Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Синтез комедийного и лирико-драматического начала в образах героев Чехова «Вишневый сад».

  • 23. Новаторский характер диалога в драматургии Чехова.

  • Решение темы поэта и назначения поэзии в лирике н а. некрасова вчерашний день, поэт и гражданин, элегия (1874). Тема поэта и назначения поэзии. По выбору Программное стихотворениеманифест поэт и гражданин


    Скачать 108.6 Kb.
    НазваниеРешение темы поэта и назначения поэзии в лирике н а. некрасова вчерашний день, поэт и гражданин, элегия (1874). Тема поэта и назначения поэзии. По выбору Программное стихотворениеманифест поэт и гражданин
    Дата23.03.2022
    Размер108.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIRL_praktika_24-48.docx
    ТипРешение
    #412031
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    22. Характер и роль ремарок Чехова. (вишневый сад)

    Ремарка-это форма непосредственного авторского высказывания, в драматургическом тексте, не рифмованного, и не ритмизованного, графически и стилистически опред от речи персонажей и представляющих собой систему описаний пространственно-временного и предметного плана пьесы, совокупности харак-к героя, его реакций и поведения в ситуации межличностных отношений.

    Обстановочная («избыточная», «описательная»):

    -ремарка, открывающая 2 действие пьесы («Поле…далеко на горизонте») – ее отличие – ремарка Чехова страдает избыточностью, становится повествовательной, приближается к прозе, так как рассчитана на читателя;

    ремарки 1 («Комната…»), 3 («Гостиная…»), 4 («Декорация первого акта») действий.

    Функции:

    -расширяют сценическое пространство,

    -создают определенное настроение, общую эмоциональную атмосферу, в которую «погружены» действующие лица

    Ремарка-пауза

    Ремарок-пауз в пьесе примерно 40-50

    Функции:

    -воссоздают ощущение движения времени, ритма драматургического действия (замедленный характер действия)

    -показывают раздробленность

    -передают внутреннее состояния героев – каждый думает о своем, о чем-то бытийном и вечном

    -передают характер отношений между героями

    Звуковая (символическая) ремарка («звук лопнувшей струны, замирающий и печальный» - 2 действие, финал 4 действия) – выражение идеи распавшейся связи времен, когда «все враздробь»

    Ремарки-жеста – выдают настроение героя, его состояние, нередко корректирующие психологические ремарки и не всегда адекватно обозначающие настроение персонажей. Например, реакция Раневской (после «сильного волнения», вызванного возвращением в родной дом, «целования шкафика») на сообщение о смерти няни (садится и пьет кофе); или «возбужденно» произносимая Гаевым клятва «Честью моей, чем хочешь клянусь, имение не будет продано!», сопровождающаяся ремаркой «кладет в рот леденец» (1 действие).

    С помощью ремарок Чехов передает смысловые оттенки диалогов действующих лиц, даже если ремарка содержит всего лишь одно слово: пауза. Действительно, беседы в пьесе ведутся неоживленные, часто прерываемые паузами. Эти паузы придают разговорам действующих лиц Вишневого сада какую-то хаотичность, бессвязность, словно герой не всегда знает, что он скажет в следующую минуту….. учитесь читать между строк - говорит нам гений Чехова . (В этом новизна драмматического искусства АП. Чехова. в то время ). Такие разговоры показывают своеобразие отношений между героями пьесы, вообще своеобразие чеховских образов. В своих рассказах Чехов приходит к герою и к читателю на помощь: он „вспоминает, размышляет вместе с ними и за них, он сочетает свой „жанр со своим „пейзажем в одно целое; они, эти персонажи его, здесь не что иное, как символы, как элементы одного поэтического образа.

    Исследователь Кузнецов выделяет след типы ремарок: указание на интонацию персонажа(строго,очень серьезно,равнодушно и т.д.) Обобщенное обозначение психических состояний героя (почти сквозь слезы, обидясь и т.д.). Указание адресата реплики (Лопахин обращается к Варе). У Чехова гл акцент переносится на жест, чеховский жест самостоятельный, он существует рядом с репликой, постоянно выходит за ее приделы, при чем жест не имеет цели. Фун-я ремарки жеста: наряду с репликой они создают в драме возможность двупланного изображения персонажа..Как бы случайная деталь, провоцирует случайную реплику и передает атмосферу дешевного состояния персонажа. Символич ремарка: участв в организации символического мотива пьесы, поэтому смысл и назначение их раскрывается в сфере идей (знаменитый звук лопнувшей струны, ремарка-символ, смысл соотнесен с финалом пьесы «Вишневый сад», где ремарка дословно повторяется, знаменует конец целого этапа и конец рус истории).в целом р. выражает непосредственную авт. позицию и играет самост. сюжетообраз. роль. Глухой стук топора, означающий гибель вишневого сада, звучит как похоронный звон колокола... Гибель сада. Гибель человека. Так проясняется мысль Чехова об ответственности людей за все, что совершается на земле - и за судьбу прекрасного сада, и за судьбу каждого человека. С помощью ремарок мы увидели перемены в чувствах героях, их настроения.

    Мейерхольд сравнивает пьесу с симфонией. много звуков (скрип сапог-Епиходов, плач Раневской..смех Дуняши,
    24. Синтез комедийного и лирико-драматического начала в образах героев Чехова «Вишневый сад».

    Характеристика Лопахина, комедийное и лирико-драматическое начало в его образе.

    Лирико-драматическое. С него начинается действие, ему и бы и жить в этом доме, гулять по этому саду. Очень сильна в пьесе лирическая нота – рассуждения Лопахина о великанах: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...» Ему принадлежат самые проникновенные слова о вишневом саде. Лопахин с нежностью относится к Раневской, он готов вопреки своим интересам помочь ей. В последних сценах Лопахин не выглядит победителем, что подтверждают его слова о «нескладной, несчастливой жизни», в которой он и ему подобные будут главной силой. Ясно, что он не злодей, хотя и делец, мещанская проза жизни идут в его лице на смену отжившему дворянству.

    Комедийное. Иронически описывает Чехов Лопахина, выставляя его выскочкой, желающего сохранить доброту и вежливость по отношению к барыне, которую он обобрал.

    Действующие лица по-разному воспринимают Лопахина. Их отзывы о нем очень противоречивы: для Раневской он «хороший, интересный человек», для Гаева- «хам», «кулак», для Симеонова-Пищика - «громаднейшего ума человек». Шутливую характеристику дает Лопахину Петя Трофимов: «Я, Ермолай Алексеевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Расставаясь с Лопахиным, он говорит уже серьезно: «…Как-никак все-таки я тебя люблю. У тебя нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, неясная душа…» Противоречие, заложенное в этих высказываниях Пети Трофимова, отражает позицию автора. Лопахин нарочно приехал, чтобы встретить Раневскую - и «вдруг проспал», хотел помочь ей - и сам купил имение.

    Чехов, как художник-реалист, стремился подчеркнуть противоречия между добрыми качествами человеческой натуры «новых хозяев» и бесчеловечностью, порожденной их жаждой наживы и приобретательства. Лопахин, как и каждый герой «Вишневого сада», поглощен «своей правдой», погружен в свои переживания, многого не замечает, не чувствует в окружающих и в то же время остро ощущает несовершенство жизни: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Причины этой «нескладной, несчастливой» жизни Лопахин видит в несовершенстве человека, в бессмысленности его существования: «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…», «…А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Для него Любовь Андреевна «все такая же великолепная» женщина с «удивительными», «трогательными глазами». Он признается, что любит ее, «как родную… больше, чем родную», искренне хочет помочь ей и находит, на его взгляд, самый выгодный проект «спасения».
    Хар-ка героя Лопахина, комедийное и лирико-драматическое начало в его образе. Лопахин гл герой пьесы. С него начинается действие, ему и бы и жить в этом доме, гулять по этому саду. Очень сильна в пьесе лирическая нота, рассуждениях Лопахина о великанах: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...» Ему принадлежат самые проникновенные слова о вишневом саде. Лопахин с нежностью относится к Раневской, он готов вопреки своим интересам помочь ей. В последних сценах Лопахин не выглядит победителем, что подтверждают его слова о «нескладной, несчастливой жизни», в которой он и ему подобные будут главной силой. Ясно, что он не злодей, хотя и делец, мещанская проза жизни идут в его лице на смену отжившему дворянству. Иронически описывает Чехов Лопахина, выставляя его выскочкой, желающего сохр доброту и вежливость по отношению к барыне, которую он обобрал. Действующие лица по-разному воспринимают Лопахина. Их отзывы о нем очень противоречивы: для Раневской он «хороший, интересный человек», для Гаева- «хам», «кулак», для Симеонова-Пищика - «громаднейшего ума человек». Шутливую характеристику дает Лопахину Петя Трофимов: «Я, Ермолай Алексеевич, так понимаю: вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как всмысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Расставаясь с Лопахиным, он говорит уже серьезно: «…Как-никак все-такия тебя люблю. У тебя нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, неясная душа…» Противоречие, заложенное в этих высказываниях Пети Трофимова, отражает позицию автора. Лопахин нарочно приехал, чтобы встретить Раневскую - и «вдруг проспал», хотел помочь ей - и сам купил имение. Чехов, как . художник-реалист, стремился подчеркнуть противоречия между добрыми качествами человеческой натуры «новых хозяев» и бесчеловечностью, порожденной их жаждой наживы и приобретательства. Лопахин, как и каждый герой «Вишневого сада», поглощен «своей правдой», погружен в свои переживания, многого не замечает, не чувствует в окружающих и в то же время остро ощущает несовершенство жизни: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Причины этой «нескладной, несчастливой» жизни Лопахин видит в несовершенстве человека, в бессмысленности его существования: «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей…», «…А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Для него Любовь Андреевна «все такая же великолепная» женщина с «удивительными» , «трогательными глазами». Он признается, что любит ее, «как родную… больше, чем родную», искренне хочет помочь ей и находит, на его взгляд, самый выгодный проект «спасения».


    23. Новаторский характер диалога в драматургии Чехова.

    В драме же каждая фраза лишена окончательности – это обращение, рассчитанное на отклик. Так или иначе, это словесное взаимодействие персонажей, вовлеченных в общее действие. 
    Чехов отказывается от такого разговора героев, в котором ощущается их тесный и непосредственный контакт. Диалог его персонажей часто строится как вопросы и неответы, признания без отклика. Суть чеховского диалога прежде всего не в том, что говорят герои, а в том, как на их слова отвечают. Иными словами, все существо тут – в «несоответствии ответов». 
    Правда, в отдельных бурных сценах – например, ссора и примирение Аркадиной и сына в третьем действии «Чайки» или ее эпизод с Тригориным, который признается, что увлечен Ниной, - диалог динамизируется, за репликой следует прямой ответ. Это действительно диалог – разговор, спор, словесный поединок двух героев. 
    Диалог вступает не как слитный словесный массив, не как одна обсуждаемая тема, не как спор героев об одном и том же. Скорее, это разговор персонажа с самим собой. Возникают ряды параллельных «самовысказываний». Герои исповедуются, признаются, но их слова как будто повисают в воздухе. 
    Однако вся приведенная беседа героев «Чайки», такая пестрая, мозаичная, столь не похожая на «собеседование», идет на фоне меланхолического вальса; за сценой играет Треплев. 
    Разбирая разговор чеховских героев, надо, очевидно, слышать не только перебивающие друг друга возгласы, но и музыку «за» словами. 
    После того как Шамраев вдруг, ни с того ни с сего рассказал о синодальном певчем, наступает пауза и Дорн говорит: «Тихий ангел пролетел». 
    В этих словах хорошо уловлена и «обособленность» чеховских персонажей и в то же время их неполная разделенность. Чехов видоизменил смысл таких понятий, как «действующие лица», «события». Вместе с тем новым содержанием наполнилось у него «общение» героев. Оно парадоксально соединилось с разобщенностью. Между двумя этими полюсами и развивается диалог. Особая напряженность разговора чеховских героев вызывается тем, что он не прямо выражается словами, даже идет порой как будто мимо слов. Общение идет на разных уровнях: за словесной разомкнутостью героев – более глубинный мир, где слышны тихие сигналы – полуслов, интонаций, взглядов, облика, походки, поведения. Все время возникает некий «угол» наклона слова к действительному смыслу. 
    И здесь Чехов находил сцены, где рядом с обменом словами идет более важный диалог – улыбок, жестов, выражений лица. В сцене объяснения в любви Кити и Левина герои чертят мелком не слова, а только начальные буквы – и понимают друг друга. Может показаться неожиданным, но объяснение Маши и Вершинина в «Трех сестрах», полусловесное признание героев – «Трам-там-там», И чеховский подтекст, несовпадение прямого смысла слов с эмоционально-психологическим состоянием героев – и это вырастало на почве толстовского творчества, дававшего богатейший материал непрямого раскрытия внутреннего мира действующих лиц. 
    Люди разделены, но это не означает их безнадежной несоединимости – вот мысль, вырастающая из пьес Чехова. Люди разделены невидимыми стенами, но они пытаются достучаться друг до друга, и порою это им удается. 
    Третье действие «Трех сестер». Все взволнованы пожаром, выбиты из колеи. И диалог становится другим. Начинается ряд откровенных признаний и объяснений. Ольга говорит Наташе о ее грубости к няне. Пьяный Чебутыкин плачет, вспоминает женщину, которую он лечил и которая умерла. Объясняются друг с другом Маша и Вершинин на своем, только им понятном языке («Трам-там-там…»). Тузенбах признается Ирине, что мечтает отдать за нее жизнь. Ирина, словно распахивает душу перед сестрами, в отчаянии восклицает: «Никогда мы не уедем в Москву…» Маша кается перед сестрами – она любит Вершинина: «Это моя тайна, но вы все должны знать… Не могу молчать…» И, наконец, Андрей, как мы помним, пытаясь защитить Наташу от упреков и обвинений, вдруг плачет: «Милые мои сестры, дорогие сестры, не верьте мне, не верьте…»
    Нельзя говорить о взаимопонимании чеховских героев как о правиле, не знающем исключений. 
    Конечно, «не могу молчать» Маши – случай особый. Но и там, где герои молчат о том, что тревожит и волнует душу, не выдают своих тайн, говорят нарочито «не то», не прекращается их скрытый разговор, тайны диалога. Перекличка человеческих голосов выступает не как реальная данность, но ничто подспудно ощущаемое, еще не наступившее, «чаемое» тихо и напряженно. 
    Так, изучая строй чеховских пьес, погружаясь в их атмосферу, мы начинаем чувствовать дух времен 90-х – начала 900-х годов, эпохи больших ожиданий. 


    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта