Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности переживания и формы их выражения

  • Образ поэта и приемы создания

  • Авторская позиция

  • 4. Идейно-художественная роль фольклорных образов, приемов, жанров в поэме н.а. некрасова «кому на руси жить хорошо» («пролог», «пир на весь мир»).

  • 5. Принципы и приемы создания образа рахметова в романе «что делать» (анализ 29 главы «особенный человек»).

  • 6. Приемы воплощения народного характера в «записках охотника» и.с. тургенева («певцы», «свидание», «касьян с красивой мечи», «живые мощи»).

  • 7. Роль портрета в создании образов базарова и павла петровича кирсанова (анализ текста).

  • 8. Место и значение главы «Сон Обломова» в структуре романа И.А. Гончарова «Обломов». Решение в данной главе проблемы «Характер и обстоятельства» (анализ текста).

  • Решение темы поэта и назначения поэзии в лирике н а. некрасова вчерашний день, поэт и гражданин, элегия (1874). Тема поэта и назначения поэзии. По выбору Программное стихотворениеманифест поэт и гражданин


    Скачать 108.6 Kb.
    НазваниеРешение темы поэта и назначения поэзии в лирике н а. некрасова вчерашний день, поэт и гражданин, элегия (1874). Тема поэта и назначения поэзии. По выбору Программное стихотворениеманифест поэт и гражданин
    Дата23.03.2022
    Размер108.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIRL_praktika_24-48.docx
    ТипРешение
    #412031
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Решение темы поэта и назначения поэзии в лирике н.а. некрасова: «вчерашний день…», «поэт и гражданин», «элегия» (1874). Тема поэта и назначения поэзии. По выбору

    Программное стихотворение-манифест «поэт и гражданин»

    Образу Поэта в нем он придал некоторые собственные свои черты, колебания, сомнения, хотя и стремился, прежде всего, к типизации этого образа.

    Особенности переживания и формы их выражения: чувство патриотизма, гражданские призывы (гражданин), поэт: разочарование, уныние.

    Образ гражданина и приемы его создания:

    Обобщенный, создан в традиции декабристов-романтиков, гражданского романтизма (призывы, риторический обращения, явное противопоставление реального мира и идеала, отрицание, метафоры, лексика возвышенная, патетическая, абстрактная (отчизна, муза, любовь), эпитеты «тяжелый жребий», «убогий труженик» - оценочные, риторические фигуры, синтаксический параллелизм, повторы, порядок слов инверсирован). В нем автор утверждает не просто право поэта быть гражданином, а считает это его главным долгом: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан».

    Образ поэта и приемы создания:

    В начале — самохарактеристика, лексика и синтаксис — разговорные (хандрит, нет охоты говорить). Заставляет читать цитату из пушкина: он оправдывает себя (лозунг чистого искусства), он прячется за эту цитату. Гражданин согласен, что стихи великолепны, но сейчас не то время для стихов — необходимо действовать. Он талант, потому должен писать.

    Авторская позиция: за поэта-гражданина.

    Последний монолог поэта — меняется речь поэта: появляется высокая лексика (пегас, парнас, муза, клянусь), синтаксический параллелизмы, анафоры, стиль поэта оказывается и гражданским, причем органично.Поэт и до этого пытался быть гражданином! Он боролся, в том числе и поэтическими средствами. Но «пришло сложить смиренно руки». В посл монологе поэта соединились голос поэта и гражданина. Поэт смог бы остаться гражданином, если бы:

    -было на кого опереться

    -он перестал быть гражданином — поэтому перестал быть поэтом (в эту эпоху нельзя быть поэтом не будучи гражданином)

    Финал: образ тернового венка: путь настоящего поэта-гражданина — путь страданий.


    2. Cвоеобразие воплощения темы народа в лирике н.а. некрасова («размышления у парадного подъезда», «железная дорога»). По выбору

    «железная дорога» (1865). Основа — постройка железнодорожной магистрали москва- спб. Начинается с описания природы одним из пассажиров. Затем радостное восприятие природы сменяется картиной народного горя (кости замученных крестьян). Основной композиционный прием — контраст, заявлен в начале — противопоставление эпиграфов и всего остального текста. Полемически соотносятся восхваление графа и высокая идея некрасова — гимн народному труду. Некрасов говорит здесь от имени народа, поэт как бы сливается с толпой крестьян, представляя с ними единое целое. Именно замученный народ выступает судьей над мучителями. Негодование некрасова направлено и на сам народ, и на мучителей. Землекопы поют смиренную и кроткую песню. Песня землекопов — плач. Поэт ждет от народа песни гневной. Негодует, когда видит, что народ прощает своего обидчика. Своеобразие стихотворения — в сложной субъектной организации: насыщено разными типами сознания: нар сознание, сознание мальчика вани, сознание генерала, подрядчика. Все сознания имеют индивидуальные черты, которые отражаются в речи  элементы ролевой лирики. Особое значение имеет образ вани (будущее поколение): «научись мужика уважать



    3. Жанровая специфика стихотворений н.а. некрасова, воплощающих образ «героя деятельного добра»: характер лирического переживания, романтическая приподнятость образа («на смерть Шевченко», «памяти Добролюбова», «пророк»).

    Эти 3 стихотворения подчинены одной тематике-уходу великих людей. Герои всех этих стихотворений умерли преждевременно. И потому смерть каждого в интерпретации Некрасова не следствие болезни или трагической случайности, а самая настоящая гибель — за свой народ, за родину, за жертвенную любовь к ближним.

    Тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто несет в себе боль о человеке, боль о России.

    Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации.

    «памяти Добролюбова» (1864). Стихотворение наполняет личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца. В первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит только в подтексте, выражается лишь в том, что, обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем использует прошедшее время: «суров ты был…» но чем ярче образ погибшего, тем трагичнее ощущение невозвратимой утраты: но слишком рано твой ударил части вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! - последние строчки стали крылатыми. Так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека. В финале стихотворения поэт от мысли о погибшем друге, учителе переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. В конце адресат расширяется: поэт уже не просто обращается к конкретному человеку: -плачь, русская земля! Но и гордись -с тех пор, как ты стоишь под небесами, такого сына не рождала ты…стихотворение как бы обрывается на самой высокой ноте, когда говорить уже нет сил: природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни…


    4. Идейно-художественная роль фольклорных образов, приемов, жанров в поэме н.а. некрасова «кому на руси жить хорошо» («пролог», «пир на весь мир»).

    Н. Как и гоголь понимал, что прославление народного языка есть прославление народа, и писать свою поэму подлинно народным языком для него означало возвеличивать народ.
    Творчество н.совпало с расцветом фольклористики (в пору общественных сдвигов 50-60гг народ оказался в центре внимания читательских масс).
    Н. Сознавал, что все напечатанные фолькл.сборники не вполне выражают народные мнения и чувства, т.к. многое в них умолчано, это объяснялось тем, что подобные сборники проходили через всевозможные цензурные сита. Н. Поставил перед собой задачу восполнить в своем творчестве этот пробел.
    Продолжая и развивая традиции белинского он ценил в фольклоре прежде всего то, что выражало силу революционного протеста народа.
    Отсюда 4 приема в его работе над материалами унт.
    1. Тщательно выискивал приглушенные, редкие проявления народного недовольства в фольклорных сборниках, и, почти не внося в них изменений, концентрировал в эпопее. (примеры: различные поговорки из сборников даля. «мы и там (в аду) служить будем на бар, они будут в котле кипеть, а мы дрова подкладывать». В некр. Варианте –

    В кромешный ад провалимся,
    так ждет и там крестьянина
    работа на господ!»
    — что ж там-то будет, климушка?
    «а будет, что назначено:
    они в котле кипеть,
    а мы дрова подкладывать!»
    (смеются мужики.)

    2. В фольклоре не могли не найти отражения патриархальная мягкотелость крестьянства, его политическая неграмотность, пассивность. С такими настроениями в крестьянстве н. Боролся и, находя их в фольклоре, считал себя в праве по-своему корректировать. (пример: поговорка из даля «бары кипарисовы, мужики вязовые». Прим. Кипарис – редкое, ценное дерево, на кипарисовом кресте распяли христа, вяз – самое простое дерево, не ценится; н. Вложил эту поговорку в уста льстеца и пройдохи климки лавина

    Живем за вашей милостью, как у христа за пазухой...
    С целью высмеять благоговение перед барином, занижение собственной самоценности, так же посредством этого персонажа высмеивается лень, н. Приписал климке поговорку «с работы не будешь богат, а будешь горбат».
    Характерно, что н. Скудно использовал сказочные эл-ты фольклора. В «прологе» атмосфера сказочная: семь филинов, сидящие на семи дерева, ворон, молящийся черту, заколдованный клад.В дальнейшем тексте сказочных эл-тов уже нет, остается только скатерть-самобранка. Но в «пире» исчезает и она. Таким образом сказочность пролога выветривается без остатка.
    Былины так же почти не нашли прямых отражений в творч. Н. (в силу своей архаичности не могли послужить материалом для поэмы). Это связано с тем, что как поэт, захваченный злободневными темами, н. Не был склонен к оглядке в далекое прошлое (богатырь савелий по чуковскому не может подтвердить обратное, т.к. по фактам своей биографии принадлежал к некрасовским современникам, не архаичный образ)


    5. Принципы и приемы создания образа рахметова в романе «что делать?» (анализ 29 главы «особенный человек»).

    Роман н.г. чернышевского “что делать?” Был написан в петропавловской крепости. Он был начат 14 декабря 1862 года и закончен 4 апреля 1863 года. Он писался в эпоху подъема революционного движения в россии. Герой романа рахметов, как никто другой, подходил для революционной деятельности своей ненавистью к народным угнетателям.

    Чернышевский в образе рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: “...это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”. Рахметов — рыцарь без страха и упрека, человек, будто выкованный из стали. Он с поразительной быстротой расширяет круг своих знаний, внимательно изучает жизнь трудящихся.

    Как действующее лицо рахметов появляется в главе «особенный человек». В других главах его имя только упоминается. Но чувствуется, что образ поставлен в центре внимания читателя, что рахметов  -  главный герой романа «что делать?». Глава «особенный человек» образует как бы маленькую самостоятельную повесть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной. Рассказывая о рахметове, чернышевский умышленно сдвигает временный порядок фактов, и не дает определенно последовательной характеристики и биографии. Он использует намеки и недомолвки, переплетая то, что о нем «знали», с тем, что «узнали» впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему разночинец чернышевский делает главным героем социально  -  политического романа дворянина, родословная которого уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционера - дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилегий жить за счет народа, значит, кризис назрел.

    Перерождение рахметова началось в ранней юности. Семья его была, очевидно, крепостническая. Об этом говорит скупая фраза: « да и видел он, что в деревне». Наблюдая жестокости крепостного права, юноша стал размышлять о справедливости. «мысли стали бродить в нем, и кирсанов был для него тем, что лопухов для веры павловны». В первый же вечер он «жадно слушал» кирсанова, «прерывал его слова восклицаниями и проклятиями тому, что должно погибнуть, благословениями тому, что должно жить».

    Рахметов отличается от лопухова и кирсанова не только своей аристократической родословной, но и исключительной силой характера, которая проявляется в постоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенности делом подготовки к революционной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова. Мечта о революции для рахметова  -  руководство к действию, ориентир всей личной жизни.

    Ярко проявляется в рахметове стремление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по россии, занятий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жизни. Народ прозвал рахметова никитушкой ломовым, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца базарова, который снисходительно разговаривал с «толстобородыми» мужиками, дворянин рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Для него народ достоин уважения. Он пытается испытать хоть часть той тяжести, которая висит на мужицких плечах.

    Рахметова чернышевский показывает как человека «очень редкой», «особой породы», но в то же время как лицо типичное, принадлежащее к новой общественной группе, хотя и немногочисленной. Писатель наделил «особенного человека» суровой требовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внешностью. Вера павловна сначала находит его «очень скучным». «лопухов и кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусовость... Кроме маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья». Но вера павловна, узнав поближе рахметова, говорит о нем: «...какой это нежный и добрый человек».

    Рахметов  -  ригорист, то есть человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: «проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: однако же, на всякий случай нужно. Вижу, могу». Таким, наверное, чернышевский видел вождя революционеров. На вопрос: «что делать?»  -  николай гаврилович отвечает образом рахметова и словами, помещенными в эпиграфе. Фигура этого ригориста оказала огромное влияние на последующие поколения русских и зарубежных революционеров. Об этом говорят признания этих людей, что их «любимцем был, в особенности, рахметов». Образ рахметова оказал огромное влияние на последующие поколения русских и зарубежных революционеров.



    6. Приемы воплощения народного характера в «записках охотника» и.с. тургенева («певцы», «свидание», «касьян с красивой мечи», «живые мощи»).

    Т. Изображает не только народную забитость, раболепие, но и нарастающий протест мужиков против крепостного права. Из-за цензуры, т. Показывает его только в виде намёка. Советское литературоведение: главное содержание зо-осуждение крепостного права. Аксаков: зо-батальный огонь по крепостничеству. Смысл зо гораздо шире соц.-историч. Содержания, шире антикрепостнич. Проблематики. Т. Одним из первых поставил вопрос о сущности народа: народ-основа русской нации. Эта мысль ярче воплотилась в рассказах 50х годов, в кот он стремился подчеркнуть лучшие качества рус. Народа, раскрыть его потенциал. В центре внимания в них- герои типа калиныча, одухотворённые. В кажд из рассказов новая сторона характера. "свидание"- способность крестьянки акулины к высокой любви. "касьян с красивой мечи"-поэтическ любовь мужика к природе."певцы"-талантливость народа. Т. Подводит читателя к мысли о том, что народ духовно богат. В раск"певцы" использован принцип контраста. Дуэль-в кабаке, месте, где удовлетворяются низменные потребности, но пение-душевный полёт, ассоциируется с полётом чайки к солнцу. Контраст образов(обалдуй и моргач), контраст певцов по отношен к пению(яков-состояние лихорадки, рядчик-беспечен, одухотворён), контраст песен(заунывная, плясовая)контраст дня и ночи(в природе ночь более благоприятное время етом. Но не в кабаке изменения жизни:днём-высокий полёт песни, ночью-низменное, безобразное. В 70х т. Обращается к национальной сути характеров(живые мощи) фабула проста(трагич. Судьба): героиня вышла на крыльцо, упала, не могла после этого ходить.Любимый женился на другой, но она не отчаивается, 7 лет живёт одна, добродушна, жизнерадостна. Образ лукерьи-пример долготерпенья, способности русского человека вынести любые невзгоды.физич. Слабость преодолевает духовно-видит смысл жертвенности, искупления. Необходимость страдания для избавления др крестьян от грехов. Физическое состояние-печать божья, не наказание, а крест-бог отметил. Такое восприятие жизни-проявление духовного. В зо т. Затрагивает и др. Темы: лишнего чел, чиновники. Главное - глубокий анализ психологии русского чел. Понимание национальн. Характера.



    7. Роль портрета в создании образов базарова и павла петровича кирсанова (анализ текста).

    Портреты тоже воплощают конфликт различных культур и мировоззрений:

    1)базаров: небрежность, вычурная неопрятность. Он одет на показ: вызов современному обществу.

    2)пп: даже внешний облик говорит о западничестве, «в нем сохранился тонкий стан», сформирован в 20е гг - «стремление вверх». Он похож на печорина: длинные пальцы, темные глаза, а волосы светлые, гибкий стан, преобладание белого цвета. Писарев «печорин мелких размеров»: пп далеко не такая комическая натура, а натура сложная, в нем есть противоречивость, внутренняя драма, саморефлексия.


    8. Место и значение главы «Сон Обломова» в структуре романа И.А. Гончарова «Обломов». Решение в данной главе проблемы «Характер и обстоятельства» (анализ текста).

    Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. Гончаров применяет жанр сна не только как раскрытие внутреннего мира персонажа, но и для писателя главное – показать истоки характера героя. Автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое. В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

    Разоблачение осуществлялось приемами глубокой художественной типизации. Белинский был бы совершенно удовлетворен, так как «сон обломова» отвечал лучшим надеждам, возлагавшимся им на современную литературу. «сон» охватывал только одну сферу явлений той жизни, которая получила наименование обломовщины. И даже в пределах обломовки «сон» изображал главным образом быт и психологию помещиков, только бегло касаясь жизни крепостных крестьян и дворни. Из этого безымянного мужицкого мира начинал обособляться в «сне» один образ — образ захара, будущего камердинера ильи ильича, но здесь он не получил еще разработки. Однако этот образ весьма значителен, в романе он представительствует, как бы символизирует, обломовскую дворню, обломовских мужиков.

    «сон обломова» - место в романе и значение.

    Работает на принцип типизации — детерминизм (учение о причинно-следств.Взаимосвязи явлений материального и духовного мира, обусловленность характера средой от обстоятельств). Сначала роман романтический, затем обломовки..

    Переход от 7 до 9 главы. Засыпая задается вопросом: «отчего я такой?» сон начинается с пейзажа.

    1) значение пейзажа во сне: идейно-композиционная роль. Пейзаж (дикая, грандиозная, вопли природы — романтическая природа: герой исключительный, необычный, индивидуалист с сильными страстями, яркий характер, страстная натура), по контрасту — пейзаж обломовки: иной тип героя, у которого отсутствуют эти страсти.Характер пейзажа обломовки. Образы — мягкость, теплота, сглаженные невысокие горы, солнце — нехотя, река — под нее сладко дремлется, мелкий кустарник, светлая речка.Время упорядоченное, циклическое, замкнутый характер, нет идеи движения вперед. Пространство оторвано от мира. Спутанный, ограниченные представления о мире. Изолированность: уголок, овраг — символ ограниченности, замкнутости. Изба на овраге, похожа на избушку на курьих ножках (баба яга жила на границе миров). И неизвестно, где находится мир живых и мертвых (в обломовке или нет). Сон уподобляется смерти: обломовцы часто погибали из-за своего образа жизни.

    2) название обломовка:1 обломок от цивилизации, 2 благодатный кусочек жизни, 3 замкнут во времени и пространстве

    3) образ жизни обломовцев: сон, которые сменяется едой, негативное отношение к труду, приготовление пищи, труд — синоним скуки, отношение к образованию: только как дань традиции, внешне соблюсти приличия, достичь успехов, но учение не воспринималось как развитие духовное и умственное. Мировоззрение обломовцев отличается мифологичностью, исторические знания спутаны со сказками. Единственная форма духовной жизни — сказка:

    - страшные сказки (о медведе на липовой ноге, мертвецах и жертвах): воображение, видит о всем бред, беду, формируют боязнь перед жизнью, действительностью, желание скрыться.

    - волшебные сказки: формируют мечтательность, идеал. Но: «красавицы достаются без труда» и прочее  лень, апатия, нежелание что-то делать для достижения своей цели).Обломовцы добрые только по отношению друг другу, к чужим они безразличны. Нравственность ограниченная.

    4) обломовка формирует такие черты обломова, как: нежелание двигаться, бездейственность, ленивость; мечтательность, созерцательность; погруженность в себя, рефлексия; иждивенчество; доброта, мягкость; тяга к покою.

    Захар: воспитывается в той же атмосфере — теми же чертами наделяется крестьянство.

    5) пафос сна в романе: лирический (благословенный уголок), но и критический: горькая ирония автора на равнодушие, безделье (барская усадьба — крыльцо качалось, шатался мостик, обвалилась галерея).

    Обломовщина— среда, менталитет, образ жизни — понятие социально-нравственное, социально-философское. Это среда, которая формирует натуру человека на основе помещичье-крепостнического уклада. Обломов: «где же здесь человек?».

      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта