Взгляды социалистов-утопистов. ДТЗ ИЭУ. Цель работы изучить историческое значение учений социалистовутопистов
Скачать 24.8 Kb.
|
Введение Актуальность: В любой эпохе, в любое время (в том числе и до нашей эры) существовали люди, выдающиеся отдельные личности, которые стремились улучшить жизнь всего человечества, поэтому они изучали жизнь людей и сферы их деятельности, а также возможности улучшения общества, классового строя. Они пытались изменить сформировавшийся общественный строй, так как критиковали его за несовершенство. В основе их идей лежал гуманизм, то есть они заботились о людях каждого класса, их благополучии, из-за чего учения всех экономистов играют важную роль в развитии экономической науки. Касаемо социалистов-утопистов, их принципами было создание общества, где люди будут равны, появится коллективная собственность. Из наиболее выдающихся социалистов-утопистов можно выделить Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, которые сформировали принципы, актуальные и в наше время, в своих учениях. Они внесли большой вклад в развитие социально-экономического строя общества, появились первые законодательные акты, ограничивающие развитие экономического либерализма в развитых странах, что предотвратило хаос и анархию общественного развития. Учения социалистов-утопистов актуальны и в наше время, ведь неравенство людей существует и сейчас. Более того, социалисты-утописты выдвинули свои идеи, касаемо возможного будущего экономического строя, а часть из них, действительно, наблюдается в нынешнем обществе (право людей не только на труд, но и на образование; полное равенство людей несмотря на принадлежность к полу и так далее). Этот факт подчеркивает важность изучения концепций социалистов-утопистов и их значение. Цель работы – изучить историческое значение учений социалистов-утопистов. Задачи: Изучить взгляды выдающихся социалистов-утопистов (Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна); Проанализировать принципы концепции социалистов-утопистов; Изучить вклад социалистов-утопистов в развитие экономической науки; Проанализировать источники литературы по данной теме. Появление утопического социализма В развитии экономической теории начали происходить различные глобальные преобразования из-за активного внедрения автоматизированного, механического производства в Европе в XVI веке. Начинался процесс капитализации благодаря эпохе великих географических открытий. Именно в этот промежуток времени возникает социально-утопическая мысль. Одним из основателей утопического социализма является Томас Мор, который занимал высокое положение в обществе благодаря своему происхождению. Однако даже такое положение не позволило мыслителю не обратить внимания на бедное положение низших слоев общества. В XVI веке он опубликовал одно из своих первых сочинений "Утопия", которое и положило начало развитию утопических взглядов. В этом сочинении мыслитель раскритиковал сложившиеся основы капитализма в Европе, в том числе в Англии, а также социальное расслоение общества. Главной причиной нищеты низших слоев общества он считал существование частной собственности, из-за чего и критиковал её возникновение. Хотя Томас Мор и являлся противником капитализма, его выводы не были основаны на научной теории. Также к одному из первых представителей социального утопизма относится Томмазо Кампанелла, который, в отличие от Томаса Мора, никогда не занимал высшего положения в обществе. Он относился к бедному крестьянству. В XVII веке Кампанелла издал своё главное и самое известное сочинение "Город Солнца", где высказал свое критическое мнение о существующем социальном строе Италии. В этом сочинении Кампанелла построил модель идеального, по его мнению, государства, в котором не существует частной собственности (кроме индивидуального жилья), есть только коллективная собственность. В этом государстве господствовал натуральный тип хозяйствования, что лежало в традиционной основе средневековой экономической теории. Только при взаимодействии в работе всех граждан, объединенных в общины, он видел развитие общества. Кампанелла утверждал, что общественное потребление при чрезмерном производстве материальных благ избавит от нищеты, взаимодействия и отношения между людьми необходимо строить на основе сотрудничества и дружбы. Однако Т. Мор и Т. Кампанелла не нашли способов к переходу к идеальному утопическому обществу, описание такого государства осталось только в сочинениях. Так появился утопический социализм и начал свое развитие с XVI века. Развитие утопического социализма Знаменитые представители социального утопизма Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн резко критиковали сложившийся в Европе капитализм. Несомненно, утописты сделали огромный вклад в становление экономики как науки, отметили тот факт, что современные капиталистические отношения нельзя назвать естественными, они невечные, так как созданы искусственно. Переход от менее совершенного общества к более совершенному, развитому социалисты-утописты называли развитием, изменением человеческого общества. Сторонники утопического социализма, как писал В.И.Ленин, «смотрели в ту же сторону куда шло и действительное развитие; они опережали это развитие». Сторонники классической буржуазной политической экономики утверждали, что капитализм является вечным и естественным строем общества, при нем возможно развитие. Однако социалисты-утописты высказывались против этой концепции, их аргументация основывалась на том, что низшие слои общества, рабочие массы живут в нищете, в то время как высшие слои чрезмерно богаты, капитализм противоречив. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн приносили в массы идею того, что в обществе должен царить порядок, тогда все будут жить достойно и счастливо. В своих взглядах о построении справедливой системы социалисты-утописты трактовали идеи и черты социалистического общества, акцентировали внимание не на сферах потребления и распределения, а выдвигали идею о реорганизации, изменении производства. Они обосновывали необходимость равенства каждого члена общества, существование коллективной собственности, всеобщий труд и наличие аппарата общественного управления. Идеи основоположников утопического социализма остаются актуальными и по сей день. Взгляды Сен-Симона Сен-Симон является одним из самых знаменитых социалистов-утопистов. Сен-Симон придерживался идеалистических взглядов. Так, он предложил рассматривать исторический процесс, в котором разум способствует переходу от одного типа общества к другому, а идеи способны править историческим процессом. Идеальной системой общества с точки зрения социальной сферы Сен-Симон считал промышленно-индустриальную систему. Более того, Сен-Симон видел, что в возможном дальнейшем развитии общества сферы производства, сельского хозяйства и коммерческой деятельности будут взаимосвязаны, что приведет к достижению целей, поставленных в обществе. Также Сен-Симон утверждал, что главной целью в обществе должно быть удовлетворение потребностей через производство полезных благ. Социалист-утопист отмечал, что обеспечение населения не только товарами первой необходимости, но и предметами роскоши, хорошее питание, достойное жилище помогают людям чувствовать себя радостнее. Можно сделать вывод, что мнение Сен-Симона гласит о главной цели будущего общества - удовлетворение материальных и духовных потребностей человечества, способствование развитию представителей любых классов. Сен-Симон считает, что эти цели можно достичь с помощью развития науки, ремесла и культурной составляющей. Мыслитель выделяет различные категории воздействий: человека на блага и человека на человека. Влияние индивида на блага или природные явления Сен-Симон называет самым практичным видом труда. Если говорить о влиянии человека на человека, то Сен-Симон отмечает такое взаимодействие как бесполезное, человеческие ресурсы тратятся попусту. Однако влияние людей друг на друга можно назвать полезным, если это способствует увеличению роли воздействия человека на природу. Важно отметить, что Сен-Симон критиковал капиталистический строй общества, по его мнению, капитализм имеет множество недостатков (неравномерное распределение ресурсов, расслоение общества на богатых и бедных, а также конкуренция). Сен-Симон предложил объединить классы. Так, он объединял рабочих, капиталистов и торговцев в один класс и назвал их индустриалами. Дворянство, духовенство и чиновников он считал бесполезными слоями общества и дал им название «бесплодные». Мыслитель не смог точно описать своё деление классов и объединить их в другой класс, но он утверждал о явном наличии противоречия между индустриалами и «бесплодными». Сен-Симон не оставляет без внимания и разделение труда в своей предложенной модели общества. В предложенной системе Сен-Симон разделяет задачи между классами. Например, интеллигенция берет на себя обязанности по улучшению работоспособности паховых земель населения. Помимо этого, класс интеллигенции должен помнить о культурной сфере общества, способствовать ее развитию для удовлетворения духовных потребностей общества. Научные деятели, в свою очередь, должны обратить внимание на экономическую часть и на богатство людей каждого класса. Им поручается разработка решений, которые помогут повысить эффективность труда и решить проблему неравенства общества и классов в нем. Предложенные решения на следующей стадии должны реализоваться уже у класса индустриалов. В свою очередь, они должны ознакомиться с решениями, скорректировать их и реализовать в жизни, так как этот класс осуществлял полезную работу в разных сферах. Концепция Сен-Симона имеет важную роль и в наше время. По его мнению, именно либеральное хозяйствование способно привести общество к хаосу, а для этого важно упразднять всяческие классовые привилегии. Этим в общественной модели Сен-Симона и занимаются научные деятели, что помогает развивать общество. Взгляды Шарля Фурье Шарль Фурье предполагал, что в скором времени свободная конкуренция будет заменена монополиями, когда экономист анализировал цивилизационное общество. Фурье также выделил определенные виды монополий (создал свою классификацию), однако в современное время такой классификации экономисты не придерживаются. Экономист, как и Сен-Симон, высказал свое мнение по поводу капитализма. Он критически высказывался о капиталистическом строе общества. В таком обществе он не видел развития. Фурье негативно относился и к революциям, он считал, что менять общество необходимо постепенно, то есть с помощью реформ. Также он искал путь к справедливости в обществе. По мнению Фурье, существует способ, который поможет основать новое общество. Этот способ он видел в создании закона, по которому общество и будет существовать и меняться. Общество будущего Фурье видел в том, что в нем будут объединены производители, которые смогут удовлетворять потребности населения. Однако в таком обществе не должно существовать классов. Если в обществе будут единые стандарты потребления, то будет царить гармония, не будет причин для войны, а нищета и вовсе перестанет существовать. Каждое объединение производителей будет иметь свою часть земли, где будут производиться разные блага, а затем распределяться в обществе (можно назвать это разделением труда). Фурье предполагал, что сельское хозяйство будет играть главную роль, в то время как машинное производство будет на второстепенном плане. В объединениях производителей Фурье оставлял частную собственность, а распределение продукции, по его мнению, должно проходить через капитал. Мыслитель утверждал, что такой план будет эффективен, так как роли простых рабочих и капиталистов поменяются местами. Таким образом с помощью преобразований Фурье пытался создать общество, в котором не будет классов. Шарль Фурье тоже предвидел некоторые изменения в обществе. Так, он утверждал, что в скором времени увеличатся жилые масштабы людей, бытовые услуги будут более полно удовлетворять нужды людей, а роль женщины в производстве будет такой же значительной, как и мужская роль. Концепция Фурье не теряет своей актуальности. Взгляды Роберта Оуэна Мировоззрение Оуэна касаемо теории стоимости похоже на взгляды представителей классической политической экономии, например, к Рикардо. Как и мыслители-классики, Оуэн придерживался трудовой теории стоимости, однако он считал, что полезность блага не включает полученную прибыль. Полученная прибыль, по его мнению, — это причина крупных кризисов, безработицы и социального неравенства. Оуэн уделял большое внимание условиям труда на фабриках, благоприятные условия труда могли решить социальные проблемы. Например, на одной из фабрик, которая принадлежала ему, он организовал строительство комфортных жилищ, места для питания и другие необходимые места. Более того, Оуэн установил свои законы, фиксирующие порядок труда. Отныне рабочий день длился 10 часов (сократился на 7 часов), детский труд был отменен (но только труд детей до 10 лет), отказался от трудовых штрафов, которые существовали долгое время. Оуэн, как и другие социалисты-утописты, предложил свою систему устройства государства. По его мнению, главным основанием для построения такого общества является уничтожение причин, которые впоследствии могут привести к неизбежным катастрофам, если вовремя не принять законы, ликвидирующие эти причины. Мыслитель также подчеркивает, что именно частная собственность является причиной несчастья общества, происходят преступления, прогрессирует нищета. Оуэн считает революции бессмысленными, так как они разрушают систему, необходим плавный переход к новому типу общества. В качестве примера Оуэн предлагает купить земельные участки по установленной цене у продавцов, а затем использовать землю как государственную собственность, которая будет являться источником общественной прибыли. Частную собственность, утверждает Оуэн, необходимо вовсе ликвидировать. Металлические деньги необходимо заменить на национальные. Как и другие социалисты-утописты принципы Оуэна повлияли на будущее общества. Например, каждый человек имеет право как на труд, так и на образование; полное равенство рабочих независимо от врожденных признаков. Социально-экономические реформы. На протяжении всего периода развития социального утопизма мыслители критиковали частную собственность, считалось, что общество должно строиться на основе существования одинаковых потребностей. Но постепенно по мере развития экономической мысли произошли изменения во взглядах социалистов-утопистов. Эти взгляды и описали мыслители, перечисленные на предыдущих страницах. Они выступали за модернизацию, технологическое развитие общества, увеличение масштабов государственного производства. Последнее и вовсе считалось основной целью для развития общества. Частная собственность, по мнению мыслителей, ограничивала конкуренцию, являлась причиной нищеты и кризисов. Социалисты-утописты не являются сторонниками ни революционных, ни эволюционных преобразований в обществе. Однако их взгляды были основаны на принципах социальной справедливости, что уже характеризовалось как социализм. Можно сказать, что такие взгляды являются антирыночными. Индивидуальная собственность заменялась коллективной, рабочие объединялись в коллективы для эффективной работы. О принципах социалистов-утопистов можно сказать, например, следующее: Мыслители представляют собой сторонников коллективизма, посредством национализации они объединяют членов общества, это осуществляет правительство. В. И. Ленин называл социалистов-утопистов романтиками. Они боролись с капитализмом и свободной торговлей, стремились к справедливости. Можно сделать вывод, что романтики, по Ленину, это экономисты, негативно относящиеся к либерализму в экономической сфере, в том числе к капитализму. Несомненно, социалисты-утописты внесли большой вклад в развитие экономической мысли, они показали, что в обществе необходимы реформы. Заключение Развитие утопического социализма происходило в течение длительного времени, на это ушла не одна эпоха. Социалисты-утописты были выходцами из разных социальных классов, их жизни кардинально различались. Однако ряд различий между образами жизни мыслителей социального утопизма не отменяет тот факт, что они придерживались взглядов научного социализма, который появился во времена Маркса. В этой идеи высказывалось мнение о разрушительном характере частной собственности, которая приводит к негативным общественным последствиям, чего и придерживались социалисты-утописты. Идеи каждого социалиста-утописта так и остались идеями, воплотить в жизнь их не удалось, так как не нашлись необходимые способы. Представители этой мысли выделили принципы, которые, по их мнению, создадут общество будущего. Например, коллективная собственность, равенство классов, разнообразие и специализация труда, постепенная урбанизация, ликвидация частной собственности. Они добивались построения такого общества, где абсолютно каждый человек будет счастлив, так обретется гармония, исчезнут причины для войны. Однако мысли о таком обществе остались лишь в идеях. Несомненно, концепции социалистов-утопистов повлияли на развитие экономической мысли, они заложили основы для нынешнего строения общества, предвидели его возможный строй. Эти взгляды повлияли на формирование общественного строя в СССР. Взгляды Сен-Симона, Оуэна и Фурье во многом похожи друг на друга, имеют значение и в наше время. Так, снижалась длительность рабочего дня, начинался запрет на труд детей, исчезала дискриминация рабочих по половым признакам, отменялись трудовые штрафы, что наблюдается и сейчас. Актуальность идей социалистов-утопистов, несомненно, остается и сейчас. |