Жанры. таблица _Жанры публицистического стиля_. Жанры публицистического стиля Жанры публицистического стиля
Скачать 136.66 Kb.
|
Полемическая статья как жанр- в полемической статье автором ведется дискуссия с оппонентом, высказавшим свое мнение ранее. Оппонент- физическое лицо или организация - в полемической статье автор обосновывает свою позицию по спорному вопросу и опровергает аргументы своего оппонента - в начале статьи автор формулирует основную мысль, далее приводит в ее пользу свои доводы. Они должны быть и понятны, и доказательны - материал, представляющий две разные позиции, дает более объективный взгляд на событие. Как известно, «в споре рождается истина». | Первый этап толкования объекта отображения в статье – знакомство с ним. Методы группировки данных (упорядочивание, систематизация) и типологизации данных (определение устойчивых сочетаний, свойств предметов). Второй этап толкования – объяснение, установление причинно - следственных связей. Третий этап толкования – прогнозирование. Метод экспертных оценок; метод сценариев (изучение публикаций о предмете, ведущее к прогнозированию); метод экстраполяции (распространение выводов на другие части или явления, отнесенные в будущее). Четвертый этап толкования – оценка. Применяются методы избирательного показа (цитирование, пересказ); прямой авторской оценки, экспертных оценок. К некорректным методам относятся метод домысла и «передержек» (искажение явления в надежде на неосведомленность публики); апелляция к «личности»; апелляция к «публике»; «навешивание ярлыков». Пятый этап толкования – программа действий, предлагаемая журналистом: как достичь цели, обладая определенными ресурсами, или какие ресурсы задействовать, чтобы достичь цели | ||
практико - аналитическая статья | предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов | Композиция статьи определяется тем, какой способ исследования действительности выберет автор: - дедуктивное умозаключение (от общего к частному - рассуждения предшествуют фактам) - индуктивное умозаключение (от частного к общему – факты предшествуют рассуждениям) | |
общетеоретическая статья | - посвящается глобальным вопросам общественного развития | | |
рецензия | - слово «рецензия» латинского происхождения - в переводе означает «сообщение», «пересмотр», «оценка», «отзыв» - задача автора рецензии - сообщение читателю о новом произведении и оценка его, тем самым журналист способствует верному (с точки зрения рецензента) восприятию Виды рецензий: - рецензия - статья (традиционная форма) - рецензия - интервью (диалог, круглый стол) - рецензия - фельетон (остро критическая) - рецензия - очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей) рецензия - заметка (мини - рецензия, близкая к аннотации). | содержательные признаки рецензии: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения) рецензент преследует две цели: информационно-познавательную и исследовательскую, подразумевающую анализ произведения - главная особенность рецензии заключается в том, что объектом исследования в ней выступает отраженная действительность, другими словами, рецензия является информацией об информации - в средствах массовой информации присутствуют рецензии большие (гранд-рецензии и маленькие (мини-рецензии) - публикация больших, развернутых рецензий более свойственна специализированным СМИ | - использование в рецензии специальной терминологии обусловлено предназначением текста – для специалистов или для массового читателя - перегруженный узкоспециальной терминологией или профессиональным жаргоном текст демонстрирует осведомленность автора, но не всегда может быть уместен, т. к. простой читатель не знает этого языка - если рецензент употребляет подобные слова, он должен стараться их пояснять - рецензент должен разбираться в вопросах, затрагиваемых в материале - рецензия может носить субъективный характер, предопределенный конкретным авторством - рецензия может претендовать и на достаточно высокий уровень объективности, если она подготавливалась коллективом авторитетных специалистов в соответствующей области - рецензия должна обслуживать интересы аудитории, а не автора, прибегающего к «метанию критических стрел» ради самовыражения. |
информационные жанры | |||
заметка | - это самый короткий информационный жанр (30-100 строк) - форма информирования читателей о важном факте, событии общественной жизни. Заметка отвечает на 5 главных вопросов: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? С КЕМ? КАК? Характерная особенность – сжатость, краткость, точность и документальная подлинность сообщаемой информации. Основное назначение – ясность изложения - сообщить о факте главное, существенное - Основное достоинство - высокая оперативность. Заметка отвечает на вопросы: когда, где, что произошло, кто является «действующим лицом». Действенное значение заметки усиливается тем, что она выступает на газетной полосе в ансамбле с материалами других жанров Каждая заметка предполагает свою стилистическую окраску, например, в критическом материале уместен сатирический элемент Памятка «Как написать заметку» 1.Выбери или найди событие, о котором стоит написать 2.Узнай всё самое главное, уточни факты 3.Укажи время, место действия; назови участников события, кратко охарактеризуй каждого из них (если это важно) 4.Определи своё отношение к событию 5.Описывая событие, оцени его, выскажи своё к нему отношение | Заметка может строиться по двум принципам - принципы прямой и перевёрнутой пирамиды. Журналисту необходимо определить, какой из вопросов является основным, самым важным, и в зависимости от этого выбрать принцип построения заметки. Принцип прямой пирамиды предполагает, что заметка будет начинаться непосредственно с описания факта (информационного повода) Принцип перевёрнутой пирамиды предполагает сначала рассказ о последствиях, подробностях происшедшего, и только потом – факт Требования к литературному оформлению Заметка должна содержать яркие, запоминающиеся факты, важные наблюдения. Заметка не должна содержать канцеляризмов («колбасные изделия», «молочно - кислые продукты» и т. п.). Очень важна точность выражения мысли. Правильная логическая и грамматическая связь исключает двусмысленность. Стилистические ошибки также могут привести к смысловым искажениям: «Когда с трибуны спустилась передовая доярка, на нее взгромоздился председатель колхоза» Не следует думать, что в заметке неуместно использование художественно - выразительных средств языка, например, при описании новой машины уместно сравнение В заметках широко используется цифровой материал · Для короткой критической заметки выбирается один факт • Обдумывая сюжет, автор должен решить, какое настроение он может вызвать у читателя - смех или возмущение, - и писать с таким настроением. Цель одна - обсудить то или иное отрицательное явление, но стилистические приёмы разные. Можно рассказать о факте со смехом или с возмущением. • Если в заголовок вынесена смешная деталь, его смысл может стать ясным после прочтения всего текста. • Заметка строится так, чтобы раскрыть основную мысль, а все средства (маленькие зарисовочки в 1- 2 предложениях, сравнения, эпитеты, синонимы…) подбираются с целью вызвать желаемое чувство у читателей | Требования к заметке а) целеустремленный, продуманный отбор фактов, позволяющий показать самое существенное; б) заметка должна раскрывать общественное значение сообщаемого факта; в) правдивость Процесс подготовки заметки а) творческий поиск или получение редакционного задания; б) тщательная проверка материала; в) отбор фактов для заметки. Виды заметок 1. Информационная (событийная) краткое сообщение в строк, имеющее заголовок. 2. Подборка. 3. Заметки, содержащие хроникальные сообщения 4. Заметка, посвященная событию (или заметка-анонс) 5. Заметка, посвященная человеку (например, заметка-благодарность) 6. Путевые заметки Заметка может быть краткая и расширенная. Критическая заметка - это сигнал о каком-то отрицательном факте, явлении в окружающей жизни. Автор обязан точно проверять сведения, которые сообщает. Для критической заметки нужен остроумный заголовок. Язык её должен быть таким, чтобы описанный случай вызвал у читателей смех или негодование. |
информационная корреспонденция | - информационными называются корреспонденции, которые уведомляют тематически организованные факты, привлекают внимание к новым явлениям жизни - предметом выступает определенное событие, явление, действие - тема корреспонденции - самые обычные события или какие-то локальные ситуации, процессы | - автор корреспонденции не присутствует на месте события в момент его совершения и не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения - информационная корреспонденция, синтетический информационно-аналитический жанр публицистики, сообщает об ограниченных временем и пространством новых фактах и событиях через их толкование, комментирование, оценку, Информационную корреспонденцию сравнивают с развернутой заметкой. В этих двух жанровых формах общие методы воспроизведения: 1. хроникальные; 2. репортерские; 3. интервью | - информационная корреспонденция отличается от аналитической детальным и более широким освещением предмета - может включать в себя фактологическое описание предмета, некоторые элементы оценки, предписания, прогноза - автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи предмета, он, углубляясь в его сущность, описывается. Главное - сообщить некоторые параметры отображаемого явления, которые находятся на поверхности - информационную корреспонденцию еще называют событийной, т. к. в ее основе всегда заключается событие - автор убеждает читателей в истинности авторских мыслей путем аргументации индуктивным методом |
инфоотчет | - информационный отчет делится на несколько подвидов: хроникальный, развернутый, тематический, проблемный, отчет с углубленным анализом проблем и вопросов - автор информационного отчета знакомит аудиторию с тем, какие вопросы обсуждались на мероприятии, какие проблемы затрагивались, к каким выводам и решениям пришли участники встречи - журналист должен рассказать обо всем, что, на его взгляд, будет интересно целевой аудитории издания, в котором он работает - от журналиста требуется не только умение сопоставлять и обобщать информацию, выявлять наиболее важные сведения, оценивать их правдоподобность, жизнеспособность, но и склонность к логическому рассуждению по предмету изучения | - хроникальный отчет – самый краткий из всех подвидов данного жанра. Когда журналист рассказывает о мероприятии, на котором побывал, он может не публиковать все, что видел, а ограничиться лишь самым главным. - современная практика газетного дела стремится к сокращению текстов, лаконичности изложения фактов. Поэтому автор хроникального отчета должен постараться не затягивать свое повествование. - требования к материалу просты: акцент на важных деталях, пересказ основных моментов события (кстати, не обязательно в хронологической последовательности), краткость изложения информации -по своим характеристикам хроникальный отчет близок заметке и стремится рассказать только об основных эпизодах мероприятия, не вдаваясь в подробности. Объем такого выступления обычно не превышает половины газетной полосы формата А3 | - самый сложный подвид информационного отчета – отчет с углубленным анализом проблем и вопросов - Д.Туманов: «Как бы зацепившись за событие как повод для материала, журналист проводит самостоятельное изучение проблемы, сравнивая услышанное или увиденное на коллективном мероприятии с реальными жизненными фактами» - выступления в жанре информационного отчета предполагает, что корреспондент владеет некоторыми профессиональными приемами работы с информацией: быстрая фиксация всего увиденного в блокнот. как и подготовке репортажа, работнику СМИ надо постоянно проявлять наблюдательность. большое внимание следует уделить развитию и тренировке логического мышления, чтобы передавать ход события в той последовательности, в котором оно происходит или разворачивалось некоторое время назад. даже в самой, казалось бы, заурядной проблеме можно отыскать что-то интересное. - поэтому надо забыть слово «банальность» и писать материал легким для понимания, но в то же время ярким и временами образным языком. Главный критерий в том, чтобы читатель не заскучал при ознакомлении с вашей публикацией. |
блиц-опрос | - блиц-опрос содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц - его цель - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений - блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения | - информация посвящена какой-то определенной теме. Обычная привязка тоже идет по информационному поводу. - в блиц - опросе опрашивают людей разного пола, профессий и возраста - это в опросе и сообщается. | - по методу получения информации блиц-опрос немного похож на интервью - отличие в том, что в интервью много вопросов задают одному человеку. А в блиц - опросе многим людям задают один и тот же вопрос - такой опрос обычно сопровождается фотографиями тех, кого опрашивают |
некролог | - многие газеты публикуют информационные материалы, которые выглядят достаточно специфическими, хотя на страницах газет и журналов они присутствуют довольно часто с первых дней зарождения периодической печати. Это — некрологи. - жанровое своеобразие некролога определяется предметом отображения, каковым является факт смерти какого - то человека. | - смысл публикаций этого рода, в отличие от криминальных сообщений, заключается в том, что они просто извещают аудиторию о смерти людей (известных данной аудитории) - некрологи содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах - иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон - завершается некролог обычно прощальными словами, выражением скорби по умершему | - в некрологе указывается о смерти человека, а также даётся краткая информация о нем - еще уделяется внимание достижениям человека, что он сделал, какое значение имел в обществе и так далее |
|