МО март 2022. Целенаправленное воздействие на обучающегося через индивидуальную работу на уроке в формировании нравственноэстетического качества
Скачать 38.2 Kb.
|
ГОУ ТО «Болоховская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на МО учителей развивающего цикла на тему: «Целенаправленное воздействие на обучающегося через индивидуальную работу на уроке в формировании нравственно-эстетического качества»
Болохово, 2022 На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особое значение: оно вошло в число приоритетных направлений образования. Не случайно концепция духовно-нравственного воспитания, в которой говорится о необходимости приобщения обучающихся к национальным российским ценностям и традициям, является методологической основой перехода образования на новый федеральный государственный стандарт. Современные родители стараются делать все, чтобы их дети были преуспевающими во всём. И для этого они готовы нести немало физических и материальных затрат. Если посмотреть на режим дня современного ребёнка, можно ужаснуться загруженности: английский язык, музыкальна школа, бассейн, танцы, - и всё это после 5-6 уроков в общеобразовательной школе. Но знания каких предметов, языков, секций помогут ребёнку, оказавшемуся перед нравственным выбором? Толькодуховное воспитание может стать той связующей нитью, которая поможет маленькому человеку правильно решать насущные проблемы. От эпохи к эпохе менялись взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с Античности. В наше время, разрабатывая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания (Петерина С. В. Виноградова А. М., Воробьева М. В. Суровцева А. Р.) Задачи : 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. 2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его. 3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. 4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность. 5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. 6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д. 7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других). 8. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей. 9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности. 10. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. 11. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней. 12. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народо Таким образом, главной целью воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование духовных ценностей. Русский человек издавна имел особое мировоззрение, особый взгляд на решение жизненных вопросов. Он всегда ощущал себя частью чего-то большего, чем являлся он сам, и видел смысл собственной жизни в служении другому. Воспитание любви к родному дому, семье, близким, товарищам, малой и большой Родине – России, уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства, - все это необходимо воспитывать в семье и школе через приобщение ребенка к духовному и культурному наследию своего народа. Одним из самых сильных и удивительных педагогов можно считать русский язык, созданный народом и отражающий духовную сущность русского человека. Очень много времени на своих коррекционных занятиях уделяют учителя-логопеды работе с языком, изучению слов, несущих в себе яркую выразительность, образность и эмоциональность. Благодаря работе над русскими народными пословицами, поговорками, потешками, закличками, дети учатся вслушиваться в слово, в выражение, понимать и объяснять его смысл. Но для того, чтобы дети смогли объяснить некоторые пословицы, например: «Не всё коту Масленица, придёт и Великий пост», с ними нужно проводить беседы, рассказывать о русских традициях и православных праздниках. После этого дети уже самостоятельно могут объяснить, что «масленичная неделя» - это неделя перед Великим постом, когда православные пекут блины с маслом, а мясо уже не употребляется. «Прощеное воскресение» - воскресение перед Великим постом, когда люди просят друг у друга прощение. «Великий пост» - пост перед Великим праздником Пасхи. Таким образом, учителя-логопеды на логопедических занятиях используют пословицы как средство формирования установок нравственно – патриотического поведения.Уточняя понимание смысла, заложенного в поговорках и пословицах, мы решаем коррекционно-развивающие задачи, помогаем вырабатывать навык правильного выбора и осознанного употребления их в речи. Мудрость нашего народа помогает нам воспитывать школьников на положительных человеческих качествах: «учись доброму, худое на ум не пойдет», «служить верой и правдой», «доброе дело питает и душу, и тело». Ученики, подбирая и используя пословицы, качественно обогащают и расширяют свой словарный запас, невольно впитывая при этом нравственные человеческие ценности. Например: честность-… («честность всего дороже»), ум –… («птице даны крылья, а человеку — разум»). Читая и пересказывая вместе с детьми историю происхождения пословицы, мы ведем работу по коррекции дислексии, развитию связной речи. На уровне слова, словосочетания, предложения, текста проводим коррекцию дисграфии и дизорфографии. В свои занятия включаем такие виды работ как анализ текста, составление предложений и текстов с устойчивыми сочетаниями слов и крылатых выражений. Очень важно привить учащимся интерес к использованию пословиц, способствующих положительному нравственно-патриотическому воспитанию. Большое значение для воспитания детей имеет работа над малыми жанрами фольклора. Покоряют своей нежностью, сказочностью, мелодичностью колыбельные песни; обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений, развивают чувство юмора прибаутки и небылицы; формируют поэтическое отношение к природе и к жизни заклички, приговорки, игровые припевы; помогают вырабатывать правильную речь считалки и скороговорки. Сегодня особенно необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Как сокровищница русского народа, сказка находит своё применение в различных областях работы с детьми младшего школьного возраста, в том числе и на логопедических занятиях. Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребёнка, пишет, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу». [2]. Поэтому так важно на логопедических занятиях развивать не только устную речь младшего школьника, но и заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, доброжелательное отношение к людям. Народная сказка в системе воспитания решает такие задачи, как донесение нравственных ценностей до сознания младших школьников в доступной форме, воспитание любви ко всем людям и природе, закладывание нравственных основ и начал. Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключаются в следующем: победа добра, психологическая защищенность; отсутствие в сказках нравоучений; наличие тайны и волшебства; образность, метафоричность языка. Речь сегодняшних младших школьников бедна словами, оценивающими и называющими чувства, отношения, обозначающими нравственные понятия. Поэтому, сейчас особенно необходимо на логопедических занятиях активизировать формирование у них нравственно-этического словаря, лексики, относящейся к группе «человеческие отношения». Именно в сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, накапливая тем самым, тот «багаж» знаний, который может пригодиться в течение всей жизни. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы, чужие чувства, радости и горести, и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Певуч, поэтичен и красив язык сказок, он содержит много метафор и сравнений. Небольшие песенные вставки, красивая присказка и концовка вызывают у детей интерес к языку, стимулируя образность речи, играют большую роль в развитии языка. Красочно описываются в сказках природные явления, во многих из них участвуют как дикие, так и домашние животные, приводятся задачи, загадки и их разгадки, которые расширяют кругозор, обогащают знания об окружающем мире. В сказках много очень метких и поучительных пословиц и поговорок. Под впечатлением сказочных образов рождаются в душе ребёнка эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, активизируют поток мыслей, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через эти образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками. Оно становится живой реальностью мышления - сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием этих чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без живой, яркой, сказки трудно представить детское мышление и детскую речь, то есть сказки можно считать важнейшим словесным средством умственного и нравственного воспитания. «Сказка – неотъемлемая часть духовной жизни народа. Она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов, утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность и т. д., высмеивает безделье, желание легко получить желаемые блага, чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Если мы донесем до детей народные сказки, то наше поколение выpacтeт, впитывая в себя корни национального бытия, национальной культуры, т. к. со сказки начинается правдивый, честный человек, добрый и заботливый, творческий и гуманный» [1]. Логопедические занятия, проводимые и организуемые по определенному сюжету или теме помимо развития всех компонентов речи, способствуют и воспитанию нравственно-эстетических чувств у младших школьников. От желания и возможностей логопеда зависит сюжетная основа фронтальных занятий, которая может быть организована с использованием сказочных сюжетов, элементов фольклора, литературных персонажей, сюжетных и печатных картин, специально изготовленных пособий: рисунков, коллажей, мозаик, панно, воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений и др. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Инсценирование народных сказок даёт детям возможность «примерить» роли конкретных сказочных героев и «проиграть» жизненные ситуации, а значит, возможность самостоятельно искать новые способы разрешения нравственно-этических ситуаций и умения применять полученные знания в жизни, в конкретной ситуации. Ценна для духовно-нравственного развития не только народная, но и авторская сказка. Логопеды могут использовать сказки Коротковой Людмилы Дмитриевны («Долги хуже грехов», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять - свое потерять» и др.), которой даже написана программа «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки» (Для общеобразовательных школ: 1-4 классы). Работа по данной программе может проводиться как постоянно во внеурочное время, так и фрагментарно во время фронтальных, подгрупповых или индивидуальных занятий. Особое место среди авторских сказок занимают так называемые православные сказки. Например, сказка современного автора Романа Балакшина «Добрый дедушка. Сказание о Деде Морозе». В этом сказании Дед Мороз предстает перед нами в несколько нетрадиционном образе: он является реальным человеком – мальчиком Иваном из села Морозовицы, который посещает храм, защищает Родину от врагов, ведет благочестивый образ жизни, заботится обо всех нуждающихся. В течение всей жизни Иван выполняет наказ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, образ которого и положен в основу образа Деда Мороза. Формы работы с такими сказками могут быть разными: как традиционными, так и инновационными. Так, ученица нашей школы под руководством учителя-логопеда писала по данной сказке исследовательскую работу по теме «Житие Ивана по прозванию Дед Мороз», где исследовала, можно ли главного героя «Сказания …» считать святым. Таким образом, и авторские сказки могут выступать основой нравственного воспитания современных младших школьников как в общеобразовательном процессе, так и в коррекционной логопедической работе. Еще одним эффективным методом по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников можно считать творческие задания: сочинения - миниатюры как светской («Если бы я был волшебником», «Мой любимый сказочный герой» и др.), так и православной («Что я хотел бы попросить у Господа?», «Мой любимый святой», «Святой – хранитель нашей семьи» и др.) тематики. Так, создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному и духовному наследию. Немаловажная роль в духовно-нравственном развитии младших школьников отводится совместной творческой работе учеников и их родителей. Особую роль в этом играют речевые и православные праздники. Это яркая форма не только отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, но и приобщение к православной культуре своего народа, обогащение новыми знаниями и общими переживаниями. Все выше перечисленные формы работы с младшими школьниками на логопедических занятиях положительно влияют на духовно- нравственное воспитание. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Выступая на XIV Рождественских чтениях, Распутин В. Г. пишет: «…мы подошли сегодня к черте, когда школа становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире. Никогда еще так не нуждалась школа в грамотном учителе — грамотном не только в своем предмете, но прежде всего и свыше всего, если так можно сказать, в науке отечественного обоняния и осязания, с которых начинается гражданство. Школьное образование сегодня — это служение, и служение тяжкое до самоотвержения и креста, и кто не готов к нему, тому лучше отойти в сторонку и заняться другим делом. Сегодня еще не поздно, … и со школьных парт, и в вузовских аудиториях чают и ждут такого учителя». [5]. Список литературы: 1. Байчорова, С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников средствами народных сказок / С. Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. – Карачаевск, 2005. – С. 28–30: 2. Волков Г. Н. Этнопедагогика./Г. Н. Волков.-М:Академия,1999. 3. Ковардакова И.Ю. Этнокультурный подход в коррекции речи дошкольников http://ped-kopilka.ru/blogs/.html 4. Крестовский А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников. http://www.portal-slovo.ru 5. Распутин В. Г. Роль литературы в образовании и православном воспитании. Доклад на XIV Рождественских чтениях. http://www.portal-slovo.ru |