, в Европе - тромб, а в России - смерч”. - легенды могут “привлекаться” как источник неких данных, которые могут быть использованы читателем при объяснении явлений, не объясненных в настоящее время. | - содержание легенды обычно ассоциируется с вымыслом - представить легенду, над которой бы не поработала фантазия ее создателей, вряд ли возможно - в том случае, когда люди не могут что-то объяснить реальными причинами, они всегда начинают их «вымысливать», т.е. придумывать - одного только вымысла для создания устойчивой легенды мало - почти всегда главный (реальный или «домышленный») факт, на который опирается легенда, представляет собой некую не разгаданную тайну Структура легенды - представляют собой небольшие “повести”, структура которых довольно неустойчива, свободна - она меняется в зависимости от той задачи, которую решает легенда - если основная цель публикации – сообщение (о некоем необычном явлении, событии) , то форма ее бывает подобна структуре информационной заметки (текст строится как ответ на вопросы, “что?”, “где?”, “когда?” и пр.) - нередко характер текста легенды предстает описанием некоего действия, поступка, отдельные “составляющие” которых объединяются причинно - следственными связями - иногда легенда обретает форму сказки (главным образом волшебной). В этом случае ее сюжет обретает характер сказочного повествования. При этом легенда нередко начинается словами: “Давно это было…”, “Когда-то, в давние времена…”, “Дело было в старину…” … Поскольку драматургия сказки всегда включает в себя завязку, кульминацию и развязку, то и структура легенды в данном случае также подчиняется указанному закону повествования Предостережение и назидание В истории человечества было немало событий, воспоминания о которых служили хорошим средством назидания и предостережения. Для усиления эффекта воздействия реальные события нередко дополнялись вымыслом или вообще заменялись им. И тогда возникали легенды, подобные следующей (”Оракул”, n11, 2002 г.), героем которой выступает собака. “Окунемся на время в Средневековье. В одном из замков в окрестностях Фонтенбло есть каменная плита, на которой изображена сцена схватки борзой с человеком. То надгробный памятник псу по кличке Геркулес, чью необыкновенную историю донесли до нас старинные хроники. В XIV веке при дворе короля Карла V состоял молодой рыцарь Обри де Мондидье. Однажды он послал Геркулеса из Парижа в Фонтенбло к своей невесте уведомить ее о скором приезде. Умный пес хорошо знал дорогу и быстро выполнил поручение хозяина. Однако время шло, а Мондидье не объявлялся. Истосковавшийся Геркулес сбежал в Париж. Неизвестно каким образом, не обнаружив хозяина дома, он в конце концов нашел его тело в лесу. Пес откопал труп из-под вороха листьев и просидел над ним три дня, а потом побежал к другу Мондидье - Нарсаку. Этот господин хотел накормить отощавшую собаку, но та отказалась от еды и, схватив его зубами за куртку, тянула за собой. Зная о смышлености Геркулеса, Нарсак взял двух вооруженных слуг и последовал за псом, который привел его к телу убитого друга. После похорон Геркулес признал хозяином Нарсака и не отходил от него ни на шаг, словно опасаясь, как бы с ним ничего не случилось. Несколькими днями позже Нарсак встретил рыцаря по имени Макер, входившего в личную гвардию |
колонка | - (англ. column) — жанр журналистики, представляющий собой авторское высказывание на злободневную тему, с определенной регулярностью публикуемое в одном издании и, как правило, размещаемое на постоянном месте в газетной (журнальной) полосе или на сайте | колонка — это практически единственная возможность для журналиста высказать собственную позицию Основные жанровые характеристики колонкипредмет — личное переживание по конкретному поводу;функция — демонстрация точки зрения с целью обратить внимание аудитории не только на саму ситуацию, но и на характер её оценки; метод — образный анализ, то есть сочетание анализа и художественного обобщения; по содержанию колонка — это цепочка фактов, событий или явлений, которые представляются автору актуальными в данный момент, и рассуждений, являющихся откликом на эти факты, события; по своей форме колонка — это свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров, от заметки до эссе. - видеоколонка — это синтетический авторский жанр, содержащий высказывание журналиста по взволновавшему его поводу и представленный в форме записанной автором видеореплики - видеоколонки представляют собой программы длительностью в несколько минут, выходящие с установленной периодичностью, с постоянным названием и набором авторов - помимо говорящей головы в видео может использоваться инфографика, текст, реклама - видео может быть как основным материалом, так и прибавлением к тексту |