Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Характер и функция пейзажа в романе С-Щ «Господа Головлевы» (анализ текста).

  • Решение темы поэта и назначения поэзии в лирике н а. некрасова вчерашний день, поэт и гражданин, элегия (1874). Тема поэта и назначения поэзии. По выбору Программное стихотворениеманифест поэт и гражданин


    Скачать 108.6 Kb.
    НазваниеРешение темы поэта и назначения поэзии в лирике н а. некрасова вчерашний день, поэт и гражданин, элегия (1874). Тема поэта и назначения поэзии. По выбору Программное стихотворениеманифест поэт и гражданин
    Дата23.03.2022
    Размер108.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIRL_praktika_24-48.docx
    ТипРешение
    #412031
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6
    1   2   3   4   5   6


    9. Образ Иудушки Головлева.

    В основе образа Иудушки лежит противоречие между тем, кем хочет казаться герой и тем, кем он на самом деле является (слово Иудушка сочетает как бы 2 понятия: Иуда и душка). У Иудушки всегда наготове целый арсенал прописных истин («любишь кататься, люби и саночки возить»), которыми он может в любой момент отгородиться от человека, ждущего от него реального действия или поступка (когда приезжает Петр просить помощи от отца, он заранее продумывает прописные истины, штампы, которые он будет говорить ему, отказывая в помощи). Отсутствие «мук слова», все речи проговариваются заранее, придумываются – иудушкино пустословие. Свое отношение к иудушкиному пустословию автор выражает резко оценочно: «не простое пустословие это было, а язва смердящая, которая непрестанно точила из себя гной». Иудушка это заранее выморочный герой. Но тот момент, как в Иудушке просыпается совесть (когда умерли все его родные и он остался один), несколько меняется и сам образ Иудушки. Меняется его речь, он начинает говорить, что думает, показывает истинный чувства (в главе перед его смертью, диалог с Евпраксеюшкой, речь его прерывиста, не владеет своими эмоциями). Все это говорит о глубоком душевном переломе. Отрицательную оценку С.Щ. к Иудушке указывает нам тот факт, что он не дает ему возможности морального возрождения. С.Щ. писатель-гуманист, но тем не менее, он убивает своего героя , не дав освободиться от мук совести (испытывает потребность покаяться, идет на могилу к матери, умирает).

    В романе «ГГ» изображается 3 поколения – история деградации людей в традициях семейной хроники. Мы видим безлюбовную семью, где все враждуют друг с другом.
    Глава этого семейства – Арина Петровна, вся ее жизнь была направлена «на округление головлевского имения, и действительно в течение сорокалетней супружеской жизни успела удесятерить свое состояние», детей она не любила, видела в них «лишнюю обузу». Но ее образ дается С-Щ неоднозначно, он раскрывается с помощью авторских комментариев, автор говорит «что-то такое шевелилось у нее внутри, в чем она не могла отдать себе ясного отчёта. … этого не мог бы определить самый опытный психолог: до такой степени перепутывались и быстро сменялись в ней все чувства и ощущения», в то время как по отношению к Иудушке автор выступает именно как «самый опытный психолог», он комментирует каждое его чувство, эмоцию, сообщает о его мыслях. Отрицательные характеристики Арины Петровны в большем объеме отразились в ее сыне Порфирие Владимировиче. Порфирий – хищник, стяжатель, деспот, кровопийца, лицемер.

    Образ Иудушки – центральный в системе персонажей романа. В нем наиболее ярко воплощается процесс нравственного распада личности, которым отмечены все представители головлевского рода. В основе образа лежит противоречие между тем, кем хочет казаться герой, и тем, кем является. Это отражено в его имени: «Иуда» - то что есть, «душка» - кем хочет казаться.

    Приемы создания образа:

    1. Открытый авторский комментарий.

    - Эпизоды, рисующие его детство, показывают моменты зарождения и раннего формирования основных черт его личности.

    - Автор сравнивает его с пауком, ловко расставляющим сети и сосущим кровь жертв: «И он с тою же пленительностью представил из себя "молодца", то есть выпрямился, отставил одну ногу, выпятил грудь и откинул назад голову. Все улыбнулись, но кисло как-то, словно всякий говорил себе: ну, пошел теперь паук паутину ткать!».

    - Собственно комментарий: «сообщая своему голосу ту степень елейности,

    какая только была в его средствах»

    1. Пейзаж.

    2. Портрет. Как такового прямого описания внешности нет, но автор акцентирует внимание на одни и те же детали в описании героя: глаза, которые «источали чарующий яд», а голос, «словно змей заползал в душу и парализовал волю человека»

    3. Детали. Появление у брата из тени, что говорит о принадлежности к миру тьмы, мертвых.

    4. Речевая характеристика (то, что в скобках из эпизода перед смертью Павла Владимировича, гл. По-родственному, ч. 5).

    - Пауза перед ложью

    - пустословие:бессодержательность речи: « у вас ведь каждое слово десять значений имеет, пойди угадывай» («я лучше подушечку тебе поправлю! Иудушка встал и ткнул в подушку пальцем.»), отсутствие «мук слова», заготовленные фразы: «сам запутался, сам и распутывайся», «бог дал, бог взял», «любишь кататься люби и саночки возить»(«это разбойники по большим дорогам грабят, а я по закону действую»,«Церковь-то что нам предписывает? Приносите, говорит, моления, благодарения... А еще: христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны - вот что, мой друг!»), с сыном Петром эти заготовки перерастают в новую особенность – подготовка к беседе:«Не спится Иудушке: целые массы пустяков обступили его изголовье и давят его. Собственно говоря, загадочный приезд Петеньки не особенно волнует его,ибо, что бы ни случилось, Иудушка уже ко всему готов заранее. Он знает, чтоничто не застанет его врасплох и ничто не заставит сделать какое-нибудьотступление от той сети пустых и насквозь прогнивших афоризмов, в которую онзакутался с головы до ног».

    - тираническое глумление над человеческой личностью (- Господи! да что ж это... уведите его! Улитка! Агашка! кто тут есть? -стонал больной.

    - Ну, ну, ну! успокойся, голубчик! знаю, что ты об этом говорить не любишь! Да, брат, всегда ты дурным христианином был и теперь таким же

    остаешься. А не худо бы, ах, как бы не худо в такую минуту об душе-то

    подумать! Ведь душа-то наша... ах, как с ней осторожно обращаться нужно, мой друг! Церковь-то что нам предписывает? Приносите, говорит, моления, благодарения... А еще: христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны - вот что, мой друг! Послать бы тебе теперь за батюшкой, да искренно, с раскаяньем... Ну-ну! не буду! не буду! А право бы, так...

    Павел Владимирыч лежал весь багровый и чуть не задыхался. Если б он мог

    в эту минуту разбить себе голову, он несомненно сделал бы это.)

    - постоянно употребляет уменшительно–ласкательные суффиксы(«хорошохонько», «дружок», «голубчик», «ах-ах», «Фу-ты! ну-ты!»), которые не свойственны ситуации, применяет даже к церковным атрибутам, которые не терпят этого («лампадочка», «маслице»). Это показывает фальшивую ласковость, витиеватость речи

    - ложная набожность: «Но он молился не потому, что любил бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с ним, а потому, что боялся черта инадеялся, что бог избавит его от лукавого. Он знал множество молитв, и вособенности отлично изучил технику молитвенного стояния. То есть знал, когданужно шевелить губами и закатывать глаза, когда следует складывать рукиладонями внутрь и когда держать их воздетыми, когда надлежит умиляться икогда стоять чинно, творя умеренные крестные знамения. И глаза и нос егокраснели и увлажнялись в определенные минуты, на которые указывала емумолитвенная практика. Но молитва не обновляла его, не просветляла егочувства, не вносила никакого луча в его тусклое существование.»

    Пустословие выражает разложение личности, Иудушка не умеет мыслить живой мыслью, не может отреагировать на реальную жизнь, поэтому пускается в запой празднословия, когда он затянул петли всем своим близким своим празднословием, а Евпраксия взбунтовалась, празднословить стало не на кого и он перешел на новую ступень – запой праздномыслия, он не может общаться с живимы людьми, поэтому он замыкается в себе, в свихфантазиях. Пробуждение сознания, совести заметно в речевой характеристике: он начинает искать слова«Слышала ты, что за всенощной сегодня читали? - спросил он, когда она, наконец, затихла, - ах, какие это были страдания! Ведь только этакими страданиями и можно... И простил! всех навсегда простил!», он начинает понимать смысл всенощной, совесть проснулась, но бесплодно.

    Система образов (на всякий случай)

    Глава семейства Владимир Михайлович Головлёв. Помещик. Номинально «глава семейства», он совершенно отстранился от каких-либо дел. У него безалаберный, озорной хар-р. Его затворничество в кабинете и пьянство как будто пророчат будущее сыновей. Умер в разгар слухов о скором освобождении крестьян, благодарясудьбу, что не доживет до этого и не предстанет перед Богом «наряду с холопами».

    Арина Петровна – его жена. Прототип – мать писателя. Главная забота ее жизни – постоянное увеличение своего имения. Откровенно презирает мужа, к детям равнодушна. Отмена крепостного права повергла ее в растерянность, чем ловко воспользовался Иудушка (получил при разделе имения лучшую долю и выжил мать). Переход от былой лихорадочной деятельности к полной праздности быстро состарил ее. После отъезда внучек она не выдержала одиночества, стала чаще наведываться к Иудушке и постепенно превратилась в его приживалку.

    Степан Владимирович, старший сын, слыл в семействе под именем Степки-балбеса и Степки-озорника. Слабохар-ный, затираненный матерью, перенявший у отца «неистощимую проказливость», Степан самый даровитый и добрый из братьев. Третируемый и дома, и в универе как шут, не способный к усидчивому труду, он не смог удержаться на службе в Питере и Москве, быстро прожил дом, и, уже больным, вынужден был вернуться в Головлево. Мать обрекла его на нищенское существование. Не выдержав отторженности и одиночества, он дал волю давнему пристрастию к вину, впал в запой и умер.

    «После Степана Владимирыча, старшим членом головлёвского семейства была дочь, Анна Владимировна, о которой Арина Петровна тоже не любила говорить. Дело в том, что на Аннушку Арина Петровна имела виды, а Аннушка не только не оправдала ее надежд, но вместо того на весь уезд учинила скандал. Когда дочь вышла из института, Арина Петровна поселила ее в деревне, в чаянье сделать из нее дарового домашнего секретаря и бухгалтера, а вместо того Аннушка, в одну прекрасную ночь, бежала из Головлёва с корнетом Улановым и повенчалась с ним. Года через 2 молодые капитал прожили, и корнет неизвестно куда бежал, оставив Анну Владимировну с двумя дочерьми-близнецами: Аннинькой и Любинькой. Затем и сама Анна Владимировна через 3 месяца скончалась, и Арина Петровна волей-неволей должна была приютить круглых сирот у себя. Что она и исполнила, поместив малюток во флигеле и приставив к ним кривую старуху Палашку».

    Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой-балбесом. Его черты – елейное многословие, лицемерие, таимая до времени алчность. Прототип – старш. брат писателя. Был любимцем матери, сумел добиться, чтобы она лишила Степана наследства, а ему выделила лучшую часть имения – Головлево. Он лишен естественных человеческих чувств, привязанностей и во всем соблюдает лишь формальность. Его речь насыщена приторными и лживыми заверениями в добрых чувствах и намерениях, уменьшительно-ласкательными словечками. Мнимый святоша, т.к. дух и суть христианства ему глубоко чужды. Он безжалостно обирает близких, отказывает в помощи даже собственным детям. При всей беспощадности к герою автор показывает мучительность и трагизм происходящего в его душе «пробуждения одичалой совести», страшного прозрения итогов жизни, осознания полнейшего одиночества. Порфирий впервые чувствует и чужую боль (племянница), и свою вину перед всеми.

    Павел Владимирыч – младший сын. С детства был у матери в «постылых», боялся ее «как огня» даже став офицером. К хоз. деят-ти матери он отнюдь не равнодушен, всегда с увлечением слушает историю ее приобретений. Но сам он, «человек, лишенный поступков», выйдя в отставку, хоз-вом совсем не занимается, целиком погрузившись в фантаст.мечты о своем внезапном обогащении и о посрамлении ненавистного брата Иудушки. Приютив у себя выжитую Иудушкой мать, Павел упорно отвергает ее попытки открыть ему глаза на творившееся в доме воровство и все больше пьет. Не сделав в жизни никому ни добра, ни зла, он был ко всему глубоко равнодушен. Венцом его хозяйствования стало то, что наследником стал именно ненавистный ему брат.


    10. Характер и функция пейзажа в романе С-Щ «Господа Головлевы» (анализ текста).

    Пейзаж имеет психологическую и идейно-композиционную функцию.

    Психологическая. Изображает распад, гниение рода, выражение идеи смерти.

    В «ГГ» изображается дворянская усадьба, не оживлена даже описанием сада. Природа в романе не источает «чудной теплоты». Она либо совершенно лишена жизненной силы, либо предвещает разгневанную стихию, грозное предзнаменование, которое в силу своей нравственной глупости не внемлют Головлевы.

    Первый пейзаж, который нам дается глазами Степана, показывает нам отречение усадьбы от внешнего мира, «трава блестит; воздух напоен запахами ели, грибов и ягод; дорога идет зигзагами по низменности, в которой кишат бесчисленные стада птиц», усадьба противопоставляется представлением Степана усадьбы: «растворяются двери сырого подвала, что, как только он перешагнет за порог этих дверей, так они сейчас захлопнутся», «вид произвел действие медузиной головы. Там чудился ему гроб. Гроб! гроб! гроб!»

    Законом «отчуждения выморочности» пропитан и сам оплот головлевского «гнезда» - барский дом, холодный, непригожий. В нем никогда не слышится смех, не играет молодая жизнь. Помещичье изобилие здесь утрируется, в темных красках, они постоянно едят гнилую пищу прошлых лет, пока не кончатся, запасы этого года не съедают.

    Ни у одного из членов семейства природа не возбуждает чувства радости, душевной ясности. Она всех их давит. Большинство не общается активно с этой природой, а наблюдают из окна. «Трудно сказать, какое впечатление производила на Степана Владимирыча картина трудовой деревенской осени, и даже сознавал ли он в ней страду, продолжающуюся среди месива грязи, под непрерывным ливнем дождя; но достоверно, что серое, вечно слезящееся небо осени давило его. Казалось, что оно висит непосредственно над его головой и грозит утопить его в разверзнувшихся хлябях земли».

    Идейно-композиционная. Пейзаж служит показу гибели и разрушению эксплуататорского класса. Пейзаж выступает там, где необходимо подчеркнуть, усилить характеристику душевного состояния человека (глубже обосновать непосредственно мысли автора). Запах «гнили», разложение, сгущающееся по мере действия «в воздухе» романа, становится предвестником гибели, разрушения. Над благополучным имением «нависает» предчувствие беды.

    В том, что природа отказывается в возможности возрождения к жизни, несомненно, проявляется тенденциозность автора, настойчиво создающего в романе образ безлюбовного вымирающего «дворянского гнезда».

    Герои наблюдают за природой из окна, перед гибелью Иудушка впал в состояние «умственной и нравственной анемии», «не раз останавливался перед окном».

    Лицо, воспринимающее пейзаж.

    Пейзаж, даже если он дается как бы глазами персонажа – взгляд через окно, никогда не вмещается в кругозор героя. За героем всегда стоит автор, чье восприятие природы не только полнее и глубже. Пейзаж, даже если ему придается психологическая функция, становится в романе прежде всего формат выражения авторской позиции. Природа не возбуждает чувства радости, она всех их давит. «Трудно сказать, какое впечатление производила на Степана Владимирыча картина трудовой деревенской осени, и даже сознавал ли он в ней страду, продолжающуюся среди месива грязи, под непрерывным ливнем дождя; но достоверно, что серое, вечно слезящееся небо осени давило его. Казалось, что оно висит непосредственно над его головой и грозит утопить его в разверзнувшихся хлябях земли».

    Составляющие. Все дается в темных красках, запахи гниения, разложения, звуки обычно даются только стук ножа, приготовления пищи. Картина обычно статична, «словно все вымерло».

    Атмосферапредчувствия беды, неизбежность гибели.

    Анализ пейзажа гл. По-родственному, ч.1.

    Пейзаж предвещает очередную смерть – Павла Владимировича. Стоит жаркий июльский полдень. «На дубровинской барской усадьбе словно все вымерло» - автор выражает идею смерти, «нависает» предчувствие беды. Дух стяжательства, предчувствие очередного кровопийства Иудушки стоит вокруг «Даже деревья стоят понурые и неподвижные, точно замученные». В природе преобладает красный цвет – цвет крови, огня: нестерпимый свет, жар так и окачивает сверху горячей волной, земля пылает, золотистая дымка задернула окрестность, все тонет в светящейся мгле. В воздухе стоит запах гниения, разложения: «Всякие запахи, начиная с благоуханий цветущих лип и кончая миазмами скотного двора, густою массой стоят в воздухе». «Ни звука. Только с кухни доносится дробное отбивание поварских ножей, предвещающее неизменную окрошку и битки за обедом» - занятость бытовыми, насущными делами, когда у них человек умирает (как-то так=). Все замерло, картина статичная, «словно все вымерло». Пейзаж играет психологическую и идейно-композиционную функцию. Идейно-композиционная – предвестник очередной смерти. Психологическая – «Старуха барыня и две молодые девушки сидят в столовой и, не притрогиваясь к вязанью, брошенному на столе, словно застыли в ожидании», чувствуют очередное стяжательство, ждут, когда приедет Иудушка.

    В «Г.Г.» заявлена тема о дворянской семье. Тема о дворянской семье восходит к теме родовых гнезд, которая является сквозной. Эта тема начата Пушкиным («Евгений Онегин»), закончена Чеховым («Вишневый сад»). Дворянское гнездо – дедовский дом, наследство, колыбель. Особая духовная культура плюс природа. Ощущение непрочности бытия, неустойчивости в семье. С.-Щ. важно показать, как в этих «тихих» усадьбах, рассеянных по лицу земли русской, крепостное право калечило поколение за поколением. Герой и природа отстранены. Степан Головлев не видит природы, не понимает ее. Единственный пейзаж, где природа дана в истинном облике, это когда Степан возвращается домой, природа прекрасна, полна красок, жизни, но Степан этого не замечает. В других пейзажах природа показана умирающей. Имение Головлево – это мертвая земля. Рядом с усадьбой кладбище и голые поля. Сама барская усадьба сравнивается с головой Медузы Горгоны; подчеркивается мысль смерти. Второй пейзаж Степана Головлева предвещает его смерть. Он смотрит в окно на природу поздней осени. Двойные рамы, через которые он смотрит, подчеркивают его разобщенность с природой. «Вечно слезящееся небо», «хляби земли» - образ всемирного потопа, страшного суда. Природа изображена в двух ликах. В естественном изображении, как некая стихия, которая поворачивается к человеку своим грозным ликом, предостерегая его. У этого пейзажа сюжетообразующая (предваряет смерть Степана Головлева), психологическая (показывает его разобщенность с природой, а отсюда следует, что у него мелкая, гниющая душа), композиционная ( с этого пейзажа и с помощью его вводится мотив умертвий, природа всегда умирающая, дана в черных и серых тонах). Пейзаж в главе «по-родственному» - природа мертвая, выжженная, нестерпимая, обесцвеченная. Природа, у которой практически нет сил.

    Природа все время умирающая, несущая в себе мотив умертвий. Принципы изображения природы, за исключением первого пейзажа, одинаковы. Функции такие же. Пейзажи отражают разлагающееся дворянское гнездо.




    написать администратору сайта