Главная страница

Культура Казахстана. Семинар культурология. Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Процесс национальнокультурного возрождения означает смену культурной парадигмы


Скачать 18.33 Kb.
НазваниеСовременный Казахстан переживает период национального возрождения. Процесс национальнокультурного возрождения означает смену культурной парадигмы
АнкорКультура Казахстана
Дата11.12.2021
Размер18.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар культурология.docx
ТипДокументы
#300194

Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Процесс национально-культурного возрождения означает смену культурной парадигмы. Пересмотр прежних концепций, возвращение забытых или запрещенных имен - характерные черты культурной жизни современного Казахстана. За десятилетие независимости было по существу положено начало созданию новой казахской истории.

Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.

Юрта

Казахская юрта – дом кочевника. Это переносной дом, который легко и быстро можно собрать, а потом так же разобрать и погрузить его части на лошадей и верблюдов, отправляясь на новые пастбища. Для казахов юрта является символом уюта, связи с землей и вселенной, напоминанием о кочевом прошлом. Она состоит из трех элементов, соединявшихся вместе: решеток (кереге), образующих стены юрты; купола из жердей (юк), крыши юрты; и вершины (шанырак), служащего потолочным окном. Кстати, шанырак изображен на национальном гербе Казахстана.

Конные Игры

Умение держаться в седле – неотъемлемая часть жизни кочевника. Поэтому в Казахстане издавна были популярны различные конные игры, где всадники могли показать свое мастерство и похвастаться своим резвым скакуном. Самая популярная игра - «Кокпар», которая в других центральноазиатских странах так же популярна и известна под названиями кок-бору (кырг.), купкари (узб.), бузкаши (тадж.). Есть командный вид этой игры – «Улак». В основе этой игры лежит борьба за тушу барана, которую надо на скаку поднять с земли и дотащить до определенного места, не отдав соперникам. Другой популярной игрой является «Аламан байге» - скачки на большие дистанции – 10, 20, 50 и даже 100 километров. По правилам здесь можно использовать только местные породы лошадей. А также есть игра «Кыз куу», в которой парню надо догнать и поцеловать девушку.

Одежда

Культура Казахстана не будет полной без упоминания казахской национальной одежды. Сегодня в Казахстане редко можно увидеть людей в традиционной казахской одежде, разве что в отдаленных районах, или на праздниках. Но в прошлом, представители всех сословий носили примерно одинаковую одежду, отличавшуюся лишь качеством отделки и наличием различных украшений. Казахский мужской костюм состоит из шапана (халат с поясом) и головного убора, которым может быть тюбетейка, колпак или меховая шапка (всё зависит от погоды и обстоятельств). Женский костюм состоит из платьев и свадебного головного убора «саукеле», на смену которому, после рождения ребенка, приходит «кимешек» - белая шаль, повязанная на голове особым образом.

Музыка

Музыкальная культура Казахстана большую часть истории была основана на фольклоре и не имела нотной записи. Музыка передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение, и довольно часто было место импровизации. В XV-XVIII веках произошло формирование казахского музыкального жанра – кюй. Музыкант исполнял эпическое произведение на домбре (казахский щипковый музыкальный инструмент) и пел истории из эпосов, легенд и сказок. Самым известным исполнителем кюя был Даулетгерей (XIX век). В начале XX века происходит формирование и развитие академической классической музыки, которая использует знания русской и европейской музыкальных школ, вплетая в произведения традиционно казахские мотивы.

Литература

Казахи – большие поклонники словесного искусства. Казахская литература и поэзия насчитывают тысячи лет – на протяжении веков пересказывались различные легенды и сказания, но самыми известными были эпосы «Коркыт-ата» и «Огузнаме». Поэты Средневековья в Казахстане обычно рассказывали свои произведения под аккомпанемент домбры или кобыза (щипковые музыкальные инструменты), и устраивали соревнования в чтениях «айтыз», что напоминает современные рэп-баттлы. Письменная литература Казахстана сформировалась только в XIX веке, и среди писателей того времени особо выделяется Абай Кунанбаев, именем которого сегодня в Казахстане и других странах названы поселения, улицы, театры, школы и университеты.

Ремесла

Кочевой образ жизни, ставший основой казахской культуры, наложил свой отпечаток на народные ремесла Казахстана. Странствуя с места на место, люди создавали всё необходимое для долгого пребывания в пути. Поэтому среди ремесел Казахстана в первую очередь выделяются те виды, которые помогали выжить в дороге и создать уют – обработка дерева, создание экипировки для езды на лошадях и войлока для обивки юрт. В суровом климате степи, где летом очень жарко, а зимой из-за ветров невыносимо холодно, казахи развили ремесла по пошиву теплых шуб и шапок из кожи, меха и шерсти животных. Также, широко были распространены кузнечное и ювелирное мастерство.

В XXI веке культура Казахстана удачно вливается в мировое сообщество, и при этом бережно сохраняются народные традиции и обычаи. Из поколения в поколение по-прежнему передаются знания и философия жизни предков, когда-то покоривших необъятные казахские степи. Познакомиться с культурой Казахстана можно в многочисленных музеях страны, на фестивалях и праздниках.

ТРАДИЦИИ

Традиции – это отражение сущности нации, показатель того, чем она живет, о чем думает, во что верит. Казахские устои также не являются исключением из этого определения. Они веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии. Но сам факт того, что сегодня казахский народ помнит и чтит пусть не все, но все же большинство своих традиционных обрядов, является несомненным плюсом и для дальнейшего развития нации. Независимо от того, что люди имеют сейчас, то, что было завещано им предками, безусловно, стоит особого внимания и подробного изучения. Ведь не с пустого же места появились всевозможные верования, обряды и обычаи. С традициями народ передает из поколения в поколение свои знания и наблюдения, а молодежь, черпая эти наблюдения, делает свои выводы и, естественно, начинает относиться к миру уже не как новорожденный птенец, а как бывалый орел, многое повидавший и многое испытавший на своем жизненном пути.

Свадебная традиция. Свадьба у казахов, пожалуй, один из самых интересных, насыщенных событиями, красочных и самых важных обрядов в жизни. Большое значение казахи уделяют факторам, препятствующим появлению кровно-родственных браков. В связи с этим, согласно казахской традиции, не могут вступать в брак представители одного и того же рода, состоящие в родстве менее, чем в седьмом колене, либо проживающие на территориях, разделенных менее, чем семью реками. Причем, даже при выполнении этих условий, на брак требуется специальное разрешение главы рода и аксакалов. Кроме традиционных песен, свадебный обряд, как и любой праздник у казахов, сопровождается традиционными скачками и соревнованиями в верховой езде во всевозможных видах, неизменным состязанием акынов и пиршеством. Этим свадебная церемония заканчивается, и молодая супружеская пара выделяется в отдельную ячейку рода, ведущую либо самостоятельное хозяйство, либо на паях с родителями мужа (в редких случаях – жены). Интересным фактом является то, что в казахской общине жена – это всегда часть имущества мужа. Особенно это заметно, когда муж по несчастливой случайности умирает. В этом случае его жена переходит по праву наследования в собственность к его брату, и только при отказе последнего вдова имеет право выбрать себе нового супруга из числа представителей данного рода, либо, при отсутствии такового, получить право на свободное перемещение. Незамужние дети после смерти отца остаются с матерью.

Основной традицией казахов, со временем трансформировавшейся в особенность национального характера, является гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон, озвученный еще в глубокой древности. Он гласит – встречай гостя как посланника Бога.

Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли.

Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа. Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при общении со взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми.

Однако выше перечисленные национальные особенности, базисом для возникновения которых послужили обобщенные нормы и принципы общественных отношений (традиции), к счастью, присущи не только представителям казахского народа.


написать администратору сайта