Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Внутренний монолог Раскольникова, как выражение диалогичности сознания героя. Монолог первый (часть 1, глава 1 «На какое дело хочу покуситься…»

  • 13. Идейно-художественная функция снов в «Преступление и наказание» Достоевского.

  • 14. Идейно-композиционная роль образа Настасьи Филипповны в романе «Идиот». Конфликт в душе героини, раздвоенность её сознания.

  • 15. Новаторство Л.Н. Толстого в изображении войны в «Севастопольских рассказах» (анализ одного из рассказов).

  • Решение темы поэта и назначения поэзии в лирике н а. некрасова вчерашний день, поэт и гражданин, элегия (1874). Тема поэта и назначения поэзии. По выбору Программное стихотворениеманифест поэт и гражданин


    Скачать 108.6 Kb.
    НазваниеРешение темы поэта и назначения поэзии в лирике н а. некрасова вчерашний день, поэт и гражданин, элегия (1874). Тема поэта и назначения поэзии. По выбору Программное стихотворениеманифест поэт и гражданин
    Дата23.03.2022
    Размер108.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIRL_praktika_24-48.docx
    ТипРешение
    #412031
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    1   2   3   4   5   6

    11. Приемы сатирического изображения в сказках С.-Щ. Эзоповская манера письма.

    Сказки как художественное целое. Это обусловлено жанровой общностью, единством замысла (изображение жизни русского общества последней трети 19 века, все его социальные анатомии, всех его слоев – дворянство, буржуазии, бюрократии, интеллигенции, тружеников города и деревни), единством авторской позиции (горестный и гневный и голос писателя, который не заглушается эзоповской манерой письма), идейно-тематическим содержанием. Основные темы сказок: 1-сатира на правительственные верхи («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил»), 2- изображение жизни народных масс («Коняга», «Деревенский пожар»), 3-сатира на обывательскую интеллигенцию, ее психологию и поведение («Премудрый пескарь», «Карась-идеалист»), 4- разоблачение собственнической морали эксплуататоров («Пропала совесть»). Эзоповская манера письма. Эзоповская манера С.Щ. выражается в фольклорных и басенных образах. Сатира тяготеет к сказке с ее сравнением и зоуподоблением – именно это отвечало требованиям С.Щ., т.к. с помощью сказки было проще обойти цензуру. С.Щ. ориентируется на фольклорную сказку но не подражает ей, он творит в духе народной сказки. Щедрин называл данный стиль «рабьим» или «эзоповым языком»: «Моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, не столько озабочен предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов доведения его в среду читателей». Приемы изображения сатиры. 1) сказочная фантастика, ее переплетения с социально-бытовыми реалиями ( Например «Как 1 М 2 Г п»: генералы служили в регистратуре, жили в Падьячьей улице, а затем неожиданно оказались на необитаемом острове; «мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»; Например в сказке «Коняга» элемент сказочной фантастики - придание о родстве Коняги и Пустопляса, а бытовая реалия – физический труд Коняги;), 2) гипербола, гротеск (например в сказке «Дикий помещик» гипербола переходит в гротеск: «весь он с головы до ног, оброс волосами, а ногти у него сделались как железные…ходил все больше на четвереньках и даже удивлялся как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый удобный…словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее когтями, и так со всеми внутренностями, даже со шкурой и съест». 3) иносказания (в том числе зоуподобление); (в сказках «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь» воплощаются реальные образы различных социальных слоев современности Салтыкова-Щедрина)

    В этих сказках очень сложная взаимосвязь драматического, даже трагического и комического начал. Резкое противопоставление персонажей в сказках (карась-щука, Коняга-Пустопляс, один мужик-два генерала). Смех С.-Щ. горький и мрачный, и он рассчитывал на такое же чувство в читателе. Сатира дает ясно сознавать тот предмет, против которого она направлена. Его сатира носила в своей сути жизнеутверждающий характер.



    12. Внутренний монолог Раскольникова, как выражение диалогичности сознания героя. Монолог первый (часть 1, глава 1 «На какое дело хочу покуситься…»).

    Сначала мы слышим героя, а потом только видим. В своем монологе он думает о себе, говорит о людях и всем человечестве, т.е. перед нами человек мыслящий. Сознание героя раздвоенное, мы слышим два голоса: голос разума и голос сердца. Идея поселяется в герое, мучительно требует ее исполнения. И голос разума требует совершить «это» («Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...»), а голос сердца сомневается, он пугается («Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно?»). Голос разума давит голос сердца. Голос разума громкий, сильный, уверенный. Голос сердца слабый и сомневающийся. Различия между этими голосами помогает нам понят различная лексика, различная интонация (синтаксис).


    13. Идейно-художественная функция снов в «Преступление и наказание» Достоевского.

    Многие авторы на протяжении всего хода литературы неоднократно обращались к приему сна, чтобы изобразить мечтаемое, желаемое для своего героя, а периодически через его сны, желаемое для себя (сон Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?»). А новаторство Достоевского состоит в том, что он, делая своих героев сновидцами, изображает сферу подсознания. Отсюда можно сделать вывод, что сны несут психологическую функцию.

    Сны Раскольникова. Самый главный и большой сновидческий сюжет образуют сны Раскольникова. Это еще один уровень повествования, который углубляет смысл внешнего. Сны, как иллюстрация процесса опустошения души Раскольникова. Общий мотив – насилие, убийство. Сон о кляче (часть 1,глава 5) Этот сон становится аргументом против задуманного им преступления (связь со стихотворением Некрасова из цикла «О погоде»). В образе клячи сосредоточены судьбы всех измученных людей. Во сне доминирует красный цвет, создавая ощущение несправедливости, негативную окраску. Этот сон Раскольникова – его трансформированная совесть. Также сон можно разделить на 2 чести: воспоминания и действия. Сны поле преступления объединены сквозными образами, лестницы и толпы. Второй сон об убиении квартирной хозяйки (часть 2, глава 2). Этот сон характеризует максимальная приближенность к реальной действительности. После этого сна он понимает, что он совершил. Этот сон – выражение кризиса самоощущения Раскольникова, подвергается сомнению его необычность. Сон о повторном убийстве (часть 3, глава 6). Этот сон завершение процесса самоанализа. В этом сне очень важны образы лестницы и порога. Когда Раскольников поднимается в квартиру, то каждый пролет дается ему с трудом, а на пороге он из преступника превращается в жертву. Этот сон завершает серию снов, в которых отразилась трагедия души героя. В этих снах отражена страшная правда для Раскольникова – его мечта, его идея оказывается лживой и неправедной – это самое страшное наказание. Особняком стоит последний сон Раскольникова о моровой язве (эпилог). Скорее всего, этот сон несет функцию выражения авторской позиции его назидания т.к. он вынесен за рамки романа, и дан в рассказе самого Раскольникова, в этом сне нет цветов. Раскольников в этом сне видит, как его идеями заразились другие и к какой трагедии это привело. Важность сна в том, что Достоевский верит в духовное возрождение Раскольникова (сон предшествует моральному перерождению героя).

    Сны Свидригайлова. Приведения и сны, которые видит С. Это и есть трансформированная совесть, заставляющая его страдать. С. видит 3 сна, которые Достоевский изображает как серию снов (сон во сне). Они объединены мотивом смерти. Первое сновидение (о мыши). Цепь животных образов, символизирующих смерть. Сон, в котором находится С. – туннель, сужающийся с каждым видением все больше и больше. (В снах Свидригайлова мотив непогоды. В какой то момент он просыпается от испуга, открывает окно и на него из окна сырость и холод, а в романе действие происходит летом, в самое пекло т.е. это обледенела душа С.) Второе сновидение (рядом с гробом девочки). Появляется мотив обиженного ребенка. Это тест на человечность, который проходят все герои Достоевского, но не все выдерживают. Также в этот сон входят цвет, запах и воздух (мотив воздуха многозначен в романе, это и стихия и характеристика героя, каждый понимает, что такое воздух по своему; вода у Достоевского – символ возрождения, а у С. – символ смерти). Последний сон – сон метаморфоза. Этот сон начинается с сужения пространства, С. сам становится жертвой в этом сне. Кульминационный сон о девочке - «камелии», Т.к. обнаруживается духовный потенциал героя. Обнаружив лукавость девочки, он замахивается на нее с криком «У, проклятая!» и в этом вскрике проглядывается духовный потенциал к возрождению С. Но эта искра не реализуется. Сны С. результат того «духовного нигилизма», который владеет его разумом. Отсутствие внутренних ресурсов и невозможность возрождения к новой жизни, обнажает глубину падения человека. Несомненно, эти сны несут психологическую функцию, а также сюжетопредворяющую т.к. эти сны объясняют нам и подготавливают к убийству С. У С. и у Р. Сны преступника, которых мучает совесть. Общий момент – смех старухи, смех девочки. Но у Р. Борьба, а у С. падение.

    Роман-утопия с т.з. Ермоленко главным явл не утопия, а соц аспект изображения, т.е мы г-рим об элементах утопии. все вним пи сосредотачивается на изобр соц борьбы кт разворачивается в смурине. кулаки довели кряжева до тюрьми. беднота побоялась заступиться за княжева Засодимск с сочувствием относ к идеям народничества. финал романа рисует п/д нами кратину крушения нар героя. конфликт ром соц. сталкиваются изначально непримернимые соц слои. Соц. контрасты 1) 2 части деревни разделены рекой. 2) в системе образов (брат Кряжева) сходство м\у братьями нихуя. принципы контрастности кт прослеживаются на разных уровнях произведения. Психологическй аспект почти сходит на 0. главный - соц план в завершающей печальной фразе появляется мотив дороги "побрел тяжело, опираясь на посох". после интервала - др фраза "Кряжев пошел в город" (его видели в городе на базаре. Народ не готов к переменам, значит герой пошел в город пропогандировать идеи народничесва. Печальный мотив дорогисменяется оптимист-й нотой в финале ром. "Куда он пропал оттуда...сказать не могу" (не птмч не знаю, а птмч тайна) Образ автора отсутствует, но его присутствие в тексте все время чувствуется. 2 скорбные "Эх" переплетаются одно авторское - др героя. свидетельствует о схожей поз гер и @ пис пытается установить диалог с чит, заразить чит еще мыслить, чувствовать, переживать.



    14. Идейно-композиционная роль образа Настасьи Филипповны в романе «Идиот». Конфликт в душе героини, раздвоенность её сознания.

    Настасья Филипповна — одна из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В ее образе переплетаются две линии, из которых одна сводится к формуле «гордая красавица», а другая — к формуле «оскорбленное сердце». В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тонкого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей. Переехав в Петербург, робкая и задумчивая девочка превращается в ослепительную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо», одержимое гордостью, мстительностью и презрительной ненавистью к своему «благодетелю».

    Настасья Филипповна – это образ гордой, благородной, страдающей женщины, жертвы лицемерия и бесчеловечности окружающего мира. Она обладает замечательной красотой, физической и духовной: «с такой красотой можно мир перевернуть». И, вместе с тем, она глубоко несчастна, её женская честь поругана, она оскорблена морально развращённым и циничным обществом.

    Её красота становится предметом гнусного торга. С самого детства Настасья Филипповна является жертвой развращенного эгоиста, богатого барина Тоцкого, воспитавшего для себя из маленькой девочки, поразившей его своей красотой, любовницу.

    Так перед читателями возникает образ гордой и своенравной девушки, которая все, что ни делает, делает лишь «со злости». «Вы горды, Настасья Филипповна», — говорит князь Мышкин, — «но, может быть, вы уже до того несчастны, что и действительно виновною себя считаете... Я давеча ваш портрет увидал и точно знакомое лицо узнал».

    Настасья Филипповна бросает вызов буржуазно-дворянскому обществу, ничтожеству и пошлости его интересов, лицемерию и ханжеству его представителей, которые втихомолку грешат против ими же защищаемой «морали». Трагизм положения героини усугубляется тем, что она презирает и ненавидит всех этих карьеристов, циничных дельцов, которые гоняются за наслаждениями и видят в женщине лишь предмет своих неизменных вожделений. И, в то же время, Настасья Филипповна не находит выхода – она вынуждена жить по законам общества, её воспитавшего. Поэтому она мечется, мучительно переживает своё падение, переходит от презрения и ненависти к отчаянию.

    В образе Настасьи Филипповны Достоевский выразил свою излюбленную идею об искажении и поругании в обществе красоты, женского достоинства, человеческой личности, враждебности этого общества всему прекрасному и благородному.

    Очень важна роль взаимоотношений Настасьи Филипповны и князя Мышкина. Отношения их необычайно сложны и противоречивы. Они любят друг друга и, в то же время, мучают себя, приносят своё чувство в жертву кажущегося благополучия другого. Во всем облике Мышкина, при всей его внутренней мягкости и моральной чистоте, сохраняется нечто житийное, «не от мира сего». Именно в этом и заключается роль образа Настасьи Филипповны - показать несостоятельность позиции князя Мышкина. Именно поэтому он никого не спасёт и заканчивает возвратом в будущее.

    Да и мог ли он спасти Настасью Филипповну? Своей нравственной чистотой он лишь оттянет безнравственность поведения девушки и наоборот. Образец Настасьи Филипповны необходим в произведении для того, чтобы выявить «слабые стороны» князя Мышкина.

    Судьба Настасьи Филипповны чрезвычайно трагична. Она «осквернена», унижена, возбуждает у большинства окружающих нечистые и злые чувства: тщеславие у Гани, сладострастие у Топкого и Епанчина, чувственную страсть у Рогожина. Любовь князя не спасает, а только губит ее. Полюбив его, Настасья Филипповна казнит себя, «уличную», и сознательно идет на смерть. Мышкин знает, что она гибнет из-за . него, но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но любит другую — Аглаю.

    Всю свою жизнь эта «необыкновенной красоты женщина» была несчастна и одинока, с малых лет она знала, что такое страдание, горечь и боль. Так, вроде бы и не желая того, окружавшее ее общество загубило на этой земле одну из «гордых красавиц» с «оскорбленным сердцем».

    Она сознательно избирает смерть, осознав, что Мышкин любит не ее, а Аглаю. Ее же, отверженную, он жалеет.

    Эта красивая женщина так и не узнала ничего, кроме горечи и боли. Более всего в ее смерти виновно общество, которое в лицемерии своем отвергло ее. Для нее самая важная ценность – это свобода. Таким образом, Настасья все время находится в порочном кругу противоположности между собственным намерением и поведением.


    15. Новаторство Л.Н. Толстого в изображении войны в «Севастопольских рассказах» (анализ одного из рассказов).

    Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?» Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь.

    Основная тема "Севастопольских рассказов" - тема испытания духовной и нравственной силы нации.

    Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска и населения. Н. Толстой начал писать свой первый рассказ о героической обороне города, «Севастополь в декабре месяце», за ним последовали два других: «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года». В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами... а в настоящем ее выражении— в крови, в страдании, в смерти...». Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. В декабре месяце(1854 года) .Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом и под Евпаторией. Но если могла несколько поотдохнуть и поправиться полевая русская армия, стоявшая в окрестностях Севастополя, то город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово «покой». Солдаты и матросы трудились под снегом и проливным дождем, полуголодные, истерзанные. Толстой рассказывает о матросе с оторванной ногой, которого несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп нашей батареи. «Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два еще нас хватит! » Такие ответы давали солдаты и матросы, и никто из них при этом даже не подозревал, каким надо быть мужественным, презирающим смерть человеком, чтобы так просто, спокойно, деловито говорить о своей собственной завтрашней или послезавтрашней неизбежной гибели! Безропотно переносили страшные увечья и смерть женщины, эти достойные своих мужей подруги. В очерке описаны эпизоды героической обороны Севастополя от англо-французских войск в 1854. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя и много дней и ночей провел в самом опасном месте — на четвертом бастионе, который нещадно обстреливала вражеская артиллерия. Севастопольские рассказы Толстого — это не панорамное описание всей многомесячной гигантской битвы за город, а зарисовки нескольких дней из жизни его защитников. Именно в деталях: в изображении будней солдат, матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан — Толстой ищет подлинную правду войны. Ключевой мотив севастопольских рассказов — противоестественность и безумие войны. В очерке Севастополь в декабре Толстой описывает не впечатляющую правильность боя, а страшные сцены страданий раненых в госпитале. Он использует прием контраста, резко сталкивая мир живых и прекрасную природу с миром мертвых — жертв войны. Например, рассказывает о ребенке, собирающем полевые цветы между разлагающимися трупами и трогающем ногой вытянутую руку безголового мертвеца.

    Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя. Новаторство Л. Толстого в изображении войны, реализм, художественные достоинства «Севастопольских рассказов» снискали высокую оценку современников. Рассказы Толстого, полны патриотичёского пафоса и, несмотря ни на что, великого призыва к миру, отрицания войны как убийства.

    2) "Севастополь в декабре месяце":

    а) война и ее античеловеческая природа; виновники войны - большие и маленькие наполеоны, которым чужды человеческие интересы;

    б) война противна человеческой природе, но и здесь люди не столько страдальцы, сколько герои, обладающие чувством собственного достоинства, мужества (изображение бастиона, где человек каждую минуту сталкивается со смертью, и тут же черноморские моряки спокойно "переобуваются, едят, курят трубки, живут…");

    в) по мнению писателя, у людей нет каких бы то ни было оснований для войны: они созданы одной природой, принадлежат к одному миру, составляют единую семью; не случайно в конце рассказа дан пейзаж, подчеркивающий античеловеческий характер войны: "Уже вечереет. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. По воде разносятся звуки какого-то старинного вальса, который играет полковая музыка на бульваре, и звуки выстрелов с бастионов, которые странно вторят им".


    написать администратору сайта