«Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Во весь голос. Цель показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии показать лирическое Я Маяковского. Задачи
Скачать 46.58 Kb.
|
«Во весь голос». Тема поэта и поэзии" Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского. Задачи: художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта; умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом; умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру; овладение историко-литературными знаниями. Оборудование урока: плакаты из «Окон РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь советская». На доске написаны слова: «Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия… Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком». М. Цветаева ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя Работа с цитатой. – Как вы понимаете слова М. Цветаевой, сказанные о Маяковском? Ученики находят оценочные характеристики М. Цветаевой. Выделяются ключевые слова. Отмечается внутренняя связь Маяковского и Цветаевой. III. Сообщение заранее подготовленного ученика о выставке, посвященной 20-летию творчества В. Маяковского. Слово учителя. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке. Разъяснение непонятных выражений ярый враг воды сырой – при вспышке холеры Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал не пить сырой воды очки-велосипед – круглые очки без душек ассенизатор – тот, кто удаляет и обезвреживает нечистоты водовоз – в значении, что вода – это то, что жизненно необходимо человеку «засадила садик мило» – строчка из популярной в те годы песни «Сама садик я садила, сама буду поливать» «кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки» – молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин, принадлежащие группе литераторов, которых Маяковский неоднократно критиковал за эстетство. «тара-тина, тара-тина» – строка из стихотворения «Цыганский вальс на гитаре» агитпроп – отдел массовой агитации, пропаганды и партпросвещения, существовавший до 1930 года при местных комитетах партии ЦКК – центральная контрольная комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б) провитязь – неологизм Маяковского, образованный от слов «провидец» и «витязь» водопровод, сработанный рабами Рима – имеется в виду водопроводная система Рима – акведуки – является архитектурным памятником античности из Леты выплывут – Лета – в древнегреческой мифологии река забвения (утрата памяти) в подземном царстве Заранее подготовленные ученики читают наизусть поэму «Во весь голос» (Перед чтением обратить внимание на интонацию) Беседа с классом: 1. О чем это произведение? (– О времени, об эпохе. О времени «бряцания боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали», «года труда и дни недоеданий» – Об эстетических взглядах Маяковского – О поэте и поэзии, об авторе.) 2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.) 3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.) 4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».) 5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры. (К потомкам: «Уважаемые товарищи потомки!» «Слушайте, товарищи потомки!» «Потомки, словарей проверьте поплавки». «Я человек решительный, я хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется «Во весь голос». В.В. Маяковский. Выступление в Доме комсомола Красной Пресни. 1930) 6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает? (Автору важно предостеречь потомков от высокомерно-пренебрежительного подхода к социальной поэзии, который усвоили его современники («певец воды кипяченой и ярый враг воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость оценок своего творчества, вводя грубые самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был певцом воды кипяченой, так как во время голода и эпидемий это занятие приобретает великий смысл на пути к счастливому будущему». Вспомните работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому социальный заказ, и поэт не чурался никакой работы, если считал, что она поможет строительству социализма. В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам». Маяковский отстаивает свою дерзкую, независимую и даже вызывающую поэзию. Автор использует будничную разговорную речь. Это не стилизация «под простонародность», таким образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В борьбе с пороками Маяковский не боялся прибегнуть к антиэстетическим чувствам. Неэстетический образ поэта-ассенизатора укладывается в эстетическую систему Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и выражения вульгарного стиля. Уже с первых лет революции поэт заявлял, что поэт революции должен быть «активным борцом», не гнушаться никакой черной работы, если эта работа полезна. «Поэт тот, кто полезен». Еще в предреволюционные годы Маяковский заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский писал: «Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину».) 7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.) Ученикам предлагается по тексту найти антитезу. (Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не «ласкающие ушко», а сражающиеся. Маяковский и в раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием. Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе» Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» Стихотворение «Господин народный артист» «И песня, и стих – это бомба и знамя» 8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».) 9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах? (Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций: «строчечный фронт» «парад войск» «жерла заглавий» «кавалерия острот» «пики рифм» Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции») 11. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского: «И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить романсы на вас – доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне» Некоторые считали, что Маяковский все годы, прожитые им при советской власти, фальшивил, ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы? Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте – в услужение, сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее – советскому правительству и партии» (Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал: «Поймите ж – Лицо у меня Одно – Оно лицо, а флюгер» Человек – флюгер, это человек не имеющий своего собственного мнения, без . принципов, без своей позиции. Человек – флюгер меняет свое мнение, в зависимости от обстоятельств Это не надежный человек Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом: «Я в долгу перед Бродвейской Лампионией, Перед вами, Багдадские небеса, Перед Красной Армией, Перед вишнями Японии – Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга») IV. Групповая работа Сопоставительный анализ вступления к поэме «Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь советская». Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина? Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи. Разное:
Общее:
V. Беседа с классом 1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»? (В поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря» «Явившись в Це Ка Ка Идущих светлых лет, Над бандой поэтических рвачей и выжиг, Я подыму, как Большевистский партбилет, Все сто томов Моих Партийных Книжек». Но есть и другая возможность. С предельной искренностью звучит мотив бескорыстного творческого служения поэта, рыцарски преданного революции. «Умри, мой стих, умри как рядовой» «В курганах книг, похоронивших стих» Маяковский уверен, что он придет в будущее не стихом, а трудом стиха. Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях социализм.) VI. Групповая работа Сопоставительный анализ поэмы «Во весь голос и стихотворения С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу». В чем разница в позициях лирических героев Есенина и Маяковского? Общее: подведение итогов, осмысление прожитого. Разное:
1.Почему поэма оптимистична? (« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос». Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке дней остаток….» Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую интонацию. Это не просто «братание с жизнью». Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых десятилетия… И насколько же больше в этих словах, одновременно грустных, тяжелых и победных, в этом по-маяковски грубоватом и крепком «протопаем», – насколько больше во всем этом силы и мужества, чем в безумно-веселых выкриках». З. Паперный) VII. Заключительное слово учителя Несмотря на то, что Маяковский (вместе с футуристами) ратовал за новое искусство, если рассмотреть его поэзию по существу, то легко установить ее связь с русской культурой. Гуманистический пафос поэзии Маяковского сближает ее с русской классикой – это гражданственность его поэзии, живой отклик на современные события. Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал, чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали жить в согласии с ним, и тогда окажется, что никакого мифа не было, все окажется правдой. Поразительная поэтическая честность, с которой он служил идеологии…Он был более предан идеологии, чем сами творцы ее. Поистине трагическая преданность…» Маяковский убежден, что главное назначение поэта и поэзии в революционную эпоху - служить делу торжества нового, подлинно справедливого общественного строя. Он готов выполнять любую черновую работу во имя счастья людей: Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии - бабы капризной. Поэт признается: И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить на вас - доходней оно и прелестней. Ноя себя смирял, становясь на горло собственной песне. Маяковский ощущал себя «агитатором», «горланом-главарем» и верил, что его стих …дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств. Поэт готов был принести свою поэзию в жертву революции: Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше - умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши! Он, в отличие от своих предшественников, начиная с Горация, отказывался от индивидуального поэтического памятника: Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою - ведь мы свои же люди, - пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Маяковский сравнивал свои стихи с «поверх зубов вооруженными войсками» и отдавал их, «до самого последнего листка», пролетариям всей планеты. Он утверждал: Рабочего громады класса враг - он враг и мой, отъявленный и давний. Велели нам идти под красный флаг года труда и дни недоеданий. Маяковский убеждал читателей: главное назначение поэта сегодня - служить делу социалистической революции. Но его поэзия должна быть не только революционной по содержанию, но и высоко совершенной по форме, чтобы уцелеть в веках, донести до потомков величие эпохи революции и строительства социализма. Также и в своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, Маяковский сетовал, что «приходится каждую минуту доказывать, что деятельность поэта и работа поэта - необходимая работа в нашем Советском Союзе». Сам он ни секунды не сомневался, что его стихи для блага революции и социализма не менее важны, чем добыча руды, выплавка стали, вооруженное подавление контрреволюции или работа партии по организации социалистического строительства. Потому что укрепляют в душах людей веру в правоту большевистской революции, в скорой достижимости светлого коммунистического будущего. С этой верой Маяковский и умер. Поэма Владимира Маяковского "Во весь голос" - очень сильное и откровенное произведение. Изучать его в школьной программе все равно, что читать "Архипелаг Гулаг" А. Солженицына в 5 классе. Чтобы понять столь глубокое произведение, нужно иметь за плечами хотя бы два-три десятка лет. Сам поэт не дожил и до сорока, однако его восприятие жизни в разы масштабнее и полнее, чем у среднестатистического человека. С чего начать анализ поэмы Маяковского "Во весь голос" Изначально произведение значилось вступлением к поэме, но закончено оно не было, а то, что дошло до нас, оформилось в вполне законченное стихотворение. По традиции при анализе "Во весь голос" Маяковского произведение называют поэмой. Как человек прямой, автор начинает свое творение с обращения "Уважаемые товарищи потомки..". Очень интеллигентно, не так ли, учитывая нравы молодого поэта-футуриста, который любил шокировать публику далекими от художественности выражениями. Впрочем, и тут поэт не изменит своей традиции: "роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме...". Противопоставление - самый излюбленный прием мастера, если он мягко стелет в начале предложения, то ожидай "горячего" словца в конце. В этом весь Владимир Владимирович. По рассказам его близких и друзей, поэт был достаточно скромным и очень чутким человеком, а что касается личных отношений, то и вовсе - стеснительным, романтичным и очень ранимым. Ключевая мысль поэмы заключена в строках "я сам расскажу о времени и о себе". Выбирая такой путь, поэту остается одно: правда и ничего кроме. А если учесть реалии того времени, когда была написана поэма Маяковского, то кроме метафор и иносказаний других средств, чтобы выразить себя и пройти цензуру у поэта не было. И справился он, действительно достойно! Жестко и прямолинейно звучит его стих: Я, ассенизатори водовоз,революциеймобилизованный и призванный,ушел на фронтиз барских садоводствпоэзии -бабы капризной. Все стихотворение в целом проникнуто революционным пафосом, политически "окрашено". Но за внешней стороной стиха можно заметить внутреннюю поэтичность и игру слов. Это очень важно учитывать при анализе "Во весь голос" Маяковского. Рифма по-маяковски В области рифмы и стихосложения Владимир Владимирович искуснейший теоретик и практик. Всем известна его работа "Как писать стихи". Но его творчество шире и показательнее любого трактата. "Обнаруживая - оружие, ласкать - волоска, Гегелю - бегали" - вот стандартная для поэта рифма. Она у Маяковского всегда богатая, изощренная. Поэт находит варианты рифмовки там, где ее, казалось бы, быть не может, меняя ударения, переставляя и переделывая слова так, как считает нужным. Может быть поэтому его стихи всегда пестрят неологизмами. Чтобы прочувствовать и понять стиль и стих Маяковского, его нужно перечитать не единожды. И тогда анализ "Во весь голос" Маяковского станет проще и результативнее. Помимо сложной для неподготовленного читателя структуры стиха, расположения строф, у поэта в минимуме слов - максимум смысловой нагрузки. Тот, кто поймет лирического героя Маяковского, увидит гораздо больше, чем рядовой читатель. А что же хотел сказать поэт? На первый взгляд, это неявно, но в стихотворении автор дает характеристику своей поэзии, своему творческому кредо. Говоря иными словами, поэт рассуждает о своем предназначении, о будущем страны и человечества в целом, о поэзии, как о сильнейшем оружии. Слились воедино далекие цели, размышления о современности, о силе духа, о воле, о каждодневном мучительном творческом процессе. Все произведение проникнуто одной важной мыслью: писать для будущих поколений – очень ответственно, это тяжкий труд, который не окупится ни славой, ни деньгами. Я ухо словом не привык ласкать; ушку девическому в завиточках волоска с полупохабщины не разалеться трону ту. Парадом разверну в моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. Владимир Маяковский знал цену и силу поэтического слова, и поэтому понимал свою ответственность перед обществом и временем. Как бы не хотелось ему писать о личном, об отношениях, он предпочел для масс оставаться поэтом-борцом и агитатором. А ведь интимная лирика у поэта пролетариев - его сильная сторона, которая всегда оставалась в тени. Любовь у Маяковского - пронзительное, страстное, нежное, безнадежное и, вместе с тем, сильнейшее чувство. Он, как никто, вывернул свою душу наружу и заявил в поэзии о том, что любить – это больно. Но вернемся к анализу неоконченного «Во весь голос» Маяковского. Его «кавалерия острот» всегда готова к бою, «поднявши рифм отточенные пики». Завещая свои стихи нам, он дает наказ бороться дальше уже без него, с верой, что его жизнь и работа не пропадет, не забудется, а поставленные цели будут достигнуты. Поэтический язык поэмы «Во весь голос» Владимира Маяковского В стихотворении, как и во всем творческом наследии Владимира Владимировича встречаются его собственные «перлы» - неологизмы. Это индивидуально авторские слова, которые создает сам поэт, подчиняя их художественному замыслу. «Кудреватые - мудреватые», «мандолинят» - от названия музыкального инструмента, «очки-велосипед», «песенно-есененный», «амурно-лировой», «свинцово-тяжело», «разалеться». Играть со словами поэт любил и умел, отсюда его неповторимый стиль. Кроме того, в стихотворении мастер слова то и дело играет звуками – аллитерация для стихов Маяковского - норма. Обратите внимание, как в следующем четверостишии он подбирает слова со звуками «г» и «л»: Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки ,я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. А в следующих строках отчетливо прослеживается мастерски исполненная аллитерация («п», «р» и «л»): И всеповерх зубов вооруженные войска,что двадцать лет в победахпролетали,до самогопоследнего листкая отдаю тебе,планеты пролетарий.. Нельзя не упомянуть и такое стилистическое средство, как инверсия, а проще говоря перестановка слов в предложении. При анализе стихотворения Маяковского "Во весь голос", стоит учитывать, что большинство предложений - инверсионные. Этот прием помогает выделять слова, акцентируя на них внимание. Чтобы понять смысл фразы, иногда приходится перечитывать строки несколько раз. Это поэтичность по-маяковски, она сложна, как и характер, и душа поэта. И все-таки он лучший! Несмотря на то, что свою жизнь, как в стихотворении, поэт «протопал» достаточно быстро, а давалась она ему порой нелегко, Владимир Маяковский - гениальный поэт!В русской литературе так и не появился тот, кто смог бы так же сильно и бескомпромиссно перевернуть все с ног на голову и затмить его славу. Пусть партбилетов и ЦК уже нет, есть сила поэтической мысли великого поэта, он актуален, непримирим и всегда жив в своих стихах. Поэма Маяковского «Во весь голос» была написана автором в стихотворной форме. При великом сожалении, поэма не была издана, поэтому читатели не были удостоены возможности ознакомиться с ней. Писалась поэма еще в 30-х годах, которая была выставлена как экспонат на выставке двадцатилетнего творчества Маяковского. По словам Маяковского, первые строки поэмы написаны как отображение сути работы поэта, которые стали стартом в творческой работе автора. Замыслом написания «Во весь голос» был взгляд на самого себя с будущего: «Уважаемые товарищи потомки! Наших дней изучая потемки». С этих строк сразу понятно, что поэт пишет их для будущего поколения, а так же рассказывает о себе. Но Маяковский так же пишет строки, просто предаваясь поэзии, но немного шутя над бабой, сажавшей сад: «Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь, сама буду поливать». Своими стихами поэт серьёзно боролся за коммунистическое дело, ни боясь не правительства, ни тайных организаций. Строчками со стихов он просто пронзал душу Советского народа: «Парадом развернув моих страниц войска. Стихи стоят свинцово-тяжело». Во время революции все очень быстро менялось. Это означало, что Маяковский должен войти в этот темп, присоединиться к народу, и вместе с ним переустроить мир на новое, социалистическое направление. Своей поэзией он двигался вперед, при этот задавал это движение и для остальных. Признать эту поэзию означало сделать свои намеренья реальными, шаг за шагом стремясь к светлому, прекрасному будущему. Этими строками поэт закончил свой стих «Во весь голос»: «я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек». Его стихи заставляли задуматься о многом. Они пробуждали народ действовать, к чему, по своему замыслу, поэт и стремился. Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал. Краткий анализ История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников. Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда. Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль. Жанр – лирическо-публицистическая поэма. Стихотворный размер – тонический стих. Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия” . Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”. Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни” . История создания Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес. Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство. Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково. Тема В конце своего жизненного пути (хотя и неизвестно, планировал ли поэт свое самоубийство уже тогда) Маяковский в очередной раз обратился к важной для себя теме творчества – точнее, его назначения и своего места в творческом процессе. Он выбирает непростой путь – рассказать о себе и времени, в котором он живет, только правду. И он говорит – жестко и без излишней вежливости. Композиция В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности. Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности. Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад. При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество. Жанр Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность. Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции. Средства выразительности Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются: Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия” . Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”. Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни” . Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте. |